Задания к контрольной работе




Теоретические вопросы:

1. Менеджмент: понятие, задачи, функции, виды.

2. История менеджмента: административно-классическая школа, школа человеческих отношений.

3. Особенности национального менеджмента (американский, японский, русский).

4. Трудовой коллектив: понятие, виды, этапы формирования.

5. Расскажите о морально-психологическом климате коллектива (МПК). Охарактеризуйте факторы, влияющие на него.

6. Личность: понятие, факторы, влияющие на личность.

7. Темперамент и его виды. Правила применения знаний типов темпераментов в работе руководителя.

8. Требования, предъявляемые к современному руководителю.

9. Временной ресурс руководства. Управление временем.

10. Понятие лидерства и руководства. Охарактеризуйте основные стили руководства по классификации К. Левина.

11. Дайте определение «стиля руководства». Охарактеризуйте основные типы руководителей, обозначенные «решеткой менеджмента» Р. Блейка.

12. Организация: понятие, виды. Дайте понятие внутренней среды организации, назовите основные переменные внутренней среды организации.

13. Назовите и опишите основные факторы внешней среды организации.

14. Охарактеризуйте основные структуры управления организации. Назовите их плюсы и минусы.

15. Управленческие решения: понятие, виды. Охарактеризуйте основные стадии процесса принятия решения.

16. Назовите основные методы и стили принятия решений. Контроль за исполнением решений.

17. Дайте понятие стратегического менеджмента. Поясните его сущность и основные требования к нему.

18. SWOT-анализ: понятие, принципы и особенности проведения.

19. Мотивация: понятие, категории, виды. Опишите характеристику функции мотивации труда, как функции управления.

20. Дайте характеристику системам мотивации труда: содержательным и процессуальным.

21. Понятие конфликта и стресса. Какие типы конфликтов вы знаете.

22. Поясните причины конфликтов в организации и стили их разрешения.

23. Что понимается под информационным обеспечением в современных организациях.

24. Основные принципы делового общения, правила ведения переговоров и деловых совещаний.

25. Опишите горизонтальные и вертикальные коммуникации в организации.

26. Охарактеризуйте современные информационные технологии на железнодорожном транспорте.

27. Кадровые службы: понятие, задачи.

28. Подбор и обучение персонала. Карьера. Методы сбора информации о работнике.

29. Как организована система подготовки персонала на железнодорожном транспорте?

30. Аттестация персонала: понятие, цели, этапы проведения.

Практические задания

Задание № 1

Одним из ключевых вопросов управления в бизнесе был и остается вопрос — что такое хороший менеджер? Ученые полагают, что для современного менеджера необходимы: активность, энергичность, здоровье, сила; приспособляемость, уверенность в себе, авторитетность, стремление к успеху; ум, умение принять нужное решение, интуиция, творческое начало; контактность, легкость в общении, тактичность, дипломатичность.

Однако с этим мнением немало ученых и практиков не соглашаются, высказывая следующие соображения:

• обладание менеджером перечисленными выше качествами еще не гарантирует эффективность руководства;

• всем отмеченным требованиям удовлетворяет только небольшое число людей;

• данный подход предполагает, что "руководителями рождаются";

• хорошо руководить нельзя (или практически нельзя) научиться.

Вопросы: Продумайте и сформулируйте систему тех качеств, которыми должен обладать современный менеджер.

Подчеркните, какими еще достоинствами обязан располагать российский менеджер, действующий на нашем рынке.

 

Задание № 2

Признано, что в идеале менеджер должен обладать следующими качествами: глубокое знание всего того, что связано с функционированием и развитием рыночной экономики; политическая зрелость, т.е. умение учитывать политические последствия решений; склонность и способность искать и использовать резервы человеческого фактора в предпринимательстве; умение эффективно использовать лучшие достижения научно-технического прогресса; приоритет общественных интересов, т.е. готовность на определенном этапе отказаться от личных выгод ради достижения общественно значимых целей; психологическое образование; склонность и желание руководствоваться принципами социальной справедливости; умение принимать на себя ответственность; способность критиковать с пользой для дела и воспринимать критические замечания; логическое мышление; способность в интересах дела использовать предложения, противоположные собственной позиции; стрессоустойчивость как средство защиты от перегрузок с помощью эффективных методов работы.

Вопросы: Оцените весь комплекс качеств, которым должен обладать идеальный менеджер, и подготовьте ответы на следующие вопросы:

1. Достаточно ли полон, на ваш взгляд, приведенный перечень? Не нужно ли в него что-либо добавить?

2. Нет ли в этом наборе, по вашему мнению, чего-либо лишнего?

3. Какие дополнительные качества необходимы менеджеру, функционирующему в современном российском бизнесе?

 

Задание № 3

В работе менеджера особую роль играет рациональность мышления. Диалектику мыслительного процесса современного российского менеджера можно охарактеризовать следующими чертами:

• панорамность мышления (системность, широта, комплексность) и профессиональная предметность (знание деталей и тонкостей управления);

• умение понимать, принимать и использовать точки зрения, позиции, мнения, противоположные собственным;

• противодействие неделовому нажиму сверху без попадания в оппозицию к руководству;

• умение не соглашаться, не становясь при этом неприятным;

• склонность к новым идеям и достижениям;

• способность рисковать;

• предельная тактичность и вежливость в обращении с людьми;

• демократичность, позволяющая не сковывать своим авторитетом мысли.

Вопросы: 1.Согласны ли вы с положениями, изложенными выше, или у вас имеются аргументированные возражения по отдельным позициям? В последнем случае подготовьте систему доказательств выдвигаемых вами положений.

2.Чем отличается от идеала ваша собственная организация мышления? Какие в ней особенности? Какие черты современного мышления менеджера вы считаете необходимым активно в себе развивать?

Задание № 4

Считается, что для менеджеров в различных сферах бизнеса наиболее важными являются следующие качества:

устанавливать и поддерживать систему отношений с равными себе людьми;

быть лидером;

разрешать конфликты;

обрабатывать информацию;

принимать нестандартные управленческие решения;

наиболее эффективно распределять ресурсы в организации;

самоанализ — способность объективно оценивать свою позицию лидера, роль в организации; умение видеть, какое воздействие вы способны оказывать на коллектив.

Вопросы: Проанализируйте приведенные выше положения и подготовьте ответы на следующие вопросы:

1. Можно ли считать отмеченные качества менеджера исчерпывающими или многое здесь осталось в тени?

2. Какие еще качества необходимы современному менеджеру, чтобы он был в состоянии успешно выполнять свои функции?

3. Какими дополнительными свойствами и качествами должен обладать менеджер, действующий в современных российских условиях?

 

Задание № 5

Выбор индивидуального стиля руководства коллективом является одной из наиболее важных задач для менеджера. Обычно выделяются пять основных стилей руководства:

1. Невмешательство: низкий уровень заботы о производстве и о людях. Руководитель не руководит, много делает сам. Руководитель добивается минимальных результатов, которых достаточно только для того, чтобы сохранить свою должность в данной организации.

2. Теплая компания: высокий уровень заботы о людях. Стремление к установлению дружеских отношении, приятной атмосферы и удобного темпа работы. При этом руководителя не особенно интересует, будут ли достигнуты конкретные и устойчивые результаты.

3.Задача: внимание руководителя полностью сосредоточено на производстве. Человеческому фактору либо вообще не уделяется внимания, либо уделяется его крайне мало.

4. Золотая середина: руководитель в своих действиях старается в достаточной степени сочетать как ориентацию на интересы человека, так и на выполнение задачи. Руководитель не требует слишком многого от сотрудников, но и не занимается попустительством.

5. Команда: руководитель полностью поглощен стремлением к достижению оптимального соединения интересов через внимание и к производству, и к людям. Вопрос заключается в том, чтобы быть и деловым, и человечным. Общие обязательства, которые берут на себя сотрудники по достижению целей организации, ведут к доверию и уважению во взаимоотношениях.

Вопросы: Какой стиль руководства, по вашему мнению, является наилучшим? Дайте обоснование своей позиции. В то же время нельзя утверждать, что есть некий оптимальный стиль руководства, который всегда срабатывает, поскольку ситуации сильно отличаются друг от друга. Подумайте, может ли быть гибкий стиль руководства.

 

Задание № 6

В рамках управления особое место занимает менеджмент посредством постановки целей. Здесь речь идет о процессе, при котором руководитель и сотрудник вместе: определяют задачи фирмы; уточняют ответственность, т.е. ожидаемые результаты; используют результаты для руководства компанией и для оценки вклада каждого сотрудника в плоды ее деятельности.

Сначала руководство фирмы формулирует стратегические цели. Далее, на каждом более низком уровне, эти цели наполняются подцелями и установленными сроками исполнения. Периодический обсуждается: нужна ли корректировка курса и реалистично ли сформулированы цели.

Наиболее продуктивен данный метод, когда сотрудники знают, что от них ожидают и согласны взять на себя обязательства по достижению поставленных целей. Цели призваны удовлетворять следующим требованиям: быть конкретными;

быть обозримыми; быть реалистичными:

Вопросы: 1. Сформулируйте свое мнение о методе менеджмента "постановка целей". В чем его сильные и слабые стороны?

2. Какие особенности применения менеджмента посредством постановки целей в современных российских условиях вы могли бы назвать?

 

 

Задание № 7

Имеются различные способы лучшей организации менеджером своего бюджета времени, в частности:

проанализировать, как вы тратите свое время;

провести анализ стоящих перед вами задач по принципу их значимости, определить, какие задачи являются приоритетными;

сформулировать свои долгосрочные цели;

ввести в практику планирование своего времени;

стремиться уменьшать потери времени. Дайте ответы на следующие вопросы:

Вопросы: 1. Какие еще способы совершенствования организации своего времени вы можете предложить?

2. Нужно постоянно улучшать использование только своего рабочего времени или всего времени, включая личное?

3. Какие действия вы хотели бы предпринять, чтобы максимально эффективно использовать отведенное вам судьбой время?

 

Задание №8

В рамках менеджмента особую роль играет принятие правильных управленческих решений, поскольку от этого зависит успех в бизнесе. В практике встречаются следующие варианты:

• руководитель принимает решение и сообщает результат подчиненным, если это необходимо;

• руководитель принимает решение и сообщает, почему он его принял;

• руководитель принимает решение, но при этом интересуется мнением подчиненных, приветствует их вопросы, получая таким образом возможность проверить решение и в случае необходимости внести изменения;

• руководитель принимает решение и представляет его группе на доработку;

• руководитель излагает суть проблемы, спрашивает, какие будут предложения, и, выслушав их, принимает решения;

• руководитель излагает проблему и просит группу принять решение, оставляя за собой право выбора и утверждение варианта;

• руководитель излагает проблему и принимает решение группы.

Вопрос: Какой из предложенных вариантов вы считаете предпочтительным, тщательно обоснуйте свою позицию.

 

Задание № 9

Конфликты в коллективе могут стоить менеджеру немалых нервов, а фирме - убытков. Поэтому лучше, если руководителю удается вовремя их распознать и сделать соответствующие выводы. Ситуации, как правило, возникают одни и те же.

Дело, над которым работает коллектив, перестает быть общим. Каждый трудится сам по себе. Дружеская помощь оказывается не "входу".

Сотрудники перестают доверять друг другу, делиться рабочими и личными планами.

Во время разговоров во главу угла ставятся негативные факты. Собеседник скорее выскажет замечание в адрес коллеги, чем тепло отзовется о нем. •

Каждый из этих признаков — серьезный настораживающий сигнал. Но уладить конфликт еще не поздно. Для этого придется чуть-чуть изменить принятый вами режим работы.

Вопросы: Постарайтесь сформулировать ответы на следующие вопросы: 1.Что должен делать менеджер, чтобы в коллективе не возникало конфликтных ситуаций?

2. Если уж конфликтная ситуация стала реальностью, то как ею управлять?

3. Каковы должны быть ваши действия как менеджера в разрешении конфликта?

Задание № 10

Для создания хорошего морального климата в коллективе, мотивации высокоэффективного труда, развития каждого работника как личности обычно используются следующие направления деятельности в этой области:

1. Создание в коллективе климата взаимного доверия, уважения и взаимовыручки.

2. Обеспечение каждого сотрудника интересной перспективной работой, способствующей развитию его творческого потенциала.

3. Постановка перед каждым работником четких конкретных задач, достаточно трудных, но выполнимых.

4. Определение вклада сотрудника в результат деятельности фирмы и в соответствии с этим стимулирование его, особенно за творчество и инициативу.

5. Создание условий для раскрытия потенциала каждого работника;

6. Побуждение коллектива фирмы к единению, искренности и честности.

Вопросы: Исходя из современного этапа развития экономики России, предложите свою систему мер стимулирования высокой отдачи в работе каждого сотрудника, его всестороннего развития, поощрения в соответствии с достигнутыми результатами.

 

Задание № 11

Общепризнанно, что менеджер должен быть лидером, оказывающим энергичное воздействие на каждого работника и коллектив в целом, направлять их действия на достижение целей, поставленных перед фирмой. Предложите собственную систему действий менеджера российской фирмы по обеспечению его лидерства в компании.

Вопрос: Дайте ответ на вопрос: может ли увеличивать менеджер свою власть, передав часть ее своим подчиненным (делегирование полномочий), в частности поручив им ответственные задания? Согласны ли вы с таким подходом?

 

Задание № 12

Постоянные нововведения в различных областях управления являются основой процветания любой компании. Вместе с тем нередко менеджеру приходится сталкиваться с сопротивлением переменам.

Вопросы: Какие, по вашему мнению, действия может предпринять менеджер, чтобы преодолеть такое противодействие инновациям? Какую программу инноваций вы предложите, если вас назначат менеджером фирмы?

 

 

Задание № 13

Хотя главной задачей менеджера является максимизация прибыли, получаемой компанией, все большее значение приобретает и его социальная ответственность перед обществом, его конкретные действия, обеспечивающие решение проблем, стоя­щих перед страной.

Те, кто считает, что социальные проблемы должно решать государство, а бизнес только "делать деньги", аргументируют свою позицию тем, что действия в социальной области ведут к снижению прибылей компании, ухудшению в этой связи ее конку­рентных позиций, росту издержек, которые в последующем ведут к повышению цен, что наносит ущерб потребителям и вызывает другие отрицательные последствия.

Сторонники социальной ответственности бизнеса перед обществом считают, что бизнесмены имеют перед ним моральные обязательства, что социальные действия могут оказать большую пользу предпринимателям, повышают их имидж в обществе, являются неплохой рекламой.

Вопросы: Сформулируйте аргументированные ответы на следующие вопросы:

1. Чью позицию вы разделяете и почему?

2. Должен ли, по вашему мнению, предприниматель в современной России выполнять социальные обязательства перед страной и в каких формах?

3. Будет ли ему в конечном итоге это выгодно, в том числе в финансовом отношении? Если да, то почему?

4. В каких формах российский бизнес может осуществлять социальную поддержку:

а) в масштабах фирмы;

б) в масштабах региона, страны.

 

Задание № 14

Решение социальных проблем фирмы осуществляется на основе перспективного плана. Планирование социального развития — это составление планов не только для коллектива в целом, но и для отдельных работников. Индивидуальные планы называются картами социально-профессионального роста, или карьерограммами. Это своеобразные договоры, заключаемые работником и администрацией о перспективах его жизнедеятельности на предприятии.

Карьерограмма состоит из ряда разделов. В первом из них в хронологическом порядке указываются события, этапы роста (развития) работника. К таким событиям относятся изменения в квалификации, должности, условиях труда, его оплате, в благах, распределяемых на предприятии. Диапазон событий, которые значимы для людей и вызывают у них чувство необходимости роста, развития, достаточно широк.

Второй раздел отводится требованиям, которые должны выполнить работники для продвижения по этапам роста. Какое, например, образование (или квалификацию) необходимо приобрести, чтобы продвинуться по службе, какие виды работ выполнить, чтобы получить дополнительное поощрение и т.п. Третий раздел карьерограммы фиксирует обязательства, которые несет администрация в отношении роста работника. В четвертом разделе отмечаются меры поощрения или наказания за выполнение или невыполнение работником требований и администрацией — обязательств.

Вопросы: Попробуйте составить проект своей карьерограммы, который вы хотели бы представить руководству фирмы применительно к современным возможностям предпринимательства в России.

 

Задание № 15

Как лучше работать с хозяйственным партнером, клиентом? Этот вопрос стоит перед каждым менеджером. Здесь можно использовать следующие подходы:

1. Попробовать создать доверительную атмосферу при переговорах, используя обороты речи клиента.

2. Попросить партнера более подробно рассказать о проблеме. Это будет способствовать более четкому определению позиций сторон.

3. Помочь партнеру глубже вникнуть в ситуацию, делая по ходу беседы краткие, запоминающиеся обобщения-заключения.

4. Ориентировать партнера на творческие рассуждения, чтобы проблема получила более разностороннее освещение.

5. Убедить партнера, что откладывать решение в сложившейся ситуации невыгодно. Это позволит определить реальность намерений партнера о сотрудничестве с вами.

6. Изложить собственное решение проблемы, но в ряду других возможных. Тогда клиент выберет решение самостоятельно, но скорее всего предложенное вами.

Вопросы: Постарайтесь оценить:

1. Какой из отмеченных вами подходов, на ваш взгляд, наиболее эффективен?

2. Какие еще подходы в деловых переговорах, способствующие их успеху, вы могли бы предложить?

 

Задание № 16.

В процессе деллегирования полномочий часто возникают сложности, связанные с нежелением руководителей передавать полномочия, а подчиненных принимать. Опишите, какими причинами они могут быть вызваны эти сложности? Что такое делегирование полномочий? Какую пользу оно может принести организации?

 

Задание № 17.

Метод мозгового штурма (мозговой штурм, мозговая атака, англ. brainstorming) — оперативный метод решения проблемы на основе стимулирования творческой активности, при котором участникам обсуждения предлагают высказывать как можно большее количество вариантов решения, в том числе самых фантастичных. Затем из общего числа высказанных идей отбирают наиболее удачные, которые могут быть использованы на практике. Является методом экспертной оценки.

Охарактеризуйте понятие и правила проведения «мозговой атаки» при принятии коллективного управленческого решения? Какие образом коллективные управленческие решения могут влиять на коллектив?

 

Задание № 18.

Обоснуйте, выбранный Вами вариант управленческого решения в конкретной ситуации. В вашей сфере деятельности, из-за применения рационализаторского метода, освобождается одно место путем перевода сотрудника в другое подразделение с такими же условиями профессиональной деятельности. Каких сотрудников вы выберете для перевода на другое место работы?

а) вы выбрали молодого и хорошего сотрудника, который освоил работу и является ценным для Вас. И Вы надеетесь, что и в другом месте он достигнет таких же хороших результатов труда, как и в вашем подразделении;

б) вы решите перевести сотрудника, от которого давно хотели избавится, т.к. он постоянно чем-то недоволен и создает конфликтные ситуации;

в) выберите пожилого сотрудника, который ввиду болезни часто отсутствует на рабочем месте.

 

Задание № 19.

.В рамках трехдневного семинара, организованного Домом знаний и Центром технической информации для руководителей производства, был проведен «круглый стол» по проблемам управления производством. заслушан доклад на тему «Современные методы управления». Дискутировались вопросы: какие из известных методов управления предоставляют фирме большую самостоятельность? Что общего и специфического в различных методах управления?

Мастер Филимонов сказал: «Как бы мы ни называли эти методы, у них есть общее – это меры, которые требуют обязательного выполнения. И тут не вижу никаких принципиальных отличий».

«Я с Вами не согласен, коллега, - вступает в полемику начальник кадровой службы объединения Петров, - у этих методов больше отличий, чем общего. Экономические методы представляют собой общие правила поведения системы управления, организационные и социально-психологические методы – чаще всего косвенного воздействия».

1. Какие из известных методов управления дают фирме большую степень свободы?

2. Какие общие и специфические черты у каждой из известных групп методов управления?

 

 

Задание № 20.

Выбранный Вами стиль управления не может оставаться неизменным в различных управленческих ситуациях. Умелый руководитель должен анализировать ситуацию и приспосабливать к ней соответствующий стиль руководства. Кроме того, стиль управления должен меняться с ростом профессионального мастерства, опыта работы подчиненных.

Какие стили управления необходимо использовать в следующих ситуациях:

а) На начальном этапе формирования организации Вам необходимо распределить ресурсы, поставить цели, сформировать задачи перед подчиненными, у которых к тому же нет опыта в подобном виде деятельности.

б) Если Вам необходимо решить сложную задачу и есть время для выработки оптимального решения, а ваши подчиненные – достаточно грамотные и квалифицированные специалисты, имеющие свое мнение на этот счет.

в) Если коллектив, которым вы руководите, достаточно сплочен; люди, работающие в нем – профессионалы, имеющие большой стаж, а вам нужно выполнить ординарное задание в установленные сроки.

г) Если вам необходимо срочно устранить аварию, произошедшую на производственном участке.

Укажите достоинства и недостатки указанных стилей управления.

 

Задание № 21.

На заседании Совета директоров туристической фирмы выяснилось, что члены Совета получают важные отчеты слишком поздно, не успевают должным образом с ними ознакомиться и подготовиться к работе. Защищаясь, два административных работника утверждали, что почти невозможно писать отчеты в офисе, где их беспрерывно отвлекают телефонные звонки или посетители. Трудно работать дома, поскольку компьютер с текстовым редактором нужен в офисе. Председатель Совета директоров должен найти решение проблемы.

1. Укажите причину и тип конфликта.

2. Предложите варианты разрешения конфликта.

Задание № 22.

Успех организации зависит от подготовки и проведения оперативных совещаний. Этот участок работы руководителя, менеджера. Кому должен поручить менеджер фирмы подготовку еженедельного итогового совещания по важнейшим вопросам кампании.

В чем заключается подготовка совещаний, собраний, заседаний? Какова роль менеджера в проведении этих мероприятий?

 

Задание № 23.

Начертите организационную структуру ООО «ТМХ-сервис» Вологда. Определите ее тип. Выделите плюсы и минусы такого типа организационной структуры.

 

Задание № 24.

В организационной структуре выделены следующие структурные подразделения:

· секретариат (- референта);

· бухгалтерия (в составе главного бухгалтера, двух бухгалтеров, кассира);

· планово–экономический отдел (в составе начальника отдела, старшего экономиста, экономиста);

· технический отдел.

Работой руководит директор; вопросами коммерческой деятельности занимается заместитель директора по коммерческой работе; вопросы хозяйственной деятельности находятся в ведении заместителя директора по административно-хозяйственной части. В штате сотрудников имеется водитель – механик и техсотрудница.

Определите тип организационной структуры. Назовите ее плюсы и минусы.

 

Задание № 25.

Изобразите принципиальную схему линейной и линейно-штабной организационных структур. В каких организациях и почему они применяются? Назовите плюсы и минусы таких видов структур.

 

 

Задание № 26.

Существуют два подхода к принятию управленческих решений: коллективный и индивидуальный, каждый имеет как преимущества, так и недостатки. Чем обоснованы индивидуальный и коллективный подходы к принятию решений. Кто несет ответственность за решение в случае коллективного принятия решения?

 

Задание № 27.

Охарактеризуйте теорию мотивации потребностей, их форм проявления и средств удовлетворения.

 

Задание № 28.

Предположим, что Вас назначили руководителем рабочей группы, отличающаяся слабой сплоченностью. Что вы станете делать в такой ситуации? Какие факторы влияют на уровень сплоченности коллектива?

 

Задание № 29.

Сталкивались ли Вы когда-либо с коммуникационными барьерами? Охарактеризуйте их. Какие типы коммуникационных барьеров Вы еще знаете? Назовите способы их преодоления.

 

Задания № 30.

Вам Ваш руководитель поручил организовать и провести совещание по результатам работы организации или подразделения, в котором Вы работаете. Разработайте проект проведения делового совещания. Охарактеризуйте принципы проведения делового совещания.

Вопросы для экзамена квалификационного



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: