Итоги, выводы и рекомендации




ОТЧЁТ

о прохождении горного туристского спортивного маршрута
первой категории сложности по Приэльбрусью

группой туристов г. Челябинска и Челябинской области
в период с 25.07.2016 по 02.08.2016 года

 

Маршрутная книжка № 52/2016

Руководитель группы – Сафронова Наталья Николаевна

e-mail:

тел.:

 

Маршрутно-квалификационная комиссия РФСОО «ФСТЧО» рассмотрела отчёт и считает, что поход может быть зачтён всем участникам и руководителю _____ категорией сложности.

Отчет использовать в библиотеке МКК РФСОО «ФСТЧО»

 

Судья по виду _____________ / _______________________

Председатель МКК _____________ / _______________________

 

Штамп МКК

 

г. Челябинск 2016г.

Содержание

1 Справочные сведения. 3

1.1 Проводящая организация. 3

1.2 Место проведения. 3

1.3 Общие справочные сведения о маршруте. 3

1.4 Подробная нитка маршрута. 3

1.5 Сведения о районе маршрута. 3

1.6 Определяющие препятствия маршрута. 4

1.7 Состав группы.. 5

1.8 Адрес хранения отчёта. 5

1.9 Поход рассмотрен. 5

2 Содержание отчёта. 6

2.1 Общая идея похода. 6

2.2 Варианты подъезда, отъезда и другие полезные сведения. 6

2.3 Запасные варианты маршрута и аварийные выходы с маршрута. 6

2.4 Изменения маршрута и их причины.. 7

2.5 График движения. 8

2.6 Техническое описание прохождения маршрута. 9

День 1. 9

День 2. 10

День 3. 15

День 4. 17

День 5. 19

День 6. 21

День 7. 23

День 8. 25

День 9. 28

2.7 Материальное обеспечение группы.. 29

2.8 Состав аптечки. 29

2.9 Состав рем.набора. 30

2.10 Стоимость средств передвижения. 30

3 Итоги, выводы и рекомендации. 31

Приложения

День 1. Трек, график высот, статистика. 32

День 2. Трек, график высот, статистика. 37

День 3. Трек, график высот, статистика. 41

День 4. Трек, график высот, статистика. 45

День 6. Трек, график высот, статистика. 49

День 7. Трек, график высот, статистика. 53

День 8. Трек, график высот, статистика. 57

День 9. Трек, график высот, статистика. 60

Обзорная карта маршрута. 64

Маршрутная книжка 52/2016

Перевальные записки

 


Справочные сведения

 

1.1 Проводящая организация

РФСОО «Федерация спортивного туризма Челябинской области»

Адрес: 454048 г.Челябинск, ул.Воровского, 48. ОМКК

 

1.2 Место проведения

Страна: Российская Федерация

Республики: Карачаево-Черкессия, Кабардино-Балкария

Район: Центральный (Северный) Кавказ

Массив: Приэльбрусье

 

1.3 Общие справочные сведения о маршруте

Вид маршрута (вид туризма) Категория сложности маршрута Протяженность активной части маршрута, км Продолжительность Сроки проведения
общая ходовых дней
горный 1 (первая)   9 дн. 8 дн. 25.07.2016 – 02.08.2016

 

1.4 Подробная нитка маршрута

аул Хурзук – дол. р. Уллу-Хурзук – дол. р. Битиктебе – дол. р. Чайтчесу – пер. Кольцевой (1А, 3350) – пер. Летчика Машкова (траверс, 3500) – дол. р. Битиктебе – пер. Балк-Баши (1А, 3690) – дол. р. Кызылкол – урочище Ирахиксырт – дол. нарзанов Джилы-Су – пер. Каракайский сев. (н/к, 2880) – дол. р. Исламчат – пер. Исламсу (1А, 3400) – дол. р. Субаши – дол. р. Кыртык – дол. р. Мкяра – дол. р. Мукал – пер. Сылтран (н/к, 3205) – оз. Сылтранкёль – дол. р. Сылтрансу – с. Верхний Баксан

 

1.5 Сведения о районе маршрута

Приэльбрусье – туристское название части Большого Кавказа от западных подходов к Эльбрусу и хребта Штавлер (Грузия) до бассейнов рек Чегем и Местиачала (Грузия) на востоке. На севере район ограничивает условная линия, проходящая по долине рек Подкумок и Малка. Она пересекает долину Баксана ниже поселка Былым и далее идет по р. Кестанты и водоразделу с р. Чегем. На западе естественной границей является долина р. Кубань, а на юге – Главный Кавказский хребет (ГКХ), за которым находится Грузия.

Климат района формируется под воздействием сезонной циркуляции воздушных масс, при этом велико влияние горного рельефа. Горные хребты задерживают или отклоняют воздушные потоки. При восходящем движении по наветренным склонам воздух охлаждается на 0,5°С на каждые 100 м подъема. В результате с наступлением точки росы из водяных паров образуются капли воды, и начинается выпадение осадков. При движении на подветренных склонах нисходящий воздух, наоборот, нагревается примерно на 1°С на 100 м спуска, вследствие чего повышается его способность поглощать и удерживать влагу. Выпадение осадков прекращается или вовсе не происходит. Таким образом, наветренные склоны получают больше осадков, чем подветренные.

Летом на северных предгорных равнинах господствует влажный воздух Атлантики, часто приносящий с циклонами обильные осадки. Своеобразным указателем погоды служат вершины Ушбы и Эльбруса, видимые из многих мест района. Если с раннего утра они закрыты облаками, следует опасаться прихода очередного циклона. Для района, как и для всего Кавказа в целом, характерна цикличность периодов плохой и хорошей погоды. Летом она равна 5-7 дням, причем в первой половине лета погода обычно хуже, чем во второй.

Лето на высоте 2000 м начинается в первых числах июля, а с увеличением высоты – еще позже. Максимальная температура на высоте 2000 м может достигать +35°С, а на высоте 3000 м – +25°С. Лето влажное и прохладное, с повышенной облачностью и ливневыми дождями. Характерно ежедневное ухудшение погоды во второй половине дня за счет образования облачности и выпадения осадков местного происхождения.

Растительность гор зависит от высоты и наличия воды. Высокоствольные леса растут в долинах рек и на более влажных северных и западных склонах. В пределах описываемой области, отметки которой превышают 500 м над уровнем моря, нижние ярусы растительности представлены степью и лесостепью, а выше 1500 м - хвойными лесами, поднимающимися до высоты 2400 м. Хвойные леса перемежаются зарослями мелколиственных пород березы, рябины, черемухи и барбариса. В подлеске часто встречается волчье лыко, крыжовник, смородина, рододендрон, малина и ежевика. Низкорослые березняки, рододендрон и можжевельник поднимаются выше границы леса, образуя пятна среди альпийского высокотравья. Выше 2500 м расположена зона низкотравной альпийской растительности, которую выше 3000 м можно видеть только в теплых ложбинах и расщелинах. На поверхностях скал растут мхи и лишайники.

 

1.6 Определяющие препятствия маршрута

Вид препятствия Категория трудности Характеристика препятствия Путь прохождения (для локальных препятствий)
траверс перевалов пер. Кольцевой (1А, 3359 м) пер. Летчика Машкова (1А, 3494 м) Подъём: травянисто-осыпной склон, тропа Спуск: подвижный осыпной склон из дол. р. Чайтчесу в дол. р. Битиктебе
перевал Балк-Баши, 3700 м Подъём: осыпной склон, тропа Спуск: осыпной склон, тропа из дол. р. Битиктебе в дол. р. Кызылкол
перевал н/к Каракайский северный, 2889 м Подъём: травянистый, тропа Спуск: травянистый, тропа из дол. нарзанов Джилы-Су в дол. р. Исламчат
перевал Исламсу, 3450 м Подъём: подвижный осыпной склон Спуск: травянисто-осыпной склон из дол. р. Исламчат в дол. р. Субаши
перевал н/к Сылтран, 3400 м Подъём: травянисто-осыпной, маркированная тропа Спуск: травянистый, маркированная тропа из дол. р. Мукал к оз. Сылтранкёль

 

1.7 Состав группы

№ п/п Ф.И.О. Опыт Обязанности в группе Домашний адрес, телефон
  Сафронова Наталья Николаевна 2 к.с. ГУ руководитель  
  Тронев Иван Сергеевич 2 к.с. ГУ медик  
  Аникина Элина Артуровна ПВД завхоз, летописец  
  Аникин Сергей Александрович ПВД штурман, фотограф  
  Моргунов Никита Вадимович ПВД видеооператор  
  Кузнецова Екатерина Игоревна ПВД метеоролог  
  Нохова Римма Басировна ПВД летописец, хронометрист  
  Константинов Владимир Александрович ПВД рем. мастер  
  Щукина Галина Александровна ПВД штурман, зав. снар.  

 

1.8 Адрес хранения отчёта

ОМКК Челябинской области. Адрес: 454048 г.Челябинск, ул.Воровского, 48

Электронный вариант у руководителя

 

1.9 Поход рассмотрен

ОМКК Челябинской области


 

Содержание отчёта

2.1 Общая идея похода

Основные цели похода:

· приобретение участниками опыта горных походов 1 к.с.;

· ознакомление участников похода с районом Приэльбрусья;

· повышение опыта участников в условиях незнакомого региона.

Пред походная подготовка:

В июне 2016г. был проведен контрольный тренировочный выход (ПВД) в районе национального парка «Таганай», где проверялось походное оборудование и снаряжение, физическая подготовка участников, готовность и умение работать в команде.

 

2.2 Варианты подъезда, отъезда и другие полезные сведения

Основная часть группы (5 чел.) стартовала из Челябинска 23.07.2016г. совместно с группой (6 чел.) под руководством Татьяны Дарий (маршрутная книжка 51/2016, горный поход 2 к.с.) на заказном автобусе. Двигались без остановок на ночёвки (было 2 водителя, которые сменяли друг друга). Время в пути около 45 часов. Основные города следования: Уфа, Самара, Саратов, Волгоград, Элиста, Пятигорск.

Часть группы (3 чел.) выехала из Челябинска на личном автомобиле 21.07.2016г., двигались по маршруту, аналогичному маршруту автобуса, только с остановками на ночёвки в г. Сатка, Жигулёвск, Волгоград, Пятигорск.

Ещё один участник вылетел 24.07.2016 на самолёте из Челябинска в Минеральные воды (через Москву), где его встретили участники, ехавшие на автомобиле.

Все участники встретились в Пятигорске, до места старта ехали на автобусе (15 чел.)

Маршрут начинался из аула Хурзук в Карачаевском районе Республики Карачаево-Черкесии, закончился в с. Верхний Баксан Эльбрусского района Республики Кабардино-Балкария.

По телефону группа зарегистрировалась в Карачаево-Черкесском ПСО МЧС России (тел. 8 (8782) 23-90-60; 8-963-286-0993), дублирующая информация была направлена по e-mail (pso272@mail.ru). С учёта в ПСО МЧС группа снималась так же – по телефону.

В обратный путь группа разделилась на 2 части: 3 человека на автомобиле, остальные (6 чел. + 6 чел. группы под рук. Татьяны Дарий) – на автобусе.

Приэльбрусье – один из самых популярных районов среди горных туристов, альпинистов и горнолыжников, располагается в центре большого горного массива Кавказских гор, на южной границе Российской Федерации.

Главной достопримечательностью района является высшая точка Европы – Эльбрус. Маршрут группы был построен так, что снежные вершины Эльбруса были видны практически каждый день (при условии хорошей погоды) с нового ракурса.

В туристском плане район достаточно хорошо изучен и освоен. Перевалы, выбранные для маршрута 1 к.с., имеют достаточное количество описаний, не требуют от участников большого опыта, что подходит для имеющегося состава группы (только 2 человека имели опыт горных походов, остальные – опыт ПВД по ЮжномуУралу).

Развитая дорожная сеть, относительная близость медицинских и спасательных пунктов, делают походы в Приэльбрусье достаточно безопасными.

 

2.3 Запасные варианты маршрута и аварийные выходы с маршрута

Запасные варианты:

· вместо траверса хребта между пер. Кольцевым (1А, 3350) и пер. Лётчика Машкова (1А, 3500) радиальное восхождение на пер. Кольцевой (1А, 3350) по дол. р. Чайтчесу;

· вместо пер. Каракайский Северный (н/к, 2880) проход через пер. Исламчат (Каракайский Южный, н/к, 3150);

· вместо пер. Сылтран Восточный (1А, 3480) проход через пер. Сылтран (н/к, 3205).

Маршрут разработан таким образом, что в случае возникновения непредвиденных ситуаций во время похода, основной путь проходит по долинам крупных рек (Уллу-Хурзук, Битиктебе, Кызылкол и др.), с которых выход к местам транспортной доступности возможен в течение (не более) 2-х ходовых дней.

Аварийные варианты:

· по дол. р. Уллу-Хурзук к аулу Хурзук;

· по дол. р. Битиктебе к базе МЧС (холодные нарзанные источники);

· из дол. нарзанов Джилы-Су автотранспортом в г. Кисловодск;

· по дол. р. Мкяра, Кыртык, Сылтрансу к с. Верхний Баксан.

 

2.4 Изменения маршрута и их причины

Дни пути Дата Заявленный маршрут Пройденный маршрут  
Участок маршрута км Участок маршрута км
  25.07 аул Хурзук – дол. р. Уллу-Хурзук – устье р. Кичинекол   аул Хурзук – дол. р. Уллу-Хурзук – дол. р. Битиктебе – дол. р. Чайтчесу 19,9
  26.07 устье р. Кичинекол – дол. р. Уллу-Хурзук – дол. р. Битиктебе – дол. р. Чайтчесу 7,5 дол. р. Чайтчесу – пер. Кольцевой (1А, 3350) – пер. Летчика Машкова (траверс, 1А, 3500) – дол. р. Битиктебе 16,8
  27.07 дол. р. Чайтчесу – пер. Кольцевой (1А, 3350) – пер. Летчика Машкова (траверс, 1А, 3500) – дол. р. Битиктебе   дол. р. Битиктебе – пер. Балк-Баши (1А, 3690) – дол. р. Кызылкол 14,5
  28.07 дол. р. Битиктебе – пер. Балк-Баши (1А, 3690) – дол. р. Кызылкол 11,5 дол. р. Кызылкол – урочище Ирахиксырт – дол. нарзанов Джилы-Су 15,0
  29.07 дол. р. Кызылкол – урочище Ирахиксырт – дол. нарзанов Джилы-Су 10,5 днёвка  
  30.07 днёвка   дол. нарзанов Джилы-Су – пер. Каракайский Северный (н/к, 2880) – дол. р. Исламчат 14,8
  31.07 дол. нарзанов Джилы-Су – пер. Каракайский сев. (н/к, 2880) – дол. р. Исламчат   дол. р. Исламчат – пер. Исламсу (1А, 3400) – дол. р. Субаши – дол. р. Кыртык 14,6
  01.08 дол. р. Исламчат – пер. Исламсу (1А, 3400) – дол. р. Субаши – дол. р. Кыртык   дол. р. Кыртык – дол. р. Мкяра – дол. р. Мукал – пер. Сылтран (н/к, 3205) – оз. Сылтранкёль 7,9
  02.08 дол. р. Кыртык – пер. Сылтран Восточный (1А, 3480) – оз. Сылтранкёль – дол. р. Сылтрансу – с. Верхний Баксан 15,5 оз. Сылтранкёль – дол. р. Сылтрансу – с. Верхний Баксан 12,8
  03.08 запасной    
    Длина маршрута с учётом к-та 1,2   Длина маршрута по GPS 115,4

 

Причины изменений маршрута:

· рассчитывали, что автобус прибудет к месту старта 25.07 в середине дня, по факту были в ауле Хурзук уже в 9 утра по местному времени 25.07, поэтому в первый день прошли маршрут, запланированный на 2 дня (от аула Хурзук до долины реки Чайтчесу);

· в связи с усталостью группы, было решено отказаться от прохождения пер. Сылтран Восточный (1А, 3480) и ограничиться прохождением пер. Сылтран (н/к, 3400);

· группа была так впечатлена красотой оз. Сылтранкёль, что решили заночевать на его берегу (3200).

Вывод: все изменения сделаны из соображений безопасности участников похода.

 

2.5 График движения

День пути Дата Участок пути Протяженность, км ЧХВ* Определяющие препятствия Метеоусловия
  25.07 аул Хурзук – устье р. Чайтчесу 19,9 5:04 утро ☼ +20ºC, день ☼ +29ºC, вечер ☂+12ºC
  26.07 устье р. Чайтчесу – дол. р. Битиктебе 16,8 6:02 траверс пер.Кольцевой (1А, 3359) – пер. Летчика Машкова (1А, 3494) утро ☼ +9ºC, день ☁ +15ºC, вечер ☁+10ºC
  27.07 дол. р. Битиктебе – дол. р. Кызылкол 14,5 5:44 пер. Балк-Баши (1А, 3700) утро ☁ +6ºC, день ☁ +9ºC, вечер ☁+8ºC
  28.07 дол. р. Кызылкол –дол. нарзанов Джилы-Су 15,0 3:00 утро ☼ +10ºC, день ☂ +15ºC, вечер ☁+12ºC
  29.07 днёвка     утро ☼ +10ºC, день ☼ +17ºC, вечер ☼+13ºC
  30.07 дол. нарзанов Джилы-Су –– дол. р. Исламчат 14,8 4:32 пер. Каракайский Сев. (н/к, 2889) утро ☼ +8ºC, день ☼ +30ºC, вечер ☁+10ºC
  31.07 дол. р. Исламчат –дол. р. Кыртык 14,6 4:22 пер. Исламсу (1А, 3450) утро ☁ +10ºC, день ☂ +13ºC, вечер ☁+10ºC
  01.08 дол. р. Кыртык – оз. Сылтранкёль 7,9 2:44 пер. Сылтран (н/к, 3400) утро ☼ +8ºC, день ☼ +15ºC, вечер ☂+12ºC
  02.08 оз. Сылтранкёль – с. Верхний Баксан 12,8 3:30 утро ☼ +10ºC, день ☼ +30ºC

ЧХВ* – чистое ходовое время

 


2.6

2.6 Техническое описание прохождения маршрута

 

День 1 25.07.2016г.
Участок маршрута Участок маршрута: аул Хурзук – дол. р. Уллу-Хурзук – дол. р. Битиктебе – дол. р. Чайтчесу
Протяженность 19,9 км
Время в движении 5 ч 04 мин
Время остановок 4 ч 00 мин
Подъем 1088 м
Спуск 18 м

Приехали на автобусе в аул Хурзук, упаковали рюкзаки, позавтракали, вышли на маршрут (рис. 1) в направлении долины реки Уллу-Хурзук. До устья реки Кичинекол маршрут совпадает с маршрутом группы Татьяны Дарий, поэтому идём вместе. Время старта 9:45

 

Рисунок 1 Команда на старте в ауле Хурзук (слева направо: Аникина Элина, Сафронова Наталья, Тронев Иван, Аникин Сергей, Моргунов Никита, Нохова Римма, Кузнецова Екатерина, Щукина Галина, Константинов Владимир)

 

10:31 – первая остановка (10 мин), техническая. Достали пластырь, крема от загара.

Примерно в 2,5 км от Хурзука деревянный мост через реку Уллу-Хурзук (рис. 2).

12:14 – привал. Родник, вода чистая и прохладная. Пошла в ход первая кармашка. Прошли 7 км.

13:50 – встали на обед. Стоим на слиянии рек Улу-Хурзук и Кичкинекол. Ходовое время 3 ч 50 мин с привалами, пройденное расстояние – 11,5 км.

15:35 – после обеда расстаёмся с группой под руководством Татьяны Дарий. Они продолжают путь на перевал Вольный ветер, мы – в направлении долины реки Битиктебе к устью реки Чайтчесу, цель – дойти до холодных нарзанных источников.

17:05 – начинается мелкий дождь, туман. Высота 2356м.

18:55 – пришли на место стоянки – холодные нарзанные ванны. Облачно. Высота 2584м.

Группа изрядно устала, поэтому ни купаться, ни даже посмотреть на нарзанный источник практически никто не пошёл.

Один из участников – Моргунов Никита – чувствует недомогание, отказался от ужина.

22:00 – отбой.

 

Рисунок 2 Участник похода Щукина Галина на мосту через реку Уллу-Хурзук

 

День 2 26.07.2016г.
Участок маршрута дол. р. Чайтчесу – пер. Кольцевой (1А, 3350) – пер. Летчика Машкова (траверс, 1А, 3500) – дол. р. Битиктебе
Протяженность 16,8 км
Время в движении 6 ч 02 мин
Время остановок 5 ч 56 мин
Подъем 889 м
Спуск 755 м

 

5:00 – подъём. С утра прохладно – всего +9ºС, группа неохотно выползает из палаток.

6:00 – завтрак. Никита чувствует себя лучше, поел кашу. Остальные участники чувствуют себя хорошо.

7:05 – наконец-то вышли с места стоянки, собираемся очень долго. Погода улучшается, мы пока в тени, но на соседних перевалах уже солнце. За ночь ближайшие вершины припорошило снегом. Сфотографировались у источника (рис. 3)

8:15 – привал, набор высоты относительно стоянки – 143 м, прошли 1 км.

8:54 – привал, высота 2900 м (набор высоты относительно предыдущего привала составил 160 м), прошли ещё 1,2 км. Утеплились: ветер холодный, хотя палит солнце. Приближаемся к снежнику.

Через 20 минут опять привал, прошли 1,1 км. Высота 3050 м. Для большинства – это максимальная высота на данный момент.

10:25 – привал. До перевала Кольцевой ещё 3-4 перехода. Температура воздуха +20ºС, но из-за ветра кажется холоднее.

11:10 – привал на границе снежника (рис. 4), оделись.

Рисунок 3 Участники похода у нарзанного источника

 

Рисунок 4. Идём по снежнику

 

11:40 – встали на обед. Мимо прошла группа туристов клуба «Вобла-Тур» из г. Ставрополь (идут с перевала Кольцевой).

13:20 – перевал Кольцевой, 3359 м (рис. 5). Температура воздуха +15 ºС, влажность 52%. Облачность нас догоняет.

 

Рисунок 5. Группа на перевале Кольцевой (в направлении подъема)

 

Сняли перевальную записку от 26.07.2016г. клуба «Вобла-Тур» г. Ставрополь, встреченных нами ранее: руководитель Братишкин А.П., количество участников – 11 человек (+ двое из Белоруссии), поднялись на перевал Кольцевой в 11:00 со стороны перевала Кюкюртлю Южный, далее направляются в сторону перевала Балк-Баши.

14:20 – выходим к озеру (рис. 6), образовавшемуся из-за таяния ледника.

 

Рисунок 6. Участник похода Аникина Элина на фоне озера и надвигающегося тумана

Перевал Летчика Машкова за озером.

15:56 – перевал Летчика Машкова (рис. 7). Высота 3494 м. Облачно с прояснениями. Ветра почти нет. Сняли две записки:

1) от 14.08.2015г., группа туристов из г. Минска под руководством Великана С.Д. в составе 6 человек поднялась на перевал Летчика Машкова со стороны реки Уллу-Хурзук в 10:30, далее группа продолжила движение в направлении спуска к леднику Битиктебе.

2) от 22.08.2015г., Вершинин Юрий из г. Кировоград (Украина) в 13:40 поднялся со стороны ледника Кюкюртлю, дальнейшее направление – спуск к скале «Утюг».

 

Рисунок 7. Группа на перевале Лётчика Машкова (перед началом спуска)

 

Немного истории.

30 декабря 1942 года экипаж Александра Иванова вылетел на боевое задание из Кутаиси в район Сальского железнодорожного узла. Через Сальск шли немецкие эшелоны с боевой техникой и снарядами под Сталинград. В этом полете обязанности штурмана экипажа выполнял заместитель начальника штаба полка, начальник связи капитан Иван Машков. В этот день ему был вручен боевой орден. Капитан сам вызвался полететь в качестве штурмана в экипаже Александра Иванова.

На подступах к Сальску самолет Иванова был встречен плотным зенитным огнем противника. Летчику удалось провести самолет сквозь огненный смерч и нанести бомбовый удар по железнодорожному узлу. Зенитным снарядом у самолета был поврежден двигатель. Вышел из строя прибор определения высоты полета. Самолет маневрировал, уходя в низкую облачность. Голубые ослепительные лучи прожекторов медленно обшаривали небо, искали бомбардировщик. Одному из них удалось зацепить самолет. И тогда в эту точку потянулись и скрестились несколько лучей. Шквал зенитного огня устремился в небо.

В 19 часов 45 минут стрелок-радист старшина Петр Тюнин сообщил с борта самолета в штаб полка о том, что экипаж успешно отбомбился и возвращается на свою базу. Затем связь с экипажем оборвалась. Самолет на базу не вернулся. Экипаж пропал без вести.

О том, как и где погиб экипаж Александра Иванова узнала вся страна спустя более полувека.

В течение ряда лет московские активиста клуба «Поиск» во главе с полковником Юрием Желноваковым, офицером Главного оперативного управления Генерального штаба РФ, совершали альпинистские походы в горах Кавказа, в местах ожесточенных боев в годы Великой Отечественной войны. Летом 1996 года альпинисты узнали от местного чабана, что в годы войны на западном склоне Эльбруса в районе ледника Кюкюртлю, в зоне вершин потерпел аварию советский самолет.

С этой фразы все и началось.

Разбив лагерь на туристской тропе, поисковики решили осмотреть ближайшие окрестности: а вдруг слух о погибшем самолете - правда?

Не каждый может представить душевное состояние следопытов, когда они обнаружили нечто черное на безжизненном ледяном склоне. Этим «нечто» оказался авиационный двигатель. Значит, слух не просто слух, а настоящая правда? Участников экспедиции охватил поисковый азарт. Искать! Найти! Во что бы то ни стало! Удача шла им навстречу. Обследуя шаг за шагом трещины, впадины, они наткнулись не только на отдельные детали самолета, но и в одной из глубоких ледяных щелей заметили… человека. Вернее сказать, мумифицированные части человеческого тела. К сожалению, погодные условия, да и отсутствие достаточной подготовки и снаряжения, не позволили продолжать дальнейшие поиски.

Годом позже москвичи вновь пришли на Кюкюртлю, и тут энтузиастов ожидал, можно сказать, большой успех. Из глубоких ледяных расщелин был извлечены бумажники с документами, деньги, квитанции, шлем, портсигар, мундштук, компас, носовой платочек с вышивкой гладью «Иван – Дуся»...

Следующий год прошел в напряженной работе в архивах, в первую очередь в Подольском архиве Министерства обороны России. Согласно архивным документам было установлено, что 30 декабря 1942 года не возвратился на базу в грузинский город Кутаиси экипаж самолета ДБ-3 6-го дальнебомбардировочного авиационного полка 132-й бомбардировочной авиационной дивизии 5-й воздушной армии в составе командира экипажа Александра Иванова, штурмана капитана Ивана Машкова и борт-стрелка старшины Петра Тюнина.

Рисунок 8. Группа у тура на перевале Летчика Машкова (сзади видна памятная табличка)

Поисковики провели огромный объем работы по архивным документам и сохранившимся адресам погибших и их родных.

Спустя более чем через полвека причины гибели боевой машины и экипажа установлены точно. Самолет разбился у западного склона Эльбруса о ледник Кюкюртлю.

Останки командира экипажа бомбардировщика ДБ-3 старшего лейтенанта А.В. Иванова и еще двоих членов экипажа были захоронены в братской могиле на центральной площади города Тырныауз Кабардино-Балкарской Республики. На могиле установлен памятник авиаторам: старшему лейтенанту Александру Васильевичу Иванову, штурману капитану Ивану Ивановичу Машкову, стрелку-радисту старшине Петру Андреевичу Тюнину. На месте гибели ДБ-3 тоже установлен памятный знак (рис. 8). Именем штурмана, кавалера ордена Красного Знамени капитана Ивана Ивановича Машкова назван горный перевал, близ того места, где погиб экипаж.

 

Далее группе предстоит спуск в долину реки Битиктебе. Со стороны перевала светлее, в долине пасмурно.

Спуск дался команде тяжело – камни уходили из под ног – сыпуха.

17:05 – привал. Спускаемся в долину. Высота 3030 м. На прошлом привале было 3333 м. Надвигается туман. Температура воздуха +10ºС, влажность 58%.

18:10 – привал, высота 2816 м. Спустились в долину реки Битиктебе. Холодно. Затягивает облаками.

20:00 – встали на ночёвку за домиками МЧС, только теперь видим их с другой стороны. Облачно, температура воздуха +10ºС, высота 2668 м.

Подошёл местный пастух, спросил, кто разрешил нам вставать на этом месте. Оказалось, что через площадку, на которой мы расположились, по утрам гонят стадо на пастбище. Договорились, что уйдём раньше 6 утра и не помешаем им выполнять свою работу.

22:00 – отбой.

 

День 3 27.07.2016г.
Участок маршрута дол. р. Битиктебе – пер. Балк-Баши (1А, 3690) – дол. р. Кызылкол
Протяженность 14,5 км
Время в движении 5 ч 44 мин
Время остановок 4 ч 54 мин
Подъем 1023 м
Спуск 774 м

 

4:00 – подъём. Все участники похода плохо спали, видимо, сказывается нагрузка и высота, у некоторых членов команды болит голова. Ночью шёл дождь. Температура воздуха +6ºС, влажность 59%. Торопимся, чтобы сдержать обещание, данное пастуху.

6:00 – еле уложились, но вышли из лагеря вовремя.

6:45 – привал, совещание штурманов и руководителя. Навигатор показывает, что мы немного отклонились от маршрута. Погода ясная, солнечно, но все ещё холадно, температура воздуха +8ºС, влажность 58%

8:05 – привал, высота 3090 м, набор высоты 440 м, появилась облачность, в тени +13ºС

8:45 – привал, набрали 150 м, высота 3244 м (рис. 9)

9:30 – привал, высота 3400 м. На встречу идет группа из Москвы (от Бауманского турклуба, отчет выложат на www.mountain.ru), спускаются с перевала Балк-Баши. Солнечно, +9ºС, слабый ветер.

11:10 – привал, высота 3670 м. Почти вышли к перевалу, 300 м по прямой, его уже видно. Ваня предложил пари: если возьмём перевал до 11:00, он купит каждому по хычину на выходе!

 

Рисунок 9. Тропа в направлении перевала Балк-Баши

 

11:35 – взяли перевал Балк-Баши, высота 3700 м (рис. 10). Понимаем, что должны Ване 8 хычинов. Небо затягивают облака. Сняли записку от 27.07.2016г. группы туристов ТК МГТУ им. Н.Э. Баумана (г. Москва) под руководством Нилова С.В., совершавших поход 2 к.с. в составе 10 человек – те самые, которых мы встретили на подъеме (для них это уже был спуск).

 

Рисунок 10. Группа на перевале Балк-Баши (в направлении спуска)

Обедали под перевалом. По сравнению со спуском с перевала Лётчика Машкова, спуск с Балк-Баши – проще пареной репы.

16:30 – нашли место для стоянки на реке Кызылкол, высота 2900 м. Облачно, пару раз начинался дождь.

19:30 – отбой.

 

День 4 28.07.2016г.
Участок маршрута дол. р. Кызылкол – урочище Ирахиксырт – дол. нарзанов Джилы-Су
Протяженность 15,0 км
Время в движении 3 ч 00 мин
Время остановок 4 ч 30 мин
Подъем 170 м
Спуск 679 м

 

Из-за того, что напутали с будильником, одна палатка встала в 5:00, вместо 6:00.

8:00 – свернули лагерь. Палатки почти высохли. Ветер холодный. температура воздуха +10ºС, влажность 54%, сразу предстоит перейти реку Кызылкол, вблизи которой мы ночевали. Оценив ситуацию, приняли решение переходить вброд (рис. 11).

 

Рисунок 11. Участник похода Константинов Владимир переходит реку Кызылкол,
на противоположном берегу страхует Тронев Иван

 

После переправы «и до обеда» шли по плато Ирахиксырт до долины нарзанов Джилы-Су.

Через реку Малку есть мост (рис. 12), состояние оставляет желать лучшего.

11:15 – встали на обед недалеко от моста и нарзанного источника, место для стоянки выбирали долго (кругом следы жизнедеятельности крупного рогатого скота, т.к. неподалёку несколько КОШей – мест стоянки пастухов со скотом). Неподалёку располагается альплагерь (на поляне Эммануэля – с кафешками и некоторыми другими удобствами, как нам пояснили проходившие мимо туристы) и серебряный нарзанный источник.

 

Рисунок 12. Участник похода Моргунов Никита переходи реку Малку по мосту

 

Только натянули тент и устроились на обед, как начался дождь. Т.к. до запланированного места стоянки оставалось немного, решили переждать. Поэтому после обеда у всех был, хоть и не продолжительный, но сон.

Пока готовился обед, посчитали баллоны с газом: осталось 6 из 11. Всего 4-ый день. Вчера вышла из строя одна горелка, она подтравливала газ, поэтому получился перерасход. Нужно пополнить запасы в долине, если это возможно.

Людей ходит очень много: и туристы с рюкзаками, и туристические группы явно приехавшие на пару-тройку часов.

16:00 – спустились к горячим нарзанным ваннам, Ваня и Сергей отправились искать место под стоянку. Высота 2400 м.

17:00 – встали на ночевку неподалеку от места, называемого «Зубы дракона» (рис. 13), здесь же проведём дневку.

В целях экономии газа решили поужинать в кафе, которое присмотрели, пока искали место для стоянки. Однако поужинать в кафе нам было не суждено. Добрейшей души сосед Александр из Волгограда, стоявший лагерем неподалёку от нас, принёс целую кастрюлю свежесваренного борща. Хватило всем, даже добавка была. Позже он дал нам чайник свежезаваренного чая с местными травами (клевер, душица и др.) А мы всего лишь поинтересовались у него, можно ли здесь приобрести баллоны с газом!

Газ удалось докупить в магазинчике рядом с кафе – ещё 5 баллонов (забрали всё, что было).

20:00 – отбой.

Рисунок 13. Долина Джилы-Су. Зубы дракона

 

День 5 29.07.2016г.
Участок маршрута днёвка
Протяженность
Время в движении
Время остановок
Подъем
Спуск

 

Вообще, горячие нарзанные источники и сама долина Джилы-Су стали разочарованием похода. Мы никак не представляли себе, что народу там будет настолько много.

Считается, что термальные воды нарзанных источников долины Джилы-Су способны излечивать самые серьёзные заболевания. Организм освобождается от шлаков, улучшается общее самочувствие, поднимается жизненный тонус.

Перечень показаний для применения воды источников Джилы-Су в лечебных целях поистине поражает. При приёме внутрь можно избавиться от хронических заболеваний желудочно-кишечного тракта, желчевыводящих и мочевыводящих путей, улучшить обмен веществ, в том числе избавиться от сахарного диабета и ожирения.

Ванны способствуют прогрессии работы сердечно-сосудистой системы. Многие наблюдают улучшения со стороны нервной, костно-мышечной системы и соединительной ткани, органов пищеварения.

В долину проложена асфальтированная дорога, что делает это место ещё популярнее. Люди живут в кемпинге.

Неподалёку расположена резиденция президента Карачаево-Черкесии.

Из достопримечательностей в долине расположены водопад Султан (рис. 14) и Калинов мост (рис. 15)

В мифах и сказках Калинов мост был проложен через огненную реку — Смородину. По нему с Нави (с того света, мира богов и духов) в Явь (символизирует живой, светлый мир) стремилась проникнуть разная огнедышащая нечисть, а обратноиз Яви в Навьпереправлялись души умерших людей.

В этом месте, где над рекой Кызылкол между двумя высокими скалами, соединяя их, в ущелье перекинут большой обломок скалы, по ней можно пройти с одного берега на другой: из Яви в Навь.

Чуть дальше по течению Кызылкол обрушивается водопадом Султан прямо на поляну, где находятся источники нарзана.

 

Рисунок 14. Участники похода на фоне водопада Султан Рисунок 15. Калинов мост

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-07 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: