ИЗ ТЬМЫ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ К ЭПОХЕ ВОЗРОЖДЕНИЯ




 

Античный мир отделяет от начала Новой истории тысячелетний период средневековья. Главной духовной силой на этом этапе развития человечества были различные религиозные конфессии. Под влиянием религий складывались философия, мораль, этические и эстетические нормы и др. Многие национальные черты характера японцев и китайцев, индусов и жителей арабского Востока, России и Западной Европы определяются религией, исповедуемой этими народами.

Роль религии в развитии человеческого общества нельзя оценивать однозначно. На определенных этапах ее путы сдерживали прогресс. Однако сила всех религий - в призывах к духовному совершенству, в признании гармоничности созданной Творцом природы. Современное общество, пользуясь благами научно-технического прогресса, насилует природу и все глубже погружается в бездну бездуховности. Поэтому, несмотря на высокие достижения науки, современное общество вновь ищет в религии ответ на вечный вопрос: "Как жить дальше?"

Средневековая Европа

 

Территории за пределами благодатного Средиземноморья отличались более суровым климатом и были покрыты девственными дремучими лесами. Племена варваров жили в основном охотой и грабежами. Сельскохозяйственное производство было в зачаточном состоянии. Постепенно к началу XI в. на народы, населяющие Западную Европу, распространяется влияние римско-католической церкви; утверждается феодальный строй.

В XI-XIII вв. происходит массовое сведение лесов в интересах земледелия (рис. 2.1). Это была эпоха "великого корчевания", по формулировке западных авторов (Бондарев, 1996). Новые земли быстро осваиваются под пахотные угодья. Двуполье заменяется трехпольем. Урожаи по сравнению с ранним средневековьем возрастают вдвое (рис. 2.2).

Исключительно активно строятся укрепленные замки, монастыри, а вокруг них возникают жилые и хозяйственные постройки. Средневековые города долго сохраняли сельский облик. Внутри городских стен располагались огороды, сады (рис. 2.3). Развивается горнодобывающая деятельность (рис. 2.4).

 

Занятием и привилегией господствующего класса были бесконечные войны; это было время и крестовых походов. Десятилетиями и столетиями длившиеся войны сопровождались истощением производительных сил, запустением и обезлюдением культурных земель. И. М. Дьяконов (1994) считает, что средневековые войны трудно объяснить социально-экономическими причинами. По его мнению, почти все они (как многие из более ранних и более поздних войн) объясняются весьма просто с социально-психологической точки зрения - как результат присущего человеку побуждения к агрессии. Завоевать и покорить соседа было престижно и удовлетворяло социальный импульс агрессивности, который в Риме отчасти погашался гладиаторскими боями, а в наши дни удовлетворяется футбольными и хоккейными матчами.

На рубеже XIII-XIV вв. экологическая ситуация в Европе осложняется. Возможности экстенсивного пути развития земледелия оказались исчерпанными. Продолжалось интенсивное сведение лесов не только под земледелие, но и для строительства домов, кораблестроения, ради топлива, развития металлургии. Склоны гор и возвышенностей, лишенные растительности, стали интенсивно денудироваться. По меткому выражению местных жителей, становилось все больше "земель с ободранной шкурой".

Оборонительные стены ограничивали рост городов. Мусор и нечистоты выбрасывались из окон прямо на улицу. Отсутствие канализации приводило к загрязнению грунтовых вод. Колодцы становились рассадниками инфекции. Из-за тесноты застройки каждый пожар имел опустошительные последствия. Скученность населения и антисанитария способствовали распространению эпидемий. Тенденция к сокращению численности населения, обозначившаяся в начале XIV в., получила колоссальное ускорение в годы эпидемии чумы - 1346-1353 гг. Тогда, по разным оценкам, вымерло от 20 до 50 % всего населения Европы (Бондарев, 1996).

Все сферы жизни были во власти духовенства, не допускавшего никаких отступлений от установленных канонов. Задачами всех наук было прославление мудрости Творца и спасение души, что было возможно только в лоне католической церкви. В средневековой Европе люди верили в буквальную истину Священного писания. Всякое сомнение считалось ересью, внушенной Сатаной. Еретики жестоко преследовались. В течение тысячи лет библейская догма сковывала развитие естествознания. Большая часть знаний, накопленных греками, была утрачена с разрушением знаменитой Александрийской библиотеки Юлием Цезарем в 48 г. до н.э. Окончательно она была сожжена арабами после падения Римской империи в 642 г. н.э.


 



 

 

АРАБСКАЯ КУЛЬТУРА

 

Арабы, чье влияние в средние века простиралось от Средиземноморья до Средней Азии и Индии, исповедовали ислам и с неменьшим фанатизмом, чем христиане в евангелие, верили в догматы Корана. Так, халиф Омар направил военачальнику Амру приказ, гласящий: "Содержание этих книг либо согласуется с Кораном, либо нет. Если согласуется, то Корана достаточно и без книг, если же нет - они зловредны. Следовательно, пусть они будут уничтожены".

По иронии судьбы часть греческой премудрости сохранилась именно при мусульманских дворах вдоль древнего "шелкового пути". Некоторые халифы покровительствовали ученым, и арабские переводы античных авторов в некоторых случаях стали единственным источником, из которых теперь можно почерпнуть сведения о содержании многих древнегреческих рукописей.

Арабы и сами заметно продвинулись в науке, литературе и искусстве. В течение семи столетий они практически одни поддерживали дух творчества. Противоречивость философских взглядов арабских ученых во многом определялась влиянием античного наследия, вступавшего в противоречие с догматами ислама. Об этом хорошо сказал Омар Хайям (1040-1123):

Несовместимых мы всегда полны желаний;

В одной руке бокал, другая на Коране.

И так вот мы живем под сводом голубым:

Полубезбожники и полумусульмане.

 

Многие произведения арабских ученых получили распространение в Европе. Легендарный врач Авиценна - это Ибн Сина (980-1037), родившийся и живший в Средней Азии и Иране. Его мировоззрение формировалось под влиянием классиков античной философии: Платона, Аристотеля, Гиппократа и др. Многие труды античных авторов он сам переводил на арабский язык.

Мировую славу Ибн Сине принесло его искусство врачевания и в особенности книга "Канон врачебной науки". Рассуждения Ибн Сины носят экологический характер. Так, в главе "О вещах, которые возникают от причины, принадлежащей к общим причинам" имеются разделы о влиянии на организм окружающего воздуха, о временах года, о явлениях, обусловленных местом жительства, и др. Ибн Сина занимался проблемами происхождения животного мира, формирования рельефа земной поверхности. Он утверждал, что суша и море много раз в вечной истории Земли менялись местами и окаменелости фиксируют эти события.

Отдавая должное трудам Ибн Сины, Данте в "Божественной комедии" упоминает его имя наряду с Птолемеем, Евклидом, Гиппократом. В Европе средних веков никого нельзя поставить рядом с ним ни по объему разнообразных знаний, ни по гигантским творческим итогам.

КИЕВСКАЯ РУСЬ

 

В Восточной Европе на рубеже VIII-IX вв. в результате объединения восточно-славянских племен возникла Киевская Русь. В 988 г. при князе Владимире был совершен обряд крещения киевлян и новгородцев. Славяне-язычники, поклонявшиеся Перуну, приняли православную веру и с ней питающие ее истоки византийской культуры. А за сто с лишним лет до крещения Руси просветители Кирилл и Мефодий создали славянскую азбуку и перевели с греческого священные писания.

С принятием христианства оживились сношения русских с греками, а затем и с другими европейскими народами. Киев со своими великолепными храмами, каменными домами и городскими стенами не уступал западноевропейским столицам, да и русский народ по нравам и понятиям не стоял тогда ниже своих западных соседей. В Киев съезжалось много торговцев: тут встречались венгры, немцы, скандинавы, восточные купцы. Целыми колониями заселяли город иноземцы. Благодаря паломничеству к святым местам, торговле и военным походам расширялись географические познания славян о соседних землях.

Киево-Печерская обитель и другие монастыри способствовали утверждению на Руси христианства и распространению книг. Они в то время были исключительно богослужебными и поучительными, и потому читать книги уже считалось делом благочестивым, а переписывать их и этим содействовать распространению слова Божьего — подвигом и богоугодным делом. В Киево-Печерской обители Нестор-летописец пишет первые жития святых (1073). В XII в. была составлена самая древняя дошедшая до нас летопись "Повесть временных лет", содержащая упоминания не только об исторических событиях, но и о примечательных явлениях природы. К XII в. относится великий памятник русской средневековой культуры "Слово о полку Игореве".

Раздоры и междоусобицы князей ослабили Русскую землю. В XIII в. в результате завоевания кочевниками устанавливается монголо-татарское иго. Оно искусственно законсервировало на длительное время (XIII-XV вв.) феодальные порядки на Руси.

Вопросы для самостоятельных занятий

1 Особенности духовного развития и экологической ситуации в средневековой Европе.

2 Арабская культура. Ее влияние на культуру средневековой Европы.

3. Киевская Русь Принятие православной веры; влияние византийской культуры; распространение славянской письменности, летописи. Международные связи Киевской Руси. Начало монголо-татарского ига.

Глава 3

ЭПОХА ВОЗРОЖДЕНИЯ

 

В

озрождение (Ренессанс) положило начало новому этапу в истории мировой культуры. По значению для развития культуры и искусства с ним может сравниться только эпоха расцвета античной цивилизации. Гении Возрождения утверждали принципы реализма и гуманизма в литературе, театральном и изобразительном искусстве. Это было время великих географических открытий, зарождения современного естествознания. Огромное значение имело развитие мореплавания. Благодаря безумно смелым капитанам человечество расширило свой пространственный кругозор:

На полярных морях и на южных,

По изгибам зеленых зыбей,

Меж базальтовых скал и жемчужных

Шелестят паруса кораблей.

Быстрокрылых ведут капитаны,

Открыватели новых земель,

Для кого не страшны ураганы,

Кто изведал мильстремы и мель.

Н. Гумилев

 

ИТАЛИЯ, XV-XVI ВВ.

 

В конце средневековья в Италии мощного развития достигли экономика и культура феодальных городов. Крупные города превращались в самостоятельные государства. Возникли первые университеты, которые становились центрами культуры и образования.

Начало Возрождения принято связывать с творчеством Данте, Петрарки, Боккачио, приходящимся на XIV в. Возрождению итальянской культуры способствовало и то, что в 1453 г. под напором турецких полчищ пал Константинополь, столица Византийской империи. Греческие эмигранты, покинувшие свою родину, в большинстве своем нашли приют в Италии. Образованные греки, выросшие и воспитывавшиеся вне католического обскурантизма, всколыхнули итальянское общество. Они дали толчок новому направлению развития науки и искусства. И с этого времени, совпавшего с падением Византийской империи, началась знаменитая эпоха Возрождения, которая произвела полную революцию в умах людей в Западной Европе.

В условиях возросшей деловой активности на передний план стала выдвигаться человеческая личность, обязанная своим положением и успехами не знатности предков, а собственным усилиям, предприимчивости, уму, знаниям. Интерес к человеку и всему человеческому противопоставлялся схоластическому изучению Божественного. Отсюда и название нового мировоззрения - гуманизм.

Стоячее болото зашевелилось. Стали появляться талантливые изобретатели, даровитые ученые, выдающиеся художники, смелые реформаторы-мыслители: Джордано Бруно, Леонардо да Винчи, Галилей и др. Утверждая новое мировоззрение, гуманисты обратились к античному наследию. В нем деятели Возрождения находили родственные идеи антропоцентризма, нормы нравственного и прекрасного, основанные на изучении человека и природы.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: