Понятие качества образования




Проблема качества образования – одна из наиболее актуальных проблем современного общества, развитие которого требует новых подходов в развитии образования. Изменяются и требования к качеству подготовки школьников. В национальной доктрине российского образования качество образования считается ведущим приоритетом. По-настоящему качественное образование является основой стабильности, личной гарантии для выпускника школы. Дальнейшее профессиональное образование выпускников общеобразовательных учреждений должно базироваться на качественном, «солидном» школьном образовании, включающем такие характеристики, как основы «стабильности» личности, способность к совместной (командной) работе, готовность к учению и к самообучению.

Современные экономические отношения, переход к демократическому и правовому государству, развитие рынка образовательных услуг предъявляют к выпускникам качественно новые требования. Образование является главной ценностью, которой располагает человек в современном обществе. Качественное образование является важнейшим фактором формирования нового качества экономики и общества. «Ответственность в образовании перед потребителем особенно высока, поскольку его продукт – новое поколение, будущее общество».

Понятие «качество образования» многоаспектно. В общем смысле «качество» трактуется как соответствие определенной цели; совокупность характеристик продукта или услуги; соответствие предмета как результата труда некоторым заданным стандартам и т.д. Таким образом, качество образования представляется как «соотношение цели и результата, как меры достижения целей» [1]в образовательном процессе.

Исследования Российской академии образования[2] позволяют сформулировать характеристики качественного образования: образование призвано вооружить учащихся знаниями и навыками, которые не устареют в обозримом будущем, сформировать и развить такие личностные качества, которые максимально облегчат молодому человеку процесс адаптации к социальным реалиям, позволят ему реализовать себя в сложном, противоречивом обществе наиболее адекватными в личностном и социальном планах способами. Однако из этой формулировки трудно понять, - какие же это качества личности позволят выпускнику адаптироваться в постоянно меняющемся жизненном поле?

В словаре понятий и терминов по законодательству Российской Федерации об образовании[3] «качество образования выпускников» трактуется как «определен-

ный уровень знаний и умений, умственного, физического и нравственного развития, которого достигли выпускники образовательного учреждения в соответствии с планируемыми целями обучения и воспитания».

Качество – неоднозначный термин для понимания разными аудиториями в системе образования. Родители учеников соотносят его с развитием индивидуальности, с дальнейшей образовательной успешностью своих детей. Качество для учителей означает наличие качественного учебного плана, обеспеченность учебными материалами и пособиями, нормальные рабочие условия; учащиеся часто связывают качество с внутришкольным климатом, с «комфортностью» в школе. Будущие работодатели (бизнес, промышленность) соотносят качество образования с активной жизненной позицией, знаниями, умениями и навыками выпускников, позволяющими принимать оптимальные решения и т. д.

Поэтому неудивительно, что под качеством образования одни авторы понимают «степень удовлетворения ожиданий различных участников процесса образования от предоставляемых образовательным учреждением услуг, а другие – степень достижения поставленных в образовании целей и задач ».[4]

Однако, несмотря на широкое обсуждение вопросов качества образовательной подготовки учащихся, практика обеспечения качества образования школьников во многих случаях все ещё не дает желаемых результатов.

Смена образовательной парадигмы повлекла за собой изменение целей образования. Оно ориентировано на другой результат, на другое качество. Представление же о качестве образования у большинства педагогов осталось прежним.

Изучение научной литературы, школьной практики, опыт сотрудничества с руководителями школ, с заместителями директоров и учителями позволяет выявить противоречие между декларируемыми целями и традиционной системой образовательной подготовки, ориентированной лишь на формирование частных инструментальных компонентов учебной деятельности школьников.

Важнейшим смыслом образования является самораскрытие ученика, узнавание им подлинного самого себя, творение во взаимодействии учителя и ученика собственного образа. Это принципиально отличается от задачи подражания образцу. Усвоение знаний, умений и навыков или сведений и правил не может быть самоцелью. Это необходимые, но не достаточные условия становления, самореализации личности, поскольку в современном обществе адресатом образования является именно целостная личность, а не те или иные ее социальные функции и способы их использования. Не сами по себе знания являются целью школы, а ученик, считающий эти знания ценностью, его интеллект и духовное развитие. То есть качественным образованием будет являться такое образование, итогом которого является ученик с развитым интеллектом, способностью к самостоятельному и ответственному мышлению, высказыванию и поступку. Качественное образование – это образование качеств личности.

Между тем, Голубева Л.М. отмечает, что «учебный процесс в школе все еще направлен в основном на передачу информации, а значит, обучение не реализует основной принцип гуманизации образования – обращения к личности, создания условий для наиболее полного раскрытия и развития ее потенциальных возможностей. Весь арсенал педагога направлен на повышение уровня обученности и не обеспечивает активную познавательную деятельность учащихся, развитие их интеллектуальных способностей и личности в целом». [5] «На уровне форм ежедневного управления и регулирования школы чаще уделяют меньше внимания целям, чем правилам: учащимся, чем преподавателям.

Случай с учебными программами показателен с этой точки зрения. Это инструмент управления и координации деятельности учителей по обучению: они имеют тенденцию к превращению в бюрократические предписания и рекомендации, выполнение которых можно проверить («выполнил ли свою программу» учитель, «овладели ли учащиеся понятиями и знаниями?»).[6]

Оценка качества образования в школе также является одной из сложнейших педагогических проблем. Используемые сегодня формы и методы оценки качества образования обучающихся не позволяют всесторонне и совершенно объективно произвести эту оценку, поскольку непросто определить всё то, что надо оценивать. Количество «отличников» и «хорошистов» в школе мало говорит о качестве обучения каждого школьника в отдельности, более того, оно не говорит о проблемах ученика.

Как отмечает А.Талых, «сегодня, когда уже недостаточно, как ранее, сводить качество образования к привычным процентам успеваемости и другим формальным показателям, осознанное управление школой возможно только при наличии полной, оперативной и достоверной информации о результатах деятельности всех субъектов учебно-воспитательного процесса, степени и характера воздействий объективных факторов среды ».[7]

В связи с этим представляется важным создание системы анализа деятельности педагогического коллектива по управлению качеством образования в школе

старшей ступени.

Для установления сущности и раскрытия содержания деятельности педагогического коллектива по управлению качеством образования необходимо предварительно проанализировать следующий категориальный ряд:

качество управление качеством качество образования



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: