Характеристика подготовки квалифицированных биатлонистов




 

Современные тенденции развития биатлона характеризуются возросшей скоростью передвижения спортсменов на дистанции, повышением точности стрельбы и уменьшением общего времени на ее выполнение. Это делает необходимым осуществление дальнейшего поиска резервов роста мастерства и результативности соревновательной деятельности биатлонистов.

Стремительный рост достижений в мировом спорте требует постоянного поиска новых, все более эффективных средств и методов организации подготовки спортивного резерва. В структуре соревновательной деятельности на уровне высшего спортивного мастерства нередко оказываются значимыми компоненты, которым на ранних этапах многолетней подготовки зачастую не уделяется должного внимания. При создании функционального фундамента у юных спортсменов на ранних этапах подготовки необходимо ориентироваться на те составляющие, которые обеспечивают успех на уровне высших спортивных достижений.

Вопросам подготовки квалифицированных биатлонистов посвящено немало исследований. В настоящее время стрелковая подготовка и ее совершенствование в биатлоне основывается на теоретических положениях стрелкового спорта. Очевидно, что механический перенос теоретических положений стрелкового спорта в подготовку биатлонистов, без учета специфики и экспериментального обоснования не может в должной мере отвечать современным требованиям спортивной практики. В связи с этим необходимо разрабатывать и научно обосновывать новые специфические средства и методы эффективной специальной стрелковой подготовки и, что очень важно, разрабатывать и научно обосновывать педагогические технологии процесса формирования умений и навыков стрельбы у опытных биатлонистов.

С учетом вышеизложенного можно констатировать, что в настоящее время существует противоречие между объективной потребностью совершенствования стрелковой подготовки биатлонистов на углубленных этапах подготовки и недостаточной научно-методической разработанностью решения этой проблемы.

Целью проводимого нами исследования является повышение эффективности соревновательной деятельности биатлонистов на этапе углубленной специализации. Мы предположили, что для совершенствования техники стрельбы биатлонистов на данном этапе необходимо обеспечить следующие педагогические условия:

- выявить факторы, влияющие на уровень специальной стрелковой подготовленности биатлонистов;

- разработать и реализовать методику совершенствования техники стрельбы биатлонистов, основанную на формировании навыков осознанного изменения процесса дыхания во время прицеливания, зрительно-двигательного навыка прицеливания и навыков управления спуском.

На стадии многолетней подготовки опытный стрелок должен овладеть основными элементами техники стрельбы: изготовкой с правильным и удобным положением туловища, ног, рук; правильным захватом и удержанием оружия; способами управления спуском, дыханием; правильным прицеливанием, распределением мышечных усилий при удержании оружия и т.д. [1]

Правильно принятая изготовка на огневом рубеже является одной из основных составляющих результативной стрельбы. На начальном этапе обучения много времени уделяется принятию правильной изготовки, однако при этом следует учитывать, что при неправильных и длительных по времени статических изготовках и отсутствии компенсирующих упражнений вполне возможна деформация позвоночника. [2]

При совершенствовании правильному захвату и удержанию оружия необходимо усилить силовые и особенно статические упражнения которые вызывают быстрое утомление. Опытные спортсмены более приспособлены к долговременным и скоростно-силовым упражнениям динамического характера.

Однообразные статические усилия, задержка дыхания при прицеливании у опытных биатлонистов могут привести к скованности грудной клетки и развитию поверхностного дыхания, что в свою очередь снижает жизненную емкость легких. Разработанная нами методика позволяет формировать навыки управления дыханием, увеличивает жизненную емкость легких, что создает предпосылки оптимального физического состояния опытных спортсменов. [3]

Процесс прицеливания представляет собой сложный психомоторный процесс. Чем выше техническое мастерство стрелка, тем он четче распределяет свои усилия при нажиме на спусковой крючок, чтобы совместить момент выстрела с наибольшей устойчивостью оружия. Эта способность должна усовершенствоваться у биатлониста на этапе многолетней подготовки. Особая сложность при вариативном владении техники нажиму на спусковой крючок, состоит в том, что мышцы указательного пальца работают в динамическом режиме, а мышцы этой же кисти, удерживая оружие, в статическом. От того, насколько изолированно и скоординировано они будут работать, зависит точность попадания. Поэтому в специальную подготовку опытного стрелка необходимо вводить упражнения на развитие координации действий при управлении спуском.[4]

Скорость развития мастерства биатлониста зависит от уровня податливости его внешним воздействиям.

Таким образом, основная задача этапа углубленной специализации – сформировать такие навыки в стрельбе, которые бы обеспечили неуклонный рост технического мастерства в процессе многолетних занятий спортом, с учетом особенностей развития, динамики, совершенствования двигательных качеств и функциональных возможностей организма. [5]

Мы предполагаем, что одним из направлений решения стратегических задач современного спорта является разработка и реализация новых подходов, форм и методов в профессиональном спорте.

Средства подготовки биатлониста. В процессе многолетней подготовки биатлониста для развития волевых и физических качеств, обучения технике стрельбы и бега на лыжах, повышения уровня функциональной подготовки применяется необычайно широкий круг различных упражнений. Каждое из применяемых упражнений оказывает на организм биатлониста многообразное воздействие, но вместе с тем решение тех или иных задач подготовки зависит от целенаправленного применения определенных упражнений. Точный выбор упражнений при обучении и тренировки во многом определяет эффективность многолетней подготовки на всех ее этапах. Во всех случаях подбора упражнений следует из взаимодействия навыков при обучении и физических качеств при тренировки, используя их положительный перенос с одного упражнения на другое.[6]

В биатлоне при подборе упражнений необходимо учитывать больший или меньший перенос навыков и качеств с различных применяемых упражнений на способы стрельбы и передвижения на лыжах. Все физические упражнения, применяемые в подготовке биатлонистов, принято делить на следующие основные группы [7]

Общеразвивающие упражнения, подразделяющиеся, в свою очередь, на две подгруппы: а) Общеразвивающие подготовительные; б) упражнение из других видов спорта.

В первую подгруппу включаются разнообразные упражнения без предметов и с предметами (набивные мячи, гантели, подсобные - отягощения, ядра и др.). Сюда же включаются упражнения с сопротивлением партнером и упругих предметов (амортизаторов резиновые, пружинные и т.п.). Наиболее широко общеразвивающие упражнения применяются юных биатлонистов и высоко квалифицированных. Во вторую подгруппу входят упражнения из других видов спорта, легкой атлетики, гребли спортивных игр, плавания и др. Эти упражнения применяются в основном бесснежное время года для развития физических качеств, необходимых биатлонисту. Упражнения подбираются так, чтобы наблюдался наибольший положительный перенос физических качеств, с применяемого вида на основной вид - биатлон. Так, для развития выносливости применяется кроссовый бег по пересеченной местности; для развития силовой выносливости - длительная гребля; для развития ловкости, координации движений и быстроты - спортивные игры (баскетбол, футбол) и т.д.

2. Специальные упражнения также разделяются на две подгруппы: а) специально подготовительные; б) специально подводящие. Специально подготовительные упражнения применяются для развития физических и волевых качеств, применительно биатлону. Специально подводящие упражнения применяются с целью изучения элементов техники способов передвижений на лыжах и стрелковой подготовке.[8]

 

В группу специальных упражнений включаются упражнения, избирательно воздействующие на отдельные группы мышц, участвующие в определенных движениях, в способах передвижениях на лыжах (например, в отталкивании), а также широкий круг имитационных упражнений (на месте и в движении). Применение тренажеров значительно расширяет возможности воздействия специальных упражнений. Круг специальных упражнений, применяемых в тренировки биатлонистов, в настоящее время достаточно широк. Осенью объем и интенсивность имитационных упражнений увеличиваются, и способствуют развитию специальных качеств.[9]

Общеразвиваюшие упражнения особенно важно подбирать в соответствии с особенностями избранного вида - биатлона. В подготовки биатлонистов сложился широкий круг упражнений, которые классифицируются по преимущественному воздействию на развитие отдельных физических качеств. Это разделение несколько условно, так как при выполнение упражнений, например на быстроту, развиваются и другие качества, в частности сила мышц.[10]

Длительное выполнение разнообразных упражнений в какой - то мере способствует повышению и общего уровня выносливости.

Упражнения для развитие выносливости:

1. Бег на средние и длинные дистанции (по дорожке и кросс).2. Смешанное передвижение по пересеченной местности (чередование ходьбы и бега, бега и имитации в подъем).3. Гребля (байдарочная, народная).4. Плаванье на средние и длинные дистанции.5. Езда на велосипеде (по шоссе) и др. Все упражнения на развития выносливости выполняются с умеренной интенсивностью и длительностью в зависимости от этапа, периода, возраста и подготовленности.

Упражнения для развития силы:

1. Упражнения с отягощением собственным весом: а) сгибание и разгибание рук в упоре лежа и на брусьях; б) подтягивание на перекладине и кольцах; в) переход из виса в упор на перекладине и кольцах; г) лазание по канату без помощи ног; д) приседание на одной и двух ногах; е) поднимание ног в положение лежа.2. С внешними отягощениями (штанга, гантели, камни и другие подсобные предметы): а) броски, рывки толчки и жимы указанных предметов одной или двумя руками в различных направлениях; б) вращательные движения руками и туловищем (с предметами) и наклоны.3. Упражнения в сопротивлении с партнером (различные движения руками, туловищем и т.д.), передвижение на руках в упоре, партнер поддерживает за ноги, скачки в таком же положении и т.п.4. Упражнение с сопротивлением упругих предметов (резиновыми амортизаторами и бинтами, эспандерами) в различных положениях, разнообразные движения для всех групп мышц.5. Упражнения на тренажерах. Используются разнообразные тренажеры с тягами через блоки и отягощениями для всех частей тела и групп мышц в различных положениях.

Величина отягощений, количество повторений, интервалы отдыха и сочетание упражнений подбираются в зависимости от пола, возраста, подготовленности и квалификации биатлонистов и уровня развития силы отдельных групп мышц.[11]

Упражнения для развития ловкости:

1. Спортивные игры.2. Элементы акробатики.3. Прыжки и прыжковые упражнения с дополнительными движениями, поворотами и вращениями.4. Специальные упражнения для развития координации движений. При развитии ловкости необходимо постоянно обновлять комплексы упражнений, так как они оказывают необходимый эффект лишь до тех пор, пока являются для спортсмена новыми. Применение освоенных упражнений не способствует развитию ловкости и координации движений.

Упражнения для развития гибкости:

1. Маховые и пружинистые с увеличивающейся амплитудой (для рук, ног и туловища).2. То же с помощью партнера (для увеличения амплитуды).

Все упражнения на развитие гибкости используются многократно, повторно с постепенным увеличением амплитуды, лучше их выполнять сериями по несколько повторений в каждой.

Упражнения для развития равновесия:

1. Маховые и круговые движения (для рук, ног и туловища), а также приседание на уменьшенной опоре.2. То же на повышенной опоре.3. То же на неустойчивой опоре.4. Ходьба, бег и прыжки на тех же видах опор.5. Специальные упражнения для развития вестибулярного аппарата.

В большом объеме применяются также специальные упражнения на развитие этого качества и совершенствование функций вестибулярного аппарата: наклоны головы вперед, назад вправо, влево; кружение и поворот головы, быстрые движения головой в различных положениях; повороты на 180 и 360 на месте и в движении: наклоны и круговые движения туловищем, кувырки вперед, назад в стороны, то же многократно с последующим выпрыгиванием вверх и с поворотами на 90-180 в прыжке и другие упражнения вращательного характера. Кроме этого, применяются разного ряда тренажеры (на неустойчивой, вращательной, качающейся, катящейся опоре) как развивающие равновесие, так и укрепляющие суставы.[12]

Для развития скоростно-силовых качеств применяются различные прыжки и прыжковые упражнения - многократные прыжки с места, на одной и двух ногах из различных исходных положений в различных направлениях. Все прыжковые упражнения можно выполнять с отягощением. Очень важно при выполнении прыжков добиться максимально высокой скорости отталкивания. Для развития скоростно-силовых качеств целесообразно некоторые прыжковые упражнения выполнять с максимальной скоростью на время, например прыжки на двух ногах на отрезке 10 или 20 м, то же, но с преодолением 5-ти барьеров высотой 80 см и т.п. Для развития скоростно-силовых качеств мышц рук и плечевого пояса применяются разнообразные упражнения с внешними отягощениями, а также с отягощением собственным весом. Величина отягощений в различных упражнениях и для различных групп мышц меняется от малых (25 и более повторений), до средних (13-15повторений), но никогда не бывает большой придельной. Все упражнения выполняются в динамическом характере - с высокой скоростью. Возможно применение различных амортизаторов и эспандеров, приближающих упражнения к характеру движений в лыжных ходах. Но величина усилий и скорость движений при развитии и скоростно-силовых качеств в этих упражнениях должна превышать привычную для передвижения на лыжах. Скоростно-силовым упражнений можно считать и имитацию в подъем с палками и без палок, но выполняемую в высоком темпе.[13]

Из перечисленных групп и примерных упражнений составляются комплексы. При этом необходимо учитывать, что условия выполнения упражнений могут изменить его направленность и конечно эффект от применения. Так, бег с высокой скоростью по ровному участку (по дорожке) развивает скорость, а бег в гору способствует развитию силы мышц.

В тренировке биатлонистов на общем фоне высокого развития силы, силовой выносливости, быстроты, ловкости и гибкости основное внимание уделяется стрелковой подготовке и ее скорострельности. Специальные упражнения широко применяются в подготовке спортсменов в различных видах лыжного спорта. В биатлоне для совершенствования элементов техники способов передвижения на лыжах используются имитационные упражнения и передвижения на лыжероллерах.

Специфическая особенность биатлона заключается в комплексном сочетании в одном соревновании различных по физиологическому воздействию на организм видов спорта - лыжная гонка и стрельба. Если лыжная гонка представляет собой продолжительную работу динамического характера, то спортивно-пулевая стрельба - статический вид спорта, требующий сосредоточения внимания, абстрагирования от посторонних раздражителей.[14]

Анализируя данные научно-методической литературы по биатлону, можно отметить, что большое влияние на стрельбу оказывают внешние факторы: температура воздуха и сила ветра А.В. Пилин. Так, увеличение силы ветра до 5 м/с снижает результат стрельбы на 6±2%, а при снижении температуры воздуха на 15 и более градусов результативность снижается на 28±3%.

Отрицательное влияние, оказываемое лыжной гонкой на меткость стрельбы, отмечают большинство исследователей. Одна из основных задач - нахождение способа уменьшить это отрицательное влияние и тем самым улучшить спортивный результат. С этой целью в настоящее время в подготовке биатлонистов используется большое количество технических средств, регистрирующих выполнение отдельных элементов техники стрелкового упражнения В.А. Кинль.

Многие авторы Ю.С. Пядухов; В.Я. Субботин; Н.В. Астафьев, Н.Г. Б; и др. посвятили свои работы исследованию влияния физической нагрузки на результативность стрельбы. Ими показано, что физическая нагрузка значительно влияет на ведение прицельной стрельбы. Вместе с тем существуют разночтения относительно степени влияния интенсивности нагрузки на результат стрельбы.

Одни рекомендуют снижать темп передвижения перед стрельбой, что, по их мнению, увеличит вероятность качественной стрельбы Я.И. Савицкий; Н.В. Астафьев. По данным других авторов существует возможность ведения стрельбы при высоких пульсовых режимах (ЧСС 170-180 уд/мин), что позволяет сократить время пребывания на огневых рубежах.

Так, по данным В.Ф. Григоряна, при подходе к огневому рубежу ЧСС у спортсмена находилась в пределах 186-193 уд/мин. За время изготовки к стрельбе ЧСС снижалась в среднем на 8 уд/мин, а в процессе выполнения пяти выстрелов (в пределах 45-50 с) снижалась в среднем на 30 уд/мин. Однако отклонения пробоин от средней точки попадания и количество полученного штрафного времени от выстрела к выстрелу не уменьшалось, что, по мнению автора, свидетельствует о том, что между ЧСС и результатом стрельбы прямой зависимости не существует.

Третья группа исследователей считает, что необходим поиск индивидуального пульсового режима, при котором достигается наиболее высокая результативность выполнения стрельбы.

По данным обобщения научно-методической литературы по тактико-техническим действиям биатлонистов на огневых рубежах наблюдается тенденция снижения времени, затрачиваемого на изготовку и стрельбу, что обеспечивает значительное преимущество в общем времени преодоления дистанции.

Сильнейшие спортсмены-биатлонисты только за счёт сокращения времени пребывания на огневых рубежах добиваются преимущества в спортивном результате. К.С. Дунаев, Я.И. Савицкий, В.Я. Гельмут рекомендуют учитывать индивидуальные особенности биатлонистов в гоночной и стрелковой подготовке для выступления на спринтерских или индивидуальных гонках. Авторы установили, что в спринтерских гонках и эстафете спортивный результат в большей степени зависит от скоростных возможностей биатлониста, а в индивидуальных гонках решающее значение играет хорошая стрелковая подготовленность.

Динамика роста спортивных достижений в современном биатлоне обусловлена, прежде всего, тремя факторами: значительным улучшением результатов в лыжной гонке, повышением скорострельности и уменьшением времени пребывания на огневых рубежах, высокой точностью стрельбы и, как следствие этого, высокой плотностью результатов.

Вопросам методики тренировки в биатлоне посвятили свои исследования многие авторы В.А. Кинль, В.Ф. Тузов, А.И. Степнов, и др. Так, к примеру, ряд авторов в микроциклах соревновательного периода два занятия отводят лыжной подготовке (40%), одно - гонке с оружием без стрельбы (20%) и два - комплексной подготовке (40%); в предсоревновательном этапе соревновательного периода лыжной подготовке - 30% и стрелковой - 17%.

Е.А. Селюнин установил, что использование средств тренировки со скоростью передвижения 80-95% от соревновательной на всех этапах годичного цикла, снижает результативность стрельбы на 22±3%. Поэтому автор рекомендует планировать комплексную подготовку биатлонистов в циклических средствах с целью совершенствования специальной стрелковой подготовки, воспитания специальной выносливости на протяжении всего годичного цикла на околосоревновательных, соревновательных и вышесоревновательных скоростях.

Биатлон нельзя рассматривать как механическое соединение двух видов спорта: лыжной гонки и стрельбы. Раздельными специальными тренировками в гонках на лыжах и в стрельбе можно достичь высоких спортивных результатов в каждом из видов в отдельности, однако успешно реализовать такую подготовку в соревнованиях спортсмены могут не всегда. Только рациональное сочетание двух составных частей биатлона в комплексной подготовке может обеспечить успех.

Направленность на высшие достижения - главная закономерность тренировочного процесса в биатлоне. В тренировках биатлонистов она должна проявляться как выполнение определённых нормативов в гонке и стрельбе на каждом занятии, так и в достижении наилучших результатов на соревнованиях в течение сезона, ряда лет В.А. Кинль. В тренировочном процессе должна осуществляться всесторонняя подготовка биатлонистов, так как общая физическая подготовка создаёт фундамент, основу для специальной.

С точки зрения Я.И. Савицкого нельзя в достаточной мере развить такие качества как специальная, скоростная и силовая выносливость, столь необходимые спортсмену-биатлонисту для совершенствования специальной лыжной подготовки, если отсутствует разностороннее развитие силы, выносливости, быстроты. Также невозможно в совершенстве овладеть специфичными для биатлониста навыками в стрельбе: скорострельностью, стрельбой после физической нагрузки в сложных метеорологических условиях, если отсутствует достаточная стрелковая подготовка. Тренирующий эффект занятий во многом зависит от оптимального соотношения и сочетания занятий по специальной стрелковой, лыжной подготовке и комплексной тренировке С.В. Кочетков; Е.А. Лукунина.

В.А. Кинль установил, что большое значение при построении тренировок имеет постепенное увеличение нагрузок, обеспечивающее соответствие между функциональными возможностями организма спортсмена и предъявляемыми к нему требованиями. Постепенность в увеличении трудности, напряжённости и длительности учебно-тренировочных занятий играет решающую роль в развитии приспособительных процессов.

По мнению В.Н. Платонова управление тренировочным процессом спортсменов невозможно без установления количественных критериев и зависимостей, связывающих такие важные параметры физической нагрузки, как объём и интенсивность применяемых средств с ответной реакцией организма. Для оценки эффективности тренировочного процесса рекомендуется использовать систему комплексного контроля на разных этапах подготовки.

Система комплексного контроля должна включать все основные подсистемы контроля, так, например, педагогический, биомеханический, психологический контроль.

Как считает Н. С Загурский, подсистемы обеспечивают контроль по существу всех основных компонентов тренировочного процесса, включая интегральные характеристики, состояние здоровья, уровня функциональной, специальной физической, технико-тактической и психологической подготовленности, а также эффективности восстановительных мероприятий. Вместе с тем, с помощью системы комплексного контроля проверяется, анализируется выполнение программы подготовки спортсменов на различных её этапах, определяются рассогласования, вносятся соответствующие коррективы в программы, методы и средства подготовки.

Используя системы комплексного контроля можно установить уровень развития физической и специальной работоспособности, её изменения на этапах годичного цикла, выявить слабые и сильные стороны подготовки спортсменов и наметить пути дальнейшего тренировочного процесса. Эффективность управления в процессе спортивной тренировки во многом зависит от чётких представлений о структуре соревновательной деятельности Н.С. Загурский, А.Н. Степнов. По мнению этих авторов при построении тренировочного процесса следует исходить из необходимости достижения не только запланированного спортивного результата, но и планированной структуры и величины отдельных компонентов соревновательной деятельности спортсменов.

По С.В. Кочетков спортивный результат является тем организующим ("Системообразующим") фактором, которые предопределяют уровень функционирования системы, а также обеспечивает отбор и меру участия отдельных компонентов, необходимых для получения полноценного конечного результата.

Обобщая данные научно-методической литературы, направленные на оценку эффективности соревновательной деятельности в биатлоне следует отметить, что мнения специалистов о соотношении основных компонентов биатлона (гонки и стрельбы) для достижение более высокого спортивного результата расходятся. Так, Я.И. Савицкий, А.Н. Степнов считают, что наиболее весомый вклад в спортивный результат вносит гоночный компонент. С точки зрения Н.Г. Безмельницына главная роль принадлежит стрельбе. Другие авторы считают, что спортивный результат в эстафете и спринтерской гонке в большей степени зависит от скоростных возможностей, а в индивидуальной гонке решающее значение играет хорошая стрелковая подготовка.

В литературных источниках в малом количестве представлены сведения о структуре соревновательной деятельности юных биатлонистов, не выявлена роль отдельных компонентов соревновательной деятельности в достижении высокого спортивного результата.

Одной из важнейших задач отбора Ж.Н. Булгакова считает определение модельных характеристик спортсменов. Автор подчёркивает, что спортивный отбор должен основываться не только на знании модельных характеристик сильнейших спортсменов, но и на том, какими показателями они обладали на каждом этапе спортивного совершенствования. Знание процесса совершенствования позволяет, по мнению автора, более "прицельно" тренировать юных спортсменов.

Кроме того, определение модельных характеристик позволяет осуществить отбор спортсменов, оценивать уровень спортивно-технического мастерства и функциональных данных. Согласно результатам исследований, Осинцев В.В. можно выделить три уровня модельных характеристик: соревновательной деятельности, основных сторон подготовленности и ведущих систем организма.

Анализ соревновательной деятельности спортсменов позволяет выявить недостатки в его действиях при прохождении соревновательной дистанции. Причины этих недостатков выявляются при оценке показателей, относящихся ко второму уровню. Однако детальная оценка подготовленности спортсмена может быть дана лишь после анализа показателей, относящихся к третьему уровню. Наличие модельных характеристик различных составляющих спортивного мастерства позволяет оценить соответствие качеств и способностей демонстрируемому результату и на этой основе можно выявить сильные и слабые стороны в подготовке спортсмена.

А. В Пилин указывает, что в научно - методической литературе не существует общепринятой методики определения наилучших режимов направления стрельбы в биатлоне (справа - налево или слева - направо), а такая методика могла бы принести значительную пользу, поскольку от экономичности направления стрельбы в биатлоне в значительной мере зависит спортивно - технический результат на соревнованиях.

Н.В. Астафьев, Н.Г. Безмельницин указывают, что одной из специфических особенностей биатлона является то, что спортсмен выполняет прицельные выстрелы не по одной, а по пяти мишеням, расположенным в горизонтальный ряд. Амплитуда перемещения дульной части ствола оружия от 1 до 1,5 см. Указанный фактор приводит к снижению качества стрельбы биатлониста в том случае, если спортсмен не владеет навыком сохранения изготовки на протяжении серии выстрелов. Отклонения пробоин объясняются происходящим не произвольно перераспределением тонуса мышц, участвующих в удержании системы “ стрелок - оружие”.

А.А. Селюнин, В.Ф. Тузов предположили, что включение в тренировочный процесс идеомоторной подготовки будет способствовать повышению спортивно - технического мастерства биатлонистов. Специальная стрелковая разминка непосредственно при подходе к огневому рубежу в виде сеанса идеомоторной настройки приведёт в готовность весь психофизиологический аппарат спортсмена, что будет способствовать быстрой и точной стрельбе на высоких пульсовых режимах.

Е.А. Селюнин, В.Ф. Тузов установили, что комплексная подготовка биатлонистов с использованием высокоинтенсивных вариантов циклической нагрузки на скорости передвижения 80 - 90 % от соревновательной на всех этапах годичного цикла тренировки, а также применение общеразвивающих и специальных упражнений по круговому методу, дают возможность наиболее эффективно решать задачу повышения не только результативности, но также надёжности и стабильности стрельбы.

Анализ научно - методической литературы и обобщение практического опыта показали, что в процессе своего развития методика стрелковой подготовки биатлонистов постоянно совершенствовалась. Появились различные средства и методы тренировки, позволившие повысить её эффективность. Тем не менее, как показывает опыт, основной причиной недостатков в технике выполнения стрелкового упражнения является то, что тренеры, а также спортсмены не имеют объективных критериев оценки уровня мастерства и методов контроля за его совершенствованием.

В настоящее время в стрелковой подготовке биатлонистов используются и хронометрирование отдельных элементов выполняемого упражнения, оценка уровня стрельбы по мишеням и мишенным установкам, видеозапись. Применяются также простые технические средства и приспособления, позволяющие контролировать выполнение отдельных элементов стрелкового упражнения. Однако наблюдение за отдельными элементами малоэффективно, т.к. большое количество параметров техники стрельбы, интересующих исследователей и тренеров, требуют их систематизации, выявления взаимосвязи и оценки, которые возможны лишь на основе использования принципов системно - структурного подхода.

Перспективным направлением в области совершенствования движения является использование в педагогическом процессе так называемых средств срочной информации с обратной связью о количественных характеристиках выполняемых действий. Таким комплексом может стать стрелковый тренажер “Скатт”, дающий возможность получать всю информацию о микроструктуре техники выстрела и представлять ее на экране компьютера.

Стрельба - важный компонент биатлона и ее значимость в конечном результате соревнование весьма значительна.

Указывает на то, что меткость стрельбы зависит от правильного выполнения её элементов: изготовки, прицеливания, задержки дыхания и спуска курка, находящихся между собой в строго определенной и согласованной взаимосвязи.

Изготовка биатлониста при стрельбе лежа должна обеспечивать хорошую устойчивость оружия при наименьшем напряжения мышц и естественном положении головы, создающих оптимальное положение глаза во время прицеливания.

Антропометрические данные у разных людей различные, то изготовку для каждого спортсмена надо подбирать индивидуально в процессе тренировки. Он считает, что разворот тела по отношению к линии стрельбы должен быть 15 - 25°, что обеспечивает удобное положение. Ноги должны быть раскинуты без напряжения мышц. Цевьё винтовки располагается на ладони, ближе к основанию большого пальца. Локоть левой руки должен располагаться строго под винтовкой, а пальцы слегка придерживают цевье винтовки. Автор подчеркивает, что особое внимание надо обращать на длину ружейного ремня. Ремень, связывающий левую руку и винтовку, образует жесткий треугольник: ремень - плечо-предплечье, выполняющий роль искусственного упора для винтовки. При этом мышцы должны быть свободны от удержания винтовки, она должна удерживаться натяжением ремня. Приклад винтовки должен свободно упираться в область плеча - между расслабленными большой грудной и дельтовидной мышцами. Правая рука в изготовке для стрельбы лежа выполняет основное действие - нажимает на спусковой крючок, поэтому мышцы ее должны быть, по возможности, расслаблены. Отмечая работу указательного пальца, автор обращает внимание на то, чтобы между ложей винтовки и указательным пальцем был зазор для нажатия на спусковой крючок. В изготовке биатлониста при стрельбе лежа разворот туловища должен быть 20 - 30° к направлению стрельбы. [15]

Прицеливание в биатлоне выполняется так же, как и в спортивной стрельбе. Выйдя на огневой рубеж, спортсмены принимают изготовку и производят ''грубую наводку''. Основное внимание надо сосредоточить на положении мушки в центре диоптра, в то время как мишень должна видеться нечетко, несколько расплывчато. Если биатлонист концентрирует внимание на мишени, то он не сможет достаточно четко увидеть отклонение мушки от центра диоптра, сделает ошибку и промах. Авторы считают, что прицеливаться надо не "в точку", а "в район" мишени, постоянно добиваясь уменьшения "района прицеливания". В противном случае, отмечают они, спортсмен ждет остановки мушки "в точке" под мишенью, и, тем самым, добиваясь этого, на долю секунды, спешит выстрелить, делая при этом грубые ошибки. Прицеливание должно быть, по возможности, однообразным, так как оно может легко нарушаться после большой физической нагрузки. По мнению авторов оптимальное время прицеливания должно быть в пределах 5 - 8 секунд. Непосредственно перед выстрелом необходимо сделать два-три глубоких вдоха и затаить дыхание на неполном вдохе, после чего плавно нажать на спусковой крючок. Нажим спускового крючка должен направляться строго назад. Меткий выстрел, возможен только при плавном нажатии на спусковой крючок и строгой согласованности с правильным прицеливанием.[16]

Специфическая особенность биатлона, отличающая его от других видов лыжного спорта, заключается в комплексном сочетании двух упражнений - лыжной гонки и стрельбы - в одном соревновании, что в свою очередь увеличивает влияние неблагоприятных факторов при ведении стрельбы. Неблагоприятные факторы, оказывающие отрицательное воздействие на ведение прицельно стрельбы в биатлоне, можно условно разделить на метеорологические, технические и физиологические.

Биатлонист любой степени подготовленности должен уметь правильно и вовремя делать поправки на все изменения погоды как на тренировке, так и на соревнованиях.

Биатлонист должен уметь правильно делать поправки на ветер, а при порывах ветра приучить себя производить выстрел либо в перерыве между порывами ветра, либо при ветре, добиваясь одинаковых условий для каждого выстрела. Если спортсмен не будет придерживаться этих правил, то у него будет плохая кучность стрельбы, а также большое отклонение средней точки попадания от центра мишени.

При изменении температуры воздуха происходит смещение средней точки попадания. Так, понижение температуры воздуха уменьшает дальность полета пули, а также смещает среднюю точку попадания вниз от центра мишени. При повышении температуры смещение средней точки попадания происходит в обратном направлении - вверх. Причина такого перемещения находится в изменении плотности воздуха в зависимости от изменения температуры. Чем больше плотность воздуха, тем меньше начальная скорость вылета пули из канала ствола.

Большое влияние на изменение средней точки попадания оказывает освещенность, при которой спортсмен ведет стрельбу. Особенно сильное влияние оказывает слепящее действие солнечных лучей. В результате этого острота зрения ухудшается, и спортсмен не всегда может сохранить четкий постоянный просвет между "ровной мушкой" и "яблоком" мишени, и, как - правило, врезается в мишень, перемещая среднюю точку попадания вверх. При боковом освещении мишени лучами солнца "яблоко" мишени воспринимается неправильной формы и, как следствие этого, возможно смешение средней точки попадания по горизонтали, а следовательно и поправки надо делать в зависимости от того, с какой стороны солнеч



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: