При формировании концепции устойчивого развития и экологизации экономики необходим механизм реализации. На примере мирового опыта в качестве возможного механизма реализации выделяют экономический механизм природопользования и охраны окружающей среды. В общем виде выделяют три типа экономических механизмов:
• Компенсирующий механизм, либеральный в экологическом отношении. Он ставит самые общие ограничительные экологические рамки для экономического развития отраслей и секторов, практически не тормозя его. Данный тип экономического механизма направлен главным образом на компенсацию негативных экологических последствий и слабо влияет на темпы и масштабы производства. Этот тип механизма свойствен техногенному типу развития экономики. Он направлен на борьбу с негативными экологическими последствиями экономического развития, а не с причинами возникновения экологических деформаций. Такой компенсирующий пассивный механизм формируется в России.
• Стимулирующий развитие экологосбалансированных и природоохранных производств и видов деятельности механизм. Этот механизм использует рыночные инструменты. Он способствует увеличению производства на базе новых технологий, позволяет улучшить использование и охрану природных ресурсов.
• Жесткий тип механизма использует административные и рыночные инструменты и посредством жесткой правовой, налоговой, кредитной, штрафной политики практически подавляет развитие определенных отраслей и комплексов в области расширения их природного базиса, в целом способствуя экономии использования природных ресурсов.
В чистом виде эти механизмы не существуют, т.к. используются в сочетании.
Теоретические принципы установления налогов и платежей на загрязнение связаны с налогом Пигу. Его суть в том, что загрязнители окружающей среды, производящие отрицательные экстерналии, должны компенсировать ущерб обществу. Специальный налог исправляет несовершенство рыночного механизма. В теории налога выделяют корректирующие налоги и субсидии.
Корректирующие налоги – это налог на выпуск благ, характеризующихся отрицательными экстерналиями, который повышает предельные частные издержки до уровня предельных общественных. В этом случае интернализация отрицательных внешних эффектов приводит к увеличению цены товара, порождающего этот эффект, и к снижению спроса на этот продукт.
Корректирующая субсидия – это субсидия производителям или потребителям благ, характеризующихся положительными экстерналиями, которая позволяет приблизить предельные частные выгоды к предельным общественным. В этом случае интернализация положительных экстерналий должна привести к падению цены, уплачиваемой потребителем, что будет стимулировать рост потребления.
На рис. 2 показано образование и величина оптимального налога (налога Пигу) на загрязнение.
деньги
Рисунок 2 – Оптимальный налог (налог Пигу) на загрязнение
1 – предельная чистая прибыль;
2 – предельные экстернальные издержки
Уровень производства на предприятии будет стремиться к Qm, т.к. до этого показателя предприятие будет получать прибыль (точки на кривой 1 > 0). Величина загрязнения при производстве Qm составит Zm. В условиях загрязнения для достижения общественно оптимального уровня производства на уровне Qs государство должно ввести налог, равный величине ущерба от загрязнения (кривая 2). Уровень налога равен t, и он определяется точкой пересечения кривых 1 и 2. Теперь за каждую единицу произведенной «загрязняющей» продукции предприятие должно платить государству налог. В том случае если предприятие будет производить продукции больше общественно оптимального уровня (Qs), величина получаемой прибыли (линия 1) станет меньше налога t, и такой уровень производства будет убыточным для предприятия. Тем самым введение налога на загрязнение создает у предприятий необходимость держаться в «общественно приемлемых рамках» и сократить уровень производства до Qs при котором достигается общественно оптимальный уровень загрязнения Zs.
Корректирующие налоги и субсидии не могут полностью решить проблемы, возникающие благодаря экстерналиям. Здесь имеется ряд причин:
- в реальной практике довольно трудно точно измерить предельные издержки и выгоды;
- размеры ущерба определяются в ходе юридических и политических дискуссий приблизительно;
- корректирующий налог, который платят производители продукции, характеризующейся отрицательными экстерналиями, не всегда достигает поставленной цели.
С точки зрения эффективности налог Пигу должен точно отражать экстернальные издержки от загрязнения. На практике это трудно осуществимо из-за сложности расчетов. Введение оптимального налога на загрязнение привело бы к значительному росту платежей за загрязнение, что не позволяет использовать его в России и др. странах.
Тем не менее, его введение необходимо для создания правильного экологосбалансированного поведения производителя при распределении инвестиций в природоохранные технологии через введение стимулов, воздействующих на эффективность его производства и защищающих интересы общества.
75. Источники финансирования природоохранных мероприятий
В настоящее время финансирование природоохранной деятельности осуществляется в следующих рамках. Наиболее обобщающим показателем в данной области является интегральный показатель затрат на охрану окружающей среды, который отражает общую сумму расходов государства, предприятий, организаций, учреждений. Данные затраты, имеющие целевое или опосредованно природоохранное значение, включают капитальные вложения в охрану природы, текущие затраты на содержание и эксплуатацию природоохранных основных фондов, затраты на их капитальный ремонт, а также расходы на содержание соответствующих государственных структур, особо охраняемых территорий и ведение лесного хозяйства.
Что касается источников, из которых формируются указанные выше затраты, то, во-первых, это федеральный бюджет, а также бюджеты субъектов Федерации, во-вторых, это собственные средства предприятий, в-третьих - существовавшие до недавнего времени экологические фонды и в-четвертых - добровольные взносы населения.
Большую часть суммарных затрат на охрану окружающей среды составляют текущие расходы в сумме с капитальным ремонтом фондов. На их долю приходится около 80% совокупных затрат. А так как эти две позиции финансируются из собственных средств предприятий, то можно сделать вывод о том, что в настоящее время именно предприятия несут основную финансовую нагрузку в природоохранной деятельности.
Капитальные вложения (инвестиции в основной капитал*) составляют 20% общих затрат. Почти 75% этих затрат также приходится на собственные средства предприятий, причем эта доля имела тенденцию к увеличению при уменьшении удельного веса бюджетного финансирования. При этом наибольшая доля собственных средств приходится на охрану атмосферного воздуха (95%), а наименьшая (48%) - на охрану и рациональное использование земель. На долю экологических фондов в финансировании инвестиций приходится 3,5%