Требования к методической системе обучения как одному из условий непрерывности образования




 

Целью параграфа является рассмотрение понятий «готовность к продолжению образования» и «готовность к самообразованию» как основы непрерывного образования.

Реализация непрерывного образования, главный смысл которого заключается в постоянном творческом обновлении, развитии и совершенствовании человека на протяжении всей его жизни, предполагает преодоление ориентации традиционных образовательных процессов на знаниевую парадигму образования. Как отмечают В.Л. Аношкина и С.В. Резванов (ссылка): «…сегодня развитие общества характеризуется вниманием к миру личности, персоналистическими тенденциями в культуре в целом и в образовании в частности. В распространенном понимании непрерывного образования на передний план выдвигается преемственность звеньев его системы. Однако при центрированности на личность акценты смещаются: подчеркивается непрерывность образования в мире личности... Происходит некий парадигматический сдвиг в осмыслении и разработке проблематики непрерывного образования». Некоторые особенности этого «парадигматического сдвига» представлены в исследованиях М.В. Ларина (ссылка):

• теоретическое разукрупнение – отказ от притязаний на построение всеобщей системы непрерывного образования в пользу концептуально выстроенных, но конкретно направленных практико-ориентированных исследований;

• персонализация – ориентация на личность, а не на саму систему как средоточие непрерывно-образовательной деятельности;

• инновационность исследований непрерывного образования, их направленность на создание нового личностно и социально значимого продукта;

• социокультурная ориентация – подход к непрерывному образованию как созданию личностью собственного профессионального и тем самым социокультурного опыта.

В представленных особенностях прослеживается тенденция к индивидуализации непрерывного образования, определяющейся личностными особенностями. Для того, чтобы каждый участник образовательного процесса мог успешно осуществлять непрерывное образование требуется выявление основ данного процесса. Эти основы должны быть одинаковыми по структуре для всех категорий обучающихся (школьников, студентов средних профессиональных учебных заведений, студентов вузов), а их содержание (наполнение) должно определяться личностными особенностями. Формирование этих основ должно целенаправленно осуществляться в учебном процессе и приводить обучающихся к пониманию необходимости постоянного развития и самосовершенствования.

В качестве таких основ в данном исследовании рассматриваются готовность к продолжению образования и готовность к самообразованию в силу того, что:

- процесс формирования готовностей носит личностный характер, определяющийся отношением обучающихся к образовательной деятельности, причем это отношение может изменяться при условии проведения коррекционных мероприятий;

- наличие сформированных готовностей способствует повышению уверенности в успешном осуществлении образовательной деятельности, являясь, таким образом, гарантом психологической комфортности;

- процесс формирования рассматриваемых готовностей может быть осуществлен на любой ступени обучения, как в школе, так и в учреждениях среднего профессионального образования или в вузах;

- процесс формирования готовностей обладает преемственностью при переходе от одной образовательной ступени к последующей, путем постепенного смещения акцентов с формирования готовности к продолжению образования к формированию готовности к самообразованию для обеспечения плавного перехода от обучения в формальных структурах к самообразованию.

Для того чтобы определить, что понимать под готовностью к продолжению образования и готовностью к самообразованию в рамках реализации непрерывного образования, рассмотрим структуру готовности к деятельности, Для этого обратимся к теории М.С. Кагана [108, стр21-31 Кулибаба]. Автор предлагает следующее обоснование структуры процесса деятельности:

‑ любая целенаправленная активность субъекта должна иметь внутреннюю мотивацию, выработка которой – первая задача психики;

‑ мотивация деятельности должна преобразовываться в конкретную ориентацию этого процесса, выражающуюся в целеполагании и разработке плана, программы действий;

‑ стратегия и тактика деятельности могут быть реализованы лишь при наличии некой операционной базы, при помощи которой действие непосредственно осуществляется, то есть психика должна владеть этими исполнительскими механизмами, уметь оперировать ими.

Приведенная структура деятельности может быть представлена в виде следующей схемы.

 

 

Согласно представленной структуре деятельности под готовностью к продолжению образования будем понимать такое психическое состояние личности, при котором осознаются значимость образовательной деятельности, требования, предъявляемые этой деятельностью по отношению к личности, способы выполнения этих требований, а также умения проводить самооценку выполняемой деятельности. Готовность к продолжению образования – основа, отвечающая за продолжение образования в формальных структурах (колледжах, вузах, послевузовское образование).

Перейдем к рассмотрению понятия «готовность к самообразованию». Прежде всего, отметим, что в настоящее время нет общепринятого определения понятия «самообразование». При анализе литературы нам удалось выявить несколько подходов к определению этого понятия.

В первом подходе самообразование рассматривается как процесс самостоятельного получения знаний с отсутствием внешнего контроля и высокой целеустремленностью (Н.Д. Хмель, Н.Д. Иванова), «процесс совершенно самостоятельного учения человека» (В. Оконь); второй подход определяет самообразование как «специально организованную, систематическую, познавательную деятельность, направленную на достижение определенных результатов» (Г.М. Коджаспирова); в третьем подходе под самообразованием понимается «вид творческой деятельности» (А.М. Матюшкин).

К основным чертам самообразования, согласно представленным подходам, можно отнести следующие:

- самообразование – специально организованный вид деятельности;

- эта деятельность осуществляется без внешнего контроля и определяется личностными потребностями субъекта;

- целью самообразования является систематическое получение новых знаний.

Основываясь на вышесказанном, под готовностью к самообразованию будем понимать такое психическое состояние личности, которое позволяет систематически осуществлять образовательную деятельность, при отсутствии внешнего контроля. Готовность к самообразованию – основа, отвечающая за самостоятельное получение новых и совершенствование уже имеющихся профессиональных знаний и умений.

Структуру готовности к деятельности рассматривали многие исследователи. В отечественной науке широкое признание получил подход к выявлению компонентов готовности, отраженный в работах М.И. Дьяченко, Л.А. Кандыбовича, В.А. Пономаренко и основанный на структуре деятельности М.С. Кагана. Авторами в общей структуре готовности выделены следующие компоненты в виде определенных блоков (ссылка):

- мотивационный блок (ответственность за выполнение задачи, чувство долга);

- ориентационный блок (знания и представления об особенностях и условиях деятельности, ее требованиях к личности);

- операционный блок (владение способами и приемами деятельности, необходимыми знаниями, навыками, умениями, процессами анализа, синтеза, сравнения, обобщения и др.);

- волевой блок (самоконтроль, самомобилизация, умение управлять действиями, из которых складывается выполнение обязанностей);

- оценочный блок (самооценка своей подготовленности и соответствия процесса решения профессиональных задач оптимальным образом).

Первые три блока обеспечивают реализацию деятельности, последние два блока направлены на преодоление возникающих при этом затруднений и оценку осуществленной деятельности.

Отметим, что некоторые компоненты готовности к продолжению образования и готовности к самообразованию могут пересекаться, однако формирование готовности к самообразованию и формирование готовности к продолжению образования – это два нетождественных процесса. Готовность к самообразованию предполагает наличие высокой целеустремленности, умений самостоятельно выбирать источники познания и формы самообразования, а также умений проводить самооценку результатов выполняемой деятельности с позиции соответствия самостоятельно поставленным целям. Готовность к продолжению образования не требует наличия перечисленных умений. Готовность к продолжению образования – необходимое условие продолжения образования в формальных структурах, готовность к самообразованию – необходимое условие осуществления самостоятельной образовательной деятельности. Кроме того, успешное формирование готовности к самообразованию возможно осуществить только при наличии определенного «фундамента», позволяющего самостоятельно осуществлять образовательную деятельность. Этим «фундаментом» и является готовность к продолжению образования.

Проблемам формирования готовности к продолжению образования и готовности к самообразованию в учебном процессе посвящены исследования Г.И. Аникиной, Л.К. Тучкиной и др., однако при этом указываемые готовности рассматриваются лишь как условие успешного перехода либо к следующей ступени обучения, либо к самостоятельной образовательной деятельности. Формирование же данных готовностей как основы непрерывного образования – более глобальный подход, предполагающий построение целой системы организационно-методических условий по формированию данных готовностей, охватывающей все ступени обучения. Построение такой системы условий включает в себя следующие этапы:

1. Выявление и описание составных компонентов готовности к продолжению образования и готовности к самообразованию, формируемых на протяжении всего периода обучения в формальных структурах.

2. Конкретизация составных компонентов готовностей для каждой образовательной ступени.

3. Отбор (разработка) организационно-методических условий, обеспечивающих формирование компонентов готовностей в учебном процессе.

4. Формирование компонентов готовностей посредством выбранных условий.

Первый этап уже рассмотрен нами при описании компонентов готовности к деятельности, состоящей из пяти блоков: мотивационного, ориентационного, операционного, волевого и оценочного.

На втором этапе общая структура готовностей нуждается в конкретизации для каждой ступени обучения. В процессе конкретизации необходимо учитывать следующие положения, влияющие на определенные структурные блоки:

1. Уровень осознания необходимости продолжения образования, определяемый возрастными особенностями обучающихся – для конкретизации мотивационного блока.

2. Степень сформированности умений осуществлять образовательную деятельность, наличие опыта профессиональной деятельности – для конкретизации ориентационного блока.

3. Уровень владения конкретными предметными знаниями, умениями необходимыми для продолжения образования – для конкретизации операционного блока.

4. Характер затруднений, обусловленных выполняемой образовательной деятельностью – для конкретизации волевого блока.

5. Уровень требований, необходимых для дальнейшего продолжения образования (самообразования) – для конкретизации оценочного блока.

Как уже отмечалось выше, при переходе от одной образовательной ступени к последующей происходит смещение акцентов с формирования готовности к продолжению образования на формирование готовности к самообразованию. Так, если в школе главное внимание уделяется формированию готовности к продолжению образования, то в учреждениях высшего профессионального образования (ВПО) на первый план выходит формирование готовности к самообразованию. Учреждения среднего профессионального образования (СПО) представляются в данном контексте уникальными, поскольку в них соотношение формирования готовности к продолжению образования и готовности к самообразованию является примерно одинаковым. Это объясняется, прежде всего, тем, что часть выпускников этих учреждений продолжит образование в вузах, а часть начнет осуществлять профессиональную деятельность. В силу этих причин содержание блоков для ступеней среднего профессионального образования и высшего профессионального образования в структуре готовности к самообразованию представляются идентичными, что позволяет говорить о едином содержательном аспекте для двух ступеней профессионального образования. Мы не рассматриваем структуру готовности к самообразованию для ступени среднего общего образования, поскольку на данном этапе обучения она не может быть сформирована на уровне, достаточном для обеспечения непрерывного образования. Также мы не рассматриваем готовность к продолжению образования на ступени ВПО, поскольку для осуществления самообразования на данном этапе главную роль играет готовность к самообразованию.

Приведем сравнительную характеристику структурных компонентов готовности к продолжению образования и готовности к самообразованию, разработанную с учетом вышеперечисленных положений для трех основных ступеней обучения.

Таблица

Сравнительная характеристика структурных компонентов готовности к продолжению образования и готовности к самообразованию по трем ступеням обучения

Готовность к продолжению образования Готовность к самообразованию
Среднее общее образование Среднее профессиональное образование Высшее профессиональное образование
Мотивационный блок: осознание необходимости получения профессионального образования Мотивационный блок: осознание необходимости профессионального совершенствования Мотивационный блок: осознание необходимости постоянного профессионального самосовершенствования
Ориентационный блок: информированность о путях получения профессионального образования, информированность о требованиях к продолжению образования по выбранной специальности, владение общеучебными действиями Ориентационный блок: информированность о путях продолжения профессионального образования, наличие опыта профессиональной деятельности, владение общекультурными и профессиональными компетенциями Ориентационный блок: наличие умений выбирать источники познания и формы самообразования, наличие умений планировать свою деятельность и время, владение общекультурными и профессиональными компетенциями
Операционный блок: предметными знаниями и умениями, необходимыми для получения профессионального образования Операционный блок: владение предметными и профессиональными знаниями и умениями, необходимыми для продолжения образования Операционный блок: владение предметными и профессиональными знаниями и умениями, необходимыми для осуществления самостоятельной образовательной деятельности
Волевой блок: наличие умений преодолевать трудности, обусловленные учебной деятельностью, умения осуществлять деятельность в соответствии с установленными нормами Волевой блок: наличие умений преодолевать затруднения, обусловленные как учебной, так и профессиональной деятельностью, умения осуществлять деятельность в соответствии с установленными нормами Волевой блок: наличие умений самостоятельно преодолевать трудности, обусловленные образовательной деятельностью
Оценочный блок: наличие умений оценивать учебную деятельность с позиции соответствия предъявляемым требованиям, необходимым для получения профессионального образования Оценочный блок: наличие умений оценивать свою учебную и профессиональную деятельность в соответствии с требованиями, необходимыми для продолжения профессионального образования Оценочный блок: наличие умений адекватно оценивать свою деятельность с позиции соответствия самостоятельно поставленным целям, наличие критичности
       

 

Из приведенной таблицы видно, что некоторые элементы блоков для ступени среднего общего образования и среднего профессионального образования перекрываются, что не только не противоречит содержательному наполнению блоков, но и наоборот подчеркивает преемственность данных ступеней. Такое структурно-содержательное представление компонентов готовностей способствует построению полной картины процесса формирования рассматриваемых готовностей как основы непрерывного образования и позволяет провести покомпонентный отбор организационно-методических условий, обеспечивающих их формирование.

На третьем этапе рассмотрения изучаемых готовностей как основ непрерывного образования необходимо произвести отбор условий, обеспечивающих формирование блоков данных готовностей.

Определяющим (основным) блоком из рассматриваемых пяти является мотивационный блок, поскольку включает в себя элементы, отвечающие за осознание необходимости постоянного саморазвития через получение новых знаний. Формирование данного блока должно целенаправленно осуществляться на протяжении всего периода обучения на уровне, определяющемся возрастными особенностями восприятия обучающихся. Так, школьникам важно показать многообразие существующих видов профессиональной деятельности, проинформировать о путях и способах продолжения образования. Для студентов средних профессиональных учебных заведений важно донести идею о необходимости постоянного профессионального совершенствования, достичь которого можно двумя путями: либо продолжив обучение в вузе, либо путем самообразования. Студенты высших учебных заведений должны быть готовы к самостоятельному профессиональному совершенствованию. Для достижения заявленных целей на любой ступени обучения необходимо создание ситуаций, требующих применения новых или совершенствования уже имеющихся знаний. Такие ситуации могут быть созданы различными способами, выбор которых определяется, прежде всего, ступенью обучения.

Следующим блоком в структуре готовности является ориентационный блок, включающий в себя знания и представления об особенностях образовательной деятельности. Формирование данного блока присутствует в любом учебном процессе.

Формирование операционного блока включает в себя формирование предметных знаний и умений, необходимых для получения (совершенствования) выбранной профессии. Формирование данного блока также присутствует в любом учебном процессе.

Для формирования волевого блока у обучаемых необходимо обеспечить постепенный переход к самостоятельному преодолению затруднений, обусловленных учебной деятельностью.

Формирования оценочного блока предполагает наличие у обучаемых сформированных умений оценивать собственную учебную (профессиональную) деятельность с позиции соответствия поставленным целям.

Таким образом, для того чтобы обеспечить формирование готовности к продолжению образования и готовности к самообразованию необходимо на любой ступени обучения создать условия для формирования мотивационного, волевого и оценочного блоков (ориентационный и операционный блоки формируются в любом учебном процессе). Для этого, в свою очередь, необходимо чтобы:

1) процесс обучения демонстрировал необходимость постоянного совершенствования имеющихся и практическую направленность получаемых знаний (формирование мотивационного компонента);

2) процесс обучения имел тенденцию к самостоятельному выполнению заданий (формирование волевого блока);

3) процесс обучения предполагал частичную передачу обучающимся функций обучающих, в частности функцию оценивания (формирование оценочного компонента).

Для реализации перечисленных выше положений необходима специальная организация учебного процесса. Поскольку основой любого учебного процесса является методическая система обучения, то именно ее мы будем рассматривать в качестве основного организационно-методического условия, обеспечивающего формирование компонентов рассматриваемых готовностей. Данный выбор обусловлен следующими причинами:

1) возможностью охвата всех составных компонентов учебного процесса для достижения заявленной цели – формирования блоков готовностей;

2) возможностью использования данного организационно-методического условия на любой ступени обучения;

3) возможностью учета образовательных интересов и потребностей каждого учащегося, то есть индивидуализации непрерывного образования (или лучше процесса обучения?).

В следующем параграфе будут рассмотрены особенности методической системы обучения как условия формировании готовности к продолжению образования и готовности к самообразованию.




Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-07 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: