Экологический ущерб – это изменение полезности окружающей среды вследствие ее загрязнения. Он оценивается как затраты общества, связанные с изменением окружающей среды. Ущерб складывается из следующих затрат:
- дополнительные затраты общества в связи с изменениями в окружающей среде;
- затраты на возврат окружающей среды в прежнее состояние;
- дополнительные затраты будущего общества в связи с безвозвратным изъятием части дефицитных природных ресурсов.
Для оценки ущерба окружающей среде используются следующие базовые величины:
- затраты на снижение загрязнений;
- затраты на восстановление окружающей среды;
- рыночная цена;
- дополнительные затраты из-за изменения качества окружающей среды;
- затраты на компенсацию риска для здоровья людей;
- затраты на дополнительный природный ресурс для разбавления сбрасываемого потока до безопасной концентрации загрязняющего вещества;
Ущерб определяется по детализированным элементам воздействия и укрупнено по сферам воздействия.
При укрупненном расчете выделяют 3 группы сфер влияния (атмосфера, вода, земля), по которым имеются государственные и отраслевые укрупненные оценки удельного ущерба.
1) Укрупненная оценка ущерба земельным ресурсам проводится по формуле:
У = S x φ(λ) x (d1(λ) + (d2(λ)),
где S – площадь нарушенных земель, га;
λ – влияющие факторы;
φ(λ) – годовой нормативный экологический ущерб, руб./га;
d1(λ) – расчетный коэффициент рекультивации без учета степени освоенности территории;
d2(λ) – коэффициент степени освоенности территории.
Зависимости φ(λ), d1(λ), d2(λ) определены нормативными таблицами.
2) Ущерб от выбросов в водные объекты определяется по формуле:
У = у х k(λ) x (∑ai (λ) mi),
где у – нормативный экологический ущерб, руб./усл.т;
k(λ) – безразмерный коэффициент, зависящий от места расположения водоема на территории страны;
ai (λ) - показатель относительной опасности сброса примеси i-го вида в водоем, усл.т/т;
mi – масса сброса примеси i-го вида в водоем, т/год
Зависимости k(λ) и ai (λ) задаются нормативными таблицами.
Значение ai (λ) может быть определено по формуле:
ai (λ) = 1/ПДКi
где ПДКi – предельно допустимая концентрация примесей i-го вида в водных объектах.
Если для выбрасываемого вещества ПДК не определена, то ai (λ) = 5 х 104 усл.т/т.
3) Ущерб от выбросов в атмосферу определяется по формуле:
У = ψ х σ(λ) f(λ) х (∑ai(λ)mi ),
где ψ – нормативный экологический ущерб от выбросов в атмосферу, руб./усл.т;
σ(λ) – показатель, характеризующий относительную опасность загрязнения атмосферного воздуха в зависимости от типа территории;
f(λ) – коэффициент, учитывающий характер рассеивания примеси в атмосфере;
ai(λ) – показатель относительной агрессивности примеси i-го вида, усл. т/т
mi - масса годового выброса примеси i-го вида в атмосферу, т/год.
Зависимости σ(λ), f(λ), ai(λ) задаются нормативными таблицами.
Законодательством России установлены три норматива платы за выбросы:
- в пределах допустимых объемов выбросов;
- в пределах установленных лимитов выбросов;
- сверх максимально допустимого объема выбросов.
Для покрытия ущерба в России взимается плата за следующие виды загрязнений:
- выброс в атмосферу загрязняющих веществ от стационарных и передвижных источников загрязнения;
- сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты;
- размещение отходов.
Эти платежи выполняют следующие основные функции:
- являются важнейшим средством компенсации ущерба, наносимого окружающей природной среде, здоровью населения и материальным ценностям в результате выбросов (сбросов) вредных веществ и размещения отходов;
- служат основным источником формирования специализированных фондов охраны природы, средства которых используются для финансирования природоохранных мероприятий, оздоровления окружающей природной среды и повышения уровня экологической безопасности производства и потребления;
- стимулируют соблюдение экологических нормативов и стандартов, а также реализацию природоохранных инвестиций, благодаря их применению в комплексе с доводимыми до предприятий нормативами и существованию жестких санкций за сверхнормативное загрязнение природной среды (при соблюдении экологических нормативов предприятия вносят платежи по базовым ставкам, а сумма платежей включается в себестоимость; при нарушении экологических нормативов к базовым ставкам применяется повышающий коэффициент (как правило, в пределах пяти), и эта часть платежей компенсируется за счет прибыли предприятия-загрязнителя среды).
Данный порядок взимания платежей может быть проиллюстрирован следующим образом (рис. 5).
Рисунок 5 – Порядок применения эмиссионных платежей в России
pi – это базовая ставка эмиссионного платежа по i-виду загрязняющего вещества, входящему в круг веществ, выбросы которых на предприятии контролируются региональными экологическими органами;
kpi – «штрафная» ставка за сверхнормативное загрязнение среды, где k – повышающий коэффициент (как правило, в пределах 5);
ni – установленный предприятию норматив допустимого выброса i – го вредного вещества;
f i – фактический выброс i – го вредного вещества.
Заштрихованный прямоугольник показывает сумму средств, которую предприятие оплачивает при соблюдении экологических нормативов и которая включается в издержки его производства. Прямоугольник (а)соответствует средствам, вносимым предприятием из прибыли при несоблюдении установленных нормативов выброса.
Базовые нормативы платежей по отдельным видам загрязняющих веществ и отходов с учетом степени их опасности для окружающей среды и здоровья населения устанавливаются централизованно Федеральным Правительством. Далее эти нормативы уточняются с поправкой на экологическую ситуацию и экологические факторы регионов. Конкретные размеры эмиссионных платежей для предприятий-загрязнителей определяются в регионах (субъектах Федерации) соответствующими органами исполнительной власти и территориальными органами экологического контроля. В случае реализации предприятием согласованных с региональными органами экологического контроля природоохранных инвестиций соответствующие затраты могут быть зачтены путем сокращения суммы вносимых им эмиссионных платежей.
В соответствии с Законом «Об охране окружающей природной среды» 10% общей суммы эмиссионных платежей направляется в федеральный бюджет и расходуется на содержание органов экологического контроля. Оставшиеся 90 % перечисляются в экологические фонды (местные, региональные, федеральный) и используются для финансирования природоохранных мероприятий и экологических программ.
Ответ подготовлен по учебным пособиям:
• Пахомова Н.В., Рихтер К.К. Экономика природопользования и охраны окружающей среды: учебное пособие. – СПб.: СПбГУ, 2003. – 220с. (с.135-137)
• Экономические основы экологии: учебник / В.В. Глухов, Т.В. Лисочкина, Т.П. Некрасова. – СПб, Специальная литература, 1995. – 280с. (с. 152-156)