Аспекты формы произведения




В современном литературоведении утвердилось представление о том, что форма произведения – это способы повествования о жизненных явлениях. Форма представляет собой структуру, в которой можно выделить три основные грани (аспекты, уровни): художественная речь, композиция, художественный мир произведения. В каждой из этих граней выделяют более мелкие элементы (или компоненты). Соответственно, цель литературоведческого анализа – выяснение специфики каждого из компонентов и их содержательной функции (т.е. смысла). Рассмотрим подробнее компоненты содержательной формы произведения.

Важнейшая сторона содержательной формы произведения – его художественный мир, который писатель создает, уподобляя миру реальному: описывается определенное пространство (город, село, страна, планета и т.д.), определенная эпоха (историческая или фантастическая). В этом мире свои, присущие этому времени и месту пейзажи и предметы, строения с характерным для них стилем и интерьером, утварью. Здесь действуют персонажи, обладающие только им свойственным образом мыслей и чувств (мировоззрением и психологией), а также индивидуальной речью («голосом»).

Художественный мир – особая, вымышленная жизнь, в которой происходят вымышленные события. В этом мире свои законы (физические, психологические, социальные и т.д.). В нем изображается существование круга действующих лиц, предметов, вещей и явлений, обладающих особой значимостью. О самостоятельности и нетождественности поэтического мира реальной жизни писал в 1968 г. Д.С. Лихачев: «Внутренний мир художественного произведения имеет еще свои собственные взаимосвязанные закономерности, собственные измерения и собственный смысл, как система»[9]. Но при всем при том, пишет исследователь, мир художественного произведения не автономен. Он зависит от реальности, отражает мир действительности, является результатом «и верного отражения, и активного преобразования действительности». В этом мире существуют свои пространство и время (не совпадающие с реальными), персонажи, события (правдоподобные или фантастические), вещи (известные или изобретенные автором).

Наиболее значительная часть мира литературного произведения – персонажи и их система. Как в жизни, в поэтическом мире важно движение, действие, событие (хотя бы мыслимое, как-либо ощущаемое, умозрительное). Совершать действия могут одушевленные предметы (как в сказках Г.-Х. Андерсена, например), растения или животные (рассказ «Аttalia princeps» В.Гаршина, «Записки кота Мурра» Э.Т. Гофмана), нечистая сила, мертвецы («Гробовщик» А.С. Пушкина, «Вий» Н.В. Гоголя и др.), наконец, люди.

В мире произведения персонажи обладают индивидуальностью внешней и внутренней. Автор описывает их наружность, которая включает не только черты лица, фигуры, но и одеяния (или отмечает отсутствие одежды), а также мимику, манеры, формы поведения.Особенности создания портретов обусловлены историей развития литературы, характером произведения, намерениями автора. Так, герои эпоса наделены преимущественно идеализирующими портретами, комедийно-сатирические персонажи – гротескными и т.д. Портрет может быть в большей или в меньшей степени психологическим. Внешность персонажа может отражать его характер и соотноситься с переживаниями, мыслями, желаниями. Кроме того, изображается и бессознательное, проявляющееся и угадывающееся в видениях наяву, сновидениях и т.д.

Цельность изображению персонажа придает утверждение или отрицание позиции героя, т.е. авторская оценка, выявление которой необходимо. Соотнесенность авторской позиции с позицией персонажей и первичного субъекта речи составляет основу литературных произведений, понимание которой создает предпосылку для корректной интерпретации художественного целого.

В персонажах писатель воплощает свое понимание человеческих характеров. Характеры оцениваются читателями этически (по отношению к понятиям добра и зла, например), а персонажи – эстетически, т.е. с точки зрения их выразительности, яркости, оригинальности. Например, характеры скупца, лицемера, лжеца в мировой литературе воплощены в прекрасных художественных образах Гобсека, Тартюфа, Хлестакова и др.

Практическое задание 6. Портрет Раскольникова

(по роману «Преступление и наказание»)

Вопросы и задания

1. В романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» прочтите и отметьте словесные портреты Раскольникова. Определите портреты статические и динамические.

2. Расскажите, что добавляют к экспозиционному портрету Раскольникова дальнейшие динамические штрихи (т.е. изображения его манер и поведения).

3. Выделите портретные зарисовки, в которых изображаются проявления сильных эмоций героя (плач, гнев, истерика, смех).

4. Охарактеризуйте Раскольникова по портретам, данным в романе. Можно ли сказать, что повествователь описывает личность однозначную, цельную, с устоявшимся мировоззрением? Аргументируйте ответ.

5. Какой из данных в романе портретов произвел на вас сильнейшее впечатление? Каким вы представляете себе главного героя романа?

6. Сопоставьте портрет Раскольникова с портретом Порфирия Петровича. Чья внешность представляется вам более симпатичной? Почему? На чьей стороне симпатии повествователя? Подтвердите ответ примерами из романа.

7. Какие чувства испытывает герой? Проследите и опишите по мимике героя смену его настроений, чувств и мыслей.

8. Выпишите из текста романа обозначения смеха (синонимичные выражения) Раскольникова. Охарактеризуйте функции описаний смеющегося (ухмыляющегося, хохочущего и т.д.) героя. Какие чувства выражает этот смех?

9. Являются ли мимика и жесты Раскольникова реакцией на внешние события или это проявление его внутренней жизни? Аргументируйте примерами из текста.

10. Изменяется ли характер Раскольникова на протяжении романного времени?

11. Какие эмоциональные реакции кроме смеха свойственны Раскольникову? Приведите примеры описаний.

12. Является ли изображение смеха персонажа адекватной реакцией на события? (аргументируйте примером одной из соответствующих романных ситуаций).

Рекомендуемая литература

1. Габель М. О. Изображение внешности лиц (под ред. А. И. Белецкого)// Белецкий А. И. Избр. труды по теории литературы. М.: Просвещение, 1964. С. 149–69.

2.Галанов Б. Искусство портрета. М.: Советский писатель, 1967. – 208 с.

3. Романова Г.И. Персонаж: портрет и поведение (по роману «Преступление и наказание» Ф.М. Достоевского// Традиции в русской литературе. Saarbruken: Lap Lambert, 2012. – С. 80-87.

4.Хализев В.Е.Человек смеющийся //Ценностные ориентации русской классики. – М.: Гнозис, 2005. – С. 301-354.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: