Требования к методической системе обучения как одному из условий непрерывности образования




 

Целью данного параграфа является рассмотрение понятия «методическая система обучения», выделение особенностей методической системы обучения как основы непрерывного образования.

Прежде, чем перейти к описанию (разработке) методической системы, обеспечивающей формирование готовности к продолжению образования и готовности к самообразованию, рассмотрим основные подходы к определению понятий «система» и «методическая система обучения».

Понятие «система» возникло в глубокой древности и долгое время оставалось, не смотря на широкое употребление, категорией теоретически неразработанной. Слово «systema» на греческом языке означает «составление» и отражает тот простой опыт, что вещи не являются «аморфными», «нерасчлененными» и при ближайшем рассмотрении оказываются «составленными из частей, которые можно расчленить» (Леске М., Редлов Г., Штилер Г. Почему имеет смысл спорить о понятиях: Пер. с нем. М., 1987).

В настоящее время существует большое количество определений понятия «система».

В «Толковом словаре» С.И. Ожегова дается следующая трактовка понятия «система»: 1. Определенный порядок в расположении и связи частей чего-нибудь, в действиях. 2. Форма организации чего-нибудь. 3. Нечто целое, пре дставляющее собой единство закономерно расположенных и находящихся во взаимной связи частей (ссылка).

Г.В. Афанасьев (Общество: системность, познание и управление – М.: Политиздат, 1981. – 432 с. С. 19) под системой понимает «совокупность объектов, взаимодействие которых вызывает появление новых интегративных качеств, не свойственных отдельно взятым образующим систему компонентам».

В.Н. Садовский (Основания общей теории систем. Логико-методологический анализ – М.: Наука, 1974. – 251 с. С. 103) системой называет «упорядоченное определенным образом множество элементов, взаимосвязанных между собой и образующих некоторое целостное единство».

А.И. Уемов (Системный подход и общая теория систем – М.: Мысль, 1978. – 272 с. С. 117) определяет систему как «множество объектов, на котором реализуется определенное отношение с фиксированными свойствами».

Различие путей к определению понятия «система», как отмечает А.И. Уемов, обуславливаются характером системного исследования. «В конкретных системных разработках, имеющих дело с ограниченными классами объектов и задач, понятие «система»… является выражением специфических признаков того класса объектов, которые здесь исследуются» (А.И. Уемов Системный подход и общая теория систем – М.: Мысль, 1978. – 272 с.). Между тем в различным трактовках понятия «система» можно выделить общее, присущее каждому определению.

Во-первых, система – совокупность каких-либо элементов, с определенными связями между ними. Во-вторых, наличие этих связей приводит к появлению у системы новых качеств, не характерных для составных элементов вне системы. В-третьих, система обладает целостностью: образующие систему элементы рассматриваются как единое целое благодаря наличию связей.

В методологическом отношении для педагогических исследований значимы следующие положения системного подхода:

1) система - целостное образование;

2) система в структурном отношении характеризуется аспектом состояния и аспектом движения, развития, динамики;

3) система как целое характеризуется своими функциями, через которые она включается в более сложные системы; эти функции порождает структура, которая обусловливает функции системы в целом, а также ее частей и элементов;

4) педагогическая система характеризуется целесообразностью, то есть стремлением к достижению целей, что является одним из ее системообразующих факторов;

5) системе присуща иерархичность строения, которая зависит от степени взаимосвязи ее частей и элементов;

6) в системе различают процессы функционирования и развития; процессы функционирования отражает структура состояния, процессы развития - динамическая структура.

В педагогических исследованиях большое распространение получили педагогические системы.

Педагогическая система – целостное единство всех факторов, способствующих достижению поставленных целей развития человека (ссылка). Педагогическая система, являясь элементом более широкой, социальной системы, отражает особенности общественно-исторических систем, и в частности особенности их становления и развития. Длительная эволюция педагогических систем в настоящее время представлена достаточно развитой, гибкой и совершенной структурой. В.П. Беспалько (ссылка) выделяет в составе педагогической системы следующие основные элементы, порождающие эту систему:

- цели воспитания;

- учащиеся;

- преподаватели или опосредующие их педагогическую деятельность технические средства обучения;

- содержание образования;

- организационные формы педагогической деятельности;

- дидактические процессы или способы осуществления педагогического процесса.

Исследователи педагогических систем (ссылка) выделяют в них подсистемы, являющиеся целостными системами, - методические системы обучения.

Термин «методическая система обучения» впервые употребил в 1972 году А.М. Пышкало применительно к обучению математике в начальной школе в том же значении, что и «методика обучения» (Минькович Т.В. Что такое методическая система обучения? – Стандарты и мониторинг в образовании, 2009. - №4. - С. 29). В 1975 году А.М. Пышкало выделил пять взаимосвязанных компонентов методической системы: цель, содержание, формы, методы и средства обучения (Пышкало А.М. Методическая система обучения геометрии в начальных классах, 1975.) и представил их в виде пятиугольника («звездочка Пышкало»). (Приложение 1.)

В дальнейшем понятие методической системы расширялось и уточнялось многими исследователями.

В.В. Краевский (ссылка) определяет методическую систему как целостную модель педагогической деятельности, которая затем конкретизируется в проекте этой деятельности.

Н.Л. Стефанова в понятие «методическая система обучения» вкладывает следующее содержание: это «модель, отражающая различные компоненты процесса обучения, включающая цели, содержание, методы и формы, средства и планируемые результаты обучения» (ссылка).

А.П. Тряпицына рассматривает методическую систему обучения как «совокупность условий реализации методической идеи». При этом условиями реализации являются элементы педагогического процесса (ссылка).

По мнению Л.М. Глушковой, методическая система обучения – «совокупность технологии обучения и соответствующего метода обеспечения» (Глушкова Л.М. Методическая система математической подготовки студентов технических вузов на основе личностноориентированного подхода, с. 24).

Как отмечает В.Г. Крысько (Крысько В.Г. Психология и педагогика: Схемы и комментарии. – М.: Владос-Пресс, 2001. – 368 с.), методическая система обучения – «совокупность взаимосвязанных и взаимообусловленных методов, форм и средств планирования и проведения, контроля, анализа, корректирования учебного процесса, направленных на повышение эффективности обучения».

По мнению В.М. Жучкова (Жучков В.М. Теоретические основы концепции модернизации предметной области «Технология» для педагогических вузов: монография. — СПб.: РГПУ им. А.И. Герцена, 2001. – 246 с.), методическая система – «информационная модель, в которой представлены и описаны все взаимосвязанные элементы и сформулированы требования к организации процесса обучения».

Н.В. Кузьмина описывает методическую систему учителя следующим образом: «методическая система учителя – совокупность взаимосвязанных компонентов: цели, методический стиль учителя и организационные формы, необходимые для создания целенаправленного и строго определенного педагогического воздействия на формирование личности с заданными качествами и на реализацию учебно-воспитательного процесса».

Н.В. Кузьмина выделяет следующие признаки методической системы учителя:

- полнота компонентов;

- наличие связей и зависимостей между компонентами;

- наличие ведущего звена, ведущей идеи, необходимых для объединения компонентов;

- появление у компонентов общих качеств.

В «Педагогическом словаре» Г.М. Коджаспировой (Педагогический словарь: для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений. – М.: Академия, 2001) методическая система определяется как «совокупность взаимосвязанных средств, методов, процессов, необходимых для создания организованного, целенаправленного педагогического влияния на формирование личности с заданными качествами».

В работе И.Б. Готской (Маркетинговое проектирование методической системы обучения информатике студентов педвузов: Монография. – СПб., 1999.) под методической системой обучения учебной дисциплине понимается «совокупность взаимосвязанных элементов – содержания, форм, методов и средств учебной деятельности, направленная на удовлетворение социально-индивидуальных, корпоративно-индивидуальных и индивидуальных потребностей в знаниях, умениях и навыках по учебной дисциплине индивидуумов при диалектическом взаимодействии субъектов образовательного процесса».

А.М. Новиков характеризует методическую систему как «общую направленность обучения в зависимости от поставленной цели: методы выступают способами реализации целей и содержания, воплощением психологических механизмов обучения и учения. Преимущество ориентации на методические системы заключается в том, что открывается возможность упростить процедуру выбора конкретных методов и сделать ее более целостной, гармоничной» (Новикова А.М. О развитии методических систем).

Т.А. Бороненко предлагает применительно к методической системе (Бороненко Т.А. Теоретическая модель системы методической подготовки учителя информатики):

1) расположить цели вне системы;

2) расширить множество элементов методической системы путем добавления в качестве элементов:

а) ожидаемые результаты обучения;

б) технологии отбора содержания, методов, форм и средств обучения;

в) технологии установления связей между элементами методической системы.

М.В. Рыжакова считает, что, для того чтобы определить содержание понятия «методическая система обучения», необходимо рассмотреть это понятие на двух уровнях:

1) как теоретическую модель достаточно высокого уровня обобщения, назначение которой – быть одновременно и познавательным средством изучения реальной практики, и инструментом для практического совершенствования действующей методической системы обучения.

2) как реальную практику обучения, которую можно определить понятием «технология обучения».

Таким образом, в настоящее время можно выделить следующие точки зрения на методическую систему обучения:

1. Методическая система отождествляется с обучением, то есть с реальным процессом (А.М. Пышкало, А.М. Новиков, В.Г. Крысько). Сходную позицию занимают те ученые, которые определяют методическую систему обучения как совокупность взаимосвязанных элементов учебной деятельности или разновидность педагогической системы, понимая при этом последнюю как педагогический процесс (А.П. Тряпицына, И.Б. Готская, Н.В. Кузьмина, Г.М. Коджаспирова).

2. Методическая система рассматривается как модель (основа) процесса обучения (Т.Ю. Китаевская, Т.А. Бороненко, В.В. Краевский, Н.Л. Стефанова, Н.И. Рыжова).

3. Методическая система является одновременно и процессом обучения, и его моделью (основой) (М.В. Рыжакова, Л.М. Глушкова).

Перечисленные подходы сходны в том, что методическая система обучения – дидактическая структура, включающая взаимосвязанные компоненты и направленная на повышение эффективности образовательного процесса. Поскольку в рамках данного исследования мы рассматриваем непрерывное образование как процесс развития и подразумеваем активное включение личности в деятельность, то методическую систему обучения будем определять, основываясь на первой точке зрения (методическая система – реальный процесс), и понимать под ней совокупность взаимосвязанных элементов учебной деятельности. В качестве определения методической системы обучения примем определение, предложенное А.М. Пышкало, поскольку оно включает в себя все основные компоненты учебного процесса (цель, содержание, формы, методы и средства), что предполагает включение личности в образовательную деятельность на всех этапах обучения. Результаты обучения, которыми многие исследователи дополняют систему А.М. Пышкало, мы не рассматриваем, поскольку результатом непрерывного образования является всестороннее развитие личности, спрогнозировать которое не представляется возможным. Мы можем повлиять лишь на формирование основ непрерывного образования – готовности к продолжению образования и готовности к самообразованию.

Естественно, что любая методическая система обучения в определенной степени способствует формированию блоков готовности к продолжению образования и готовности к самообразованию, поскольку заведомо предполагает наличие в своей структуре компонентов, положительно влияющих на блоки рассматриваемых готовностей. В качестве таких компонентов могут выступать мотивационные моменты, включенные в содержание образования; методы обучения, предполагающие самостоятельный поиск и отбор информации; средства обучения, предполагающие использование дополнительной информации и т.д. Однако, формирование готовности к продолжению образования и готовности к самообразованию осуществляется в данном случае стихийно и не контролируется преподавателем, поскольку в целевой компонент методической системы обучения изначально такая цель не была заложена.

Известно, что лидирующим (основополагающим) компонентом любой методической системы обучения является целевой компонент. Приняв цели обучения за начальное условие методической системы обучения (термин «начальное условие» предложен Т.А. Бороненко), опишем динамику изменения методической системы обучения в соответствии с заявленными целями, а именно – формирование готовности к продолжению образования и готовности к самообразованию.

Методические системы обучения, в целевом компоненте которых отсутствует сформулированная цель, мы будем называть в рамках данного исследования «традиционными методическими системами обучения», методические системы, в целевых компонентах которых данная цель присутствует, будем называть «методические системы обучения, формирующие основы непрерывного образования».

Отметим, что в настоящее время разработано большое количество методических систем обучения, обеспечивающих преемственность между определенными образовательными ступенями (ссылки) (например, школа-колледж, школа-вуз). При таком подходе к построению методических систем обучения авторы видят сущность непрерывного образования в преемственности содержания образования, методов, форм и средств обучения при переходе от одной образовательной ступени к последующей, ставя, таким образом, в центр образовательной системы механизмы осуществления непрерывного образования, а не личность обучающихся с ее потребностями и интересами. Другими словами, реализация непрерывного образования осуществляется с помощью специально организованной системы обучения, а не исходит из потребностей личности обучающихся. Для того чтобы традиционная методическая система обучения была трансформирована в методическую систему обучения, формирующую основы непрерывного образования, необходимо трансформировать каждый компонент традиционной методической системы обучения таким образом, чтобы он способствовал формированию одного или нескольких блоков готовностей.

В научно-методической литературе разработаны положения, определяющие направления желательной перестройки методической системы, то есть направления ее совершенствования. Эти положения А.М. Пышкало назвал «принципами совершенствования методической системы обучения» (ссылка). В качестве таких принципов примем следующие:

1. Принцип целенаправленности (предложен А.М. Пышкало): направления и результаты совершенствования методической системы в целом и ее компонентов, в частности, должны быть адекватны целям обучения.

2. Принцип взаимосвязанности (предложен Т.А. Бороненко): при изменении компонентов методической системы необходимо определять вызываемые этим последствия для всех других компонентов и учитывать их.

3. Принцип полноты (предложен Т.А. Бороненко): при совершенствовании методических систем следует уделять внимание каждому ее элементу.

В исследовании Т.А. Бороненко представлены следующие закономерности функционирования методических систем обучения (Бороненко Т.А. Теоретическая модель системы методической подготовки учителя информатики, д.п.н., СПб, 1997, с.53-54):

1. Закономерности, связанные с внутренним строением самой системы: изменение одного или нескольких компонентов влечет необходимость изменения всей системы в целом.

2. Закономерности внешних связей системы, определяемые тем, что любая методическая система функционирует на определенном социальном и культурном фоне, оказывающем на нее решающее воздействие. Такого рода воздействия могут испытывать как все компоненты системы в целом, так и по отдельности. Наиболее ярким образом указанное воздействие направляется на лидирующий компонент – цели обучения: общество формирует социальный заказ, посредством которого определяются цели обучения любому предмету.

Приняв в качестве основополагающих принципов перечисленные направления совершенствования, а также закономерности функционирования методических систем обучения, опишем динамику изменения традиционной методической системы.

Итак, методическая система обучения, формирующая основы непрерывного образования должна удовлетворять следующим требованиям:

1. Процесс обучения должен демонстрировать необходимость постоянного совершенствования имеющихся и практическую направленность получаемых знаний (формирование мотивирующего блока, реализуется за счет всех компонентов методической системы).

2. В процессе обучения должно осуществляться целенаправленное формирование общеучебных и специальных приемов деятельности (формирование ориентационного блока).

3. Процесс обучения должен быть ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся (формирование операционного компонента).

4. Процесс обучения должен быть построен таким образом, чтобы формировать у обучающихся способность к самостоятельному преодолению всех возникающих трудностей (формирование мотивационного компонента).

5. Процесс обучения должен быть организован таким образом, чтобы у обучающихся была возможность оценивать свою учебную деятельность с позиции требований, необходимых для продолжения образования по выбранной специальности (формирование оценочного компонента).


Выводы по первой главе

1. Анализ нормативных документов, психолого-педагогических и научно-методических исследований позволил выделить отличительные особенности непрерывного образования как процесса личностного развития на протяжении всей жизни. Под непрерывным образованием мы понимаем процесс целенаправленного развития личности на основе готовности к продолжению образования и готовности к самообразованию.

2. В результате


Глава 2.

2.1 Определение целей обучения математике студентов технических колледжей в свете концепции непрерывного образования

Реализацию непрерывного образования как целенаправленное развитие личности на основе формирования готовности к продолжению образования и готовности к самообразованию будем рассматривать на примере системы колледж-вуз для технического профиля обучения. Данный выбор обусловлен отсутствием исследований, посвященных проблеме выявления и описания условий, обеспечивающих непрерывность образования в рассматриваемой системе.

Среднее профессиональное образование (СПО) является одним из ключевых векторов модернизации всей образовательной системы в современной России. Основной целью среднего профессионального образования является подготовка специалистов среднего звена и создание условий для развития личности в образовательном процессе (ссылка).

Программы среднего профессионального образования в настоящее время реализуют два вида учебных заведений: техникумы (училища) и колледжи. В техникумах реализуются основные профессиональные образовательные программы среднего профессионального образования базового уровня, а колледжи осуществляют профессиональные образовательные программы среднего профессионального образования базового и повышенного уровней.

Процесс обучения в системе СПО имеет практическую направленность, основной акцент делается на приобретение практических умений и навыков. На первом году обучения студенты осваивают программу среднего (полного) общего образования, в последующие годы студенты изучают преимущественно дисциплины профессионального цикла и междисциплинарные комплексы.

Итак, основная цель СПО - подготовка специалистов среднего звена и создание условий для развития личности в образовательном процессе. Для реализации непрерывного образования трансформируем цель СПО следующим образом: подготовка специалистов среднего звена, готовых к продолжению образования и/или самообразованию. Для достижения сформулированной цели ее необходимо конкретизировать, разбив на микро-цели, то есть осуществить процесс уточнения целей.

Сформулированную цель будем конкретизировать по каждому блоку структуры готовностей к продолжению образования и самообразованию:

- мотивационный блок – подготовка специалиста среднего звена, осознающего (понимающего) необходимость постоянного профессионального развития и совершенствования, мотивированного на продолжение образования, получение новых знаний и умений;

- ориентационный блок – подготовка специалиста среднего звена, владеющего общекультурными и профессиональными компетенциями, способного к самостоятельному решению профессиональных задач;

- операционный блок – подготовка специалиста среднего звена, владеющего предметными знаниями и умениями на уровне, достаточном для успешного осуществления профессиональной деятельности и продолжения образования, а также самообразования;

- волевой блок – подготовка специалиста среднего звена, способного к самостоятельному преодолению затруднений, обусловленных профессиональной и образовательной деятельностью;

- оценочный блок – подготовка специалиста среднего звена, способного к адекватной оценке своей профессиональной и образовательной деятельности с позиции соответствия поставленным целям.

Таким образом, для достижения заявленной цели – подготовка специалиста среднего звена, готового к продолжению образования и/или самообразованию, необходимо достижение целей по каждому блоку готовностей.

Для достижения целей по каждому блоку необходимо



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-07 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: