Практические занятия 7-8. Жанровые особенности




«Пошехонской старины» (1888) М.Е. Салтыкова-Щедрина

Вопросы и задания

1.Прочтите указатель произведений М.Е. Салтыкова-Щедрина. Выделите те, в заголовках или подзаголовках которых содержатся указания на жанр. Перечислите основные жанры произведений Салтыкова-Щедрина.

2.Определите случаи, когда жанровое обозначение использовано писателем с пародийными целями.

3.Благодаря какому приему создается в таких случаях комическая ситуация?

4.Обратите внимание на подзаголовок «Пошехонской старины». Определите, в буквальном или пародийном смысле использовано данное обозначение. Подкрепите ответ текстовыми примерами.

5. Перечислите основные черты житийного канона.

6. Перескажите основные сюжетные события «Пошехонской старины». Есть ли сходство с событиями, обязательными для жития? Какие?

7. Как относится составитель жития к святому, о котором повествует?

8. Как оценивает Салтыков-Щедрин своих героев? Подтвердите ответ примером из «Пошехонской старины».

9. Приведите примеры в тексте «старины», где развиваются традиции русской демократической сатиры, в которой, по словам Д.С. Лихачева, создавался «антимир», в котором все наоборот, нелепо и бессмысленно.

10. Выделите в тексте пейзажные зарисовки. Какова их содержательная функция?

11. Определите первичного субъекта речи в «Пошехонской старине». Кто ведет повествование (от какого лица)?

12. Является ли первичный субъект речи персонажем повести?

13. Как соотносятся реальный (биографический) писатель с его «заместителем», от лица которого введется рассказ в «Пошехонской старине»?

14.Как соотносятся персонаж, ведущий речь, с главным героем произведения?

15. Определите характер смеха в произведении.

16. Сформулируйте основную тему «Пошехонской старины». Какая сторона жизни изображена здесь?

17. В мировой литературе известны случаи изображения детства как счастливой или, наоборот, несчастной поры жизни. С каким чувством описывается детство Никанора Затрапезного?

18. В каком литературном жанре описывается счастливая семейная жизнь?

19. Можно ли отнести к этому жанру «Пошехонскую старину»? Подтвердите свое мнение примерами из текста последней главы.

20. Объясните «жанровый» смысл истории коровы Белогрудки, включенной в эту главу.

Рекомендуемая литература

1. Бахтин М.М. Формы времени и хронотопа в романе: Очерки по исторической поэтике//Бахтин М.М. Вопросы литературы и эстетики. М., 1975.

2.Макашин С. О «Пошехонской старине»// Салтыков-Щедрин М.Е. Собр. соч.: В 20 т. М., 19. Т.7.

3. Романова Г.И. «Пошехонская старина» М.Е. Салтыкова-Щедрина как антиидиллия// М.Е. Салтыков-Щедрин: русская и национальные литературы. Материалы международной научно-практической конференции 26-27 сентября 2014 г. – Ереван: Лингва, 2014. - С. 595-603.

4. Хализев В.Е. Идиллическое в «Вишневом саде» А.П. Чехова// Хализев В.Е. Ценностные ориентации русской классики. –М., 2005. –С. 369.

5. Юрченко Т.Г. Идиллия//Литературная энциклопедия терминов и понятий/Под ред. Николюкина А.Н. –М., 2001. –С. 290.

 

Практическое занятие 9. Организация речи в рассказе А.И. Солженицына «Захар-Калита» (1965)

1. Прочтите рассказ Солженицына и ответьте на вопросы.

2. Кто ведет рассказ (рассказчик, повествователь, герой рассказа)? Выделите в тексте рассказа все текстовые фрагменты, подтверждающие вашу точку зрения.

3. Как субъект речи соотносится с автором (историческим)?

4. Как соотносится субъект речи с персонажами рассказа?

5. Охарактеризуйте субъекта речи: можно ли что-то сказать о его внешности? Поведении? Известна ли история его жизни? Подтвердите фрагментами текста.

6. Назовите всех действующих лиц рассказа.

7. Кратко перескажите сюжет.

8. Каковы общественно-политические взгляды рассказчика?

9. Как соотносятся эти взгляды с официальной идеологией 1960-х гг.?

10. Что вы знаете об истории публикации этого рассказа?

Рекомендуемая литература

1. Мешков Ю.А. Александр Солженицын: личность. Творчество. Время. –Екатеринбург, 1993. –С. 31-50.

2. Романова Г.И. Образ рассказчикав рассказе А.И. Солженицына «Захар-Калита» // Романова Г.И. Практика анализа литературного произведения. –М.: Флинта; Наука, 2006. С.46-55.

3. Чалмаев В.А. Солженицын: Жизнь и творчество. –М.: Просвещение, 1994. - 286 с.

 

 

Заключение

Изучение литературного произведения в современной науке предполагает использование различных приемов и форм. В данном пособии мы смогли осветить только некоторые из них, знакомство с которыми необходимо уже на первых ступенях обучения. В отличие от учебника, последовательно и подробно освещающего материал во всем объеме, в пособии рассмотрены лишь некоторые теоретические разделы, связанные со спецификой литературного произведения. При этом особо выделена практическая сторона вопроса, направленная на поддержку самостоятельной работы студентов, их подготовку к практическим и семинарским занятиям. Последовательное выполнение заданий, поиски ответов на вопросы, освоение рекомендуемой основной и дополнительной литературы должно научить профессионально анализировать художественный текст, а также обобщать и интерпретировать результаты анализа. В результате освоения дисциплины у студентов сформируется общее представления о комплексном анализе и интерпретации художественного произведения, об основных формах литературоведческого исследования, о методологической основе анализа и интерпретации литературных произведений.

 

 


[1] Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М., 1979. С. 371.

[2] Виноградов В.В. Проблема авторства и теория стилей. М., 1961.

[3] Виноградов В. Проблема автора в художественной литературе // Виноградов В. О теории художественной речи. - М.:Высшая школа,1971. - С.118.

[4] Корман Б.О. Итоги и перспективы изучения проблемы автора // Страницы истории русской литературы. -М., 1971. -С. 199.

[5] Там же. С. 202.

[6] Корман Б.О. О целостности литературного произведения//Корман Б.О. Избр. труды по теории и истории литературы. -Ижевск, 1992. -С. 119-128.

[7] Корман Б.О. Избр. труды. С. 174.

[8] Барт Р. Текстовый анализ// Новое в зарубежной лингвистике. М.:Прогресс, 1980. Вып. 9. С. 307.

[9] Лихачев Д.С. Внутренний мир произведения // Вопросы литературы. 1968. № 8. С. 74.

[10] Толстой Л.Н. Собр. соч.: В 22 т. М., 1984. Т. 17-18. С. 820.

[11] Бахтин М.М. Формы времени и хронотопа в романе: Очерки по исторической поэтике \\ Бахтин М.М. Вопросы литературы и эстетики. М.: Художественная литература, 1975. С. 391.

[12] Есин А.Б. Литературное произведение: Типологический анализ. М., 1992. С. 61.

[13] Гуковский Г.А. Изучение литературного произведения в школе. М., 1966. С. 104.

[14] Шеллинг Ф.В. Система трансцендентального идеализма. М., 1936. С. 383.

[15] Потебня А.А. Из записок по теории словесности (1905). М., 19 С. 118.

[16] Скафтымов А.П. К вопросу о соотношении теоретического и исторического рассмотрения в истории литературы (1923) // Поэтика художественного произведения. М.: Высшая школа, 2007. С. 24.

[17] Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М., 1979. С. 362.

[18] Жолковский А.К., Щеглов Ю.К. Мир автора и структура текста. Нью-Йорк, 1986. С. 10.

[19] Чернец Л.В. «Как слово наше отзовется…» М.: Высшая школа, 1995. С. 129.

[20] См., например, статьи: Добролюбов Н.А. «Темное царство», Писарев Д.И. «Борьба за жизнь» и др.

[21] Овсянико-Куликовский Д.Н. Этюды о творчестве Тургенева. СПб., 1904. С. 255.

[22] Балухатый С.А. Вопросы поэтики.- М., 1990. -С. 18.

[23] Хализев В.Е. Драма как род литературы. С. 47.

[24] Сахновский-Панкеев В.А. Драма. Конфликт. Композиция. Сценическая жизнь. -М., 1969; Костелянец Б.О. Лекции по теории драмы. Драма и действие. -М., 1976; Хализев В.Е. Драма как род литературы; и др.

 

[25] Станиславский К.С.Собр. соч.: В 8 т. – М.: Искусство, 1954. Т. 2. –С. 63-64.

[26] Бахтин М.М. Вопросы литературы и эстетики. –М.:Искусство, 1975.–С. 231-232.

[27] Аристотель. Риторика. Поэтика/Пер. В.Г. Аппельрота. – М.:Лабиринт, 2005. – С. 174, 173.

[28] Диев В. Драма// Словарь литературоведческих терминов. -М., 1974. -С. 71.

 

[29] Аристотель. Риторика. Поэтика/ Пер. с древнегреческого О.П. Цыбенко. – М., 2005. –С. 181-182.

[30] Хализев В.Е. Драма как род литературы. – М.: Изд-во МГУ, 1986. – 260 с. С. 173.

 

[31] См.: Гинзбург Л. О лирике. Л.:Сов. писатель, 1974 (2-е изд.); Поспелов Г.Н. Лирика среди литературных родов. -М.:Изд-во Моск. ун-та, 1976; Корман Б.О. Лирика и реализм. Иркутск, Изд-во Иркут. ун-та 1986; Бройтман С.Н. Русская лирика XIX-ХХ века в свете исторической поэтики. Субъектно-образная структура. -М.:РГГУ, 1997.

[32] Белинский В.Г. Собр. соч.: В 9 т. -М.:Худож. лит., 1978. -Т.3. -С.295.

[33] Тимофеев Л.И. Лирика // КЛЭ. Т.4. Стлб. 208-213.

[34] Поспелов Г.Н. Типология литературных родов и жанров // Поспелов Г.Н. Вопросы методологии и поэтики. -М.:Изд-во Моск. ун-та, 1983. -С. 203.

 

 

[35] Холшевников В. Мысль, вооруженная рифмами. М.: Академия, 2005. С. 75.

[36] Холшевников В. Мысль, вооруженная рифмами. Хрестоматия. М.: Академия, 2005. С. 131.

[37] Корман Б.О. Лирика Н. А. Некрасова. Воронеж, 1964. С. 72.

[38] Корман Б.О. Лирика Н. А. Некрасова. Воронеж, 1964. с. 165.

[39] Глэд Д. Беседы в изгнании. М.: Книжная палата,1991. Эстеты. Иосиф Бродский. Колледж Парк, 1979 конец перед интервью Хазанова

 

[40] Хализев В.Е. Драма как род литературы. -С. 41-42.

[41] Поспелов Г.Н. Типология литературных родов и жанров // Поспелов Г.Н. Вопросы методологии и поэтики. -М., 1983. -С. 203.

 

[42] Тамарченко Н.Д. Теория литературы. -Т.1. -С. 309.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: