Методика определения экологического ущерба от загрязнения окружающей среды




Экологический ущерб – это изменение полезности окружающей среды вследствие ее загрязнения. Он оценивается как затраты общества, связанные с изменением окружающей среды. Ущерб складывается из следующих затрат:

- дополнительные затраты общества в связи с изменениями в окружающей среде;

- затраты на возврат окружающей среды в прежнее состояние;

- дополнительные затраты будущего общества в связи с безвозвратным изъятием части дефицитных природных ресурсов.

Для оценки ущерба окружающей среде используются следующие базовые величины:

- затраты на снижение загрязнений;

- затраты на восстановление окружающей среды;

- рыночная цена;

- дополнительные затраты из-за изменения качества окружающей среды;

- затраты на компенсацию риска для здоровья людей;

- затраты на дополнительный природный ресурс для разбавления сбрасываемого потока до безопасной концентрации загрязняющего вещества;

Ущерб определяется по детализированным элементам воздействия и укрупнено по сферам воздействия.

При укрупненном расчете выделяют 3 группы сфер влияния (атмосфера, вода, земля), по которым имеются государственные и отраслевые укрупненные оценки удельного ущерба.

1) Укрупненная оценка ущерба земельным ресурсам проводится по формуле:

У = S x φ(λ) x (d1(λ) + (d2(λ)),

где S – площадь нарушенных земель, га;

λ – влияющие факторы;

φ(λ) – годовой нормативный экологический ущерб, руб./га;

d1(λ) – расчетный коэффициент рекультивации без учета степени освоенности территории;

d2(λ) – коэффициент степени освоенности территории.

Зависимости φ(λ), d1(λ), d2(λ) определены нормативными таблицами.

2) Ущерб от выбросов в водные объекты определяется по формуле:

У = у х k(λ) x (∑ai (λ) mi),

где у – нормативный экологический ущерб, руб./усл.т;

k(λ) – безразмерный коэффициент, зависящий от места расположения водоема на территории страны;

ai (λ) - показатель относительной опасности сброса примеси i-го вида в водоем, усл.т/т;

mi – масса сброса примеси i-го вида в водоем, т/год

Зависимости k(λ) и ai (λ) задаются нормативными таблицами.

Значение ai (λ) может быть определено по формуле:

ai (λ) = 1/ПДКi

где ПДКi – предельно допустимая концентрация примесей i-го вида в водных объектах.

Если для выбрасываемого вещества ПДК не определена, то ai (λ) = 5 х 104 усл.т/т.

3) Ущерб от выбросов в атмосферу определяется по формуле:

У = ψ х σ(λ) f(λ) х (∑ai(λ)mi ),

где ψ – нормативный экологический ущерб от выбросов в атмосферу, руб./усл.т;

σ(λ) – показатель, характеризующий относительную опасность загрязнения атмосферного воздуха в зависимости от типа территории;

f(λ) – коэффициент, учитывающий характер рассеивания примеси в атмосфере;

ai(λ) – показатель относительной агрессивности примеси i-го вида, усл. т/т

mi - масса годового выброса примеси i-го вида в атмосферу, т/год.

Зависимости σ(λ), f(λ), ai(λ) задаются нормативными таблицами.

Законодательством России установлены три норматива платы за выбросы:

- в пределах допустимых объемов выбросов;

- в пределах установленных лимитов выбросов;

- сверх максимально допустимого объема выбросов.

Для покрытия ущерба в России взимается плата за следующие виды загрязнений:

- выброс в атмосферу загрязняющих веществ от стационарных и передвижных источников загрязнения;

- сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты;

- размещение отходов.

Эти платежи выполняют следующие основные функции:

- являются важнейшим средством компенсации ущерба, наносимого окружающей природной среде, здоровью населения и материальным ценностям в результате выбросов (сбросов) вредных веществ и размещения отходов;

- служат основным источником формирования специализированных фондов охраны природы, средства которых используются для финансирования природоохранных мероприятий, оздоровления окружающей природной среды и повышения уровня экологической безопасности производства и потребления;

- стимулируют соблюдение экологических нормативов и стандартов, а также реализацию природоохранных инвестиций, благодаря их применению в комплексе с доводимыми до предприятий нормативами и существованию жестких санкций за сверхнормативное загрязнение природной среды (при соблюдении экологических нормативов предприятия вносят платежи по базовым ставкам, а сумма платежей включается в себестоимость; при нарушении экологических нормативов к базовым ставкам применяется повышающий коэффициент (как правило, в пределах пяти), и эта часть платежей компенсируется за счет прибыли предприятия-загрязнителя среды).

Данный порядок взимания платежей может быть проиллюстрирован следующим образом (рис. 5).

 

 

 

Рисунок 5 – Порядок применения эмиссионных платежей в России

 

pi – это базовая ставка эмиссионного платежа по i-виду загрязняющего вещества, входящему в круг веществ, выбросы которых на предприятии контролируются региональными экологическими органами;

kpi – «штрафная» ставка за сверхнормативное загрязнение среды, где k – повышающий коэффициент (как правило, в пределах 5);

ni – установленный предприятию норматив допустимого выброса i – го вредного вещества;

f i – фактический выброс i – го вредного вещества.

 

Заштрихованный прямоугольник показывает сумму средств, которую предприятие оплачивает при соблюдении экологических нормативов и которая включается в издержки его производства. Прямоугольник (а)соответствует средствам, вносимым предприятием из прибыли при несоблюдении установленных нормативов выброса.

Базовые нормативы платежей по отдельным видам загрязняющих веществ и отходов с учетом степени их опасности для окружающей среды и здоровья населения устанавливаются централизованно Федеральным Правительством. Далее эти нормативы уточняются с поправкой на экологическую ситуацию и экологические факторы регионов. Конкретные размеры эмиссионных платежей для предприятий-загрязнителей определяются в регионах (субъектах Федерации) соответствующими органами исполнительной власти и территориальными органами экологического контроля. В случае реализации предприятием согласованных с региональными органами экологического контроля природоохранных инвестиций соответствующие затраты могут быть зачтены путем сокращения суммы вносимых им эмиссионных платежей.

В соответствии с Законом «Об охране окружающей природной среды» 10% общей суммы эмиссионных платежей направляется в федеральный бюджет и расходуется на содержание органов экологического контроля. Оставшиеся 90 % перечисляются в экологические фонды (местные, региональные, федеральный) и используются для финансирования природоохранных мероприятий и экологических программ.

Ответ подготовлен по учебным пособиям:

• Пахомова Н.В., Рихтер К.К. Экономика природопользования и охраны окружающей среды: учебное пособие. – СПб.: СПбГУ, 2003. – 220с. (с.135-137)

• Экономические основы экологии: учебник / В.В. Глухов, Т.В. Лисочкина, Т.П. Некрасова. – СПб, Специальная литература, 1995. – 280с. (с. 152-156)

 

 




Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: