Актуальность исследования.




Формирование профессиональных компетенций студентов в процессе обучения современному дизайну

 

  Содержание    
  Нормативные ссылки    
  Определения    
  Введение  
  Теоретические основы развития профессиональных компетенций студентов специальности «Дизайн»  
1.1 Характеристика понятия компетентности как условия успешности в обучении творческих специальностей  
1.2 Анализ особенностей профессиональных компетенций студентов дизайнеров  
1.3 Педагогические условия развития профессиональных компетенций будущих дизайнеров    
  Экспериментальное исследование развития компонентов профессиональной компетенции у студентов как фактора успешности в обучении современному дизайну  
2.1 Организация экспериментальной работы по диагностике успешности в обучении и уровня сформированности критериев компетенции  
2.2 Реализация программы занятий по развитию профессиональных компетенции  
2.3 Анализ результатов экспериментального исследования    
  Заключение  
  Список использованных источников  
  Приложение А.Первичные данные диагностических методик  
  Приложение Б.  
  Приложение В.Диагностические методики диссертационного исследования  

Нормативные ссылки

В настоящей магистерской диссертации использованы ссылки на следующие нормативные документы:

1. Государственная программа развития образования Республики Казахстан на 2011-2020 годы;

2. Приказ Министра образования и науки Республики Казахстан «Об утверждении Правил организации учебного процесса по кредитной технологии обучения» от 20 апреля 2011 года № 152;

3. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования Республики Казахстан от 23 августа 2012 года № 1080.

 

Определения

Компетентность самообразования – это интегрированная характеристика качеств личности, проявляющихся в потребности, общей готовности и способности к самостоятельной образовательной деятельности, направленной на достижение определенных личностных или общественно значимых образовательных целей. Компетентность самообразования связывает в одно целое личностный и социальный смысл самообразования. Компетентность самообразования студентов определяется степенью освоения компетенции самообразования.

Компетенция самообразования - это совокупность взаимосвязанных качеств личности, необходимых для осознанного осуществления и непрерывного совершенствования самостоятельной образовательной деятельности.

Компетентностный подход в обучении – это подход, направленный на формирование социальных, коммуникативных, профессиональных и других качеств личности обучающегося, которые позволят наиболее полно реализовать себя в современных социально-экономических условиях.

Профессиональная компетентность - сформированные на базе общего образования профессионально значимые для личности и общества качества, которые позволяют человеку наиболее полно реализовать себя в конкретных видах трудовой деятельности, соответствующих общественно необходимому разделению труда и рыночным механизмам стимулирования.

Дизайн - это особый вид проектирования, при котором объекту, кроме его основного предназначения, придаются качества красоты, экономичности, повышенной функциональности (или умножения числа функций), эргоно-мичности (психофизических удобств), четкой социальной ориентации.

Дизайн-образование - это процесс подготовки педагогов в области дизайна, в результате которого происходит формирование личности специалиста, способного к эффективной самореализации с системе общего и профессионального образования.

Дизайн-образование - это особое качество и тип образованности, в результате которого происходит воспитание проектно - мыслящего человека в какой бы сфере социальной практики он ни действовал - образовании, науке, культуре, производстве, бытовой сфере и т.д.

Проектная культура - это опыт материальной культуры, массив знаний и ценностей, отражающих современные ориентиры культуры, воплощенный в искусстве проектирования, формообразования и исполнения.

Самообразование, самостоятельное образование, приобретение систематических знаний в какой-либо области науки, техники, культуры, политической жизни и т. п., предполагающее непосредственный личный интерес занимающегося в органическом сочетании с самостоятельностью изучения материала. Вместе с тем самообразования - средство самовоспитания, поскольку способствует выработке целеустремлённости, настойчивости в достижении цели, внутренней организованности, трудолюбия и других моральных качеств.

Саморазвитие – это собственная активность человека в изменении себя, раскрытии, обогащении своих духовных потребностей, всего личностного потенциала, реализации веры в возможности самовоспитания, в процессе профессионального, физиологического, психического и социального развития.

 

 

Введение

 

Актуальность исследования.

Подготовка специалистов сферы дизайна сейчас подвержена пересмотру степени своей эффективности в рамках требований к актуальным образовательным программам в целом, так и к обучению творческим профессиям.

Обучение современному дизайну опирается на ряд принципов, которые направлены на стимулирование творчества студентов, к использованию современных технологий, поиску актуальной информации и привлечение студентов к проектной работе. Выполнение проектных работ имеет центральное значение в формировании образа будущей профессиональной деятельности дизайнера. Так как их выполнение позволяет сформировать индивидуальный стиль деятельности в рамках профессии, выявляет слабые места в подготовке, уровне сформированности необходимых в дизайне навыков, коммуникативных умений и степени самостоятельности, ответственности будущего специалиста.

Этим обусловлены специфические цели обучения дизайну, а конкретно на задаче дизайнера в создании нового, отличающегося креативностью, неповторимостью, как качества творчества. Таким образом, ведущей характеристикой профессиональной компетентности дизайнера как профессионала является творческий подход к решению поставленных задач - дизайнер должен обладать творческим стилем деятельности [1].

Поиск решения проблемы формирования творческого стиля деятельности будущих дизайнеров позволил прийти к выводу о том, что основой задачей реализации психолого-педагогических условий в организации обучения современному дизайну является создание оптимальных условий для саморазвития личности. Способность к саморазвитию представляет собой основу для развития компонентов профессиональной компетенции в рамках подготовки, выполнения работы дизайнера, а также формирует мотивацию к поиску творческого решения задач в работе дизайнера. Сочетание профессионально-методической подготовленности и эмоционально-волевых характеристик личности будущего дизайнера определяют степень выраженности индивидуального стиля деятельности и стремление к творческому росту.

В ходе данного диссертационного исследования были выделены психолого-педагогические условия, которые способствуют повышению эффективности профессиональной подготовки, на основе направленного саморазвития студента, предполагающего развитие творческого стиля деятельности как основного компонента профессиональной компетенции дизайнера.

Особое внимание этому вопросу уделено в рамках Государственной программы развития образования в Республике Казахстан на 2011 – 2020 годы, целью которой является кардинальная модернизация системы образования, значительное и устойчивое увеличение инвестиций в образование, улучшение его качества и выход на европейский уровень[2]. Исходя и того факта, что ведущей тенденцией развития современного образовательного пространства является переход к Болонскому процессу, согласно которому, в системе образования вместо традиционной организации учебного процесса вво­дится кредитная система обучения, призванная обеспечить выборность индивидуальной образовательной траектории и стимулирует активность обучающихся в сфере самообразования.

Определение проектной деятельности студента-дизайнера при организации педагогических условий как основной в данном исследовании мы выделили исходя из особой роли самостоятельной работы обучающихся при кредитной технологии обучения, которая имеет две составляющие: 1) самостоятельная работа обучающегося, выполняемая под руководством преподавателя; 2) работа, выполняемая студентами полностью самостоятельно. Это также является отличительной чертой данной технологии. В казахстанских источниках отмечается, что «каждый академический час лекционных и практических (семинарских) занятий обязательно сопровождается двумя часами самостоятельной работы студента в бакалавриате». То есть профессиональная подготовка специалистов, осуществляемая в условиях кредитной технологии обучения, основана на принципе организации учебного процесса, где самостоятельная работа занимает 2/3 от общей трудоемкости изучаемого курса[3].

Таким образом, эффективность обучения в вузе и достижение успешности каждого студента становится возможным при условии формирования у будущих специалистов профессиональной компетентности в сочетании с готовностью к самообразованию на уровне качества личности, которое обеспечило наиболее эффективное обучение студентов в высшей школе. Это определяет требование организация самостоятельной работы студентов на компетентностной основе посредством сочетания условий обучения в подготовке проектных работ. Подробная характеристика понятий «компетенция» и «компетентность» в рамках образования, а также компетентностного подхода были изучены учеными как: Е.В. Бондаревской, Э.Ф. Зеером, И.А. Зимней, У.И. Колесниченко, А.К. Кусаиновым, Дж. Равеном, А.В. Хуторским и другими.

Актуальность такого подхода обусловлена запросом в современном обществе. На сегодняшний день ведущее значение в подготовке специалиста приобретает развитие личности студента, обладающего такими значимыми качествами личности, как компетентность, умение свободно ориентироваться в различных областях профессиональной деятельности, готового к постоянному саморазвитию. Эти требования закреплены в государственном образовательном стандарте высшего профессионального образования от 23 августа 2012 года № 1080[3, с.7].

Анализ особенностей подготовки студентов специальности дизайн в рамках современной системы высшего образования и запросов общества к качеству работ специалистов данной сферы указывает на то, что эффективность развития профессиональной компетенции в процессе подготовки студентов зависит от разрешения противоречия между: необходимостью системной организации процесса развития компетенции и недостаточным методическим сопровождением, направленным на развитие компонентов профессиональной компетенции в условиях кредитной технологии обучения высшей школы.

Проблема исследования определена потребностью более полного развития компонентов профессиональной компетенции на основе реализации ряда психолого-педагогических условий подготовки студентов-дизайнеров в ВУЗе.

Цель исследования: теоретическое обоснование и апробация педагогических условий формирования профессиональной компетенции в процессе обучения современному дизайну.

Задачи исследования:

1) определить сущность понятия «профессиональная компетенция»;

2) выявить особенности профессиональной компетенции студентов дизайнеров;

3) анализ педагогических условий развития компонентов профессиональной компетенции будущих дизайнеров;

4) определить критерии развития компетенции;

5) проверить эффективность выявленных педагогических условий опытно-эксперементальным путем;

6) осуществить экспериментальное исследование особенностей развития профессиональной компетенции.

Объектом исследования выступает процесс формирования профессиональной компетенций студентов.

Предмет исследования: педагогические условия формирования профессиональных компетенций в процессе обучения современному дизайну.

Для решения поставленных задач в нашей работе использовались следующие методы:

1) теоретические: системный анализ научных трудов по теме исследования, нормативных документов;

2) эмпирические: наблюдение, анкетирование, эксперимент, анализ результатов деятельности, методы математической статистики.

Научная новизна исследования: состоит в конкретизации понятия профессиональной компетенции для специальности «Дизайн»; обоснованы психолого-педагогические условия развития компетенции в рамках обучения в высшей школе.

Основные положения выносимые на защиту:

1) Компетенции - это интегративная характеристика целостности ЗУН, обеспечивающих профессиональную деятельность, иными словами это способность человека реализовывать на практике свою компетентность. Исходя из того, что реализация компетенций происходит в процессе выполнения разнообразных видов деятельности для решения теоретических и практических задач, важно отметить, что в структуру компетенций, помимо знаний, умений и навыков в непосредственной деятельности, входят также компонент мотивации и особенности эмоционально-волевой сферы студентов. В рамках рассмотрения компетенций творческих специальностей важным компонентом выступает опыт, как результат интеграции полученных алгоритмов выполнения отдельных действий, а также способов и приемов решения различных задач. На основе данных выводов была разработана модель профессиональной компетентности специальности «Дизайн», которая включает следующие компоненты: творческо-поисковая деятельность, художественное мастерство, мотивация самообразования, организационно-коммуникативная деятельность, методо-технологическая подготовленность.

2) Совокупность педагогических условий формирования профессиональной компетенции представляет собой ряд взаимосвязанных элементов, которые необходимы для взаимодействия субъектов образовательного процесса, направленного на формирование и развитие у них специальных умений и качеств личности. Данные характеристики обеспечивают осознанное осуществление и совершенствование образовательной и профессиональной деятельности, а также достижение успешности в обучении. Таким образом, дидактический процесс мотивирует обучающихся на самообразовательную деятельность, реализует становление субъектной позиции в процессе формирования профессиональной компетенции, позволяет с помощью выбора адекватных методов обучения управлять процессом формирования данной компетенции.

3) Формирование профессиональных компетенций студентов в процессе обучения современному дизайну эффективно при выполнении комплекса психолого-педагогических условий:

1. Ориентирование процесса обучения в ВУЗе на выдвижение студента как субъекта этого процесса, осознающего личностный смысл и социальное значение профессиональной компетенции. Создание установки у студента на развитие и непрерывное самосовершенствование в рамках выбранного направления профессиональной деятельности.

2. Разработка и использование системы заданий, которые способствуют эффективному развитию всех компонентов профессиональной компетенции и побуждающих обучающихся к самостоятельной образовательной деятельности.

3. Укрепление взаимовлияния урочной и внеурочной форм организации работы студентов в ходе получения высшего образования.

Практическая значимость исследования заключается в выделении ряда психолого-педагогических условий развития профессиональных компетенций.

Гипотеза исследования: формирование профессиональных компетенций студентов будет эффективным, если будет реализован ряд педагогических условий.

Базой исследования является Северо-Казахстанский государственный университет имени Манаша Козыбаева.

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись в соответствии с основными этапами исследования в ходе теоретической и экспериментальной работы и нашли свое отражение в следующих публикациях научно-практических конференций:

1. Международная научно-практическая конференция «Наука и образование: проблемы, идеи, инновации» - г. Уфа, 2015г.

2. Международная научно-практическая конференция «Интеграция науки, образования и производства – основа реализации Плана нации» - г. Караганда, 2015г.

Результаты исследования могут быть применены при подготовке студентов дизайнерского направления, теоретические положения и выводы исследования могут использоваться в процессе обучения студентов всех специальностей высшей школы.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: