V. ТВОРЧЕСТВО И ВОСПРИЯТИЕ




Творческой энергией человек наделен именно благодаря силе секса. Присутствие этой энергии заставляет его тоньше воспринимать мир, работу своего тела, и ощущение себя, и целенаправленно выражать себя в деятельности, которую мы по праву называем творческой. Открытие в себе более тонкого восприятия становится решающим шагом на пути к трансформации человека, ибо не обладая им, он не видит того, что необходимо для трансформации. Человек доходит до точки, где то, что он знает и практикует, хотя и продолжает способствовать его развитию, оказывается недостаточным для продвижения по пути. То, что ему необходимо, можно было бы назвать «интеллигентностью», если бы не тот пренебрежительный оттенок, который закрепился в последнее время за этим словом. Интеллигентность в данном случае означает соединение творческой и сознательной энергий, и нетрудно видеть, что отклонения в сфере секса мешают проявиться в нас этому качеству.

Это соединение ведет к слиянию воли и объективного знания.

Роль секса в художественном творчестве общепризнана, хота проявляться она может в таком огромном разнообразии отношений к сексу, от воздержания до вседозволенности, что это приводит нас в замешательство. Тем не менее, очевидно, что не существует никакой «сублимации» секса в творчестве. Этот наивный взгляд предполагает, что существует определенное количество творческой энергии, которая может пойти по одному из этих двух путей, в реальности же все гораздо сложнее.

 

Безусловно верно, что половое воздержание может вести к переживанию мистического опыта, то есть к осознанию сверхчувственной реальности. То же относится ко всякому обузданию наших желаний, и своего рода сдерживание или контроль над природными инстинктами предполагается в любой работе, направленной на осознание в нас более тонких ощущений. При этом необходима концентрации свободной энергии восприятия, которую мы обычно тратим или теряем. В некоторых духовных союзах вводятся жесткие ограничения, связанные с принятием пищи, разговорами, сном, и сексом.

Однако также верно, что к мистическим переживаниям может вести и изощрённый сексуальный опыт. Рассмотрев практики различных традиций, мы видим, что и воздержание и культивирование секса играет важную роль в духовной жизни. В свете такого взгляда, подход Тантрического буддизма и аскетического Христианства, представляются, как две стороны одной медали, и внутри самого Христианства мы можем также обнаружить оба подхода. Эта двойственность роли секса обязана его способности, освобождать от условностей ум, который является результатом соединения трех энергий: автоматической, энергии чувств, и сознания. Автоматическая энергия питает инстинкты и стереотипы поведения, иными словами - все то, что входит в привычки. Энергия чувств дает нам возможность контактировать с настоящим моментом, именно благодаря ей мы связаны с окружающей действительностью. Обе эти энергии присутствуют во всем животном мире, включая человека, энергия же сознания выше самой жизни. Она позволяет нам осознавать целое, что невозможно благодаря только реагированию на окружающий мир и ощущению себя его центром, - опыту, который обеспечивают жизненные энергии. Такое осознание делает возможным суждение и выбор, и лежит в основе способности к размышлению, памяти, и использования языка, являющимися основными функциями разума. Автоматическая энергия с одной стороны, и сознательная - с другой определяют границы нашего осознания. Действие энергии нашей жизнедеятельности, участвующей в функционировании организма, происходит в основном на подсознательной уровне, и ощущается только через внешние проявления. Высшие космические энергии творчества и любви находятся на сверхсознательном уровне, и вызывают внутреннее ощущение непредсказуемости жизни и собственного ничтожества. При этом для нас важно понимать, до какой степени наше состояние энергии чувств управляет нашим восприятием. Эта энергия формирует «умственный экран», на который проецируются восприятия внешнего и внутреннего мира, включая образы, произвольно возникающие из источника, лежащего вне нашего ума. В обычном состоянии наша чувствительность обусловлена зависимостью от стереотипных автоматических действий. В каких-то областях эта чувствительность может быть очень развита, благодаря профессиональной подготовке и опыту, но она как правило ограничивается реагированием на внешние стимулы, как хорошо настроенный приемник. Для того, чтобы наша восприимчивость распространялась и на совершенно новые впечатления, мы должны освободить ее от обусловленности. Половой акт играет в этом важную роль; если он становится переживанием на уровне сущности, наша чувствительность вырывается на свободу. Если переживания сущности не происходит, вся польза теряется в наигранных эмоциях и тщеславии.

См. приложение 1 - таблица энергий.

Половой акт вызывает активное взаимодействие творческой и автоматической энергий, которое мы иногда непосредственно испытываем, как нервное потрясение. Такое взаимодействие происходит не только в половом акте, однако именно он становится источником этого переживания для большинства людей. Соединение первых двух энергий приводит и к изменению взаимодействия между энергиями чувств и сознания. Иногда это выражается в обостренной степени осознанности, иногда же в особой отключённости от мира, - это зависит от психической организации человека, или силы его ума. Власть секса над человеком проявляется не только в половом акте; между мужчинами и женщинами постоянно присутствует нечто вроде силового поля, поиск или притяжение которого обуславливает всю динамику человеческих отношений. Половой центр имеет собственные способности к восприятию, главной из которых является способность непосредственно видеть реальность сознания других.

Поэтому половая энергия играет решающую роль в формировании группового сознания, и понятно, почему столь удивительные вещи случаются при скоплении людей в атмосфере повышенной сексуальности и особого музыкального воздействия. Случаи, когда люди осознают присутствие половой энергии не ограничены их личными переживаниями во время полового акта; человек может быть открытым к целому миру внутренних ощущений, в котором возможен истинный личный контакт и чувство неразрывной связи с другими. Это ЕСТЕСТВЕННЫЙ аналог СВЕРХЕСТЕСТВЕННОМУ «сонму святых».

Существует также связь между сексом, объединяющем творчество и автоматизм, и сознательной работой, объединяющей чувствительность и сознание. Действие их независимо, но они оказывают сильное влияние друг на друга. Именно в этом случае представление о возможности пользоваться сексуальной энергией для творческих целей может иметь смысл, однако нужно помнить, что творческое начало в своих проявлениях непредсказуемо. Ключевым моментом становится развитие более тонкого восприятия, способного улавливать космические энергии сознания и творчества. В системе Гурджиева говорится о «высшем эмоциональном центре», как о качестве, позволяющем нам узнавать самое важное о человеке, так сказать, «с первого взгляда». Для этого наш ум должен принимать творческие энергии, ибо только они существенно «опережают» нас в раскрытии себя друг другу. Половая энергия дается нам для трансформации энергий пищи; обычной пищи, воздуха, и впечатлений, обеспечивая их дальнейшую работу. Половая энергия также служит основным источником пиандоехари, или энергии воображения, эта особая энергия вырабатывается в результате соединения творческой энергии секса с целым спектром энергий, от автоматической до чувственной.

Энергии воображения требует любая творческая работа, - если же она не используется для творческих целей, то она вырождается и входит в низшие центры. В конце концов она спускается до уровня энергий жизнедеятельности, где становится источником всевозможных болезней, и других беспокоящих нас факторов. Чтобы нейтрализовать эти эффекты, необходима нормальная половая жизнь, так что человек, не склонный к творчеству, постоянно зависим от круговращения сексуальной энергии. Он поддерживает свое психическое равновесие, но возможности, связанные с половой энергией им упускаются и растрачиваются впустую. Половая энергия, входящая в виде пиандоехари в низшие центры, имеет огромную силу, Гурджиев называл это «большим аккумулятором», работа которого может производиться как самопроизвольно, так и сознательно. Пиандоехари позволяет нам делать удивительные вещи, - благодаря ей мы способны к принятию решений. Она наделяет нас видением нашего будущего, или ВОЛИ, это ключ к «деланию». Для тех, кто не развил второе тело, для контроля над воображением требуется нормальная половая жизнь или определённый вид внутренней работы, заменяющей ее в этой функции. Так как у большинства людей нет достаточно сильного стремления к самосовершенствованию, чтобы заниматься соответствующей внутренней работой, нормальный секс для них необходим.

 

Для трансформации же энергии нашего сознания и творчества требуется объединяющая энергия любви. Будучи объединяющей, она окружает нас повсюду, но у нас нет специального механизма ее получения, подобного тому, как наша сексуальная природа настроена на принятие творческой энергии, поэтому когда она все же входит в нас, это поистине благодать Божья. С этой точки зрения секс является почвой для нашей трансформации и делает ее возможной, но сам он еще не есть путь. Творческая энергия, проникающая в нашу сексуальную природу, порождает в нас восприимчивость к вещам, играющим важнейшую роль в жизни человека.

Человечество выходит из длительного периода, когда грубых ощущений, обеспечивающих восприятие лишь событий физических - фактов, было достаточно для удовлетворения всех человеческих нужд. Сейчас в нашем распоряжении слишком много фактов, мы переполнены ими, но не понимаем почти ничего. Мы называем это «информационным взрывом». Я уже много раз говорил о своей точке зрения, что мир входит сейчас в переходный период, когда нам, вполне вероятно, потребуются новые виды восприятия, совершенно отличные от тех, которыми мы привыкли пользоваться. Эти новые формы будут связаны с развитием способности человека включать проявления творческой энергии в свою жизнь.

Один из аспектов этого проявления творческой энергии может быть вам понятен из того, что я говорил о роли отца и матери, в которых эта энергия для мужчин и женщин проявляется по-разному. Сама энергия входит в мужчин и женщин в равном количестве, но она протекает у них по различным каналам, что выражается и физиологически и психологически. В силу стереотипов мышления они могут описывать это в одних и тех же словах, но ощущают они это различно.

Я неоднократно повторял, что нам следует очень осторожно пользоваться словами, рассматривая их только в условном значении, - как попытку выразить свой опыт, и это полностью относится к данной теме. Часто говорят, что женщины «думают иначе», «более эмоциональны» или «более интуитивны», чем мужчины, однако под этим редко понимается нечто большее, чем различие на уровне личности, сформированной в нас окружающей средой. Действительно различие в восприятии мужчин и женщин находится на совершенно ином уровне, который обычно нам недоступен. В Буддизме говорится о «незамутненных глазах к истине», или ДХАММА ЧАККУ, и о «божественном глазе», или ДИБХА ЧАККУ. Дхамма чакку, которая видит какова дхарма, или что является правильным внутренняя форма восприятия, более характерная для женщин, а «божественный глаз» - для мужчин. Обе эти формы, необходимые, и в ряде случаев дополняющие друг друга, заложены в людях, но нужно ясно осознавать, что они не могут пробудиться в. нас без того, что Гурджиев называл «сознательными усилиями и намеренным страданием». Для их пробуждения также крайне важна уверенность - в том, что эти формы восприятия нам доступны, а также в том, что мы можем доверять этому восприятию, когда оно начнет в нас работать. Мужчины и женщины должны научиться работать для этой цели сообща. Женщины часто тонко чувствуют ситуацию, но когда они пытаются выразить свои ощущения, оказывается, что мужчины как правило истолковывают это по-своему, и либо отрицают, либо превратно понимают их точку зрения. Женщине настолько надоедает такое отрицание или искажение ее слов, что она вообще прекращает говорить об этом, и здесь появляется опасность что она перестанет доверяться своим чувствам. Женщине нужно научиться не терять веры в тех случаях, когда ей кажется, что она что-то ощущает. От твердости женщины зависит ее способность переносить тяжелые периоды жизни, и Гурджиев давал им понять, что им очень важно развивать эту способность к внутреннему восприятию, чтобы видеть приближение опасности, что позволит людям уберечь нечто - как в материальном, так и в более глубоком смысле. Если вы прочтете «Все и вся», вы заметите, что как только в книге появляется женский персонаж, это всегда связано с такого рода восприятиями.

«Парти-питона» предсказывает неприятности для всего рода Вельзевула, о чем демоны мужского пола вовсе не подозревают, и им приходится укрыться в отдаленном районе вселенной. Также в эпизоде, где Вельзевул пытается разобраться с некоторыми моментами своего прошлого, именно благодаря восприятию женщины ему удается добраться до истинной природы событий.

Слово ДХАРМА очень многозначно, здесь оно указывает на «правильный тип ситуации», или «божественный закон».

Женщины должны научиться развивать свое восприятие, так чтобы видеть вещи, какими они есть, а мужчины должны научиться их слушать. Нужно также понимать, что когда внутреннее восприятие пробуждается в мужчине, он способен видеть то, чего не видит женщина. Видение мужчины принимает форму интеллектуального постижения, редко присутствующего у женщин, однако я говорю не об обычном интеллекте.

Способ, которым мужчина формулирует свое видение более понятен женщине, и принимается ей гораздо легче, чем мужчина готов принять женское восприятие. Но женщинам часто слишком не терпится знать конечный итог этих рассуждений, они считают мужчин лишенными практичности, и даже связи с реальностью, потому что их видение направлено на будущее развитие ситуации. И даже если то, что они видят совершенно реально, они упускают при этом все, что окружает их в настоящий момент. Если мужчинам свойственно не обращать внимание на настоящее, женщины, воспринимая суть происходящего в данной ситуации, склонны не замечать тех возможностей, которые можно из нее извлечь в будущем. Это одна из причин, по которой мужчина и женщина нуждаются друг в друге.

Есть риск, что видение мужчины может потеряться в абстракциях, и он удовлетворится словами, или другими искусственными формами выражения собственной мысли. Мужчина должен стремиться видеть вещи в широком масштабе, и к осознанию их целостности, никогда не довольствуясь восприятием их видимой и осязаемой сторон. Поэтому им следует постоянно избегать попадания в ловушку: с одной стороны - утраты связи с реальностью, с другой собственного самомнения. У женщин могут возникнуть другие проблемы, в основном они либо не доверяют собственным ощущениям, либо склонны впадать в отчаяние из-за того, что мужчины никак не могут увидеть того, что видят они. Это становится для них невыносимым, но они понимают, что изменить положение нет никакой надежды; мужчины все равно не будут видеть мир так, как они. Чтобы не позволить своему видению рассеяться, женщина не должна позволять затуманивать его своим эмоциям или еще чему-либо. Во всем, о чем я говорил до сих пор, я делал акцент на разнице в восприятии, свойственном мужчинам и женщинам, но отдельные уникальные люди способны перешагнуть ограничения своего пола, и выйти на уровень совершенной природы человека, при этом их переживания становятся непонятны окружающим. Мне приходит на ум пример величайшей испанской женщины - святой Терезы из Авила, которая благодаря полноте своей натуры и пониманию человеческой природы, приводила мужчин в замешательство тем, что встретив ее, они видели перед собой женщину, которая казалась в большей степени мужчиной, чем они сами, хотя при этом она не теряла и своей абсолютной женственности.

ВОПРОСЫ:

В: Мешает ли восприятию, о котором вы говорили, многочисленные половые связи?

Дж.Б. Это восприятие не может развиться правильно, если у вас много партнеров. В половом акте участвует сущность, даже если личность не осознает, что происходит на самом деле. В результате контакта сущностей, в них появляется часть, преданная отношениям с определенным человеком. Когда таких отношений много, сущность утрачивает свободу, и непостоянство внутренне запутывает человека. Открытие внутреннего взора становится намного труднее; мужчинам требуется тогда значительно большее время, а женщины перестают полагаться на свое видение и уже не будут удовлетворены им. Мужчины при этом становятся грубыми и менее сообразительными, а женщины более склонными к самообману и фантазиям.

В: Могут ли мужчина и женщина помочь друг другу в развитии правильного восприятия?

Дж.Б. Мужчина и женщина могут помочь друг другу понимать реальность, если они не находятся в отношениях. Очень важно, чтобы мужчина и женщина научились слушать друг друга, и принимать слова другого всерьез. Если мы слушаем внимательно, мы как правило можем сказать, говорится ли нечто от чистого сердца, или к словам примешиваются самолюбие и тщеславие. Мужчины отличаются от женщин, - так оно и должно быть, - и именно этот факт таит в себе такие огромные возможности для человечества. В вопросах воспитания детей женщина обладает более ясным взглядом. Она гораздо вернее чувствует, кто может стать ее детям подходящим отцом, чем мужчина может сказать что-либо о женщине, как о матери. Женщина также может видеть что является правильным и в вопросах «работы», то есть знать, какие усилия ведут к самосовершенствованию. На это ясно указывает те свидетельства, которые известны нам о Мухаммеде, последнем из великих пророков. Это его жена Хадийя вселяла в него уверенность и силы выполнить посланную ему миссию, в которой она ни минуты не сомневалась, в то время как он сам был полон сомнений и нерешительности. Даже после откровения на горе Хера он все еще сомневался в себе, что кстати, было вещью правильной, ибо тот, кто не усомнится в себе, другим стать не может - так что кто-то еще должен подтвердить: «Да, это должен сделать ты». Однажды Мухаммед даже бежал из Мекки и скрывался в Эфиопии, столь сильны были его колебания по поводу своей миссии. Но столь же сильной была уверенность Хадийи, не усомнившейся в ней ни разу. Непоколебимая убежденность и способность не отступить от своего решения у женщин в крови. Я понимаю насколько я обязан помощи моей жены. Если я могу пребывать в нерешительности и раздумьях по поводу намеченного пути, она уже никогда не сомневается в том, в правильности чего она уже убедилась.

В: Вы сказали о роли женщины в помощи, каков же вклад мужчины?

дж.б. В отношениях мужчины и женщины именно мужчине дано видеть их будущий потенциал. Например, мужчина может видеть, правильно ли будет им обоим переехать в другую страну. Помимо видов восприятия, присущих только мужчине или только женщине, существует определенный тип восприятия, который закрыт для обоих, если они не вместе. А они могут соединиться, только когда более тонкие уровни их существа освобождаются от обусловленности физическим функционированием. Взаимопроникновение этих тонких структур дает им возможность воспринимать мир целостным.

VI. БРАК

Вместе с сексом, как его неразлучный попутчик, на землю пришла смерть. Эта могущественная пара правит нами до сих пор, но только пока мы живы. Той части нас, над которой не властна смерть, уготована иная участь. Благодаря половой энергии мы можем изменить свое бытие. Событие, за счет которого «мы становимся большим, чем мы являемся», называется трансформацией, и влияние секса для нее необходимо, даже если человек никогда не вступал в половые отношения. Секс дает выход к творчеству, как ничто другое в мире, и сотворение самого себя есть наивысший акт творчества. Таким образом, секс является ключом к бессмертию.

Однажды Гурджиев произнес: «Счастлив тот, кто знает, как использовать свою эксиоехари для трансформации своего бытия, несчастен тот, кто использует ее лишь с одной целью». И когда его начали спрашивать о запрете на половую жизнь в некоторых религиях, Гурджиев ответил: «первоначально им было известно, как использовать эти субстанции, и это было причиной монашеского целомудрия. Теперь же все знание забыто, остались одни только запреты, в результате чего монахи страдают от всевозможных болезней определенного рода.» «Эксиоехари» - термин, используемый Гурджиевым для обозначения половой энергии. Она на одну ступень выше, чем «пиандоехари» (Все и вся).

Половая энергия играет важную роль в формировании - благодаря нашим переживаниям, поступкам, и страданиям - физического более тонкого тела, или «тела духов», свободного от ограничений тела физического. Это означает бессмертие в определенных отношениях, но при этом мы остаемся несовершенными существами.

Благодаря половым отношениям может наступить соединение более тонких внутренних тел мужчины и женщины. Когда в Библии говорится «И станут они одна плоть», то имеется в виду плоть тела духов. Слово «плоть» при этом вполне уместно, так как можно сказать, что тело духов в своем образе подобно физическому телу. Это соединение на уровне бытия позволяет мужчине и женщине понимать друг друга и сходиться в своем восприятии вещей. Но при этом мужчина и женщина остаются разделены духовно, то есть в своей воле, ибо каждый продолжает принимать решения самостоятельно. Только при соединении воли природа мужчины и женщины становятся едины. Происходит слияние, в котором различие остается, но преодолевается, так что каждый обладает природой друг друга, помимо собственной. Слияние природы приводит к появлению нового существа. Это истинная душа человека, которая позволяет ему выполнить свое предназначение, и избежать неминуемой гибели во времени и пространстве.

С точки зрения высших комических задач необходимо, чтобы определенный процент людей смог обрести душу и стать носителями высшего сверхъестественного порядка, - организующего и формирующего, и которые бы действовали во имя поддержания эволюционного процесса жизни на земле и возвращения человечества к его истокам.

Бессмертная человеческая душа, о которой Гурджиев говорит в книге Все и вся, как о «теле высшего бытия», уже не имеет пола. Она отлична от той части природы, которая делится по половому признаку, и нормальное формирование человеческой души осуществляется через соединение обоих полов. Ряд великих учителей, например Мухьиддин Ибн Араби, говорил, что через соединение мужчины и женщины душа приготовляется ко вселенской любви, и что любовь Бога начинается с любви мужчины и женщины. Однако, говоря это, он ясно дает понять, что имеет в виду соединение на уровне воли. Именно это соединение и называется браком и, как это ни прискорбно, но справедливо будет сказать, что настоящий брак в жизни людей событие чрезвычайно редкое, и он дается людям только, если они подают надежду, что способны на служение определенному делу. Лишь тогда человеку дозволено вступить в союз, в котором он может в полной мере испытать и постичь смысл секса. Тогда секс представляется явлением всеобъемлющим, создающим целостность всего, начиная с физического, телесного слияния мужчины и женщины, и включая все аспекты их союза. В том и состоит тайна секса, что он наделяет энергией, идущей за пределы самой природы, и являющейся средством войти в духовный мир. Возможно, лучше всего выразить в словах те возможности, которые открываются нам в сексе удалось Суфиям словом «обитель», хотя мы должны помнить, что любой язык способен в лучшем случае лишь указывать на нашу духовную природу, ибо она заведомо лежит вне сферы наших обычных возможностей. В суфизме, что в особенности относится к ветви, восходящей к учению Хвагаган - Мастеров Мудрости, - более чем к любой другой, - степени слияния представляются как три «обители» - БЕЙТ, или жилища в человеке. Можно сказать - кроется в сердце человека, в глубине его чувствующей природы, недоступной для обычных человеческих эмоций. Первая обитель названа БЕЙТ-УЛ-МУХАРЕМ. МУХАРЕМ означает интимный, внутренний, или скрытый, и имеет один корень со словом ГАРЕМ, то есть потайной частью дома, куда чужие не допускаются. Как я уже говорил, по своей природе мы не совершенны, и чтобы достичь совершенства, мы должны соединиться с другим полом. Истинный союз, является событием, относящимся не только к физическому миру - этот БРАК в полном смысле слова - есть акт воли, решение, состоящее во взаимном принятии мужчиной и женщиной друг друга. Бейт-ул-мухарем, это то место, куда вместе приходят мужчина и женщина в своем союзе, что и является истинной целью половой жизни.

Только при безусловном принятии другого мы можем достичь целостности, которая и есть брак. Если же существуют какие-либо оговорки и соглашения; если человек говорит, «Я уступаю тебе во всем кроме одного, потому что в этом я лучше, или больше разбираюсь», то принятие становится невозможным. Полное принятие не означает подчинения, не заставляет стать слепым к слабостям и недостаткам другого. Если бы это было так, то не было бы принятием; принимать нужно с открытыми глазами. Такое принятие - истинная дисциплина, и, как и воля, проявлением которой она является, приобретается только постепенно. Когда меня спрашивают о браке, я просто говорю, что если люди хотят, чтобы их брак стал действительно духовным союзом, они должны быть согласны всегда поставить на первое место другого, и лишь потом думать о себе, -если не практиковать это постоянно, они не достигнут Бейт-ул-мухарем.

Поразительно, что в соответствии с экономным устройством человеческой природы и процесса эволюции людей этот духовный союз возможен благодаря тем же отношениям мужчины и женщины, которых требует и продолжение рода, тем более, что сам этот духовный союз значительно выходит за рамки той связи, которая нужна для воспроизведения. Это соединение возможно даже и без полового акта, и хотя оно как правило все же достигается за счет него, на самом деле даже не важно, является ли партнер в этом союзе живым существом. Существует то, что называется мистическим союзом или браком, имеющим тот же смысл, хотя нужно понимать, что мистический брак - явление еще более редкое, чем даже истинный брак, и он может иметь место только при особых обстоятельствах и как результат определенной потребности.

Несмотря на отличие духовного союза от родительского, он может возникнуть в результате второго, если человек при этом осознает, что его партнер подходит ему для этого более глубокого союза. В целом происходит так, что это признание исходит чаще от женщины, чем от мужчины. Причина этого связана с тем, что именно женщина признает мужчину в качестве походящего отца ее детей.

Однако, если это признание ведет к более глубокой форме союза, то такое признание должно быть взаимным, оно становится как основой для обещания прийти к взаимному принятию, так и условием для совместного пути к нему. И тогда, если все стороны близких отношений, в большом и в малом, рассматриваются с точки зрения необходимости помогать друг другу достичь принятия, то начинает вырабатываться и проявляться единая воля двоих, несмотря на все их различия на уровне обычного мышления, чувств и восприятия.

Чтобы это стало возможным, нужно укротить свой эгоизм. Прийти к состоянию, в котором возможно принятие другого можно, только если присутствует соответствующая третья сила. Я слышал, что это очень хорошо выражено в словах священника, венчающего молодоженов: «Вы пришли на свадьбу как двое, но теперь вы трое, потому что третьим стал Христос, и теперь, когда вы трое с Христом, через Христа вы можете стать одним». Но если вам не нравится такой язык - ибо мы склонны считать, что он.теперь не может пониматься столь возвышенно, то говоря в наших терминах, то третья сила, которая необходима для высшего союза - это «Работа». Понять это непросто, потому что так очевидны различия супругов, и те конфликты, которые возникают во внешней жизни. Когда наша работа над собой уже набрала определенную силу, мы даже становимся способны видеть различия на психическом плане, о которых я говорил, когда мы касались внутреннего восприятия. Но еще глубже, гораздо глубже, чем все, что мы способны испытывать, в общепринятом смысле слова - лежат противоположные силы между мужчиной и женщиной в работе, и примирить их можно только достигнув единой воли. Я убежден, что истинный брак без Работы невозможен, ибо только она призвана примирить конфликтующие силы. Но эти силы не исчезают, напротив, они примиряются таким образом, что три становится одним, и работа поистине воплощается в них.

Если полное принятие друг друга стало таким образом реальностью, то наступает момент в эволюции совместной половой жизни, когда внутреннее единство уже несомненно, когда ясно видно, что нет доминирования одного супруга над другим, и все решения принимаются единодушно. Супруги, например, могут заметить, что их мысли очень часто совпадают, или их восприимчивость развивается настолько, что посмотрев на какой-либо предмет, они понимают, что видят в этом одно и то же. Но самое главное в том, что они способны принять свои отношения целиком, и действительно делают это, что дается им очень просто, ибо каждый абсолютно свободен, при этом они вдвоем образуют единое целое. Осознание отсутствия требований друг к другу и чувства собственности, и признание полного совпадения воли двоих говорят о том, что им открылся Бейт-ул-мухарем.

Следующая стадия внутренней эволюции половой жизни достигается, когда мужчина и женщина, развив в себе необходимую «способность быть», делают следующий шаг в принятии от Бейт-ул-мухарем к БЕЙТ-УЛ-МУКАДЕС. Это место открыто и для других, - это не только личные покои. Слово МУКАДЕС означает священный, и когда мужчина и женщина входят туда, они становятся совершенно отличными от всех, кого мы знаем в обычной жизни. В Буддизме, например, вошедший в эту обитель получает имя Бодхисаттва.

Превзойдя собственную природу, мужчина и женщина способны на принятие всего рода человеческого, которое Гурджиев описывал, как «беспристрастную любовь», в которой ВСЕ люди внутренне принимаются, как двое принимают друг друга в Бейт-ул-мухарем.

Через все стадии союза мужчины и женщины проходит единая нить, это принятие. Но не надо стесняться секса, считая, что единственной реальностью, имеющей ценность, является высший союз, в котором только и присутствует священное назначение полового акта. Даже без того, что я называю полным принятием возможно принятие Сиюминутное, момент, когда мужчина и женщина сознательно не ставят никаких условий и ничего не утаивают друг от друга. А так как это всего лишь миг, он остается только как память, заставляя людей пытаться пережить его снова, чего им не удается, ибо творческая энергия не в нашей власти.

Между мужчиной и женщиной может быть очень сильное притяжение, - даже любовь, но внутри, в их сознании присутствует ощущение, что у них нет полного и безоговорочного принятия. А ничто меньшее не позволяет реализовать удивительный потенциал человеческой натуры. Это требует жертв, не просто жертв своими интересами и склонностями, но жертвой себя, и готовностью из своего я превратиться в мы.

Большое несчастье для людей, которые способны на настоящий брак, если они упускают такую возможность, так как не знают, что для этого требуется, - в чем состоит секрет. Брак это очень важная ступень на пути к трансформации, но если мужчина и женщина готовы полностью принять друг друга, то они близки и к принятию всех остальных людей. Поэтому и говорят, что не существует такой вещи, как избирательная любовь; когда человек поистине любит, он любит всех без исключения. Само вступление в брак уже является службой на благо всему человечеству.

Сиюминутное принятие дает нам почувствовать огромные возможности, которые откроет нам полное принятие другого. Любовь в эти минуты не знает границ; мы любим все, на что падает наш взгляд, и пусть только на миг, - эгоизм замолкает в нас. Но к тому, чтобы это чувство поселилось в нас навсегда, лежит долгий и нелегкий путь. Мы должны признать собственное ничтожество, чтобы допустить существование высшей любви, которая и делает возможным это удивительное переживание.

Условием такого союза является духовность, но чтобы это понять, нужно пересмотреть все свое мировоззрение. Принято считать, что объективной реальностью является наше тело, внутри которого мы можем чувствовать «внутренний мир» энергий. И где-то, как полагают, вне нашего тела существует еще мир духовный - мир воли и принципов. На самом же деле все как раз наоборот; наша реальность состоит не в том, что мы обладаем телом, даже не в том, что мы - живые существа, а в том, что мы есть воплощение принципов третьего - духовного мира. Это мир имен Бога - ЕСМА - как обращается к нему Ибн Араби.

Человек сотворен «по образу и подобию Божьему», ибо он выражает собой духовный принцип. Тройственность, или триада, акта воли отражена в природе человека, - он имеет три «ума», каждый из которых передает определенный для него вид импульсов. Мужчина и женщина могут выполнить свои утверждающую и принимающую роли в супружеских отношениях, так как существует Работа, которая может примирить их. Работа им дается, чтобы действовать в соответствии с высшими силами.

Вся вселенная движется в сторону единства и целостности; из рассеянного состояния к высшей стадии порядка, в которой творится и выходит на свободу новая реальность. Это акт одухотворения материи и овеществление духа.

Человек - это эволюционирующий вид, - развитие заложено в самой его природе. При этом каждый индивидуум может влиться в поток одухотворения, реализации, и быть преображенным. Пока же он не достиг трансформации, он остается всего лишь животным, и как всякое животное имеет свой ограниченный срок существования. Трансформация человека не есть его личное дело, как и трансформация всего человеческого рода не есть результат достижения совершенства несколькими отдельными и не связанными между собою людьми. Человек в целом движется к единству, и если мы говорим, что существует цель человеческой эволюции, то все человечество должно организоваться в индивидуум, имеющий целостный опыт. Сколько миллионов лет этот процесс может занять - никому не известно.

VII. СЕКС И ОБЩЕСТВО

Если принять во внимание все, что было сказано о различных уровнях проявлений секса, легко понять, что способы, с помощью которых общество пытается регулировать сферу половой жизни, совершенно нереалистичны и неверны по своей направленности. При этом нужно отчетливо представлять два факта. Во-первых, для большинства людей секс служит прежде всего не средством продолжения рода и получения сексуального удовлетворения, а необходим для регулирования психических энергий. Во-вторых, настоящий союз двоих, или брак, доступен лишь немногим, способным и готовым на необходимое для этого жертвование собой. Оба эти факта организацией нашего общества совершенно не учитываются. Я хотел бы в общих чертах нарисовать картину общества, которое должно быть организовано в соответствии с этим фактами, касающимися половой жизни людей.

Основной функцией секса является половой акт между мужчиной и женщиной, который, как мы уже говорили, сам по себе регулирует их потоки творческой энергии, а также обеспечивает очистку организма от вырабатывающихся в ходе его функционирования продуктов. Те, у кого в период половой зрелости, половая функция не используется нормально, страдают от недомоганий, вызванных присутствием этих энергий, поэтому человек должен вступать в половые отношения хотя бы с одной лишь целью регулирования работы собственного организма.

То, что можно назвать «случайными отношениями» между мужчиной <



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-13 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: