ЭТИЧЕСКИЙ КОДЕКС
Юридической клиники юридического факультета
Преамбула
Мы студенты Юридической клиники (ЮК), руководствуясь общепризнанными нравственными ценностями, признавая своим долгом защиту прав и свобод человека и гражданина и считая своей обязанностью совершенствование профессионального уровня, принимаем Этический кодекс участника ЮК.
Общие положения
1.1 Настоящий кодекс призван регулировать этические основы организованной деятельности преподавателей и студентов ЮК (далее – участники).
1.2. Целями ЮК являются:
• оказание безвозмездной квалифицированной юридической помощи социально
незащищенным слоям населения;
• совершенствование профессиональных навыков;
• разработка и внедрение новых методов обучения юриспруденции и правового
просвещения;
1.3. Основными направлениями деятельности ЮК являются:
• работа с клиентами;
• обучение профессиональным навыкам;
• выработка навыков работы в «команде»;
• правовое просвещение населения.
1.4. Для целей настоящего Кодекса используются следующие определения:
• «участник ЮК» - руководитель ЮК, его заместители, дежурный преподаватель,
секретарь - администратор, а также надлежащим образом вступившие в ЮК студенты
юридического факультета;
• «лицо, обратившееся в юридическую клинику» - гражданин, обратившийся в
юридическую клинику для получения бесплатной правовой помощи;
• «клиент» - лицо, в отношении которого принято решение об оказании ему правовой
помощи юридической клиникой.
1.5. Юридическая клиника оказывает правовую помощь в соответствии со следующими
принципами:
• законности;
• доступности;
• конфиденциальности;
• коллегиальности;
• независимости.
Этические требования к участникам клиники
2.1. Лица, участвующие в деятельности юридической клиники, должны:
• быть лояльными к юридической клинике;
• постоянно повышать уровень своих правовых знаний;
• в случае возникновения затруднений предлагать проблему для коллективного
обсуждения;
• тщательно изучать проблему лица, обратившегося за помощью в клинику: внимательно
знакомиться с представленными им документами, выслушивать его пояснения, изучать
нормативную базу по заявленной им проблеме;
• вовремя являться на дежурства и деловые встречи;
• при общении с лицом, обратившимся за помощью в клинику, проявлять уважение,
тактичность, деликатность, не допускать высказываний, умаляющих честь и
достоинство клиента;
• при общении с лицом, обратившимся за помощью в клинику, не допускать
высказываний относительно деловой репутации других юристов;
• стремиться доводить информацию до клиента в простой и доступной форме, избегая,
по возможности чрезмерного использования специальной юридической терминологии;
• не обсуждать правовую проблему лица, обратившегося за помощью в клинику, в его
присутствии.
2.2. Студент, ведущий личный прием граждан, обязан предупредить лицо, обратившееся
за помощью в клинику, о следующих обстоятельствах:
• о том, что он является студентом юридического факультета МГУ;
• о том, что правовая помощь будет оказываться юридической клиникой в целом;
• о том, что правовая проблема клиента будет разрешаться им совместно с другими
студентами и под контролем преподавателя;
• о том, что дело клиента может быть в дальнейшем передано другому лицу,
участвующему в деятельности клиники;
• о том, что все сведения, сообщенные клиентом в ходе приема, носят
конфиденциальный характер, т.е. студенты и другие сотрудники юридической клиники
не вправе их разглашать, однако эти сведения могут быть использованы в учебных
целях без указания фамилии, имени, адреса, телефона и иных данных, позволяющих
идентифицировать клиента юридической клиники.
2.3. Юридическая клиника не вправе оказывать юридическую помощь в случаях, если:
• лицо обратилось за защитой противоправных интересов;
• интересы лица, обратившегося за помощью в клинику, противоречат интересам
юридической клиники или одного из лиц, участвующих в ее деятельности.
2.4. Лица, участвующие в деятельности клиники, строят свои взаимоотношения с лицами,
обратившимися в клинику, на безвозмездной основе и не вправе получать либо
претендовать на получение каких-либо выгод и преимуществ от обратившихся лиц или в
связи с данным обращением.
2.5. Лица, участвующие в деятельности клиники, не вправе принимать от клиентов
клиники денежные средства, необходимые для исполнения поручений клиента (для
уплаты госпошлины и т.п.).
2.6. Студенты, участвующие в деятельности клиники, не вправе давать консультацию,
предоставлять клиенту проекты исковых заявлений или других составленных ими
документов без предварительного одобрения своего преподавателя-куратора. В случае,
если позиция студента по делу не совпадает с позицией его преподавателя-куратора,
студент вправе вынести свою проблему на общее обсуждение юридической клиники.
Студент также вправе вынести на общее обсуждение проблему, в ходе разрешения
которой у него возникли существенные затруднения.
2.7. Лица, участвующие в деятельности клиники, не вправе раскрывать в любой форме (то
есть делать доступными или потенциально доступными для третьих лиц) факт обращения
за помощью и любую информацию, полученную от клиента, за исключением случаев
использования в учебных целях информации о деле (при условии сохранения в тайне
данных, позволяющих идентифицировать личность клиента).
2.8. Лица, участвующие в деятельности клиники, обязаны высказать клиенту
беспристрастное мнение о путях и возможностях разрешения его правовой проблемы,
либо сообщить о том, что его проблема не может быть разрешена положительно. Лица,
участвующие в деятельности клиники, не вправе:
• заверять клиента в благополучном исходе дела;
• вводить клиента в заблуждение относительно сложности дела, времени, требующемся для его разрешения, потенциальных расходов клиента, связанных с разрешением дела, а также относительно статуса лица, оказывающего клиенту юридическую помощь. Лица, участвующие в деятельности клиники, обязаны изложить клиенту все возможные пути решения его правовой проблемы, указать на те юридически значимые действия, которые могут быть предприняты в рамках сложившейся ситуации, и на все возможные результаты разрешения дела, не навязывая при этом какого-либо из способов разрешения проблемы.
2.9 Лица, участвующие в деятельности клиники, обязаны действовать в интересах клиента, используя только законные формы и способы отстаивания его интересов. Они обязаны отказать в предоставлении юридической помощи лицу, имеющему намерения воспользоваться такой помощью исключительно с целью причинения вреда третьим лицам.
2.10. Лица, участвующие в деятельности клиники, обязаны тщательно хранить документы и иные вещи, предоставленные клиентом в рамках своего дела, и вернуть указанное имущество клиенту немедленно по отпадении необходимости, а подлинные экземпляры переданных документов и материалов - немедленно по завершении копирования.