Основные модели государственного регулирования экономики




 

Первым среди западных экономистов невозможность достижения экономического равновесия с помощью рыночных рычагов и даже невозможность существования капитализма без широкомасштабного вмешательства государства понял Дж. Кейнс. Он считал, что расширение функций правительства – единственное практичное средство избежать абсолютного крушения существующих экономических форм, а также средство побуждения к инвестированию и координации склонности к потреблению.

Главное внимание Кейнс уделил проблеме регулирования спроса и факторам, определяющим его. Эффективный спрос, распадающийся на накопление и потребление, государство должно стимулировать, удешевляя кредиты, увеличивая государственные затраты, влияя на рост потребительского спроса.

Кроме проблемы достижения равновесия спроса и предложения в масштабе национальной экономики, Кейнс стремился разобраться в вопросах установления равновесия между спросом и предложением в сфере занятости. По его мнению, государство должно регулировать это взаимоотношение, добиваться определенного оптимума в этой сфере, препятствовать росту безработицы. Уровень занятость зависит от склонности к потреблению и объема инвестиций. Больше внимания в этой ситуации государство должно уделять стимулированию инвестиций.

В 1933г. Рузвельт использовал теорию Кейнса, чтобы вывести Америку из кризиса.

Рекомендации Кейнса стали основою экономической политики правительств большинства развитых стран в послевоенный период.

Неокейнсианские теоретики Р. Харрод и Е. Хансен, старались разобраться во влиянии НТП на расширенное воспроизводство, определить роль денег и денежной политики, с помощью акселератора показывали обратную связь между приростом национального дохода и занятостью и последующим приростом инвестиций. Основным методом антициклического регулирования они считали бюджетное регулирование, а для достижения динамического экономического равновесия – планирование заранее небольшой (3 – 5% ежегодно) и регулируемой государством инфляции. При этом практика показала отсутствие органической взаимосвязи между ростом потребления и кратным приростом инвестиций (действием акселератора), поскольку потребительский спрос может быть удовлетворен введением в действие производственных мощностей, существующих товарных запасов.

А. Пигу усовершенствовал неоклассическую теорию равновесия. Он определил невозможность рынка победить монополистические тенденции в экономике, обеспечить производство «общественных благ», а, значит, необходимость государственного вмешательства в экономику. Это обусловило возникновение неоклассической теории благосостояния, а на основе провозглашенных ее принципов – возникновение теории государственных финансов, которую отстаивал П.-Е. Самуэльсон.

Развиваются и консервативные варианты неоклассического направления, в частности, концепция предложения А. Лаффера, концепция рациональных ожиданий Р. Лукаса, Т. Саджента и др. Концепция предложения основывалась на ограничении государственного вмешательства в экономику, существенном сокращении социальных затрат, снижении налогов на прибыль корпораций и уменьшении прогрессивной шкалы налогообложения.

В 80-е г.г. окрепла позиция монетаристской школы, возглавляемой М. Фридменом. Теория монетаристов основывалась на том, что для предотвращения нестабильности экономической системы необходимо устранить нарушения законов денежного обращения, отклонения от равновесного уровня цен и количества денег в обращении вследствие стимулирования спроса государством. Они выступали против чрезмерного вмешательства государства в экономику. Представители монетаризма являются противниками полной занятости, отстаивают «естественный» уровень безработицы, который определяется законом спроса и предложения и не приводит к повышению цен.

Приемлемость этих моделей для переходной экономики Украины крайне проблематично, т.к. в нашем государстве ещё нет развитой рыночной экономики, существуют ещё остатки командно-административной системы.

В переходной экономике нашего государства государственное вмешательство в экономику необходимо, однако его степень требует научных экономических знаний, умение просчитывать и прогнозировать результаты принимаемых решений, учитывать опыт других стран.

Будущее хозяйственного механизма Украины видится в социально ориентированной смешанной экономике, которой присущи такие черты как сочетание рыночной системы с государственным регулированием; социальная ориентация экономики, обеспечивающая социальную устойчивость положения граждан в сочетании с их социальной ответственностью; развитие многообразных форм собственности и различных секторов экономики, при этом действие капиталистических тенденций экономики ограничено её регулированием и социальной ориентацией; формирование современной технологической базы народного хозяйства постиндустриального типа.

 

Государственный бюджет.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-07 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: