Трагические вехи биографии поэта




Михаил Юрьевич Лермонтов по линии отца был шотландцем. В Шотландии целы ещё развалины замка Эрсильдоун, которые и теперь носят название Лермонтовой башни. Самый отдалённый предок Лермонтов в 1061 году был вождём у короля Малькольма и участвовал в борьбе его против Макбета, вдохновившего великого Шекспира, драмой которого и теперь восхищаются и поражаются зрители всех культурно развитых стран. И всё же имя Михаила Юрьевича Лермонтова принадлежит к числу тех, кто принес мировую славу именно русской литературе.

В.Г.Белинский в статье «Стихотворения М. Лермонтова», написанной ещё при жизни поэта, писал: «Чем выше поэт, тем больше принадлежит он обществу, среди которого родился, тем теснее связано развитие, направление и даже характер его таланта с историческим развитием общества...

По глубине мысли, роскоши поэтических образов, увлекательной, неотразимой силе поэтического обаяния, полноте жизни и типической оригинальности, по избытку силы, бьющей огненным фонтаном, его создания напоминают собою создания великих поэтов. Его поприще еще только начато, и уже как много им сделано, какое неистощимое богатство элементов обнаружено им: чего же должно ожидать от него в будущем?.. Пока еще не назовем мы его ни Байроном, ни Гёте, ни Пушкиным и не скажем, чтоб из него со временем вышел Байрон, Гёте или Пушкин, ибо мы убеждены, что из него выйдет ни тот, ни другой, ни третий, а выйдет - Лермонтов...»[6].

Поэт прожил короткую и яркую жизнь, оборвавшуюся трагически. Ему, убитому на дуэли, не было и 27 лет.

А родился будущий великий поэт в Москве в ночь с 2 на 3 октября (по старому стилю) в 1814 году.

23 октября в церкви Трёх святителей у Красных ворот крестили новорожденного Михаила Лермонтова. Крестной матерью младенца стала бабушка — Елизавета Алексеевна Арсеньева.

Родителями будущего поэта были Мария Михайловна и Юрий Петрович Лермонтовы.

Брак родителей, заключённый против воли пензенской помещицы Елизаветы Алексеевной Арсеньевой (матери Марии Михайловны), счастливым назвать было трудно. Когда маленькому Мишелю не было и трёх лет, мать его умерла. Отец не был допущен к мальчику, и всё детство Миша провёл под опекой бабушки в её родовом поместье Тарханы Пензенской губернии, Елизавета Алексеевна безумно любила внука и не жалела никаких средств на его воспитание. Однако ни богатое наследство, ни любовь бабушки не могли заменить материнской ласки и близости отца. Отсюда и чувство одиночества, которое сопровождало поэта всегда.

Считается, что человек начинается с рождения. Но сам для себя человек начинается со своего первого воспоминания. Наше первое воспоминание – это и есть начало нашей сознательной жизни.

Так вот, в тот день, когда он так настойчиво и безуспешно звал свою маму, бабушка со слезами на глазах сказала: «Мамочка твоя больше не придет никогда. Ее к себе на небо Боженька взял». Но Мишель не хотел слушать: «Взял, так пусть вернет! Это моя мамочка».

Не скоро он привык, что мамы уже никогда больше не будет. Эти ранние горькие воспоминания нашли своё отражение в поэме «Сашка»:

Он был дитя, когда в тесовый гроб

Его родную с пеньем уложили.

Он помнил, что над нею черный поп

Читал большую книгу, что кадили

И прочее …[7]

Бабушка поэта, Елизавета Алексеевна Арсеньева, страстно любила единственного внука, который в детстве не отличался сильным здоровьем. Энергичная и настойчивая, она употребляла все усилия, чтобы дать ему всё, на что только может претендовать продолжатель рода Лермонтовых. О чувствах и интересах отца она не заботилась. Лермонтов в юношеских произведениях весьма полно и точно воспроизводил события и действующих лиц своей личной жизни. Лермонтов-отец не в состоянии был воспитывать сына, как этого хотелось аристократической родне, — и бабушка, имея возможность тратить на внука «по четыре тысячи в год на обучение разным языкам» [7], взяла его к себе с уговором воспитывать до 16 лет и во всем советоваться с отцом. Последнее условие не выполнялось; даже свидания отца с сыном встречали непреодолимые препятствия со стороны властной и суровой бабушки.

Ребенок с самого начала осознавал противоестественность своего положения. Его окружали любовью и заботами — но светлых впечатлений, свойственных возрасту, у него не было. Ни богатое наследство, ни любовь бабушки не могли заменить материнской ласки и близости отца. Отсюда и чувство одиночества, которое сопровождало поэта всегда. Природа наделила поэта великими способностями. Он был удивительно музыкален - играл на скрипке, фортепиано, пел и сочинял музыку на свои стихи, прекрасно играл в шахматы. Обдумывая стихотворные строки, Лермонтов любил рисовать и, по свидетельству его родственника, начал рисовать едва ли не раньше, чем писать стихи. И, если бы он занимался профессионально живописью, то мог бы стать настоящим художником.

Все эти необыкновенные способности помогли поэту писать гениальные стихи, окрашенные разными красками и звучащими как настоящая музыка. "Не много было в мире поэтов, умевших передавать тончайшие душевные состояния, пластические образы и живой разговор посредством стиха и прозаической фразы, звучание которых составляет неизъяснимую прелесть, заключенную в музыкальности каждого слова и в самой поэтической интонации. Не много рождалось поэтов, которые бы так "слышали" мир и видели его так - динамично, объёмно, красочно", - писал И.Андроников [7].

Многие исследователи отмечают не только сугубо личностную, но и политическую подоплеку мотивов одиночества в лирике поэта. М. Ю. Лермонтов жил и творил в годы жесточайшей политической реакции, наступившей в России после подавления восстания декабристов.

В. А. Архипов писал по этому поводу: «Герцен впервые дал этой черте характера социально-психологическое обоснование. «Мы научились, замыкаясь в себе, вынашивать свои мысли — и какие мысли!» Этот коллективный портрет поколения был вместе с тем индивидуальным портретом Лермонтова: здесь он схвачен с головы до ног, без этой черты портрета Лермонтова не существует, как бы он ни был разработан в подробностях" [8].

Поэт рано научился замыкаться в себе. Эту школу замкнутости он проходил повсюду, ибо все время вращался во враждебной ему среде. Очень давно Д.С.Мережковский назвал Лермонтова поэтом «сверхчеловечества» [9]. И он неожиданно оказался почти прав. Эта неожиданная правота состоит в том, что человек в эпоху Лермонтова слишком сильно пал и остаться в это время человеком означало находиться поверх чуть ли не всего человечества. И то, что Мережковскому представилось как нечто сверхчеловеческое, было простым человеческим достоинством, которое нес в себе поэт и которое отстаивал в тине пошлости, ханжества и раболепия.

Вспомним опять же Герцена, свидетеля честного и мудрого. «Высшее общество с подлым и низким рвением спешило отречься от всех человеческих чувств, от всех гуманных мыслей»[10]. Тут поневоле всякий просто человек будет сверхчеловеком, ибо его окружали «люди — трава, люди — слизняки» [10].

Но эта тина засасывала. И только быть человеком уже было невозможно. За свое человеческое надо было бороться каждый день, бросая вызов и принимая вызов. Его надо было отстаивать. Здесь простой человеческий акт был уже вызовом свету, становился актом героической борьбы, которая, следовательно, тоже должна быть повседневной. Возьмем обычное, общечеловеческое: умер родственник, по нему надевают траур. В условиях николаевской реакции на это надо было буквально отважиться. «Не было почти ни одной аристократической семьи, которая не имела бы близких родственников в числе сосланных, и почти ни одна не осмелилась надеть траур или выказать свою скорбь»[10].

Лермонтов это делал. «Печальное зрелище холопства» [9] вызывало у него скорбь о прошедшем и горькую думу о настоящем. И он заявлял об этом во всеуслышание. Его гордость, которую считали чуть ли не сатанинской, была не чем иным, как простым чувством человеческого достоинства, отстаиваемым в напряженной битве с холопством и раболепием. И это чувство достоинства заставляло или драться с противником или отгораживаться от него крепостной стеной.

Этим и только этим объясняются как гусарские выходки, так и «поза» Лермонтова, а равным образом и различные маски, которые он часто менял. Ими он отгораживался, отстаивал и свое достоинство и свое одиночество.

Лермонтов жил во враждебной ему среде. Он закрывал душу свою от осмотров. В.А.Архипов пишет: "То, что Лермонтов провел всю жизнь во враждебном или чуждом ему окружении, особенно резко бросается и глаза, если мы понаблюдаем за поэтом, когда он находится в кругу своих близких — родных или друзей... Сушковы, Лопухины, Шан-Гирей — что им Гекуба! Как бы они ни относились к поэту, общение с ними должно было с наибольшей силой подчеркнуть его одиночество. Ни понять поэта, ни тем более разделить его дум они не могли. Ведь первый камень в его протянутую руку положен был именно здесь, в среде близких ему людей, здесь он получил и первую рану, и первое оскорбление; здесь же был и впервые осмеян" [8].

«С юных лет постигнувший людей» — это не только о Пушкине, но прежде всего о себе самом. И о Пушкине именно в связи с теми уроками познания людей, которые он брал еще мальчиком у великого поэта и которые так неотвратимо и так постоянно оправдывала и подтверждала жизнь.

Кто жил и мыслил, тот не может

В душе не презирать людей...

Не эти ли слова погибшего вспомнил Лермонтов, когда писал: «Зачем он руку дал клеветникам ничтожным, зачем поверил он словам и ласкам ложным, он, с юных лет постигнувший людей?»

"Самые тяжелые уроки замкнутости и одиночества Лермонтов брал в кругу своих близких, то есть там, где он искал выход из одиночества. Поэтому они были особенно тяжелыми. Каждая попытка выйти из одиночного заключения, найти родственную себе душу заканчивалась поражением — Лермонтов был неизменно отбрасываем в свою скорбь, в свое одиночество. И оно после каждой такой попытки все с большей и большей тяжестью наваливалось на него как безысходность" [11].

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: