Главная тема, ее эмоциональное выражение, драматический конфликт




АНАЛИЗ ДРАМЫ«ГРОЗА» А.Н. ОСТРОВСКОГО

Выполнила студентка 4 курса ЗФО филологического факультета

Тимохина Дарья

Александр Николаевич Островский был одним из крупнейших культурных деятелей XIX столетия. Его творчество навсегда останется в истории литературы, а вклад в развитие русского театра сложно переоценить.Его литературное творчество началось в середине 1840-х годов.

Введение

Одним из шедевров Островского и всей русской драматургии по праву считается "Гроза", которую сам автор оценивал как творческую удачу, радовался, когда актерам удавалось воплотить его замысел, глубоко переживал, если сталкивался с непониманием, актерской посредственностью или с небрежным отношением к пьесе.

«Гроза» была задумана Островским во время путешествия по Волге от истоков реки до Нижнего Новгорода в почтовой карете вместе с актером Провом Садовским. Драматург был очарован красотой великой русской реки и расположенных вдоль нее городов и сел. Это были длительные этнографические исследования. В своей корреспонденции из Твери Островский писал о поразивших его фресках, увиденных при осмотре развалин города Вертязина. Эти изображения на тему о Литовском разорении отзовутся в «Грозе». В очаровательном Торжке Островский встретился с сохранившимися от времен новгородской старины странными в новое время обычаями девичьей свободы и строгого затворничества замужних женщин. Эти наблюдения получат отражение в характерах незамужней Варвары и обреченной на семейный плен Катерины.

Особенно понравилась Островскому Кострома редкостной красотой своей природы, общественным садом с прогуливающимися купеческими семьями, беседкой в конце бульвара, откуда открывался вид на заволжские дали, восхитительные просторы и живописные рощи.

Полученные впечатления многие годы питали творчество Островского. Отразились они и в "Грозе", действие которой происходит в вымышленном глухом волжском городке Калинове. Костромичи долгое время утверждали, что именно Кострома явилась прообразом города Калинова.

Когда Островский представил свою пьесу в цензуру, состоялся знаменитый диалог драматурга с чиновником, который усмотрел в Кабанихе символизированную фигуру царя Николая и потому выразил сомнение в возможности публикации пьесы. Тем не менее, она была напечатана в журнале «Библиотека для чтения» в 1860 году, на что не без труда было получено цензорское разрешение.

Однако еще до журнальной публикации «Гроза» появилась на русской сцене, для которой она прежде всего и была предназначена. Премьера состоялась 16 ноября 1859 года в Малом театре по случаю бенефиса крупнейшего актера С.Васильева, игравшего Тихона. Другие роли также исполняли выдающиеся мастера П. Садовский, Н.В. Рыкалова, Л.П. Никулина-Косицкая и др. Этой постановкой руководил сам А.Н. Островский. Премьера и последующие спектакли имели огромный успех и превратились в сплошной триумф. Такая же сценическая удача ждала и актеров Александринского театра в Петербурге. Здесь постановку спектакля также осуществлял сам драматург.

Через год после блистательных премьеры «Грозы» пьеса А.Н. Островского была удостоена самой высокой, академической награды – Большой Уваровской премии, присуждение которой состоялось по ходатайству писателя И.А. Гончарова и профессоров П.А. Плетнева и А.Д. Галахова. Эта премия стала первым свидетельством значимости того вклада, который Островский внес и в русскую литературу, и в отечественное сценическое искусство.

Тип драматического произведения «Гроза» по пафосу и жанровой форме. Конфликт

Своеобразие «Грозы» как социально-бытовой трагедии проявляются и в основном конфликте, и в характерах, и в языке, и в композиции. Ее основойконфликт — противоречие между изживающими себя деспотическими законами мещанско-купеческого быта, пригнетающими, нивелирующими человеческую личность, и стремлениями этой личности к проявлению своих индивидуальных возможностей к свободе. Здесь главенствуют характеры, раскрывающиеся в социально-бытовых отношениях (семейных, имуществе пых) и, преимущественно, в драматических (Тихон, Варвара) и трагических (Катерина, Кулигин) положениях.

Паратекст

В начале пьесы мы видим перечисление действующих лиц и их краткую характеристику (купец, значительное лицо в городе; жена его и т.д.)

Перед каждым действием - авторские замечания, например: «На первом плане узкая галерея со сводами старинной, начинающей разрушаться постройки; кой-где трава и кусты; за арками берег и вид на Волгу» (действие 4)

Перед каждым актом Островский указывает действующих лиц. Также в пьесе используются авторские замечания, например: «1 Все лица, кроме Бориса, одеты по-русски».

Перед каждой репликой Александр Николаевич указывает имя говорящего.

Архитектоника

Драма состоит из 5 действий; 1 действие – 9 явлений, 2 действие – 10 явлений, 3 действие делится на две сцены (1 сцена – 4 явления, 2 сцена – 5 явлений), 4 действие – 6 явлений, 5 действие – 7 явлений.

Реплики. В драме «Гроза используются реплики «в сторону», например: «Не уважишь тебя, как же!» (Варвара);«Ах ты, господи!» (Кабанов) и другие. Есть эпизод воспоминания героини, где Катерина рассказывает Варваре о жизни до замужества.

В «Грозе» преобладают между персонажами пьесы диалоги, есть и ансамбли (например, разговорКулигина, Кудряша и Бориса), но на высоком эмоционально-драматическом напряжении нередко идут и целые монологи (Катерины, Кулигина) и явления, в особенности заключительные. «Гроза» — пьеса яркой зрелищности, если понимать в данном случае под этим термином театральную многокрасочность, огромную масштабность изображаемых явлений, высоту идей, глубину и широту типизации ее характеров, наличие органически включенных в действие массовых сцен.

Фон пьесы предельно прост.В первом действии - это общественный сад на высоком берегу Волги, сельский вид за рекой, а на сцене две скамейки и несколько кустов.Во втором действии -комната в доме Кабановых. В третьем показана улица, ворота дома Кабановых и скамейка. В четвертом и пятом - узкая галерея со сводами старинной, начинающей разрушаться постройки, трава и кусты, а вдалеке берег и вид на Волгу.

Композиция и действие

Композиция в «Грозе» — наличие двойной завязки. Если слова Кулигина в начале первого акта являют собой завязку социальной борьбы, то последние слова Катерины во втором акте являют собой завязку индивидуальной борьбы, наметившуюся в четвертом явлении первого акта. Слившись уже в первом действии, социальная и индивидуальная линии, постепенно обостряясь, определили единый сюжетный узел пьесы.

Важно отметить, что экспозиции пьесы Островского не ограничивается описательно-информационными целями. В самых первых актах обнаруживаются противоречия интересов и стремлений действующих лиц, намечается и зачинается их борьба: с одной стороны - Кулигин, Кудряш и Шапкин, а с другой — Дикой и Кабаниха.

Композицию «Грозы» драматург мастерски подчиняет естественному раскрытию лежащего в основе пьесы конфликта, отражающего борьбу между изжившей себя крепостнической моралью и прогрессивными стремлениями к проявлению человеческих прав.

Действие «Грозы», отличаясь эпической широтой, глубоко драматично, оно непрерывно нарастает в своем внутреннем и внешнем динамизме. Повышая драматичность и сценичность пьесы, Островский прибегает к контрастному изображению, к параллелизму между переживаниями действующих лиц и явлениями, происходящими в природе (гроза), к резким поворотам в развитии действия, насыщает пьесу эпизодами высокого эмоционального напряжения. Эта пьеса, действие которой выносится и на улицу, и на площадь, - произведение огромной социальной масштабности, отчетливой демократической идейности, глубоко типических характеров и высокой театральности.

Для развития конфликта пьесы Островского характерна строгая последовательность, своеобразная целеустремленность, центростремительность. Здесь каждая сцена органически вытекает из другой, строго подчиняясь теме, сюжету, идее. Это придает не только композиционную стройность, собранность, непрерывность развития, но и все повышающуюся напряженность действия.Центростремительностьдрамы «Гроза» определяется еще и выдвижением на первый план сюжетообразующего героя – Катерины.

Сценичности развития действия подчинено у драматурга и расположение в пьесах высших точек напряжения. Подчеркивая трагизм «Грозы», Островский густо насыщает ее точками или эпизодами эмоционально-драматического напряжения, усиливающимися и количественно растущими от акта к акту. Так, например, уже в самом начале действия, а именно во втором явлении первого акта, в брани дикого мы наблюдаем первую эмоциональную вспышку, воспринимающуюся как предвестие будущих напряженных событии. Ожидания оправдываются полностью. В следующем же (третьем) явлении монолог Кулигина переходит в резкую инвективу. В пятом явлении мы видим не только начало протеста Катерины, но и острое столкновение между Тихоном и Кабанихой. В седьмом явлении исповедь Катерины заканчивается стоном. Восьмое явление идет на исступленных выкриках полусумасшедшей барыни, а в девятом разражается душевная буря главной героини, сопровождаемая громом приближающейся грозы.

Итак, кульминация наблюдается в двух эпизодах: 1) Катерина признаётся Варваре, что полюбила Бориса и пророчество старой барыни, отдалённый удар грома. Грозовая туча ползёт, как живая, полубезумная старуха грозит Катерине смертью в омуте и аде, и Катерина признаётся в грехе, падает без чувств. Но гроза так и не обрушилась на город, только предгрозовое напряжение. 2)Катерина произносит последний монолог, когда прощается не с жизнью, которая уже нестерпима, а с любовью: «Друг мой! Радость моя! Прощай!».

В финале произведения происходит трагическая развязка событий. Главная героиня, несмотря на религиозность, решается на страшный грех - самоубийство. Жизнь для нее настолько мучительна, что она не страшится божьего наказания за грех. Главным мучителем Катерины является Кабаниха, олицетворяющая «темное царство» старых порядков. В этом «царстве» нет места живым чувствам. Люди, окружающие Катерину, слишком слабы, чтобы поддерживать ее. Однако поступки главной героини производят разрушительное действие на прогнившие устои «темного царства»: убегают Варвара с Кудряшом, бунтует против матери Тихон. Кабаниха чувствует, что ее власти приходит конец. Катерина погибает, но не смиряется.

Главная тема, ее эмоциональное выражение, драматический конфликт

В самой общей формулировке основную тему «Грозы» можно определить как столкновение между новыми веяниями и старыми традициями. между утесняемыми и утеснителями, между стремлением угнетаемых людей к свободному проявлению своих Человеческих прав, духовных потребностей и господствовавшими в пореформенной России общественными и семейными порядками, бытовыми порядками.

Тема «Грозы» органически связана с её конфликтами. Конфликт, составляющий основу сюжета драмы, - это конфликт между старыми уже, изжившими себя, авторитарными социально-бытовыми принципами, опиравшимися на всю систему феодально-крепостнического деспотизма и новыми прогрессивными стремлениями к равноправию, к свободе человеческой личности. Конфликт «Грозы», отображающий сюжетность изображаемой жизни, представляет собой узел конфликтов, объединённых основным конфликтом -Катерины и Бориса с окружающей их средой, к нему присоединяются конфликты Кулигина с Диким и Кабанихой, Кудряша с Диким, Бориса с Диким, Варвары с Кабанихой, Тихона с Кабанихой. Пьеса является правдивым отражением общественных отношений, интересов и борьбы своего времени.

Островский мастерски использует интригу в пьесе «Гроза». Но, вводя ее, он не придает ей самодовлеющего значения. Интрига играет у него строго служебную роль, подчиняясь задаче раскрытия характеров и нравов.

Фабула. В семействе Кабановых царит домострой, который вершит мать Тихона Ивановича Кабанова — Марфа Игнатьевна Кабанова. Катерина, главная героиня, с детства жила в окружении любви и ласки своей матери, но после того, как она вышла замуж за Тихона, её жизнь изменилась, стала подневольной. Затем она влюбляется в Бориса Григорьевича — племянника Дикóго (ещё одного самодура, жадного и жестокого). Борис тоже тайно влюблён в Катерину. Осознавая всю тяжесть своего положения, влюблённые всё-таки устраивают тайные встречи. Затем Катерина, по своей светлой, богобоязливой натуре, признаётся мужу в измене, при его матери, после чего жизнь женщины становится совершенно невыносимой. Очень скоро Борис уезжает по приказу Дикого в Сибирь, а Катерина совершает самоубийство, бросаясь в Волгу.

Образы героев

Катерина, девушка, главная героиня пьесы. Она довольно молода, её рано отдали замуж. Воспитывалась Катя в точности по традициям домостроя: главными качествами жены были уважение и покорность своему супругу. Поначалу Катя старалась полюбить Тихона, но ничего, кроме жалости, не могла к нему испытать. При этом девушка старалась поддерживать своего мужа, помогать ему и не упрекать его. Катерину можно назвать самым скромным, но при этом самым сильным персонажем «Грозы». Действительно, внешне сила характера Кати не проявляется. На первый взгляд эта девушка слаба и молчалива, кажется, будто её легко сломить. Но это совсем не так. Катерина единственная в семье, которая противостоит нападкам Кабанихи.Именно противостоит, а не игнорирует их, как Варвара. Конфликт несёт скорее внутренний характер. Ведь Кабаниха побаивается, что Катя может повлиять на её сына, после чего Тихон перестанет подчиняться воли матери.

Катя хочет летать, часто сравнивает себя с птицей. Она в буквальном смысле задыхается в «тёмном царстве» Калинова. Влюбившись в приезжего молодого человека, Катя создала себе идеальный образ любви и возможного освобождения. К сожалению, её представления имели мало общего с реальностью. Жизнь девушки завершилась трагично.

Островский в «Грозе» главным героем делает не только Катерину. Образу Кати противопоставлен образ Марфы Игнатьевны Кабановой. Женщина, которая держит в страхе и напряжении всю семью, не вызывает уважения. Кабаниха сильна и деспотична. Скорее всего, «бразды правления» она приняла после смерти мужа. Хотя вероятнее, что и в замужестве Кабаниха не отличалась покорностью. Больше всех от неё доставалось Кате, невестке. Именно Кабаниха косвенно виновна в гибели Катерины.

Дикой Савел Прокофьевич - купец, самодур. Привык всех запугивать, брать нахрапом. Брань — вот что приносит ему истинное наслаждение, нет для него большей радости, чем унижение людей. Попирая человеческое достоинство, испытывает ни с чем не сравнимое удовольствие. Если же этот «ругатель» сталкивается с кем-то, кого не смеет обругать, то срывается на домашних. Грубость — неотъемлемая часть его натуры: «дышать не может, чтоб кого-нибудь не отругать». Брань же является у него и своеобразной защитой, как только речь заходит о деньгах. Скуп, несправедлив, о чём говорит его поведение по отношению к племяннику и племяннице.

Варвара — дочь Кабанихи. Несмотря на то что она за столько лет научилось изворотливости и лжи, читатель всё равно симпатизирует ей. Варвара хорошая девушка. Удивительно, но обман и хитрость не делают её похожей на остальных жителей города. Она поступает так, как ей нравится и живёт как ей захочется. Варвара не боится гнева матери, поскольку та для неё не авторитет.

Тихон Кабанов полностью соответствует своему имени. Он тихий, слабый, незаметный. Тихон не может защитить свою жену от матери, поскольку сам находиться под сильным влиянием Кабанихи. Его бунт в итоге оказывается наиболее значительным. Ведь именно слова, а не побег Варвары заставляют читателей задуматься обо всём трагизме ситуации.

Кулигина автор характеризует как механика-самоучку. Этот персонаж является своеобразным экскурсоводом. В первом действии он будто водит нас по Калинову, рассказывая о его нравах, о семьях, которые тут живут, о социальной обстановке. Кулигин, кажется, знает всё обо всех. Его оценки других очень точны. Сам Кулигин добрый человек, который привык жить по устоявшимся правилам. Он постоянно мечтает о всеобщем благе, о перпету-мобиле, о громоотводе, о честном труде. К несчастью, его мечтам не суждено реализоваться.

У Дикого есть приказчик, Кудряш. Этот персонаж интересен тем, что не боится купца и может ему высказать то, что о нём думает. При этом Кудряш так же, как и Дикой, во всём старается найти выгоду. Его можно охарактеризовать как простого человека.

Борис приезжает в Калинов по делам: ему нужно срочно наладить отношения с Диким, ведь только в этом случае он сможет получить законно завещанные ему деньги. Однако ни Борис, ни Дикой не хотят даже видеть друг друга. Изначально Борис кажется читателям таким, как Катя, честным и справедливым. В последних сценах это опровергается: Борис не способен решиться на серьёзный шаг, взять на себя ответственность, он попросту сбегает, оставляя Катю в одиночестве.

Второстепенными героями «Грозы» являются странница и служанка. Феклуша и Глаша показаны как типичные обитатели города Калинова. Их темнота и необразованность искренне поражает. Их суждения абсурдны, а кругозор очень узок. Женщины судят о морали и нравственности по каким-то извращённым, искажённым понятиям. «Москве-то теперь гульбища да игрища, а по улицам-то индо грохот идёт, стон стоит. Да чего, матушка Марфа Игнатьевна, огненного змия стали запрягать: все, видишь, для ради скорости» — так Феклуша отзывается о прогрессе и реформах, а «огненным змием» женщина называет автомобиль. Таким людям чуждо понятие прогресс и культура, ведь им удобно жить в придуманном ограниченном мире спокойствия и размеренности.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: