ПОРТУГАЛИЯ И ИСПАНИЯ, XV-XVI ВВ.




 

После Италии дух Возрождения охватил Пиренейский полуостров, который в то время был завоеван маврами (арабами). Коренные этносы Пиренеев испытали духовный подъем, результатом которого стала реконкиста - национальная борьба за освобождение страны от мавров. Португалия и Испания утвердились как самостоятельные государства. Португальский этнос, завершив реконкисту, вышел к берегу Атлантического океана.

Рис. 3.1. Каравелла

Человеком, который направил энергию народа в сторону освоения заморских территорий, был принц, сын короля Хуана I, прозванный Генрихом-Мореплавателем. Одну за другой он отправляет морские экспедиции к югу от Пиренейского полуострова и дальше вдоль берегов Африки. Снаряжая эти экспедиции, португальцы учились строить морские суда. Так была создана каравелла - судно, которое благодаря своему парусному оснащению способно плыть против ветра (рис. 3.1).

На кораблях такого типа португальцы и испанцы сделали все великие географические открытия. Христофор Колумб достиг Багамских островов 8 октября 1492 г.; Васко да Гама обогнул Африку и показал дорогу в Ост-Индию в 1498 г.; Магеллан обогнул Америку с юга в 1520 г. и совершил первое кругосветное плавание; Америго Веспуччи объездил и описал материк, названный впоследствии его именем; Бальбоа перешел Панамский перешеек в 1513 г. и открыл Великий (Тихий) океан и т. д.

Богатства, накопленные народами Центральной и Южной Америки, стали военной добычей испанских завоевателей. Ширились торговые связи со странами Востока -Индией и Китаем. Через территорию Средней и Центральной Азии пролегла Великая Шелковая Дорога, по которой переправлялись в Западную Европу с Востока пряности и предметы роскоши, купленные за золото, награбленное в американских колониях.

Испания в XVI в. переживала небывалый культурный подъем. Эпоха Возрождения ознаменовалась творчеством живописцев, писателей, поэтов, драматургов, произведения которых звучат нередко и в наши дни. Однако, в то время как в Италии эпохе Возрождения кроме подъема литературы и искусства сопутствовало развитие естественных наук, опровергавших библейские каноны сотворения мира, в Испании сохранялась абсолютная приверженность вере и она стала оплотом католицизма. Борьба инквизиции с инакомыслием даже ужесточилась. В результате Португалия и Испания, явившиеся зачинателями эпохи великих географических открытий, обогатившие культуру Ренессанса, не оставили заметных имен в науке этого периода.

 

 

ГЕРМАНИЯ, XV -XVI ВВ.

Пытливый ум человека, пробудившись от долгого сна, не мог ограничиться рамками, указанными католическим духовенством. Выразителем протеста стал августинский монах, сын рудокопа Мартин Лютер.

Началась борьба за реформацию римско-католической церкви, в результате которой обособилось новое направление христианского вероучения - протестантизм. Оно крепло в эпоху буржуазных перемен в Германии, Англии, Голландии, Скандинавских странах.

Лютер, осуществив первый перевод библии на немецкий язык, явился основоположником литературного языка нации. Иоганн Гутенберг изобрел книгопечатание с помощью наборного шрифта. Таким образом, у католического духовенства было отнято исключительное право владеть манускриптами. Кроме книг духовного содержания стали печататься научные трактаты и светская литература. Если в католических храмах обряды совершались на латинском языке, непонятном простому народу, то протестантские священники стали обращаться к прихожанам с проповедями на их родном языке; если католическая вера подавляла волю человека, убеждая, что все совершается по воле Бога, то протестантизм поощрял деловую активность, личную ответственность, накопительство.

Знаменитый роман Д. Дефо "Робинзон Крузо", вышедший в свет в 1719 г., явился своеобразной библией протестантов. Эта книга учила, что человек может быть хозяином своей судьбы: разумным трудом он способен взять у природы все необходимое ему для жизни.

В лагере, враждебном папскому режиму, в странах Западной Европы появились выдающиеся мыслители, талантливые писатели. К их числу следует отнести Эразма Роттердамского, Мишеля де Монтеня, Франсуа Рабле и др. Эти люди серьезно подорвали доверие папской власти в народе. Кроме того, в эту же эпоху появились "небесные революционеры" астрономы, оспаривавшие признанную церковью геоцентрическую модель Птолемея: Коперник построил гелиоцентрическую модель Солнечной системы; Галилей и Кеплер утвердили торжество теории Коперника.

Противоборство сторонников католической и протестантской веры приобретало подчас жестокий характер. В кровавую летопись истории вошла страшная Варфоломеевская ночь: в годы правления Генриха IV во Франции католики совершили массовое убийство гугенотов (протестантов), не жалея ни женщин, ни детей. После этой бойни Франция навсегда осталась католической страной.

АНГЛИЯ, XVI-XVII ВВ.

 

В годы царствования королевы-девственницы Елизаветы I Англия стала протестантской страной. В это же время шла борьба за независимость протестантской Голландии (Нидерландов) от католической Испании. Однако за религиозным конфликтом скрывалась гораздо более важная причина — борьба за земли в Новом Свете, в Америке.

Англия постепенно утверждала свое право на морское господство. Молодой пират Дрейк, грабивший торговые суда, стал знаменитым мореплавателем. В 1577-1580 гг. он совершил кругосветное плавание, пройдя проливом, отделяющим Южную Америку от Антарктиды (ныне пролив Дрейка). За это плавание Елизавета I прямо на борту корабля пожаловала его званием адмирала и произвела в рыцари.

Ареной военных сражений между Англией, Голландией и Испанией стало море. Главный бой произошел в 1588 г. с испанской "непобедимой армадой", состоявшей из 130 кораблей. Он продолжался 9 дней. Объединенный флот под командованием адмирала Дрейка одержал решительную победу. Оставив за Испанией право владычествовать в Центральной и Южной Америке, Англия и Голландия стали активно осваивать Северную Америку.

В Англии заметно изменился уровень жизни. Те, чьи отцы еще ели из деревянных мисок и спали на лошадиных и овечьих шкурах, стали пользоваться оловянной посудой, спать на льняных простынях и пуховых перинах, курить табак, употреблять в пищу диковинный еще в то время картофель.

Период английского Ренессанса падает на два последние десятилетия XVI в. время творчества Шекспира, который стал как бы символом подъема культуры Англии в это время. В неменьшей степени олицетворением духовного подъема нации является творчество философа и ученого, политика и литератора Ф. Бэкона. Заметим, что многогранный талант Бэкона дал основание полагать, что под именем малообразованного актера Шекспира в действительности творил Бэкон.

Колоритная фигура Френсиса Бэкона возвышается у начала философии Нового времени. Его мысли отмечены великой культурой Ренессанса, а душа устремлена в будущее.

Бэкон родился в Лондоне, в семье одного из высших сановников елизаветинского двора. Образование он получает в Тринити колледже Кембриджского университета. Реформация ослабила зависимость этого национального центра науки и образования от церкви. Обучение приобретало все более светский характер. Огромное впечатление на юношу оказал год, проведенный в Париже в составе английского посольства. Дипломатическая работа позволила ему посетить Италию, Испанию, Германию, Данию, Швецию, Польшу. В 1586 г. Бэкон становится старшиной юридической корпорации в Лондоне. В 1593 г. он - член палаты общин английского парламента.

После смерти Елизаветы I на престол взошел Яков I, который распустил парламент. Однако именно в этот период начинается быстрое возвышение Бэкона. В 1618 г. он становится верховным канцлером и пэром Англии. В 1621 г. Яков I вновь собирает парламент. Депутаты выступают с резкой критикой деятельности высших должностных лиц королевства. Бэкон предстает перед судом. Ему вынесен суровый приговор - штраф в 40 тысяч фунтов стерлингов, заключение в Тауэр, лишение права занимать какие-либо государственные должности. И хотя вскоре Бэкон был помилован, его карьера государственного деятеля закончилась.

"Возвышение требует порой унижения, а честь достается бесчестьем. На высоком месте нелегко устоять, но нет и пути назад, кроме падения или по крайней мере заката, а это - печальное зрелище", - писал Бэкон. Хорошее предупреждение чересчур честолюбивым политикам.

Бэкон всецело отдается творчеству. Природа, человек, общество, история, поэзия - все интересует его.

По инициативе Бэкона, но уже после его смерти, в 1660 г., было основано Королевское общество (Академия наук). Этим событием формально обозначено начало эпохи Просвещения. Среди первых членов Королевского общества были Исаак Ньютон, Роберт Бойль, Роберт Кук, о котором говорили, что не было ничего, чего бы он не знал и не умел, архитектор Христофер Врен, построивший в Лондоне величественный собор Св. Павла, и др.

Труды Бэкона поистине энциклопедичны. Они оказали влияние на целую эпоху философского и научного развития. Об этом говорится, в частности, во вступительной статье к знаменитой французской "Энциклопедии".

В "Новом Органоне или указаниях для истолкования природы" излагается учение о методе познания как "законном сочетании способностей опыта и разума". В противоположность дедуктивной логической теории "Органона", написанного Аристотелем, ставшим непререкаемым авторитетом средневековых схоластов, Бэкон выдвигает индуктивную концепцию научного познания, в основе которой лежат опыт и эксперимент, методы анализа и обобщения полученных фактов.

Бэкон предполагал начать кропотливую работу по изучению и систематизации естественнонаучных наблюдений и экспериментов, которые согласно его концепции должны были стать исходным материалом для последующего индуктивного обобщения. Следует признать, что эти намерения, скорее, дали толчок в работе других исследователей, чем были реализованы самим Бэконом.

Бэкон предвидел, что эпоха великих географических открытий не только раздвинет пространственный кругозор человечества, но послужит основой для познания законов природы. "Не должно считать малозначащим и то, - пишет Бэкон, - что дальние плавания и странствия (кои в наши века участились) открыли и показали в природе много такого, что может подать новый свет философии".

С именем Бэкона связано утверждение новой, отличной от античности и средневекового времени роли науки. Отныне она не может быть самоцелью, знанием ради знания, мудростью ради мудрости. Сила науки - сокращать длинные и извилистые пути опыта. Результаты науки - это полезные изобретения и открытия, способствующие удовлетворению потребностей и улучшению жизни людей, умножению власти человека над природой. Только истинное знание дает людям реальное могущество и обеспечивает их способность изменять лицо мира. В этом состоит руководящая идея всей бэконовской философии.

Провозгласив великое значение естествознания и технических изобретений для человеческого могущества, Бэкон верил, что этой идее суждена долгая жизнь. Он считал, что со временем она станет одним из конструктивных принципов всей человеческой деятельности. Признавая пророческую силу этого предсказания, мы вместе с тем испытываем чувство горечи из-за того, что, покоряя и преобразуя природу, человек мало заботился об охране и приумножении ее богатств.

РОССИЯ, XV-XVI ВВ.

 

С конца XV в. окрепшая экономически и политически Русь начинает играть заметную роль в европейских делах, приобретая постепенно вес великой евроазиатской державы. Интересы русских людей расширились. Появилось новое поколение - энергичное и предприимчивое. Одним из его представителей был тверской купец Афанасий Никитин. Он не боится пространства и первым из русских проникает в Индию в поисках "на Русскую землю товару". Написанное Афанасием Никитиным "Хождение за три моря" - богатейшее по содержанию описание путешествия в далекие страны в 1466-1472 гг.

Эпохе Возрождения в России присущи противоречивые черты, что обусловлено царствованием Ивана IV — Грозного и последовавшим за ним смутным временем, завершившимся избранием на трон династии Романовых. Однако именно во времена Ивана Грозного шло энергичное расширение Московского княжества, присоединение земель Поволжья и Сибири.

Во второй половине XV в., когда Москва стала политическим и культурным центром русских земель, итальянские зодчие перестраивают Кремль. Центром его становится Соборная площадь с Успенским собором, местом коронации русских князей и царей, а затем и императоров. В ознаменование победы над Казанским ханством на Красной площади в 1555 - 1561 гг. русскими мастерами Бармой и Постником построен Покровский собор (храм Василия Блаженного) - великолепный образец русского Ренессанса (рис. 3.2).

Зависимость начала эпохи Возрождения от падения Византии имела продолжение и в России. Как уже говорилось, эмигранты из Византии увезли в Италию много книг античных авторов. Сбереженные в Византии культурные ценности Древней Греции и Рима попали в христианский мир и дали толчок расцвету науки и искусства. Племянница последнего византийского императора Софья Палеолог в ноябре 1472 года прибыла в Москву из Италии и стала женой Ивана III. Есть свидетельства современников, что она взяла с собой большую библиотеку, составившую основу знаменитой библиотеки Ивана Грозного. В ней хранились редчайшие древнеегипетские папирусы и труды античных авторов на греческом и латинском языках. К сожалению, библиотека Ивана Грозного бесследно пропала. Ее поиски ведутся до сих пор.

Поначалу православная церковь считала книги античных авторов ересью, однако именно под их влиянием росла тяга просветителей к мудрости древних.

Распространению знаний способствовало начатое Иваном Федоровым книгопечатание. В 1564 г. выходит "Апостол", а в 1570 г. - первый русский печатный учебник - букварь. Россия все увереннее вступала в век Просвещения.

 

В 1552 г. Иван Грозный велел "землю измерить и чертеж государства сделать". Так был составлен чертеж (карта), получивший впоследствии название "старого чертежа". Он охватывал огромную территорию от Студеного моря до Черного моря и от Котлина озера (Финского залива) до реки Оби. В 1627 г. был составлен новый чертеж всего Московского государства и к нему написана обширная объяснительная записка - "Книга Большому Чертежу". А. С. Пушкин в "Борисе Годунове" упоминает о географической карте России. На вопрос царя " Что это?" царевич Федор отвечает:

Чертеж земли московской; наше царство

Из края в край. Вот видишь: тут Москва,

Тут Новгород, тут Астрахань. Вот море,

А вот Сибирь.

 

Борис Годунов замечает:

Как хорошо! Вот сладкий плод ученья!

Как с облаков ты можешь обозреть

Все царство вдруг: границы, грады, реки.

Несмотря на то, что сами карты были утеряны, "Книга Большому Чертежу" представляет замечательное по своей точности топографическое описание нашего отечества.

Вопросы для самостоятельных занятий

1 Италия, XV-XVI вв. Формирование гуманистического мировоззрения.

2 Португалия и Испания, XV-XVI вв. Начало эпохи великих географических открытий.

3 Германия, XV-XVI вв. Реформация римско-католической церкви. Протестантство - религия нарождающейся буржуазии.

4. Англия, XVI-XVII вв. Идеи Ф. Бэкона об индуктивном методе научного познания, о роли науки в преобразовании природы.

5. Россия, XV-XVI вв. "Хождение за три моря " Афанасия Никитина. Первые географические карты страны; начало книгопечатания в России.

Глава 4

ВЕК ПРОСВЕЩЕНИЯ

 

С конца XVI в. в странах Западной Европы начинается быстрый подъем творческой мысли. Расширение географического кругозора человечества, последовавшее за великими географическими открытиями, и накопление огромного багажа эмпирических знаний и фактов нуждались в теоретическом осмыслении. Этого требовали также запросы быстро развивавшихся сельского хозяйства и промышленности.

В XVII-XVIII вв. естествознание все еще находилось под контролем религиозных догм. В биологии господствовала концепция креационизма, утверждавшего, что все виды живых организмов созданы Творцом и что они неизменны. Даже К. Линней (1701-1778), основоположник естественной системы животных и растений, придерживался аксиомы: "Виды неизменны, их столько, сколько было сотворено Творцом".

Обобщение накопленного ботанического и зоологического материала, прямые наблюдения в природе наводили исследователей на мысль об изменчивости организмов. Направление научной мысли, согласно которому организмы меняются под влиянием внешних условий, получило название трансфермизм. Еще в античные времена и в средневековье наряду со здравыми наблюдениями существовали наивные представления, согласно которым плоды дерева могли трансформироваться в рыб и гусей (рис. 4.1), в тине болотной зарождались телята и т.п.

Рис. 4.1. Превращение плодов дерева в гусей и рыб, по Дюре, 1605 г.

По сути дела это были реликты мифологического сознания. Глубокое изучение свойств видов животных и растений в XVIII в. способствовало изгнанию наивно-трансформистских представлений.

Трансформизм стал научной концепцией, доказывающей, что одни организмы, изменяясь, порождают другие. Рассуждения об изменчивости органических форм на протяжении геологической истории Земли привели трансформистов к мысли, что эти изменения явились причиной постепенного усложнения организмов, совершенствования их строения. Логическим продолжением трансформизма явилось эволюционное учение Ч. Дарвина.

XVII-XVIII вв. - эпоха бурного расцвета науки и культуры в западноевропейских странах. Наблюдение и эксперимент начинают играть все более важную роль в естественных науках.

Совокупность философских попыток толковать и объяснять природу с помощью основных знаний из области естественных наук получило название натурфилософии - философии природы. Целое созвездие имен вошло в историю мировой культуры.

Подчас новые идеи встречали непонимание или осуждение современников. Приступая к анализу вклада натурфилософов в копилку общих культурных ценностей человечества, не будем высокомерно разбирать "недостатки" наследия великих мыслителей. Проследим логику развития основополагающих идей естествознания. Живые и яркие характеристики натурфилософов во многом заимствованы из книги В. В. Лункевича (I960).



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: