Платежи за землю. Земельный налог. Земельная рента.




Плата за землю взимается на всей территории РФ. Цель ее введения состоит в стимулировании рационального использования, охраны и освоения земель, повышения плодородия почв, выравнивания социально-экономических условий хозяйствования на землях различного качества, обеспечении развития инфраструктуры в населенных пунктах путем формирования специальных фондов финансирования этих мероприятий. Формами платы являются: земельный налог, арендная плата и нормативная цена земли.

Земельный налог относится к группе местных платежей. Порядок его исчисления и уплаты приведен в 31 Главе Налогового кодекса РФ. Ежегодно земельный налог платят собственники земли, землевладельцы и землепользователи. За земли, переданные в аренду, взимается арендная плата. Для обеспечения экономического регулирования земельных отношений при передаче земли в собственность, установления коллективно-долевой собственности на землю, передачи по наследству, дарении, получении банковского кредита под залог земельного участка вводится нормативная цена земли. Нормативная цена земли - это показатель, характеризующий стоимость участка определенного качества и местоположения, исходя из потенциального дохода за расчетный срок окупаемости. Данный показатель характеризует стоимость участка определенного качества и местоположения исходя из потенциального дохода за расчетный срок окупаемости.

Арендная плата, или земельная рента, - это плата за исключительное право использовать арендованные земли. Она рассчитывается на единицу арендованной территории и уплачивается собственнику земли – федеральному Правительству. Величина платежа должна быть достаточной для того, чтобы предотвратить спекулятивное использование земель. Данные платежи направляются на цели, связанные с финансированием мероприятий по: землеустройству; ведению земельного кадастра и мониторинга; охране земель; повышению их плодородия, освоению новых земель, на компенсацию собственных затрат землепользователя на эти цели; на погашение ссуд, выданных на указанные мероприятия, процентов за пользование ими; на фиксированные выплаты землепользователям, ведущим сельскохозяйственное производство на землях низкого качества; инженерное и социальное устройство территории. Арендная плата, получаемая собственником земли, используется им по своему усмотрению.

Плательщиками земельного налога и арендной платы выступают организации, иностранные юридические лица, граждане РФ, иностранные граждане и лица без гражданства, имеющие на территории России земельные участки (в собственности, во владении, пользовании или в аренде).

Земельный налог исчисляется исходя из площади земельного участка и утвержденных ставок.

Объектами обложения выступают земельные участки вне зависимости от направлений их использования (промышленные цели, транспортные коммуникации, лесной фонд, водный фонд, личное подсобное хозяйство, жилищное, дачное, гаражное строительство, садоводство, огородничество, животноводство и т. п.).

Земельная плата установлена для земель сельскохозяйственного и несельскохозяйственного использования дифференцировано. Для сельскохозяйственных угодий ставки земельного налога зависят от их вида (пашня, многолетние насаждения, сенокосы, пастбища), кадастровой оценки и местоположения земельного участка. Они составляют по землям сельхозназначения, занятых жилищным фондом и предоставленных гражданам для личного подсобного хозяйства – 0,3%; в отношении прочих земель – 1,5%.

Ставки налога за землю в городах определяются на основе средних ставок по экономическим районам РФ, категориям городов с учетом их статуса, уровня социально-культурного потенциала, исторической и рекреационной ценности территории. Средние ставки дифференцируются по местоположению и зонам градостроительной ценности территории органами местного самоуправления городов.

 

 

Налог на добычу полезных ископаемых, водный налог, платежи за пользование лесными ресурсами и сбор за пользование объектами животного мира и водных биологических ресурсов

Налог на добычу полезных ископаемых был введен Федеральным законом от 08.08.2001 г. № 126-ФЗ и стал 26 главой Налогового кодекса. Налог на добычу полезных ископаемых должны платить организации и индивидуальные предприниматели, являющиеся пользователями недр. Налогом облагаются полезные ископаемые, которые организация добыла на участке, предоставленном ей в пользование. Полезные ископаемые, извлеченные из отходов добывающего производства, также являются объектом налогообложения, но лишь в том случае, если на подобную деятельность нужно получать отдельную лицензию в порядке, который установлен в Законе РФ «О недрах». В пункте 2 ст. 336 Налогового кодекса РФ перечислены полезные ископаемые, которые не облагаются налогом.

В ст. 337 Налогового кодекса РФ раскрывается понятие «добытые полезные ископаемые». Под этим термином понимается продукция, которая содержится в добытом из недр (или отходов) сырье. Это первая продукция, качество которой соответствует государственному стандарту РФ. Если стандарт не установлен, следует ориентироваться на региональный, международный стандарты, стандарт отрасли пли самой организации. В ст. 337 также приведен исчерпывающий перечень полезных ископаемых, облагаемых налогом на добычу полезных ископаемых. Налоговую базу рассчитывают по каждому из них, а для этого определяют количество и стоимость добытых полезных ископаемых. Предусматривается два способа, с помощью которых можно определить объем добычи, - прямой и косвенный. При прямом способе используются измерительные средства. Косвенный способ можно применить только в случае, если известно содержание полезных ископаемых в добытом сырье. Используемый налогоплательщиком способ должен быть оговорен в учетной политике. Перейти на другой способ можно только при изменении технологии добычи.

Стоимость добытых полезных ископаемых налогоплательщик определяет самостоятельно. Для этого он должен учитывать:

- цены реализации полезных ископаемых без учета государственных субвенций;

- расчетную стоимость этого ископаемого (например, если организация не получила выручки).

Для расчета налоговой базы необходимо стоимость единицы добытого полезного ископаемого умножить на его количество. Если стоимость добытых полезных ископаемых невозможно определить исходя из цен реализации, то берется их расчетная стоимость, которая определяется налогоплательщиком самостоятельно на основании данных налогового учета. При этом применяется порядок признания доходов и расходов, установленных для определения налоговой базы по налогу на прибыль.

Ставки налога дифференцированы по видам полезных ископаемых, самая низкая ставка установлена для калийных солей - 3,8%, а самая высокая - для газового конденсата - 17,5%. При добыче некоторых полезных ископаемых применяется налоговая ставка 0%. В частности, для нормативных потерь, которые образуются в результате добычи полезных
ископаемых, попутного газа и др.

Налогоплательщики, разрабатывающие месторождения, разведку которых провели за счет собственных средств, уплачивают налог с коэффициентом 0,7.

Налоговый период по налогу на добычу полезных ископаемых – квартал.

Налоговым периодом является квартал, Срок уплаты авансовых платежей в бюджет – не позднее 25 числа месяца следующего за налоговым периодом.

В Налоговом кодексе имеется также Глава 252 «Водный налог». В настоящее время объектами налогообложения являются:

- забор воды из водных объектов;

- использование акватории водных объектов, за исключением лесосплава в плотах и кошелях;

- использование водных объектов без забора воды для целей гидроэнергетики;

- использование водных объектов для целей лесосплава.

Налогоплательщиками водного налога признаются организации и физические лица, осуществляющие специальное и/или особое водопользование в соответствии с законодательством Российской Федерации.

По каждому виду водопользования, признаваемому объектом налогообложения в соответствии со статьей ЗЗЗ9 Налогового кодекса, налоговая база определяется налогоплательщиком отдельно в отношении каждого водного объекта.

При заборе воды налоговая база определяется как объем воды, забранной из водного объекта за налоговый период. Объем воды, забранной из водного объекта, определяется на основании показаний водоизмерительных приборов, отражаемых в журнале первичного учета. При использовании акватории водных объектов налоговая база определяется как площадь
предоставленного водного пространства.

При использовании водных объектов для целей гидроэнергетики налоговая база определяется как количество произведенной за налоговый период электроэнергии.

При использовании водных объектов для целей лесосплава налоговая база определяется как произведение объема древесины, сплавляемой в плотах и кошелях за налоговый период, выраженного в тыс. куб. м, и расстояния сплава, выраженного в км, деленного на 100.

При этом минимальные и максимальные ставки платы за пользование водными объектами по бассейнам рек, озер, морям, экономическим районам России устанавливаются централизованно Правительством РФ.

Платежи за забор воды из водных объектов доводятся до плательщиков в совокупности с лимитами водопользования (месячными, годовыми). При превышении этих лимитов ставки платы увеличиваются в 5 раз в сравнении с базовым уровнем. Одновременное применение платежей и экологических нормативов является примером совместного использования экономических и административных подходов к управлению природопользованием. И такой порядок призван стимулировать охрану и рациональное использование водных ресурсов. Пользование водными объектами, как и недрами, осуществляется на основе лицензионного договора (разрешения). При его отсутствии ставки платежей также увеличиваются в 5 раз.

Ставка водного налога при заборе воды из водных объектов для водоснабжения населения устанавливается в размере 70 рублей за 1 тыс. куб. м воды, забранной из водного объекта.

Платежи за пользование водными объектами зачисляются в федеральный бюджет и бюджет субъекта РФ в пропорции 40 и 60 % соответственно. Централизуемые в результате этого средства не менее чем на половину должны направляться на мероприятия по восстановлению и охране водных объектов. При этом средства, поступающие в бюджеты субъектов Федерации, могут быть по решению представительных органов этих субъектов полностью или частично перечислены в местные бюджеты с целью расходования на соответствующие водоохранные мероприятия.

Платежи за пользование лесным фондом в соответствии с Лесным кодексом РФ имеют две основные разновидности: 1) лесные подати; 2) арендная плата.

Лесные подати взимаются при краткосрочном пользовании участками лесного фонда, арендные платежи - в случае их аренды. Отметим, что в России пока преобладают среднесрочные договоры аренды на срок до 5 лет, что не создает заинтересованности в проведении арендаторами лесовосстановительных мероприятий. Ставки лесных податей устанавливаются либо за единицу лесного ресурса, либо (по отдельным видам лесопользования) - за гектар находящихся в пользовании участков лесного фонда. Арендная плата определяется на основе ставок лесных податей. При установлении ставок платы за древесину, отпускаемую на корню (лесных податей), значительными правами обладают субъекты Российской Федерации. Централизованно Правительством РФ определяются лишь минимальные ставки этих платежей.

Платежи за пользование лесным фондом имеют, таким образом, рентную природу. Они поступают в бюджеты всех трех уровней и используются, как это определено законодательством, для финансирования органов управления лесным хозяйством, а также на охрану и воспроизводство лесных ресурсов.

С 1998 г. в России впервые были введены платежи за животный мир. Затем в Налоговый кодекс была введена Глава 251 «Сбор за пользование объектами животного мира и водных биологических ресурсов», которая заменила этот платеж.

Плательщиками сбора являются юридические лица и физические, в том числе предприниматели, получающие в установленном порядке лицензию на пользование объектами животного мира или водных биологических ресурсов. Объектами обложения сбором признаны те наименования объектов, которые перечислены в таблицах в ст. 3333 . Сбор уплачивается:

- по объектам животного мира при получении лицензии. При этом за изъятие молодняка ставка сбора снижается на 50%;

- по водным биоресурсам – платеж осуществляется в виде разового платежа (10% от исчисленной суммы) и в виде регулярных взносов ежемесячно до 20 числа после отчетного месяца.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: