Поэтика «младших» символистов




Время: 1900-1910-е года. Сергей Соловьев, Иванов, Блок, Белый, Владимир Соловьёв. Им важен культ красоты, преобразующий мир. Растворенность личности в Боге, природе, мировой душе.

Символ неоднозначен, он имеет разные трактовки. Символисты полагали, что любое явление может быть символом.

Вдохновитель младосимволистского крыла движения – москвич Андрей Белый (Борис Николаевич Бугаев). «Золото в лазури» – 1 сборник стихотворений. «Петербург» - автобиографический текст в прозе. Роман – осколок, миф, символ, лирическая проза. Сюжет – отцеубийство. В 1903 Белый опубликовал статью «О религиозных переживаниях», в которой настаивал на необходимости соединить искусство и религию, но задачи выдвигал иные, более субъективные и отвлеченные – «приблизиться к Мировой душе», «передавать в лирических изменениях Ее голос». В статье Белого явственно просматривались ориентиры младшего поколения символистов – «две перекладины их креста» – культ пророка – безумца Ницше и идеи Владимира Соловьева. Мистические и религиозные настроения Белого сочетались с размышлениями о судьбах России: позицию «младосимволистов» отличала нравственная связь с родиной (романы Белого «Петербург», «Москва», статья «Луг зеленый», цикл на «Поле Куликовом» Александра Блока). Белому, Блоку, Вячеславу Иванову оказались чужды индивидуалистические признания старших символистов, декларируемый ими титанизм, надмирность, разрыв с «землей».

Из среды «младосимволистов» вышел крупнейший русский поэт Александр Блок. Свое творчество он рассматривал как «трилогию вочеловечивания» – движение от музыки запредельного (в Стихах о Прекрасной Даме), через преисподнюю материального мира и круговерть стихий (в Пузырях земли, Городе, Снежной маске, Страшном мире) к «элементарной простоте» человеческих переживаний (Соловьиный сад, Родина, Возмездие).

В своей поэзии Блок создал всеобъемлющую систему символов. Цвета, предметы, звучания, действия – все символично в поэзии Блока. Так «желтые окна», «желтые фонари», «желтая заря» символизируют пошлость повседневности, синие, лиловые тона («синий плащ», «синий, синий, синий взор») – крушение идеала, измену, Незнакомка – неведомую, незнакомую людям сущность, явившуюся в облике женщины, аптека – последний приют самоубийц (в прошлом веке первая помощь утопленникам, пострадавшим оказывалась в аптеках – кареты «Скорой помощи» появились позднее). Истоки символики Блока уходят корнями в мистицизм Средневековья. Так желтый цвет в языке культуры Средневековья обозначал врага, синий – предательство. Но, в отличие от средневековых символов, символы поэзии Блока многозначны, парадоксальны. Незнакомка может быть истолкована и как явление Музы поэту, и как падение Прекрасной Дамы, превращение ее в «Беатриче у кабацкой стойки», и как галлюцинация, греза, «кабацкий угар» – все эти значения перекликаются друг с другом, «мерцают, как глаза красавицы за вуалью».

Как и для Блока, для Белого важнейшая нота творчества – любовь к России. «Гордость наша в том, что мы не Европа или что только мы подлинная Европа», – писал Белый после поездки за границу.

Вячеслав Иванов наиболее полно воплотил в своем творчестве символистскую мечту о синтезе культур, пытаясь соединить соловьёвство, обновленное христианство и эллинское мировосприятие.
1913 – «Поэма младенчества», Иванов делает попытку. Поэма написана в пушкинской стилистике.

Художественные искания «младосимволистов» были отмечены просветленной мистичностью, стремлением идти к «отверженным селеньям», следовать жертвенным путем пророка, не отворачиваясь от грубой земной действительности.

Блок (1880 СПб – 1921 Петроград)

Девушка пела в церковном хоре
О всех усталых в чужом краю,
О всех кораблях, ушедших в море,
О всех, забывших радость свою.

Так пел её голос, летящий в купол,
И луч сиял на белом плече,
И каждый из мрака смотрел и слушал,
Как бело платье пело в луче.

И всем казалось, что радость будет,
Что в тихой заводи все корабли,
Что на чужбине усталые люди
Светлую жизнь себе обрели.

И голос был так сладок, и луч был так тонок,
И только высоко, у Царских Врат,
Причастный Тайнам, – плакал ребёнок
О том, что никто не придёт назад.

Стихотворение написано в 1905 году, когда по России прокатилась волна восстаний рабочих и крестьян, Россия была охвачена революцией, люди были готовы убивать друг друга. В стихотворении автор попытался показать всю бесперспективность силовых методов захвата власти, которые влекут за собой лишь смерть и разрушения. В церковных храмах шла служба во спасение Отечества. За расплывчатыми образами «о всех усталых, о кораблях…» угадываются образы простых русских крестьян и рабочих, которые вынуждены отстаивать свои интересы с оружием в руках. В словах девушки люди услышали «радость будет», конфликт правящей элиты и низшими сословиями будет урегулирован. Но автор убеждён, что не стоит тешить себя несбыточными надеждами и верить в сказки о светлом будущем, которое невозможно построить на костях убитых. Стихотворение построено на антитезе двух частей.

Символы: молитва символизирует надежду на светлое будущее. Ребёнок символизирует божественную истину, скорбь самого Бога. Белое плечо и белое платье подчёркивают ощущение покоя, тишины, умиротворение.

В основе «Двенадцати» конфликт, борьба старого и нового, борьба двух «миров». Поэма начинается словами:
Черный вечер.
Белый снег.
Ветер, ветер —
На всем божьем свете!
В мир ворвалась стихия, ветер. Эта стихия набирает силу, придается разгулу, смешивается с вьюгой и всё это обрушивается на город, на души людей. Уже появляются приметы нового времени – плакаты, истрепанный флаг с надпись: «Вся власть – Учредительному собранию!» - поношенность которого выступает символом уходящего времени. И главное – идут двенадцать солдат. Уже чувствуется, что сейчас происходит что-то важное: в борьбу вступили хаос и гармония, свет и тьма.

Становится ясно, эти люди готовы к разрушению и насилию: «Выпить кровушки за зазнобушку». Поэт подчёркивает в человеке два начала: чёрное бесовское и белое Христово. Блок, как романтик, был убеждён, что из стихий должна являться на свет гармония. Но мы видим, что шествия двенадцати «апостолов» революции замыкает пёс – символ дикого, необузданно злого, жестокого начала. И только где-то далеко впереди, за снежной завесой, видна фигура того, от кого они отказались, сняв с себя крест, - Христос. Сами же они удивляются тому, как тьма кругом: «Эка тьма!». И это не только темнота ночи, эта ночь в душах двенадцати, не просто ночь, а тьма безверия и слепоты. Доказательством тому является убийство Катьки. Петруха убивает свою возлюбленную, потому что понимает свободу, как возможность действовать безнаказанно, основным его мотивом является месть. Он и сам не замечает, как становится убийцей. Первоначально Петьку мучает совесть. Но красногвардейцы не понимают страданий Петьки, они стыдят товарища за то, что тот «расклеился», говорят о том, что не ничего предосудительного в убийстве ради идеи.

Не сложно представить, сколько ещё будет невинных жертв на их пути, но то, что Петька переживает из-за, свидетельствует о том, что в нём есть совесть, чувство, которое Блок считал, памятью о Боге. Совесть убийцы в данном случае трансформируется в страх. И тут появляется

Нежной поступью надвьюжной,
Снежной россыпью жемчужной,
В белом венчике из роз —
Впереди — Исус Христос.

5. Поэтика акмеистов.

Конец 1910 годов – кризис символизма. В 1912 амеисты объявляют себя «акмеистами», возникает термин «акмеизм», его предлагает Вячеслав Иванов.

1906-1907 – «Кружок молодых» - Гумилёв, Городецкий, Ахматова, Мандельштам, Зенкевич, Нарбут.

Осень 1911 года до 1914 – «Цех поэтов» образован на основе эстетических принципов, оппозиционен. Кузьмин, Иванов, Адамович, Лозинский, Одоевцева.

Акмеизм более раздроблен, чем символизм.

Лозинский – перевод, редактировал журнал «Аполлон». В 1912 году в этом журнале появляются статьи-манифесты «Наследие символизма и акмеизм», «Некоторые течения современной русской поэзии».

Мандельштам «Рукопись акмеизма»
Первой ласточкой эстетической реформы акмеизма принято считать статью М. Кузмина «О прекрасной ясности». Статья декларировала стилевые принципы, как-то: логичность художественного замысла, стройность композиции, рациональная организация всех элементов художественной формы.
Кларизм – ясность = Адамизм = Кларизм

Основные тезисы манифестов:
1) Поэтика акмеистов должна отличаться конкретикой, вещественностью, посюсторонностью (Первый сборник Мандельштама «Камень»: мир – материален).
2) Установка на мастерство

Виктор Максимович Жирмунский в 1919 написал критическую статью «Преодолевшие символизм»

Второй «Цех поэтов» (1916 – 1917). Руководили Георгий Иванов и Адамович.

Третий «Цех поэтов» (1920-1922). Руководили Гумилёв и Адамович.

Ахматова. Она считала, что у неё есть миссия передачи культурного багажа. Её творчество характеризуют, как «не женскую литературу». 1-й сборник стихов «Вечер», его замечают критики. Она создала ауру автобиографического контекста. Её лирика психологическая, интимная.
«Реквием» (1935-1940). Место действия: Ленинград, Кресты. «Русская плакальщица. Брала на себя всё горе, которое существует в мире». Основной вечный образ – Евангельский. Сюжет смерти Христа, образ матери. Образ России – матери, которая переживает, что происходит с её сыновьями.
Ранней Ахматовой свойственная интимность, а поздней лироэпичность.
Совмещение индивидуальной и коллективной точки зрения.

По сути дела, акмеизм – попытка нейтрализовать крайности символизма, унаследовав его достижения. С этим связан пафос адамизма – мы те, кто называет вещи заново, возвращая им прежнее имя и смысл. Утверждалась также самоценность действительности, слова, свобода от трансцедентных идей.

Поскольку акмеисты, в отличие от символистов, пытались опираться на культурное наследие прошлого, объектами эстетической рефлексии в их стихах часто становились шедевры живописи, скульптуры или архитектуры («Notre Dame» Мандельштама).

Впрочем, акмеизм тоже не отличался однородностью. Устремления трех наиболее значимых представителей течения оказались различны. Гумилев: красочная экзотика, романтическая мужественность, красочная «отделка» и гармоническая завершенность стиха; Ахматова: связь с русской классикой, психологический реализм; Мандельштам: «тоска по мировой культуре», повышенная ассоциативность.


Сжала руки под тёмной вуалью...
"Отчего ты сегодня бледна?"
- Оттого, что я терпкой печалью
Напоила его допьяна.

Как забуду? Он вышел, шатаясь,
Искривился мучительно рот...
Я сбежала, перил не касаясь,
Я бежала за ним до ворот.

Задыхаясь, я крикнула: "Шутка
Всё, что было. Уйдешь, я умру."
Улыбнулся спокойно и жутко
И сказал мне: "Не стой на ветру"

Картина, которую рисует в своем стихотворении Анна Ахматова, рассказывает о последних мгновениях ссоры, когда все обвинения, но Ахматова опускает причины ссоры, уже высказаны, и обида до краев переполняет двух близких людей. Первая строчка стихотворения свидетельствует о том, что его героиня очень остро и болезненно переживает случившееся, она бледна и сжала руки под вуалью. Она признает свою неправоту и раскаивается в тех словах, которые причинили столько горя и боли возлюбленному. Но, понимая это, также отдает себе отчет и в том, что поступить по-другому – значит, предать саму себя, позволив кому-то другому управлять ее мыслями, желаниями и поступками.

Не менее тягостное впечатление произвела эта ссора и на главного героя стихотворения, который «вышел, шатаясь, искривился мучительно рот». Остается лишь догадываться, какие чувства он испытывает, так как Анна Ахматова четко придерживается правила о том, что пишет о женщинах и для женщин. Поэтому строчки, адресованные противоположному полу, при помощи небрежных штрихов воссоздают портрет героя, показывая его душевное смятение. Финал стихотворения трагичен и наполнен горечью. Героиня пытается остановить возлюбленного, однако в ответ слышит ничего не значащую и довольно банальную фразу: «Не стой на ветру». В любой другой ситуации ее можно было бы растолковать, как проявление заботы. Однако после ссоры она означает лишь одно – нежелание видеть ту, которая способна причинять такую боль.

Анна Ахматова умышленно избегает говорить о том, возможно ли вообще примирение в такой ситуации. Она обрывает свое повествование, предоставляя читателям возможность самостоятельно домыслить, как дальше развивались события => стих острее.

6. Поэтика футуристов.

1910-1920 годы. Направление футуризма зародилось в Италии и наибольшее распространение получило в Италии и России. Основатель – Филиппо Маринетти. Он говорил о том, что мы живём все в «классике», в прошлом. Всё вокруг не даёт нам хотя бы представить будущее развитие. Итальянский футуризм имеет прошлые аналоги с французским сюрреализмом, с немецким экспрессионизмом.
Ядро русских футуристов: Хлебников, Каменский, Елена Гуро, Маяковский, Крученых, братья Бурлюки, Асеев. Поэзия русского футуризма была теснейшим образом связана с авангардизмом в живописи. Не случайно многие поэты-футуристы были неплохими художниками.

Футуризм – неоднородное течение. Это продолжение модернистоского течения. Поэт должен творить мир.

Программа футуристов изложена в манифесте «Пощечина общественному вкусу» (1913), основные признаки футуризма –
1) Полный разрыв с традициями
2) Установка на создание искусства будущего
3) Ценность «самовитого» слова, словотворчества и заумного языка
4) Поэзия должна идти рука об руку с наукой
5) Бунтарство, анархичность мировоззрения, выражение массовых настроений толпы
6) Бунт против привычных норм стихотворной речи, эксперименты в области ритмики, рифмы, ориентация на произносимый стих, лозунг, плакат
7) Культ техники, индустриальных городов
8) Демонстративный эпатаж

Направления:
- Эгофутуризм – Северянин и Шершеневич.
Игорь Северянин воспевает самого себя. Стихотворение «Увертюра» - звукопись, оно ориентирована на прослушивание. «Я, гений Игорь Северянин».
- Кубофутуристы – будетляне, поэты Гилеи (Хлебников, Бурлюк, Каменский, Маяковский, Кручёных). Всё должно быть индивидуализировано.
Велимир Хлебников: Поэт должен ориентироваться на праславянские формы слов, единый славянский поэтический язык (предлагал создать). Изобрёл формулу отсчета истории. Предсказал революцию 1917 года.

Футуризм отличался крайне экстремистской направленностью. Это течение претендовало на построение нового искусства — «искусства будущего», выступая под лозунгом нигилистического отрицания всего предшествующего художественного опыта. Маринетти провозгласил «всемирно историческую задачу футуризма», которая заключалась в том, чтобы «ежедневно плевать на алтарь искусства».

Футуристы проповедовали разрушение форм и условностей искусства ради слияния его с ускоренным жизненным процессом XX века. Для них характерно преклонение перед действием, движением, скоростью, силой и агрессией; возвеличивание себя и презрение к слабому; утверждался приоритет силы, упоение войной и разрушением. В этом плане футуризм по своей идеологии был очень близок как правым, так и левым радикалам: анархистам, фашистам, коммунистам, ориентированным на революционное ниспровержение прошлого.

Когда над полем зеленеет
Стеклянный вечер, след зари,
И небо, бледное вдали,
Вблизи задумчиво синеет,
Когда широкая зола
Угасшего кострища
Над входом в звездное кладбище
Огня ворота возвела,
Тогда на белую свечу,
Мчась по текучему лучу,
Летит без воли мотылек.
Он грудью пламени коснется,
В волне огнистой окунется,
Гляди, гляди, и мертвый лег.

Велимир Хлебников родился в 1885 году в Астрахани, умер в 1922 в Новгороде.

Ранние стихи Велимира Хлебникова – это попытки найти свой путь в поэзии, желание выразить мысли так, чтобы они действительно запали в душу человеку. До того, как стать футуристом, Велимир Хлебников успел побывать и философом, и романтиком, и даже лириком-пейзажистом. Пример тому – стихотворение «Когда над полем зеленеет…», написанное в 1912 году. В нем автор попытался соединить два таких разных понятия, как романтизм и философия, добившись удивительных результатов.

В первых строчках автор создает очень красивый пейзаж, рассказывая о том, как на землю опускается «стеклянный вечер» и «небо бледное вдали, вблизи задумчиво синеет». Пытаясь настроить читателя на лирический лад, автор использует очень тонкие сравнения, умело создавая образы, которые действительно запоминаются. Мирная картина дополнена костром, который постепенно догорает, а его дым, высоко поднимающийся вверх, напоминает вход «в звездное кладбище». Горячий воздух, в котором летают хлопья золы, наполнен легкой горечью дыма. И именно эти «врата» являются входом в иной мир для существ, которые, как убежден поэт, не обладают ни волей, ни разумом.

«Тогда на белую свечу, мчась по текучему лучу, летит без воли мотылек», — отмечает автор, заранее зная, чем закончится подобный полет. Гибель мотылька в этом случае неизбежна – он попросту сгорает в пламени костра, который для одних служит источником тепла, а для других – источником смерти. «Он грудью пламени коснется, в волне огнистой окунется, гляди, гляди, и мертвый лег», — таков печальный финал этого хрупкого создания. Однако поэт не переживает по этому поводу. Скорее, ему любопытно, почему мир устроен именно таким образом. Ведь и люди, как мотыльки, нередко сгорают, соприкоснувшись с тем, что может их уничтожить. Но смерть человека – это трагедия, а гибель мотылька проходит незамеченной, и лишь поэт обратит внимание на то, что чрез ворота, открытые в небесное царство, прошла еще одна безвинная душа.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: