1. Взаимоотношения отцов и детей:
· проблема нахождения путей взаимопонимания между людьми разных поколений (Что влияет на взаимоотношения отцов и детей, на возникновение различий в их мировосприятии? Как научиться представителям разных возрастных поколений уважать взгляды друг друга?);
· проблема самоотверженной и всепрощающей родительской любви;
· проблема предательства детьми своих родителей.
· Проблема отцов и детей
· Проблема отношения к пожилым людям
· Проблема вины и раскаяния за причинённое близким зло
· Проблема воспитания подрастающего поколения
· Проблема воспитания сострадания
· Проблема сравнения современных подростков и подростков прошлых времён
· Проблема нравственных ценностей и их выбора в воспитании подрастающего поколения
· Проблема восприятия мира детства взрослыми людьми
· Проблема роли детства в становлении личности человека
· Проблема детских воспоминаний
· Проблема воспитания умения противостоять трудностям
· Проблема влияния эпохи на формирование нравственных ориентиров и основных жизненных установок молодого поколения
2. Роль детства в становлении личности человека, его нравственных ориентиров:
· проблема влияния детства на формирование жизненной позиции человека, а также на становление системы его нравственных ориентиров;
· проблема роли неравнодушного взрослого человека в формировании личности подростка (Как взрослые могут повлиять на жизнь подростков?);
· проблема влияния событий детства, детских и юношеских переживаний на формирование характера человека, его дальнейшую судьбу (Какое влияние оказывают на формирование характера человека события, которые произошли в детстве?).
3. Роль классической литературы в духовном развитии современного общества:
· проблема роли книги в интеллектуальном, духовном, нравственном развитии человека;
· проблема снижения уровня читательской активности в современном обществе (Почему современная молодёжь стала меньше читать? Изменилось ли в обществе отношение к книге? Может ли телевидение стать альтернативой книге?);
· проблема понимания важности и необходимости изучения литературы в школе (Нужно ли изучать литературу современным школьникам?).
4. Сложность и противоречивость человеческих поступков:
· проблема предательства, ставшего причиной разрушения дружеских отношений (Возможно ли продолжение дружбы после предательства?);
· проблема нравственного выбора человека в экстремальной жизненной ситуации;
· проблема отличия истинного героизма от лжегероизма, связанного с бессмысленным риском собственной жизнью.
5. Человеческое благородство:
· проблема чести как одного из важных факторов, влияющих на нравственный выбор человека;
· проблема совести и ответственности человека за свои поступки (К чему может привести халатное, равнодушное отношения человека к своему делу?);
· проблема человеческого упорства в достижении поставленных целей;
· проблема человеческого благородства (В чем заключается истинное величие человека?).
6. Честь и человеческое достоинство:
· проблема утраты моральных ценностей (К чему приводит утрата моральных ценностей?);
· проблема защиты чести и собственного достоинства;
· проблема истинных и ложных жизненных ценностей.
7. Отношения человека с другими людьми:
· проблема преодоления эгоизма в отношениях с другими людьми;
· проблема самоотдачи в отношениях с человеком, которого считаешь другом;
· проблема истинной дружбы;
· проблема проявления грубости людей по отношению друг к другу (Как действуют на людей проявления грубости? Можно ли противостоять ее проявлению?);
· проблема отношения к пожилым людям (Что нужно сделать, чтобы пожилой человек почувствовал себя необходимым своим близким и был счастлив?);
· проблема помощи отчаявшемуся человеку обрести веру в себя.
8. Восприятие человеком окружающего мира:
· проблема утраты современным человеком способности радоваться жизни из-за мелких бытовых неурядиц;
· проблема обретения радостного мировосприятия (Почему нужно учиться культуре радости?).
9. Одиночество человека:
· проблема одиночества человека (Когда и почему человек чувствует себя одиноким? Как можно помочь ему избавиться от этого чувства?);
· проблема одиночества ребенка в мире взрослых людей (Почему недопустимо, чтобы ребенок ощущал себя одиноким?);
· проблема одинокой старости.
10. Человек и искусство:
· проблема неоднозначного восприятия искусства разными людьми (Почему одни люди погружаются в мир, созданный художником, а другие остаются глухи к прекрасному?);
· проблема назначения подлинного искусства (Какое искусство необходимо обществу?);
· проблема восприятия музыки человеком.
· Проблема роли русской классической литературы в духовной жизни современного общества
· Проблема нравственного долга писателя
· Проблема ответственности писателя перед соотечественниками
· Проблема эмиграции деятелей культуры
· Проблема соотношения человеческих качеств и творческой одержимости
· Проблема восприятия ребёнка мастерами старой школы живописи
· Проблема роли книги в становлении личности ребёнка
· Проблема назначения книги
· Проблема бережного отношения к книгам.
· Проблема вытеснения литературы другими видами искусства.
· Проблема сохранения культуры и духовной свободы общества
· Проблема цели и задач поэтического (писательского) творчества
· Проблема сохранения человеческой культуры и духовной свободы общества
11. Отношение человека к миру природы:
· проблема бездушного, потребительского, безжалостного отношения человека к миру природы;
· проблема восприимчивости или невосприимчивости человека к красоте природы;
· проблема влияния красоты природы на настроение и образ мыслей человека;
· проблема негативного воздействия научно-технического процесса на взаимоотношения человека и природы (В чем проявляется негативное влияние цивилизации на жизнь человека, его взаимоотношения с природой?);
· проблема бездомных животных (обязан ли человек помогать бездомным животным?).
· Проблема воздействия природы на человеческую натуру
· Проблема взаимопонимания человека и животных
· Проблема взаимоотношений человека и мира
12. Бережное отношение человека к языку:
· проблема экологии языка (Какие изменения происходят в настоящее время в русском языке? Как относятся современные россияне к культуре своей речи? Почему необходимо предпринимать экстренные меры по сохранению и поддержанию чистоты и правильности русской речи?).
13. Человек и власть:
· проблема влияния власти на характер и поступки человека, наделенного ею (Как должны вести себя по отношению к окружающим люди, получившие особые полномочия и привилегии? Почему даже минимальная власть делает некоторых людей жестокими и грубыми?).
14. Сострадание окружающим:
· проблема наличия или отсутствия у человека способности к сочувствию (Как влияет на жизнь человека обладание способностью к сочувствию или отсутствие у него такой способности? Нужно ли воспитывать у человека чувство сострадания?);
· проблема действенного сострадания = проблема сочувствия и активной помощи человеку.
15. Отношение человека к войне:
· проблема отношения человека к войне (Почему человеческое сознание не может принять сам факт войны?);
· проблема душевного состояния человека в условиях войны (Как влияют военные события и связанные с ними человеческие трагедии на душевное состояние людей, на их способность сострадать?);
· проблема поведения человека на войне (Как война заставляла человека вести себя? Что помогало людям в годы войны вести себя героически? Что привело советских людей к Победе?);
· проблема героизма и стойкости перед лицом суровых военных испытаний (Что делает обыкновенных людей мужественными и стойкими в годы войны? Почему люди готовы были жертвовать собой в годы войны? Что может быть под силу обыкновенному человеку в экстремальных ситуациях?);
· проблема проявления гуманизма в тяжелых военных условиях.
16. Философские проблемы:
· Проблема добра и зла
· Проблема активной жизненной позиции
· Проблема истинных ценностей
· Проблема выбора, который приходится делать человеку
· Проблема человеческой памяти
· Проблема самооценки личности
· Проблема места человека в мире
· Проблема значимости человеческой личности
· Проблема силы человеческого духа
· Проблема памяти о пережитых испытаниях
· Проблема смысла жизни
· Проблема радостного мировосприятия
· Проблема формирования гармонического мировосприятия
· Проблема определения жизненных приоритетов
· Проблема взаимоотношений человека и мира
· Проблема влияния времени на характер ценностей
· Проблема понимания истинных человеческих ценностей
· Проблема возмездия
· Проблема существования вечных ценностей в контексте времени
· Проблема манипуляции общечеловеческими ценностями
· Проблема возможности сопоставления добра и зла
· Проблема личностной ценности
· Проблема памяти
17. Нравственно-этические проблемы:
· Проблема чести и совести
· Проблема непобедимости хамства
· Проблема проявления наглости, нахальства, грубости людей по отношению друг к другу
· Проблема определения сущности хамства
· Проблема чуткости и бездушия
· Проблема совести и ответственности человека за свои поступки
· Проблема чести и достоинства
· Проблема самоуважения
· Проблема активной жизненной позиции
· Проблема истинной любви и дружбы
· Проблема самоотдачи в отношениях с любимым человеком
· Проблема героизма и самопожертвования
· Проблема отношения человека к своему делу
· Проблема отношений с другими людьми
· Проблема преодоления эгоизма в отношениях между людьми
· Проблема формальных связей
· Проблема человеческой памяти
· Проблема подвига
· Проблема долга и ответственности за жизнь другого человека
· Проблема самооценки личности
· Проблема силы человеческого духа
· Проблема отношения общества к знаменитостям
· Проблема национального характера
· Проблема памяти о прожитых испытаниях
· Проблема способности человека к сочувствию
· Проблема взаимосвязи сочувствия и активной помощи человеку
· Проблема человеческих взаимоотношений
· Проблема определения сущности ревности
· Проблема соотношения любви и ревности
· Проблема преодоления ревности
· Проблема становления и крушения любви
· Проблема трагического одиночества человека, избравшего для себя путь беззаветного служения делу»
· Проблема верности долгу
· Проблема нравственных возможностей человека
· Проблема взаимоотношений личности и коллектива
· Проблема истинной дружбы
· Проблема нравственного выбора человека
· Проблема ценности личности
· Проблема любви
· Проблема памяти
18. Патриотические (образ Родины, героическое прошлое России):
· Проблема отношения к родине
· Проблема определения героического
· Проблема героизма и лжегероизма
· Проблема определения критериев героического
· Проблема сохранения мира на Земле
· Проблема противостояния злу и человеконенавистничеству в эпоху глобализма
· Проблема героической личности
· Проблема роли личности в истории
· Проблема выдающейся личности и масс
· Проблема исторической памяти
· Проблема закономерностей исторического развития государства
· Проблема героизма и стойкости перед лицом суровых военных испытаний
· Проблема чувства долга и чувства самосохранения в годы войны
· Проблема любви к родине
· Проблема истинных ценностей на войне
· Проблема нравственной оценки факта войны
· Проблема войны и сохранения человеческого в человеке
· Проблема объективной оценки исторических событий и личности
· Проблема патриотизма как общезначимой ценности
· Проблема отношения к прошлому своей родины
· Проблема патриотизма