Проектирование управления качеством образования




В условиях перехода старшей школы к профильному обучению

Анализ результатов реализации структурно-функциональной модели управления качеством образования позволяет сделать заключение о положительных результатах управления качеством образования в условиях введения в школе старшей ступени профильного обучения.

Для повышения качества образования необходимо: выверить концептуальные и целевые установки образовательной деятельности, откорректировать программу развития школы, усилить работу с одаренными детьми, ввести в учебный план практикумы по нацеленному развитию познавательных интересов обучающихся.

Таким образом, в процессе работы нами установлено, что реализация структурно-функциональной модели управления качеством образования способствует повышению уровня эффективности управления, что в целом подтверждает правильность выдвинутой гипотезы.

Ребенок – центральная фигура в процессе обучения, «он солнце, вокруг которого вращается весь педагогический процесс». Его силы должны быть выявлены, интересы удовлетворены, способности должны упражняться. Учитель, признавший исходным пунктом образования инстинкты и интересы детей, поставивший целью образования пробуждение собственной энергии ребенка, стремящийся приблизить знание к опыту, чувствам, эмоциям своих учеников, перестает «находиться над ними». Он оказывается рядом с ними.

 

 

Заключение

На современном этапе уровень образования каждого человека и интеллектуально-профессиональный потенциал общества в целом рассматриваются как стратегический ресурс.

И как показывают международные исследования, выпускники российских школ обладают более глубокими знаниями, чем их зарубежные сверстники, но хуже умеют эти знания применять. Аналогичная картина складывается и на рынке труда, когда ряд вакансий занят некомпетентными специалистами, которые усвоили определенный объем знаний, но на практике не могут на должном уровне выполнить свои профессиональные функции. Изнутри системы образования это представляется избыточностью, но с точки зрения производства – недостаточностью образовательных услуг. Система общего образования не отвечает запросам общества: об этом говорит активное расширение внесистемного образования – достаточно просмотреть рассылаемые миллионными тиражами по электронной почте объявления об учебных программах, семинарах, тренингах.

Тем не менее, образование по-прежнему рассматривается как одна из наиболее важных ценностей.

В целом отмеченные тенденции свидетельствуют о необходимости введения профильного обучения в общеобразовательных учреждениях.

Профильное обучение – это средство дифференциации и индивидуализации

обучения, позволяющее за счёт изменений в структуре, содержании и орга-низации образовательного процесса более полно учитывать интересы, склонности, способности учащихся, создавать условия для обучения старшеклассников

в соответствии с их профессиональными интересами и намерениями в отноше-нии продолжения образования, оно направлено на реализацию личностно ориентированного учебного процесса, выстраивание учеником индивидуальной образовательной траектории.

Профильное обучение привносит много нового как в организацию и содержание современного учебного процесса, так и в нормативно-правовую базу.

Профильное обучение рассматривается как условие повышения качества образования.

Для этого необходимо создавать соответствующие социально-педагогические условия и, прежде всего, модернизировать учебный курс по профессиональному самоопределению для учащихся 8–9-х классов. В процессе организации учебно-методической работы педагогами-психологами или специалистами по профориентационной работе должны проводиться систематические занятия по обновленной программе учебного курса по профессиональному самоопределению, которое будет опираться на знания, полученные школьниками при изучении на уроках основ наук.

Профильное образование, прежде всего, позволяет сегодня каждому

старшекласснику сообразовывать учебу со своими желаниями и возможностями.

Возвращаясь к Национальной образовательной инициативе «Наша новая школа», подчеркнем, что одним из направлений развития общего образования является задача «привлечения в школу учителей, не имеющих базового педагогического образования. Пройдя психолого-педагогическую подготовку, освоив новые образовательные технологии, они смогут продемонстрировать детям - в первую очередь, старшеклассникам, выбравшим профиль обучения, свой богатый профессиональный опыт ».[24]

Основная идея реформирования школы – это повышение качества образования. Но повысить качество образовательного процесса невозможно без изменений в управленческой стратегии.

Теоретическое изучение проблемы и результаты исследовательской работы подтвердили продуктивность выдвинутой гипотезы исследования и дали возможность сделать следующие выводы:

1. Актуальность проблемы управления качеством образования обусловлена

потребностью общества в конкурентоспособной личности, адаптивной к условиям быстро меняющейся среды, способной осваивать новые технологии в целях самообразования, необходимостью теоретического осмысления проблемы управления качеством образования.

2. Управление качеством образования представляет собой целенаправленную

деятельность администрации школы по созданию условий, обеспечивающих эффективное функционирование, совершенствование и развитие образовательного процесса.

Качество образования является социальной категорией, определяющей состояние и результативность образовательного процесса, которые и были проанализированы в ходе нашего исследования.

В ходе анализа выявлены недостатки в учебно-методической работе администрации МОУ СОШ № 22 г. Оленегорска:

- низкая аналитическая деятельность учителей;

- незаинтересованность большей части коллектива в экспериментальной деятельности;

- недостаточное использование информационных технологий в образовании;

- отсутствие целенаправленной работы с одаренными детьми;

- предпрофильное обучение в школе организовано стихийно; в наибольшей степени на выбор профессии школьников повлияли родители, в меньшей степени – преподаватели;

- у многих учащихся нашей школы не сформирована потребность в своем дальнейшем развитии и получении образования после окончания школы, нет устойчивой мотивации на приложение усилий для получения качественного профессионального образования. А это и есть те неудовлетворительные результаты, которые должна устранять профильная школа.

«Что же необходимо предпринять администрации школы для совершенствования управления качеством образования в условиях введения профильного обучения в школе старшей ступени?».

3. Нами была разработана модель управления качеством образования в условиях введения профильного обучения в школе старшей ступени. Разработанная модель рассматривается как структурно-функциональная, построенная на основе закономерно и функционально связанных элементов (цели, субъекты управления, содержательные компоненты управления, процессы управления, функции управления), обеспечивающих создание комплекса условий, направленных на повышение качества образования.

Деятельность администрации школы и педагогов по управлению качеством образования в 1-м полугодии 2010-2011 учебного года осуществлялась на основе вышеназванной модели - специально разработанной программы, включающей в себя верификационный, регулятивный и аналитический компоненты.

4. В процессе исследования было установлено, что реализация структурно-

функциональной модели управления качеством образования в старшей школе, способствует повышению эффективности управления качеством образования. Это позволяет сделать вывод о том, что теоретические положения нашего исследования полностью подтвердились.

В то же время итоги нашей исследовательской работы позволяют констатировать, что возможности совершенствования управления качеством образования не исчерпаны. Существует ряд вопросов, требующих более глубокого и серьезного изучения. Таковыми являются управленческие аспекты, определяющие прогнозно-стратегические решения управления качеством образования.

К числу перспективных проблем можно отнести дальнейшее развитие системы внутришкольного управления качеством образования на уровне учителя и ученика, изучение и обобщение международного опыта управления качеством образования в условиях перехода старшей школы к профильному обучению.

 

Библиография

1. Инновационное развитие системы образования в Российской Федерации: Материалы Всероссийской научно-практической конференции, 11 февраля 2011. – М., Издательский дом Паганель, 2011.

2. Концепции долгосрочного социально-экономического развития до 2020 года, раздел III «Образование» (одобрена Правительством РФ 1 октября 2008 года, протокол № 36).

3. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года, утвержденная распоряжением Правительства РФ от 29.12.2001 г. № 1756 п.2, М.,2002 г.

4. Методические рекомендации по разработке проекта перспективного развития общеобразовательных учреждений Мурманской области на основе национальной образовательной инициативы "Наша новая школа "https://moipkro.ru/section/activity/materials

5. Приоритетный национальный проект «Образование» на 2009 – 2012 годы.

6. Послание Федеральному собранию, 5 ноября, 2008 г.

7. Артюхова И.С. Проблема выбора профиля обучения в старшей школе / И.С. Артюхова // Педагогика – 2004. – №2.

8. Багаутдинова Н.Г.Концепция управления качеством образования и возможности ее реализации в системе подготовки инженерных кадров высшей квалификации. // Журнал «Российское предпринимательство», № 3, 5, 2004.

9. Безуглов Ю.И. Управление качеством образования. Сборник научных статей /ОИПКРО/. Оренбург, 1999.

10. Беспалько В.П. Мониторинг качества обучения - средство управления образованием. – М., 1996.

11. Болотов В. А.Перспективы перехода школы на профильное обучение /В. Болотов // Воспитание школьников – 2004. – №1.

12. Болотов В.А. Основные подходы к созданию общероссийской системы оценки качества образования в Российской Федерации. Вопросы образования. 2004. -№ 3.

13. Внутришкольное управление: Вопросы теории и практики. – Под редакцией Т.И.Шамовой. –М., «Педагогика», 1991.

14. Голубева Л.М. Управление качеством образования на диагностической

основе. https://yesnet.purpe.ru/seminar/upkchob/step.htm

15. Громова Т. Критерии и оценки качества образования. //Научно-методический журнал «Директор школы». ИФ «Сентябрь», № 5,2006.

16. Довжко Ф.Е. Исторический опыт реформирования профильного технического

образования России / Под ред. Ф.Е. Довжко. – М., 1999.


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: