Статус судьи Конституционного Суда России. Гарантии независимости судей Конституционного Суда РФ




 

Статус судьи. Порядок назначения и избрания судьи

 

Согласно этимологическому словарю11 слово «статус» происходит от латинского слова status и означает «состояние, положение». В юридической научной литературе слово «статус» чаще употребляется в связке со словом «конституционный» или «правовой»:

 

Статус правовой (лат. status) -установленное нормами права положение его субъектов, совокупность их прав и обязанностей.

 

Конституционно-правовой статус - совокупность гарантируемых конституцией прав и свобод, а также устанавливаемых обязанностей.

 

Слово «статус» применяется к статусу публичных субъектов, в число которых входит и судья, считает Е.Б. Абросимова, отмечая, что понятие правового статуса публичного субъекта охватывает несколько элементов: первый элемент характеризует порядок формирования - назначение или избрание; второй элемент - порядок прекращения деятельности; третий элемент содержит характеристику компетенции субъекта, а также порядкаи способов ее реализации; четвертый элемент можно охарактеризовать как содержащий особенности правового положения данного субъекта, отличающие его от других публичных субъектов - носителей государственной власти. Е.Б. Абросимова подчеркивает: учитывая особое место судебной власти в механизме государства и специфику ее осуществления, правовой статус ее носителя - профессионального и непрофессионального судьи - урегулирован значительно детальнее, чем правовой статус носителей законодательной и исполнительной власти.12

 

В Федеральном конституционном законе от 31 декабря 1996 г. № 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации»13, а именно, в статье 12 говорится, что все судьи в Российской Федерации обладают единым статусом и различаются между собой только полномочиями и компетенцией. Особенности правового положения отдельных категорий судей определяются федеральными законами, а в случаях, ими предусмотренных, - также и законами субъектов Российской Федерации.

 

Статус судьи конституционного суда имеет свои особенности, обусловленные его местом, ролью и назначением в общей судебной системе. Поэтому статус судьи конституционного суда по отношению к единому статусу судей в государстве будет специальным статусом.

 

С точки зрения нормативного регулирования статус конституционного судьи подразделяется на конституционно-правовой и на закрепленный в законах и подзаконных актах. Различают статус действующего судьи конституционного суда и статус судьи, пребывающего в отставке. Можно выделить и статус судьи, полномочия которого приостановлены. Если рассматривать статус судьи конституционного суда как конкретного лица, то в этом случае статус судьи индивидуален.

 

В соответствии со ст. 8 Федерального Конституционного закона от 21.07.1994г. №1-ФКЗ «О Конституционном суде РФ» судьей Конституционного Суда Российской Федерации может быть назначен гражданин Российской Федерации, достигший ко дню назначения возраста не менее сорока лет, с безупречной репутацией, имеющий высшее юридическое образование и стаж работы по юридической профессии не менее пятнадцати лет, обладающий признанной высокой квалификацией в области права.

 

Указанные в статье 8 Федерального Конституционного закона требования к кандидатам в судьи Конституционного Суда соответствуют высокому государственно-правовому статусу этого органа.

 

Закон «О Конституционном Суде РСФСР» (статья 12) допускал назначение судьей гражданина, достигшего «не менее 35 и не более 60 лет». Действующий Закон «поднял нижнюю возрастную планку» до 40 лет, что значительно выше, чем для других судов РФ, но не установил «верхнюю планку». Но поскольку достижение судьей предельного возраста пребывания в должности является основанием прекращения его полномочий, судьей не может быть назначен гражданин, достигший 70 лет.

 

Что касается юридической профессии, то разработчики Закона и законодатель «понимали термин «юридическая профессия» широко, как всякую деятельность, где применяются (или могут применяться) юридические знания в объеме высшего юридического учебного заведения».14

 

Возраст действующих судей Конституционного Суда - объективное свидетельство становления их правосознания и предшествующего стажа работы по юридической профессии в системе Советского государстваи права, не имеющих с РФ и действующей Конституцией почти ничего общего.

 

Одного 15-летнего стажа юридической профессии для назначения судьей Конституционного Суда недостаточно: имея большой юридический стаж, можно быть плохим юристом. Требуется так же, как устанавливает статья 8 Федерального Конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации», «признанная высокая квалификация в области права». Обычно ее подтверждением являются ученые степени кандидата или доктора юридических наук: их имели большинство впоследствии назначенных судей Конституционного Суда.

 

Безупречная репутация - довольно неопределенное требование к назначаемым судьями Конституционного Суда. В любом случае кандидат в судьи должен обладать общепризнанными моральными качествами.

 

Избрание или назначение судьей означает - по мнению избиравших и назначавших - соответствие кандидата всем установленным Федеральным Конституционным законом «О Конституционном Суде Российской Федерации» требованиям.

 

Порядок назначения судей Конституционного Суда детализирован Регламентом Совета Федерации от 30 января 2002 года № 33-СФ.15 В соответствии с ним Председатель Совета Федерации для назначения судьи Конституционного Суда в течение 14 дней при необходимости созывает внеочередное заседание Совета Федерации; представленные Президентом кандидатуры предварительно обсуждаются в Комитете Совета Федерациипо конституционному законодательству, который готовит для заседания Совета Федерации заключение по каждой кандидатуре; после обсуждения на заседании Совета Федерации каждая кандидатура включается в бюллетень для тайного голосования; назначение на должность или отклонение представленной Президентом кандидатуры оформляется постановлением Совета Федерации.

 

Назначение судьи Конституционного Суда производится голосованием большинства от общего числа членов Совета Федерации, а не от числа присутствующих на заседании его членов. Общее число членов Совета Федерации определяется исходя из части 2 статьи 95 Конституции Российской Федерации, согласно которой в Совет Федерации входят по два представителя от каждого субъекта РФ: по одному от представительного (законодательного) и исполнительного органа государственной власти субъекта РФ.

 

В случае выбытия судьи из состава Конституционного Суда представление о назначении другого лица на вакантное место судьи вносится Президентом в Совет Федерации не позднее месяца со дня открытия вакансии.

 

Данное положение взаимосвязано со статьей 18 №1-ФКЗ, в соответствии с которой о прекращении полномочий судьи Конституционного Суда Президента и Совет Федерации должен уведомить сам Конституционный Суд, что означает открытие вакансии. С целью поддержания полноты состава Конституционного Суда, необходимого для обеспечения кворума в его заседаниях, данные положения Закона обязывают Конституционный Суд уведомлять Президента и Совет Федерации об открытии вакансии незамедлительно.

 

Таким образом, статус судьи конституционного суда имеет свои особенности, обусловленные его местом, ролью и назначением в общей судебной системе. С точки зрения нормативного регулирования статус конституционного судьи подразделяется на конституционно-правовой и на закрепленный в законах и подзаконных актах. Судьей Конституционного Суда Российской Федерации может быть назначен гражданин Российской Федерации, достигший ко дню назначения возраста не менее сорока лет, с безупречной репутацией, имеющий высшее юридическое образование и стаж работы по юридической профессии не менее пятнадцати лет, обладающий признанной высокой квалификацией в области права. Каждый судья Конституционного Суда Российской Федерации назначается на должность в индивидуальном порядке тайным голосованием. Назначенным на должность судьи Конституционного Суда Российской Федерации считается лицо, получившее при голосовании большинство от общего числа членов (депутатов) Совета Федерации.

 

§2.2 Характеристика компетенции судьи Конституционного суда РФ и особенности правового положения судьи Конституционного суда РФ

 

Судья Конституционного Суда:

 

участвует во всех заседаниях конституционного суда с правом решающего голоса;

 

имеет право требовать созыва конституционного суда, предлагать вопросы на его рассмотрение, выражать свое мнение по обсуждаемым вопросам.

 

В качестве примера можно рассмотреть судебную практику Конституционного Суда, а именно, особое мнение судьи Конституционного Суда РФ Г.А.Гаджиева по делу о проверке конституционности отдельных положений Федерального закона от 12 августа 1995 года «Об оперативно-розыскной деятельности»16 по жалобе гражданки И.Г.Черновой, в котором он высказал свое мнение о несогласии с большинством судей, голосовавших за принятие определения. Конституционный Суд Российской Федерации в данном деле установил, что если законом, примененным в конкретном деле, конституционные права и свободы не нарушаются, а конкретное нарушение произошло в результате неправильного применения закона, т.е. когда правоприменитель действовал в противоречии с законом (вопреки закону), то тогда необходимость рассмотрения дела в Конституционном Суде отпадает и производство по делу подлежит прекращению. Обращаясь в Конституционный Суд Российской Федерации, гражданин не только стремится защитить свое нарушенное право, т.е. преследует частный интерес, он реализует и свое конституционное право на участие в управлении делами государства (статья 32, часть 2, Конституции Российской Федерации), т.е. преследует публичный интерес, который состоит в том, чтобы устранить возникшую неопределенность в вопросе о том, соответствует ли примененная (или подлежащая применению) норма закона Конституции России. Исходя из того, что основанием жалобы в Конституционный Суд является не только частный, но и публичный интерес, формулировка статьи 97 «закон затрагивает конституционные права и свободы граждан» позволяет, считать допустимыми жалобы частных лиц и в следующих случаях:

 

1) когда конституционные права и свободы граждан были защищены вышестоящими правоприменительными инстанциями, однако на какой-то стадии правоприменения в результате применения нормы закона в конкретном деле указанные права и свободы оказались затронутыми;

 

2) когда в результате применения нормы закона правоприменительный орган, избрав один из вариантов толкования нормы, соответствующий Конституции России, избегает нарушения конституционных прав и свобод гражданина, однако в иной ситуации иной правоприменитель может применить норму закона иначе, нарушая конституционные права и свободы.

 

Гражданин, права которого не были нарушены, но оказались затронутыми в результате применения нормы закона, допускающей различное истолкование, в том числе и не соответствующее Конституции России, имеет право потребовать от Конституционного Суда устранить неопределенность в вопросе о том, соответствует ли норма закона, допускающая различную интерпретацию, Конституции России.

 

В таком случае у Конституционного Суда появляется возможность зафиксировать только конституционное истолкование нормы, допускающей двоякое толкование, сделав вывод о соответствии нормы закона Конституции России, но только при условии ее истолкования конституционным образом.

 

Такими неопределенными по своему содержанию являются нормы, содержащиеся в статьях 6, 7 (подпункт 1 пункта 2 части первой), 9 (часть первая) Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности».

 

Указанные нормы при их применении, в силу их неопределенности, затрагивают такие конституционные права граждан, как право на достоинство личности (статья 21, часть 1), право на неприкосновенность частной жизни (статья 23, часть 1), право свободно искать, получать и распространять информацию любым законным способом (статья 29, часть 4).

 

Поэтому оспоренные нормы Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» необходимо оценить с точки зрения их соответствия Конституции Российской Федерации. При прекращении производства по делу в случаях, если в ходе заседания выявляются основания к отказу в принятии обращения к рассмотрению (статья 68 Федерального Конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации»), Конституционный Суд не должен давать оценку норм оспоренного закона, так как дело прекращается.17

 

обладает другими правами, предусмотренными Конституцией Российской Федерации и Законами Российской Федерации.

 

Статья 16 Федерального Конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации» устанавливает принцип равенства прав конституционных судей. Судьи Конституционного Суда Российской Федерации пользуются равными правами. Судья Конституционного Суда Российской Федерации имеет право решающего голоса по всем вопросам, рассматриваемым в заседаниях Конституционного Суда Российской Федерации.

 

Судья Конституционного Суда несет ряд обязанностей. Основные из них перечислены в тексте присяги, он обязан добросовестно, беспристрастно исполнять доверенные ему полномочия по разрешению дел; участвовать во всех заседаниях Конституционного Суда, в голосованиях при рассмотрении дел; не давать консультации заинтересованным государственным органам, должностным лицам и гражданам до принятия решения по вопросам, находящимся в компетенции Конституционного Суда; не высказывать публично свою позицию по вопросам, которые изучаются или приняты к рассмотрению Конституционным Судом, до принятия решения по этим вопросам.

 

Также судья не вправе: быть депутатом, третейским судьей, осуществлять предпринимательскую деятельность, совмещать работу в должности судьи с другой оплачиваемой работой, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности. При этом указанная деятельность не может финансироваться исключительно за счет средств иностранных государств, международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства, если иное не предусмотрено международным договором РФ или законодательством РФ; публично вне рамок профессиональной деятельности подвергать сомнению постановления судов, вступившие в законную силу, и критиковать профессиональные действия своих коллег; принадлежать к политическим партиям и движениям.

 

Исходя из вышесказанного, можно выделить особенности правового положения судьи Конституционного суда Российской Федерации.

 

Судья Конституционного Суда независим в осуществлении своих полномочий. При разрешении дел он руководствуется Конституцией, законом (законами) о конституционном строе.

 

Независимость судьи Конституционного Суда обеспечивается его несменяемостью, установленными законом основаниями и порядком приостановления и прекращения полномочий судьи, неприкосновенностью, правом на отставку, запретом, какого бы то ни было вмешательства в его профессиональную деятельность, предоставлением судье материального, социального и т.п. обеспечения, гарантией безопасности.

 

Серьезной гарантией независимости судьи конституционного суда являются возможность разрешения дел на основе внутреннего убеждения судьи, его объективность, беспристрастность и личностные качества как гражданина.

 

Принцип независимости судей Конституционного Суда Российской Федерации и его гарантии установлены статьей 13 Федерального Конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации». Независимость судьи Конституционного Суда Российской Федерации обеспечивается его несменяемостью, неприкосновенностью, равенством прав судей, установленными законом порядком приостановления и прекращения полномочий судьи, правом на отставку, установленной процедуры конституционного судопроизводства, запретом какого бы то ни было вмешательства в судебную деятельность, предоставлением судье материального и социального обеспечения, гарантий безопасности, соответствующих его высокому статусу.

 

Судьи независимы и подчиняются только Конституции Российской Федерации и федеральному закону. Независимость судей означает, прежде всего, создание такого порядка судопроизводства, который бы оградил судей от вмешательства. С этой целью установлено правило, исключающее возможность при вынесении решений присутствовать, кому бы то ни было, кроме судей, в совещательной комнате, запрещающее телефонные переговоры с судьями при их совещании, не допускающее разглашения судьями сведений о ходе совещания. В связи с этим в отечественной литературе обычно принято ссылаться на установление особого правила - обеспечения тайны совещания судей. Но нередко при этом подчеркивается лишь один аспект, хотя и важнейший, - ограждение судей от влияния извне, со стороны. Не менее важно обеспечить независимость каждого судьи внутри судейской коллегии и со стороны председателя суда. Всякое вмешательство в деятельность судьи по осуществлению правосудия преследуется по закону. Никто не вправе оказывать давление на судей и присяжных заседателей и указывать, как должно быть разрешено конкретное уголовное дело. Вмешательство в какой бы то ни было форме в деятельность суда в целях воспрепятствования осуществлению правосудия наказывается в соответствии с Уголовным кодексом РФ18. Но обеспечена ли независимость судей на самом деле? Ограничение независимости судей начинается с формирования судейского корпуса. Судьи Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации назначаются Советом Федерации по представлению Президента Российской Федерации.

 

Назначение федеральных судей Президентом создает крепкую базу для самостоятельности судей и их независимости. Но в действительности судьи не обретают этой базы. Одна из причин кроется в формировании судейского корпуса.

 

Механизм назначения на должность судья включает в себя несколько этапов:

 

1) отбор и выдвижение кандидатов;

 

2) сдача квалификационного экзамена;

 

3) рассмотрение квалификационной коллегиейзаявления о даче реко­мендации для занятия должности судьи;

 

4) вынесение заключения квалификационной коллегией о даче рекомен­дации или отказе в нем.

 

После вынесения заключения квалификационной коллегии о даче рекомендации кандидату для занятия должности судьи последнее слово остается за председателем суда. Председатель суда может согласиться или не согласиться с заключением квалификационной коллегии, но при этом председатель не имеет никаких сведений о кандидате. Возникает вопрос: каким образом председатель суда может давать решающую рекомендацию для составления списков кандидатов на должность судьи, которые затем будет рассматривать Президент? Это пробел в нормативной базе не имеет объяснения. Еще одной из причин ограничения независимости судей является зависимость судей от вышестоящей судебной инстанции.

 

Материальные гарантии независимости судьи Конституционного Суда Российской Федераций связанные с оплатой его труда, предоставлением ежегодного отпуска, социальным обеспечением, обеспечением жильем, социально-бытовым обслуживанием, обязательным государственным страхованием жизни и здоровья судьи, а также принадлежащей ему и членам его семьи собственности, соответствуют гарантиям, предусмотренным законодательством Российской Федерации для судей иных высших федеральных судов.

 

В случаях, если другими правовыми актами для судей Конституционного Суда Российской Федерации предусмотрены иные нормы, повышающие уровень их правовой зашиты, материального и социального обеспечения, применяются положения этих актов.

 

Денежное содержание судьи не может быть уменьшено в течение времени пребывания его в должности.

 

Указами Президента Российской Федерации судьям Конституционного Суда Российской Федерации присваивается высший квалификационный класс. К должностному окладу предусмотрены также доплаты за выслугу лет, за ученую степень или ученое звание, за почетное звание «Заслуженный юрист Российской Федерации» и др. У Судьи Конституционного Суда Российской Федерации предоставляется ежегодный оплачиваемый отпуск продолжительностью 48 рабочих дней. Он имеет право бесплатного проезда в пределах Российской Федерации на всех видах транспорта (кроме такси), а также другие преимущества и льготы.19

 

В соответствии со статьей 8 Федерального Закона от 27 мая 1996 года «О государственной охране»20 государственная охрана предоставляется Председателю Конституционного Суда в течение срока его полномочий.

 

Судья Конституционного Суда может добровольно уйти в отставку в любое время. Это служит серьезной гарантией его независимости.

 

Отставка может наступить и по не зависящим от судьи обстоятельствам (по истечении срока полномочий, с наступлением пенсионного возраста, по состоянию здоровья, в случае признания судьи недееспособным и др.).

 

Таким образом, судьи Конституционного Суда Российской Федерации пользуются равными правами. Судья Конституционного Суда обязан добросовестно, беспристрастно исполнять доверенные ему полномочия по разрешению дел; участвовать во всех заседаниях Конституционного Суда, не высказывать публично свою позицию по вопросам, которые изучаются или приняты к рассмотрению Конституционным Судом, до принятия решения по этим вопросам. Судья Конституционного Суда независим в осуществлении своих полномочий. При разрешении дел он руководствуется Конституцией, законом (законами) о конституционном строе.

 

Подводя итог, можно сказать, что проанализировав основные правовые принципы и основы деятельности Конституционного суда Российской Федерации можно прийти к выводу, что на современном этапе развития отечественного судопроизводства Конституционный суд обладает всеми необходимыми полномочиями и инструментами для выполнения своей первостепенной задачи - защиты конституционных основ общественного строя и конституционных прав граждан России. Следует подчеркнуть, что Конституционный Суд решает исключительно вопросы права. При осуществлении конституционного судопроизводства он воздерживается от установления и исследования фактических обстоятельств во всех случаях, когда это входит в компетенцию других судов или иных органов.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: