Русские салоны 1 половины XIX века
Можете говорить вначале эту речь, а можете и не говорить либо сказать что-то другое – вам на откуп.
Следите за тем, чтобы не было сильно затянуто, возможно сократите. Собственно можно читать по бумажке, но лучше подглядывать на записи, глядя все же на зрителей.
Салон — литературный, художественный или политический кружок избранных лиц, собирающихся в частном доме.
Развитие русской культуры XIX века отличается сложностью и многогранностью. Именно в начале века она переживает этап мощного подъема, что обусловлено целым рядом причин: влиянием идей Просвещения, событиями Отечественной войны 1812 года, восстанием декабристов, развитием экономики, и пр. Однако не менее важны и внутренние факторы развития культуры, обусловливающие логику ее движения.
Русская культура в тот период развивалась в различных видах и формах. Видовые характеристики культуры вообще и русской в частности во многом обусловлены ее составом, в связи с этим можно говорить о культуре определенных социальных групп, например культуре тех или иных сословий. Среди высших сословий было и дворянство, с существованием которого связывают появление салонной культуры.
Следует, однако, отметить, что в XIX веке к салонной культуре было сопричастно далеко не все дворянство, а только тонкий слой образованной, мыслящей его части. Деятельность дворянско-аристократической интеллигенции в России (в том числе и благодаря салону) способствовала последующему мощному культурному и художественному развитию страны.
Реквизит (в целом он стандартен для каждого действия кроме последнего, что придумаете и найдете – обязательны стол, несколько стульев, подсвечники и украшения стен в виде репродукций картин).
Кабинет с проектором. Будут 2 презентации: картины Брюллова и Кипренского. Нужен один танец (совсем маленький, просто несколько па на 30 секунд, или больше). Девушкам платья. Мужикам сюртуки – здесь уже только ваши возможности и воображение. Большая часть ролей – мужские, т.к. мужиков дефицит то девушки будут играть мужские роли.
Нужен ноутбук (ну это есть на кафедре и колонки). Музыку вам подберу (кроме музыки для танца). И презентации по картинам сделаю.
Фотограф 1 (потом сделаете альбом фотографий и отдадите Н.М. на экзамене).
Действие 1
Салон Елизаветы Михайловны Хитрово̀
(Из описания современников для костюма (Элиза гнусила, была в белом платье, очень декольте; её пухленькие плечи вылезали из платья; на указательном пальце она носила Георгиевскую ленту и часы фельдмаршала Кутузова и говорила: " Il a portecela a Borodino". ("Он носил это при Бородине.")))
Ведущий (возможно он же Пушкин, но тогда очень много слов). Все уже сидят (3 человека вместе с хозяйкой салона).
Друзья, хотим вы вам открыть
Завесу с первого салона -
Что предстоит нам посетить
В петербургском обществе
(В подражании обществу парижскому)
Мы находим много общего:
Роскошь, красота – престижность
Позвольте представить - Елизавета Хитрово
Как сообщает современников перо:
Приветлива, изыскана, добра.
Не избежать её нам торжества.
Любимая дочь Кутузова
Мы от неё узнаем все вопросы дня!
Интриги у австрийцев и французов
Все тайны! Только с корабля!
Заходит Пушкин, кланяется всем и подходит к Хитрово:
Пуш. Мадам, позвольте выразить свое почтение! Как рад я видеть вас!
Хит. Ах, Александр Сергеевич, лукавите мой друг! Я слышала вы болели, почему вы отказались от моей помощи? Не отвечали на записки? Ведь я скучала без вашего общества! Как поживает ваш Онегин?
Пуш. Madame, такой скучный больной, как я, вовсе не заслуживает столь любезной сиделки, как Вы. Но я весьма признателен Вам за это христианское и поистине очаровательное милосердие. Я в восхищении, что Вы покровительствуете моему другу Онегину; Ваше критическое замечание столь же справедливо, как и тонко, как и всё, что Вы говорите..."
Хит. Вы обещаете зайти ко мне уже целый месяц. Как редко я вас вижу!
Пуш. Боже мой, madame, бросая слова на ветер, я был далек от мысли вкладывать в них какие - нибудь неподобающие намеки: Я не прихожу к Вам потому, что очень занят, могу выходить из дому лишь поздно вечером и мне надо повидать тысячу людей, которых я всё же не вижу...
Дальше они переходят на шёпот. 2 гостя встают (допустим, это Вяземский и Соллогуб)
Начинается разговор-знакомство:
Сол. Позвольте представится: Владимир Александрович Соллогуб, писатель, драматург.
Вяз. Петр Андреевич, Вяземский, круг моих занятий крайне широк.
Сол. Я первый раз, по приглашению Елизаветы Михайловны не могли бы поведать, что интересного возможно здесь узнать?
Вяз. Представьте себе древнюю Грецию. Афинские граждане не нуждались в газетах, а жили, учились, мудрствовали и умственно наслаждались в портиках и на площади. Так и здесь можно запастись сведениями о всех вопросах дня, начиная от политической брошюры и парламентской речи французского и английского оратора, и кончая романом или драматическим творением. А какая непринужденность, терпимость, вежливость, и себя и других уважающих свобода в этих разнообразных разноречивых разговорах. Вот что здесь прекрасно Владимир Александрович.
Сол. Я вижу Пушкин здесь..
Вяз. Да, хозяйка безнадежно влюблена, в нашего дорогого, но все таки слишком для неё молодого поэта. (Манит его поближе) Представляете, Пушкин мне давеча рассказывал (от лица Пушкина): Лиза написала, было мне письмо вроде духовной: - " верьте нежности той, которая будет любить вас и за гробом" и проч., да и замолкла; я спокойно себе думаю, что она умерла. Что же узнаю? Элиза влюбилась в вояжера да с ним кокетничает! Каково? - О женщина, женщина! Созданье слабое и обманчивое..."