Государственные меры по профилактике коррупции




МЕРЫПО ПРОФИЛАКТИКЕ КОРРУПЦИИ

Проанализированы государственные меры по профилактике коррупции, а также доклад московского бюро по правам человека о противодействии коррупции в России в 2015- начале 2016 г.г.

Ключевые слова: коррупция, противодействие коррупции, антикоррупционные меры, этос.

Этос – это многозначное понятие, в данном случае используемое в значении стиля жизни какой-либо социальной группы, ориентации норм её культуры, принятой в ней иерархии ценностей. Этос является поэтому совокупностью устойчивых особенностей сознания и психики представителей той или иной социальной группы, определяющих принятые в ней нормы и правила морального поведения и коммуникации в своей среде и с представителями других социальных групп. Для темы коррупции важно, что этос определяет привычное поведение индивидов в социуме, а потому – их привычное поведение в той или иной коррупционной ситуации.

В период с 2 по 6 ноября 2015 года в России в Санкт-Петербурге проходила шестая сессия конференции государств – участников Конвенции ООН против коррупции[1]. В работе этой сессии приняли участие делегаты 172 стран, присоединившихся к этому международному договору, включая Россию. Участники конференции обсудили в качестве приоритетных темы о роли частного бизнеса в борьбе с коррупцией, о возврате незаконно нажитых активов и о предотвращении взяточничества.

На этой конференции руководитель Администрации Президента РФ Сергей Иванов отметил, что наше антикоррупционное законодательство признано полностью соответствующим мировым стандартам. Успехи в этой работе, по словам Сергея Иванова, способны оздоровлять общество. Он привел в качестве примера данные последнего исследования ВЦИОМ, которые показали, что большинство граждан считает заметными результаты борьбы с коррупцией в нашей стране[2].

В качестве основных достижений антикоррупционной деятельности Сергей Иванов назвал введённую практику декларирования как доходов, так и расходов государственных и муниципальных служащих, создание современных стандартов оказания государственных услуг и ликвидацию административных барьеров. Сергей Иванов отметил также работу института Уполномоченных по защите прав предпринимателей и подключение к антикоррупционной работе гражданского общества.

Значимость участия гражданского общества в борьбе с коррупцией отметил в своём выступлении для СМИ в рамках шестой сессии конференции государств – участников Конвенции ООН против коррупции посол по особым поручениям МИД России Владимир Тарабрин. Он отметил, что «конференция проходит в соответствии с утвержденной ранее повесткой», в которую «входят традиционные вопросы для таких конференций, такие как техническое содействие, возвращение активов, международное сотрудничество, сотрудничество правоохранительных органов». Кроме того, по его словам, в повестке дня конференции «есть также один вопрос, который вызывал много споров – это участие гражданского общества в механизмах Конвенции».

Государственные меры по профилактике коррупции

В соответствии со ст. 6 ФЗ от 25.12.2008 N 273-ФЗ (ред. от 03.04.2017) "О противодействии коррупции"

Профилактика коррупции осуществляется путем применения следующих основных мер:

1) формирование в обществе нетерпимости к коррупционному поведению;

2) антикоррупционная экспертиза правовых актов и их проектов;

2.1) рассмотрение в федеральных органах государственной власти, органах государственной власти субъектов Российской Федерации, органах местного самоуправления, других органах, организациях, наделенных федеральным законом отдельными государственными или иными публичными полномочиями, не реже одного раза в квартал вопросов правоприменительной практики по результатам вступивших в законную силу решений судов, арбитражных судов о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) указанных органов, организаций и их должностных лиц в целях выработки и принятия мер по предупреждению и устранению причин выявленных нарушений;

3) предъявление в установленном законом порядке квалификационных требований к гражданам, претендующим на замещение государственных или муниципальных должностей и должностей государственной или муниципальной службы, а также проверка в установленном порядке сведений, представляемых указанными гражданами;

4) установление в качестве основания для освобождения от замещаемой должности и (или) увольнения лица, замещающего должность государственной или муниципальной службы, включенную в перечень, установленный нормативными правовыми актами Российской Федерации, с замещаемой должности государственной или муниципальной службы или для применения в отношении его иных мер юридической ответственности непредставления им сведений либо представления заведомо недостоверных или неполных сведений о своих доходах, расходах, имуществе и обязательствах имущественного характера, а также представления заведомо ложных сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и

5) внедрение в практику кадровой работы федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления правила, в соответствии с которым длительное, безупречное и эффективное исполнение государственным или муниципальным служащим своих должностных обязанностей должно в обязательном порядке учитываться при назначении его на вышестоящую должность, присвоении ему воинского или специального звания, классного чина, дипломатического ранга или при его поощрении;

6) развитие институтов общественного и парламентского контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации о противодействии коррупции.

Необходимо признать, что в современной России остаются проблемы законодательного обеспечения борьбы с коррупцией, правоприменения в этой сфере, вовлечения в эту борьбу частного бизнеса и гражданского общества. Эти проблемы и приоритетные направления на пути их решения были представлены на заседании Совета при Президенте РФ по противодействию коррупции, которое состоялось 26 января 2016 года под председательством Президента РФ Владимира Путина. В своём выступлении на этом заседании Владимир Путин указал в качестве приоритетных такие меры по профилактике коррупциих[3]:

· определение механизмов «раскрытия информации о личной заинтересованности служащего, привлечения к ответственности нарушителей вплоть до увольнения в связи с утратой доверия»;

· «повышение эффективности правоприменения в антикоррупционной сфере». В первую очередь, необходимо улучшить работу органов власти, «которые контролируют расходование бюджетных средств»: «Важно уже на ранних этапах выявлять личную заинтересованность тех, кто недобросовестно распоряжается бюджетными средствами, вскрывать факты использования подставных или аффилированных организаций, исключить конфликт интересов»;

· обеспечение компенсации «ущерба, причинённого коррупционерами», изъятия и обращения «в доход государства имущества, которое приобретено на незаконные или сомнительные деньги», «в том числе с учётом международно-правовых норм следует возвращать активы, нелегально или незаконно выведенные в другие юрисдикции». Имущественная ответственность коррупционеров должна стать «неотвратимой», в том числе и в отношении того имущества, «в отношении которого возникают сомнения в законности приобретения с учётом доходов должностного лица»;

· пресечение попыток «дачи взяток от имени коммерческих структур российским и иностранным чиновникам, которые предпринимаются на территории иностранных государств»;

· продолжение борьбы с откатами при муниципальных и государственных закупках, которые Сергей Иванов назвал «постыдным явлением»;

· необходимость осуществления мониторинга «реализации крупных инфраструктурных проектов с точки зрения наличия коррупционных рисков»;

· обеспечение снижения «административного давления на бизнес»;

· внедрение в системе государственной службы «программных продуктов по автоматизированному заполнению и обработке справок о доходах и расходах»;

· разработка локальных правовых актов «по профилактике коррупции в организациях, подведомственных федеральным органам власти, – это различные ГУПы, МУПы и так далее»;

· усиление работы «по пресечению конфликта интересов с учётом изменения законодательства и за счёт задач, поставленных главой государства», в первую очередь, в субъектах Федерации и муниципальных образованиях, «где ситуация далеко не благополучная»;

· обеспечение в приоритетном порядке организации «эффективного противодействия коррупции на уровне субъектов Федерации», в первую очередь, в результате деятельности специализированных антикоррупционных органов, которые «сформированы на местах в октябре прошлого года». При этом «ответственность за снижение уровня коррупции на территориях несут главы субъектов Федерации»;

· совершенствование системы «уголовного преследования за коррупцию», в частности, введение отдельного состава «преступления, устанавливающего ответственность за дачу или получение взятки в сумме до 10 тысяч рублей», с наказанием в виде штрафов и исполнительных работ, «а расследование таких преступлений проводить в форме дознания с определением их подсудности мировыми судьями». Кроме того, необходимо обеспечить привлечение к ответственности, «когда взятка даётся за совершение должностным лицом действий в пользу третьих лиц, а не взяткодателя, а также когда взятка даётся не непосредственно должностному лицу, а указанному им третьему лицу»;

· подготовка кадров и «повышение квалификации по программам противодействия коррупции» муниципальных и государственных служащих;

· необходимость «активного привлечения к антикоррупционным действиям патриотично и конструктивно настроенных активистов», поддержание деятельности гражданского общества в борьбе с коррупцией;

  • формирование в обществе «антикоррупционного правосознания» и неприятия нарушений закона.

Таковы государственные приоритеты в борьбе с коррупцией. Однако их реализация и, соответственно, осуществление борьбы с коррупцией возложены на государственные и муниципальные органы, которые сами, к сожалению, поражены коррупцией. Следовательно, под воздействием коррупции эти приоритеты и методы борьбы с ней, весьма вероятно, будут искажаться.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-21 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: