ОТНОШЕНИЕ К ПРИРОДЕ В ЗЕРКАЛЕ ИСТОРИИ ЦИВИЛИЗАЦИЙ




ОБЩАЯ ЭКОЛОГИЯ

 

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ

ОБЩЕСТВА И ПРИРОДЫ

 

 

Рекомендовано Министерством общего и профессионального

образования Российской Федерации в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлениям

"Экология и природопользование". "Защита окружающей

среды", специальностям "Экология". "Природопользование",

"Охрана окружающей среды и рациональное использование

природных ресурсов"

 

УДК 574

Π 305

ББК 57.026

 

Рецензенты: зав. кафедрой физической географии Российского

государственного педагогического университета им. А. И. Герцена

проф. И. В. Игнатенко;

директор СПб филиала Института истории естествознания и техники РАН

проф. Э. И. Колчинский

Петров К. М.

Π 305 Общая экология: взаимодействие общества и природы: Учебное пособие для вузов. СПб: Химия, 1997. -352 с., ил. ISBN 5-7245-1038-3

 

Раскрывается роль экологии в решении проблем взаимодействия общества и природы. Освещены этапы развития экологических идей от первобытного общества до наших дней. Рассмотрены основы учения В. И. Вернадского о биосфере; глобальные и региональные проблемы человечества, связанные с демографическим взрывом; последствия антропогенного воздействия на атмосферу и Мировой океан. Описаны зональные типы экологической дестабилизации ландшафтов России. Изложены предмет и методы географо-экологических исследований. Показана необходимость формирования нового мировоззрения, экологической этики как обязательного условия устойчивого развития.

Для студентов вузов, обучающихся по направлениям и специальностям, связанным с экологией и природопользованием, защитой окружающей среды и рациональным использованием природных ресурсов. Может служить источником идей и конкретных сведений для самого широкого круга специалистов - научных работников и проектировщиков, преподавателей, социологов и др., чья деятельность так или иначе затрагивает проблемы экологии.

 

 


ББК 57.026

 

© Петров К. М., 1997

© Издательство "Химия", Санкт-Петербург, 1997

 

ISBN 5-7245-1038-3

Посвящаю жене,

Майе Марии Владимировне Ошурковой,

с любовью и благодарностью

 

 

ПРЕДИСЛОВИЕ

 

Пространство выгнулось я пошатнулось время,

Дух скорости ногой ступил на темя

Великих гор и повернул поток.

Отравленным в земле прозябло семя,

И знали все, что наступает срок.

А. Ахматова

Жизнь человека, общества, существование цивилизации на планете неразрывно связаны с природными условиями. Успехи научно-технической революции, бурным развитием которой ознаменовалась вторая половина XX века, лишь на короткий период были восприняты с оптимизмом как свидетельство торжества человеческого разума, как предпосылка к будущему благоденствию на основе покорения природы. Очень скоро пришло горькое разочарование: загрязнение окружающей среды, истощение природных ресурсов, неконтролируемый рост населения ясно обозначили угрозу надвигающегося глобального экологического кризиса.

На протяжении почти двух веков слова слепого провидца Жана-Батиста Ламарка: "Человеку суждено истребить самого себя, после того, как он сделает Землю непригодной для обитания" долгое время оставались непонятыми. Те же, кто воспринял их зловещий смысл, оказались беспомощными в противоречивом и расчлененном мире. Опутанные предрассудками, утопическими догмами, экономической и политической конъюнктурой, страдающие близорукостью временщиков, мы лишь сейчас становимся свидетелями пробуждения Разума (Соколов, 1993).

Под влиянием повелительной необходимости жить с природой в гармонии и согласии человечество вынуждено отбросить вековой императив покорения природы. Осознание безнравственности этого императива, насаждавшегося многими деятелями, претендовавшими на философское и социальное лидерство, только теперь входит в структуру нового ноосферного мышления. Экологическая культура призвана противостоять технократическим стереотипам, чтобы роковой ход истории цивилизации был исправлен и биосфера будущего не осталась безлюдной.

В приоритеты научно-технического прогресса постепенно включается не столько увеличение производства, потребительский эгоцентризм, сколько спасение природы, сохранение естественной среды обитания людей. Возможностей для самовосстановления и самоочищения природных систем остается все меньше. Для глубокого граждански осознанного понимания этого стало необходимо активизировать весь потенциал культуры в самом широком смысле, раскрыть людям общекультурную значимость природы.

Метафорический образ Земли как "космического корабля" принадлежит американскому ученому К. Боулдингу (Boulding, 1966). Нормальная работа систем жизнеобеспечения такого корабля для благополучного путешествия в космосе может поддерживаться только общими разумными действиями всех землян. На нашей же планете, разделенной на государства, многие из которых относятся друг к другу враждебно, ничего подобного нет. Поэтому другой американский ученый Г. Хардин (Hardin, 1976) сравнивает человечество с кораблем, потерпевшим крушение: в спасательных шлюпках находятся жители богатых стран, они затеряны в океане и окружены многочисленными тонущими народами бедных стран.

"Этика спасательной шлюпки" столь же очевидна, сколь беспощадна: чтобы кого-то спасти, его надо взять на борт шлюпки, вместимость которой жестко ограничена. Спасти чью-то жизнь - значит пожертвовать своей, бросившись в бушующий океан.

Идея защиты окружающей среды во всей мировой культуре сегодня стала господствующей общественной парадигмой. Она сформировалась под влиянием тревоги за будущее человечества. Экологический бум - результат не только крайне неблагоприятных для человека изменений в биосфере. Это определенная реакция общественного сознания, которое, наконец, начало подходить к пониманию важности оценки места человека в природе.

Экологический императив в практике подготовки специалистов различного профиля возник в конце 60-х гг. на базе известных публикаций участников Римского клуба - Дж. Форрестера, Д. Мидоуза и др. В университетах Западной Европы и США на протяжении двух последних десятилетий было издано множество учебников; перечислим некоторые из них, получившие наибольшее признание: "Человек и окружающая среда" (Boughey, 1971); "Экология человека" (Levine, 1975); "Человек и земные экосистемы" (Bennett, 1975); "Среда обитания человека и природные системы" (Greenwood, Edwards, 1979); "Введение в науку об окружающей среде" (Moran etc., 1980); "Воздействие человека на экосистемы" (Tivy, O'Hare, 1982); "Изучение окружающей среды. Земля как живая планета" (Botkin, Keller, 1987); "Изменение лика Земли" (Simmons, 1989); "Наука об окружающей среде. Действие для устойчивого развития" (Chiras, 1994).

Как видим, ни один из них не называется просто "Экология". За этим понятием во всем мире сохраняется традиционное чисто биологическое содержание. В России возникло определенное противоречие между традиционной и расширенной трактовкой понятия "экология". Наиболее удачным выходом из наметившегося противоречия является рассмотрение расширенных задач экологического образования в рамках геоэкологии, - междисциплинарного направления, объединяющего биологию и географию ("Основы геоэкологии", 1994; Петров, 1994).

Важнейшая цель предлагаемого учебного пособия - способствовать формированию экологической этики, представлению о человеке как части природы, о единстве и самоценности всего живого и невозможности выживания человечества без сохранения биосферы. В целом курс носит мировоззренческий характер и построен таким образом, чтобы ввести необходимые базовые естественнонаучные понятия для создания представлений о биосфере, месте в ней человека, о проблемах, связанных с взаимодействием общества и природы в эпоху развития технической цивилизации.

В учебном пособии раскрывается роль общей экологии в решении проблем, выдвигаемых взаимодействием общества и природы. В части I прослежены этапы развития экологических идей от первобытного общества до века Просвещения и становления научных основ естествознания. Часть II состоит из трех разделов. В первом излагаются основы учения В. И. Вернадского о биосфере, исследованы механизмы ее устойчивости. Во втором - проблемы человечества, связанные с демографическим взрывом, сокращением пахотных угодий и голодом, загрязнением окружающей среды и разрушением природных ландшафтов, энергетическим кризисом; анализируются последствия антропогенного воздействия на атмосферу и Мировой океан; обсуждаются проблемы устойчивого развития. В третьем описаны зональные типы экологической дестабилизации ландшафтов России, особенности нарушения среды обитания в результате техногенной деятельности. Часть III посвящена предмету и методам географо-экологических (геоэкологических) исследований, обоснованию интегрирующей роли геоэкологии как науки, стоящей на границе между биологией и географией; теория геоэкологии рассматривается как основа при решении практических задач рационального природопользования и охраны природы. В части IV показана необходимость формирования нового мировоззрения, экологической этики как обязательного условия устойчивого развития.

Экологические проблемы человечества придется решать нынешнему молодому поколению. Оно должно прийти в новое тысячелетие с развитым ноосферным мышлением. Это учебное пособие призвано помочь воспитанию у студентов умения оценивать жизнедеятельность людей и результаты их творчества с позиций сохранения природной и культурной среды, способности направлять свою профессиональную деятельность на сохранение биосферы как среды обитания человека.

Особую ценность представляет справочно-методический аппарат книги: словарь терминов, список литературы, отражающий состояние проблемы как в России, так и за рубежом, вопросы для самостоятельных занятий, являющиеся по сути дела развернутой программой курса.

Учебное пособие предназначено для студентов вузов, обучающихся по направлению и специальности "Экология и природопользование", атакже слушающих курс "Экология" в естественнонаучных, технических и гуманитарных учебных заведениях. Оно может быть полезно преподавателям и научным работникам, занимающимся проблемами экологии и рационального природопользования.

Автор выражает глубокую благодарность профессору факультета географии и геоэкологии Санкт-Петербургского университета В. Г. Морачевскому, директору СПб филиала Института истории естествознания и техники РАН профессору Э. И. Колчинскому, заведующему кафедрой физической географии Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена профессору И. В. Игнатенко, заведующему кафедрой философии науки и техники Санкт-Петербургского университета профессору Э. Ф. Караваеву, декану факультета географии и геоэкологии Казанского университета профессору Ю. П. Переведенцеву, заведующему кафедрой геоэкологии Калининградского университета профессору Б. В. Краснову, заведующему кафедрой физической географии и геоэкологии Волгоградского педагогического института профессору В. А. Брылеву и многим другим за поддержку и критические замечания, высказанные при подготовке рукописи к печати.

 

Часть I

ОТНОШЕНИЕ К ПРИРОДЕ В ЗЕРКАЛЕ ИСТОРИИ ЦИВИЛИЗАЦИЙ

 

Наличие разума выделило человека из всех живых существ: человеческое общество стало развиваться по своим социальным и экономическим законам. Но человек остался и частицей природы и, как все живое, сохранил зависимость от окружающей среды, от экологических условий.

На протяжении тысячелетий людей окружала дикая природа, просторы которой казались безграничными. Во времена Пушкина на Земле жило около 1 миллиарда человек, а в 1987 г. родился пятимиллиардный житель нашей планеты. Влияние человеческой деятельности на природу возрастало не только из-за увеличения численности населения, но и благодаря использованию все более мощной техники. На гребни волн человеческой истории поднимались науки, важность которых в общественном мнении определялась способностью, не ожидая милости от природы, брать от нее как можно больше. Человечество считало важными и те науки, которые усиливали его военную мощь.

И вот на рубеже второго и третьего тысячелетий нашей эры перед народами и странами, несмотря на различия их политического строя, экономического развития, религиозных убеждений, во весь рост встали общие проблемы. От них зависят сохранение цивилизации, возможность самого существования людей. Человечество осознало, что размеры и ресурсы нашей планеты ограничены, что усиливающееся загрязнение окружающей среды вредит здоровью нынешнего и может сделать невозможной жизнь последующих поколений.

Все вместе эти проблемы являются глобальными. Они называются так потому, что затрагивают интересы всех без исключения народов и стран мира, все его регионы, все акватории Мирового океана. И решить эти проблемы можно лишь совместными усилиями всех землян, всех государств, больших и малых. Настала пора формирования нового мышления, позволяющего перейти от противоборства к объединению усилий для решения глобальных проблем. Человечество должно готовить себя к мирной жизни, сознавая, что численность людей будет расти, а природные ресурсы - истощаться и что, развивая производство, строительство, человек неизбежно обостряет экологические проблемы.

Глава 1

ПРОБУЖДЕНИЕ РАЗУМА

 

Вселенная возникла в результате взрыва, когда все спиральные туманности были как бы выстрелены из небольшой части пространства, возможно, из одной точки. По теории Большого Взрыва вся масса и энергия, а также время и пространство появились около 20 млрд лет назад (Кэри, 1991).

Какую же гигантскую массу должна была иметь эта точка! Вся масса Вселенной концентрировалась в ней: сотня миллиардов галактик, каждая из которых содержит по сотне миллиардов звезд. Этот сверхтяжелый зародыш Вселенной трудно вообразить. Одним из парадоксальных объяснений является предположение, что он вовсе не имел массы, а представлял некое средоточие информационно-энергетического поля.

Начало Вселенной мыслится как особая точка на границе сферы понятий, относящихся к физике и теософии. Любой вопрос о том, что предшествовало этому началу или какова была его природа, уже не рассматривается физикой. Законы физики появились вместе с рождением Вселенной. Лишенная корней физика вновь дает повод философам склоняться к признанию Божественного начала мироздания. Об этом говорил еще Р. Декарт, допускавший, что Бог сотворил вещество и движение, а затем оставил Вселенную развиваться по тем законам, которые он дал и которым сам подчинялся.

Одна из особенностей развития жизни на нашей планете состоит в том, что грандиозные события, знаменующие основные вехи ее истории, протекают со все возрастающей скоростью. Если условно принять время существования нашей планеты (около 5 млрд лет) за 12 месяцев, то продолжительность антропогена (около 2 млн лет) составит всего лишь несколько часов. В предлагаемом календаре 1 день равен 12,6 млн лет, а 1 час -525 тыс. лет:

1 января: образование Земли.

28 марта: появление первых бактерий.

12 декабря: время расцвета динозавров.

26 декабря: исчезновение динозавров.

31 декабря, 1 ч: появление общего предка обезьяны и человека.

31 декабря, 17 ч 30 мин: появление гоминоидов - австралопитеков.

31 декабря, 23 ч 54 мин: появление гоминидов - неандертальцев.

31 декабря, 23 ч 59 мин 46 с: начало новой эры.

31 декабря, полночь: человек шагнул на Луну.

Абсолютный возраст основных событий дан в табл. 1.1.

Более наглядное представление о хронологии Земли и истории жизни дает рис. 1.1.

В. И. Вернадский говорил о геологической вечности жизни, и это вовсе не метафора. Есть основания допускать, что биосфера Земли изначально развивалась одновременно с другими геосферами. На вопрос "что же появилось раньше - Земля или жизнь" нет однозначного ответа: древнейшие породы водно-осадочного происхождения (Гренландия, Иссуа - 3,8 млрд лет) уже содержат остатки микроорганизмов, обладавших аппаратом фотосинтеза.

Развитие природы на протяжении последнего геологического периода в истории Земли происходило при все возрастающем влиянии на нее человеческого общества. Этот период называется четвертичным, а по предложению известного русского геолога А. П. Павлова, чтобы подчеркнуть роль деятельности людей, его еще именуют антропоген.

Таблица 1.1. Как давно это было?

 

Основные события Число лет
Образование Вселенной 20 000 000 000
Происхождение Земли 4 700 000 000
Первые живые организмы 3 800 000 000
Первые многоклеточные организмы 1000 000 000
Первые позвоночные животные 500 000 000
Первые наземные растения 400 000 000
Первые млекопитающие 200 000 000
Первые приматы 70 000 000
Первые гоминоиды 15 000 000
Первые гоминиды 3 000 000

Первые представители вида Homo sapiens 200 000

 

1.1. ПЕРВОБЫТНОЕ ОБЩЕСТВО И ПРИРОДА'

Появлению разумного человека на Земле предшествовало несколько видов человекообразных существ - гоминоидов и первобытных людей - гоминидов. Биологической эволюции вида сопутствовало развитие умственной деятельности, форм хозяйствования и социальных отношений. Важнейшей вехой в истории людей был переход от присваивающей формы хозяйства (собирательства и охоты) к производящей - земледелию и животноводству. Рост численности, быстрое расширение ареала обитания, ускоряющиеся темпы развития - характерные черты человеческого общества.

Гоминоиды и гоминиды — охотники и собиратели. Первым признаком, выделившим человекообразных существ (гоминоидов) из животного мира, было передвижение на задних конечностях - бипедия. В Южной, Центральной и Восточной Африке обнаружены остатки гоминоидов, которым было свойственно передвижение на двух ногах. Их отнесли к роду австралопитеков. Обнаружены окаменевшие отпечатки подошв, оставленные австралопитеками около 3,8 млн лет назад.

Тело австралопитеков было покрыто волосами, в их облике еще много обезьяньего. Однако задние лапы гоминоидов уже стали выполнять функции ног, а передние - рук: у них были подвижные кисти с развитым большим пальцем. Это позволяло манипулировать различными предметами. Например, австралопитеки могли использовать камень, чтобы разбить кость и извлечь из нее мозг. Однако каменных орудий они еще не делали (рис. 1.2).

Становление гоминоидов происходило в условиях иссушения климата в конце третичного периода. В неогене впервые на Земле появились ландшафты саванн и степей. Прямохождение стало закрепляться естественным отбором, так как было полезным приспособлением для передвижения и обзора окрестностей поверх высокой травы.

От африканского гоминоида - австралопитека около 3 млн лет назад в Восточной Африке отделились прямые предки современного человека гоминиды - виды рода Homo. Первый вид назвали Человек умелый потому, что он начал делать каменные орудия. В Восточной Африке обнаружено множество грубо обработанных камней. Наиболее древним из них - 2,4 млн лет. Следующий вид назвали Человек прямостоящий. Начался первый период материальной культуры человечества - палеолит, древний каменный век.

Рис 1.2 Семья африканских австралопитеков, по A S Boughey

Люди, изготавливавшие каменные орудия, были правшами, а это значит, что функции левого и правого полушарий головного мозга у них полностью не совпадали. В последнее время асимметрии полушарий у человека физиологи стали придавать очень большое значение, считая, что она указывает на способность к абстрактному мышлению и речи Внешний облик и образ жизни гоминидов и гоминоидов — австралопитеков существенно различались (рис 1.3)

Гоминиды, расширяя ареал, покидали экваториальные и тропические ландшафты и осваивали земли более северных природных зон (рис. 1.4). Прямостоящий человек более 500 тыс лет назад из Африки расселился по югу Азии: его останки найдены в Китае, Таиланде, на острове Ява.

В Европе обнаружены останки первобытных людей, названных неандертальцами. Они населяли север Средиземноморья; на восток их ареал простирался до Юго-Западной Туркмении. Одни ученые считают, что это уже был Человек разумный, архаичный вид (Homo sapiens), давший впоследствии начало подвиду Homo sapiens sapiens, к которому относятся современные люди. Другие полагают, что неандертальцы были всего лишь слепой ветвью гоминидов.

Последний этап становления гоминидов совпадает с эпохой Великих оледенений. По классической схеме в четвертичном периоде выделяется четыре оледенения — гюнц, миндель, рисе и вюрм. Они чередовались с относительно теплыми межледниковьями. Во время похолоданий ледниковые щиты покрывали Канаду, Скандинавию, Западную Сибирь. Леса отступали. Их место занимала гиперзона тундростепи, опоясывавшая ледниковые покровы с юга. Появились крупные животные, приспособленные к холодному климату, представители так называемой мамонтовой фауны: мамонт, шерстистый носорог, мускусный бык, северный олень, бизон, лошадь и др.

Гоминиды, существовавшие до этого в теплом тропическом климате, вынуждены были приспосабливаться к суровым климатическим условиям. Неандертальцы научились пользоваться огнем, строить примитивные жилища, жить в пещерах, охотиться на крупных зверей.



 


 

Палеолитический человек находился, по мнению Л. Н. Гумилева (1990), в состоянии "гомеостазиса" (равновесия) с окружающим его "вмещающим" ландшафтом, входя в биоценоз как верхнее, завершающее звено. Первобытные люди воздействовали на видовой состав и численность животных, но ограниченность технических средств и навыков охоты не позволяла им опустошать окружающую природу. Правда, в борьбе за пещеры был уничтожен пещерный медведь, а изменение растительности вблизи поселений - выжигание, вытаптывание, сбор съедобных видов - приводило к формированию синантропной растительности, что явилось началом возникновения антропогенного ландшафта вблизи мест обитания первобытных людей.

Гораздо больший ущерб наносили пожары. Человек, сам не боявшийся огня, использовал его при охоте и защите от хищников. Часто пожары превращались в стихийное бедствие. Гибли леса и населявшие их животные. Полагают, что увеличению площади саванн способствовало выжигание тропических лесов первобытным человеком. Вместе с тем, по-видимому, существовали природоохранные обычаи, которые позволяли достаточно большому числу людей жить оседло на одном месте. Об этом свидетельствуют следы древних костров, пламя которых поддерживалось в пещерах на протяжении столетий.

Подводя итог эволюции гоминоидов и гоминидов (рис. 1.5), В Р. Дольник (1994) отмечает, что в поведении австралопитеков, Человека умелого и Ч. прямостоящего, вплоть до неандертальцев автоматическая инстинктивная деятельность преобладала над разумной. До самого вымирания, около 500 тыс. лет назад, они воспроизводили одни и те же орудия, никак не улучшая технологии их изготовления. Новый этап материальной культуры - поздний палеолит - связан с деятельностью Человека разумного.

Человек разумный. По мнению антропологов, предком всех современных людей (Homo sapiens sapiens) была женщина, жившая в Западной Африке около 200 тыс. лет назад (Дольник, 1994). Неандертальцы встретились с разумным человеком 120 тыс. лет назад на Ближнем Востоке. Первые проникли туда с севера, из Европы, а вторые с юга, из Африки. Неандертальцы не выдержали конкуренции с более прогрессивным видом и вымерли 25 тыс. лет назад.

Расселение первобытных людей по территории всего земного шара нередко сравнивают с эпохой великих географических открытий. Около 15-10 тыс. лет назад человек полностью заселил весь современный ареал своего обитания, кроме Антарктиды, которая и в то время была покрыта льдами. Это было небывалое по быстроте в истории Земли расселение биологического вида, который сумел приспособиться к экстремальным условиям, стал жить и осваивать природные ресурсы всех географических зон. Данному событию способствовало понижение уровня Мирового океана более чем на 100 м в связи с тем, что большое количество влаги было "законсервировано" в ледниковом панцире последнего оледенения. Осушились морские мелководья, и между всеми материками появились сухопутные переходы. Островов Тихого и Индийского океанов человек достигал на плотах и лодках, овладевая при этом навигационными знаниями.

На последнем этапе эволюции человека в наиболее зримой форме проявилось действие естественного отбора - это нашло выражение в образовании рас. Внешне представители некоторых рас отличаются очень сильно, но генетическая основа различий невелика. Это служит неоспоримым доказательством того, что все расы относятся к одному виду — Человеку разумному.

Рис. 1.6. Разные размеры тела как результат естественного отбора, закрепившего высокое худощавое телосложение обитателя африканской саванны и коренастое - пигмея, живущего в тропическом лесу, по A. S. Boughey

Самым ранним по времени (от 100 до 40 тыс. лет назад) было отделение от африканской популяции ветви, давшей начало расам от берберов, европеоидов и лопарей до монголоидов, американских индейцев, океанийцев, папуасов Новой Гвинеи и австралийских аборигенов. В разных ландшафтах, даже в пределах одного материка, естественный отбор закреплял признаки, наиболее выгодные для жизни именно в данных условиях (рис. 1.6).

Важные процессы развития умственных способностей Человека разумного, трудовых навыков, социальных отношений приходятся на эпоху последнего вюрмского (валдайского) оледенения, максимум которого был 18 тыс. лет назад. С наступлением похолодания лесные ландшафты сменяются открытыми пространствами тундростепи. В этих условиях, по свидетельству А. А. Величко, человек широко расселился в пределах европейской территории России. Тенденция к широкому расселению в приледниковой зоне характерна и для первобытного общества на территории Западной Европы. На фоне сходных в общих чертах природных условий на западе и востоке Европы в позднем палеолите отмечаются региональные особенности жизни первобытных людей: на востоке преобладает открытый тип поселений с наземными конструкциями из костей мамонта; на западе - пещерные стоянки.

Территория Восточно-Европейской равнины была заселена 30-24 тыс. лет назад. В это время первобытный человек продвинулся далеко на север, до бассейна Печоры. В окрестностях г. Владимира обнаружена одна из самых интересных в мире позднепалеолитических стоянок - Сунгирь. В период максимального похолодания валдайской ледниковой эпохи первобытный человек не только не покинул пределов Русской равнины, но, напротив, широко расселился в открытой тундростепи. Такая приверженность к суровым условиям существования у древних людей объясняется тем, что основой их жизни была охота на крупных млекопитающих - представителей мамонтовой фауны.

Значение собирательства в связи с похолоданием упало. Зато сильно возросла роль охоты, которая позволяла кроме мяса и жира получать кости, шкуры и сухожилия и использовать их для изготовления орудий труда, жилищ, одежды и ловушек для животных. Важно подчеркнуть, что в условиях холодного климата и вечной мерзлоты продукты охоты могли храниться практически неограниченно долгое время, в теплом же климате мясо убитых животных быстро портится.

Охота на крупных животных, причем коллективная, - открытие разумного человека. Успех пришел, когда первые группы первобытных людей проникли из Африки в степи Ближнего Востока, а оттуда еще севернее, на просторы евразийской тундростепи, населенной стадами мамонтов, северных оленей, лошадей, бизонов, овцебыков и др. Все они стали объектом охоты (рис. 1.7).

Необычные природные условия, невиданные звери, мясной рацион стимулировали умственную деятельность людей, заставляя отказываться от многовековых африканских традиций, от бездумного автоматического поведения. Охота на крупного зверя была одной из причин быстрого расселения человека на Земле. Когда первые группы охотников попадали в новые места, обитавшие там животные ничего не знали об их коварных приемах охоты и не боялись людей. Добыча доставалась легко. Но проходило время, зверей оставалось все меньше. Люди устремлялись вперед в "край непуганых птиц". Многие животные, ставшие легкой добычей охотников, навсегда исчезли с лица Земли (рис. 1.8, 1.9).


 

 



 

 

Расселению первобытных охотников сопутствовало катастрофически быстрое обеднение фауны материков и островов (рис. 1.10). Один из крупнейших знатоков ледникового периода Р. Флинт (1963) следующим образом характеризовал процесс обеднения фауны Америки под влиянием человека: исчезновение животных в основном происходило 5 000-10 000 лет назад. К вымершим видам принадлежат все верблюды, лошади, ленивцы, два рода мускусных быков, пекари, винторогие антилопы, гигантское животное, похожее на бобра, олень с ветвистыми рогами, отдельные виды кошек, некоторые из них достигали размеров льва. Исчезли все виды бизонов (кроме одного), включая гигантского бизона, у которого расстояние между рогами достигало 180 см, два вида мамонтов, которые были крупнее современных слонов и были распространены на территории США повсеместно (рис. 1.11).

 

Крупные млекопитающие Северной Америки, хорошо приспособленные к местным природным условиям, оказались совершенно беззащитными при столкновении с человеком. Они погибали от рук охотников, от пожаров. Их вымирание вызывалось нарушением экологического равновесия: так, крупные хищники могли исчезнуть после истребления человеком крупных травоядных.

Среди животных, исчезнувших в Америке с приходом человека, явно преобладают самые доступные и ценные для охотников: крупные ленивцы и броненосцы, мастодонты, шерстистые носороги, мамонты, овцебыки, медведи, олени карибу.

В число вымерших видов не попали бизон и северный олень. Сохранению бизона, до прихода европейцев, способствовало расширение степных и лесостепных ландшафтов. Между численностью индейцев и бизонов установилось равновесие. Такое же равновесие сохранялось между народами, населявшими тундру, и северным оленем. Мелкие млекопитающие - крысы, мыши, бурундуки, хомяки, землеройки, суслики -совсем не пострадали.

За пределами Африки в новых условиях сезонности климата, быстрого расселения по разнообразным ландшафтам, освоения приемов охоты на новых животных естественный отбор совершенствовал в основном социальную структуру, поведение и сложную умственную деятельность человека. Возросли агрессивность, предприимчивость и изобретательность. Все большую роль в приспособлении людей к менявшимся условиям жизни начала играть речь. Она позволяла передавать от поколения к поколению быстро возрастающий объем информации. Постепенно ценность этой информации стала важнее информации, передаваемой с генами. Возникла уникальная ситуация, когда естественный отбор стал утрачивать свою функцию совершенствования вида (Дольник, 1994).

Общественный инстинкт, возникший еще у животных, позволял людям вести совместную деятельность (во время охоты, защиты от хищников и т. п.) и явился природной биологической предпосылкой возникновения нравственных чувств, а затем и нравственности. Произвольное воображение, по мнению И. Канта, явилось начальным этапом в формировании человеческого сознания. Оно позволило осуществить переворот во взаимоотношениях человека с окружающей средой - перейти от рефлекторного, животного подчинения среде к преобразованию непригодной окружающей действительности сообразно с воображаемой идеальной моделью.

Известный русский биолог К. А. Тимирязев, комментируя труды Ч. Дарвина, писал, что естественный отбор могущественно способствовал победе высших инстинктов над низшими. Существо с такими развитыми умственными способностями и обладающее сильно выраженными социальными инстинктами, неизбежно должно было приобрести нравственное чувство или совесть. "Совесть - не что иное, как внутренняя борьба между более или менее укоренившимися инстинктами, между эгоизмом, выработавшимся в индивидуальной борьбе, и альтруизмом - результатом социального инстинкта, который в свою очередь выработался из института материнской любви".

По словам Ч. Дарвина, "Человек, как и другие животные, достиг своего высокого современного состояния путем борьбы за существование, являющейся результатом его быстрого размножения, и если он должен развиваться далее, то должен остаться под влиянием этой строгой борьбы, иначе он погрязнет в лени и бездельи, и более даровитый не будет выходить победителем из борьбы с менее даровитым" (подчеркнуто мной - К. П.).

По мнению ряда авторов, важную роль в развитии социальных отношений в первобытном обществе сыграло возникновение у женщины - прародительницы человеческого рода - длительного эструса - сексуальной возбудимости. Если у самок животных эструс ограничен сроком течки, то у молодых женщин появляется способность постоянно испытывать сексуальное желание и наслаждение. Женщины становятся объектом повышенного эротического внимания со стороны мужчин. Резко меняется весь уклад жизни. Сильный самец-вожак попадает в зависимость от женщины - любовницы, матери и хозяйки.

Палеолитический человек активно, методом проб и ошибок, накапливал эмпирические знания об окружающем его мире. В условиях охотничье-собирательского хозяйства люди должны были хорошо знать повадки и пути передвижения промысловых животных, рельеф охотничьих угодий, полезные и вредные свойства растений, особенности их вегетации и местопроизрастания, свойства различных поделочных материалов. Они научились предсказывать погоду, ориентироваться по местным признакам и звездному небу, вести счет времени по лунному календарю, сезонам года и др. Первобытный человек умел выполнять различные хирургические операции - от удаления зубов до трепанации черепа и ампутации конечностей - и использовал лекарственные средства растительного, животного и минерального происхождения. Нужды распределения при разделе добычи породили простейшие арифметические действия, в первую очередь сложение и деление.

Поздний палеолит (35-10 тыс. лет назад), явился периодом развития материальной культуры и доисторического искусства в самых разнообразных формах: гравюры животных и людей на небольших кусочках камня или кости; глиняные и каменные скульптуры; наскальные рисунки, выполненные охрой, д



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: