В соответствии с требованиями ФГОС ВПО по направлению подготовки, реализация компетентностного подхода предусматривает использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий (компьютерные симуляции, деловые и ролевые игры, разбор конкретных ситуаций (кейсов), групповые дискуссии, коллоквиумы, мастер-классы экспертов и специалистов, самостоятельные исследовательские проекты) в сочетании с внеаудиторной работой с целью формирования и развития профессиональных навыков обучающихся.
Лекционные занятия дополняются СЗ и различными формами СРС с учебной и научной литературой. В процессе такой работы студенты приобретают навыки «глубокого чтения» - анализа и интерпретации текстов по методологии и методике дисциплины.
Учебный материал по дисциплине «Региональная экономика» разделен на логически завершенные части (модули), после изучения, которых предусматривается аттестация в форме тестов, контрольных работ и устных зачетов.
Работы оцениваются в баллах, сумма которых дает рейтинг каждого обучающегося. В баллах оцениваются не только знания и навыки обучающихся, но и творческие их возможности: активность, неординарность решений поставленных проблем, умение сформулировать и решить научную проблему. Каждый модуль учебной дисциплины включает обязательные виды работ – СЗ, ЛР, различные виды СРС.
Форма текущего контроля знаний – работа студента на семинарском занятии. Форма промежуточных аттестаций – индивидуальная письменная (домашняя) работа по исследуемому муниципальному образованию. Итоговая форма контроля знаний по дисциплине – защита самостоятельной исследовательской работы (зачет).
Для успешного усвоения материала курса «Региональная экономика» требуются значительное время и усилия: посещение лекционных занятий и конспектируемого материала, работа с ним дома, самостоятельная проработка материала рекомендуемых учебников и учебных пособий при подготовке к семинарским занятиям. Особое внимание следует обратить на выполнение предлагаемых в планах семинарских занятий практических занятий, так как теоретические положения лучше усваиваются при применении их к условным практическим ситуациям.
При самостоятельной работе с учебниками и учебными пособиями полезно иметь под рукой справочную литературу и словари, так как могут встречаться новые термины, понятия, смысл которых студенты пока не знают. При чтении учебной литературы необходимо делать записи положений, которые не нашли отражения в лекциях.
Тестовые задания предполагают выбор правильного ответа из предлагаемых. Здесь важно обдумывать свой выбор, а не просто «угадывать».
При подготовке к зачету необходимо, прежде всего, обратить внимание на уяснение понятийного аппарата учебной дисциплины, запомнить определения основных понятий и терминов, их условные обозначения, основные формулы и графики, уяснить причинно-следственные связи между экономическими параметрами.
Опыт проведения зачетов показывает, что именно эти моменты вызывают наибольшие трудности у студентов при подготовке ответов на зачете.
При повторении теоретического материала во время подготовки к зачету не следует заучивать его наизусть. Важно понять смысл и уметь передать его во время ответа на зачете. Чтобы избежать этого, необходимо воспользоваться предлагаемым в УМК глоссарием.
Работа на семинарских занятиях предполагает самостоятельную подготовку студентов. На первом семинарском занятии студенты получают темы рефератов, над которыми они самостоятельно работают. Объем реферата составляет 20-25 печатных страниц, при написании должно быть использовано не менее 8-10 источников литературы, причем желательно использовать статьи из газет и журналов. Реферат должен отвечать всем требованиям, предъявляемым к таким работам, то есть иметь:
- титульный лист;
- план, учитывающий все моменты реферата;
- введение, в котором студент должен сформулировать основную цель реферата и задачи, которые предполагается решить для достижения поставленной цели;
- основную часть, где раскрываются основные вопросы реферата;
- заключение, в котором студент должен сделать выводы о том, достигнута ли цель реферата и решены ли поставленные задачи;
- список использованной литературы.
На основании реферата студенты готовят краткие тезисы по основным моментам реферата на 7-10 минут для выступления с докладом на семинарском занятии. Также должны быть подготовлены вопросы по рассматриваемой теме.