Правовые аспекты вхождения российского образования в мировое образовательное пространство




Стратегия и направления модернизации российского образования и его вхождения в международное образовательное пространство. Нормативно-правовые основы модернизации отечественного образования.

В Концепции долгосрочного социально-экономического развития России до 2020 года образование рассматривается как один из результатов инновационного развития и как необходимое условие для системных изменений во всех сферах жизнедеятельности государства.

Модернизация образования является в настоящее время ведущей идеей и центральной задачей российской образовательной политики.

Модернизация образования — это комплексное, всестороннее обновление всех звеньев образовательной системы и всех сфер образовательной деятельности в соответствии с требованиями современной жизни, при сохранении и умножении лучших традиций отечественного образования. Это пересмотр принципов функционирования системы образования, унаследованных от ушедшей эпохи. Это масштабные изменения в содержании, технологии и организации самой образовательной деятельности. Это изменения в образовательном мировоззрении, в образовательной политике.

Основная цель стратегии – повышение доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного развития экономики, современным потребностям общества и каждого гражданина.

Соответствие требованиям инновационного развития и современным потребностям общества и каждого гражданина предполагает:

· Определение требований инновационного развития к образованию;

· Определение потребностей общества и каждого гражданина в области образования;

· Установление необходимого или приемлемого соответствия образования этим требованиям.

Для достижения стратегической цели необходимо решить четыре основные задачи:

· Обеспечение инновационного характера базового образования;

· Модернизация институтов образования как инструментов социального развития;

· Создание современной системы непрерывного образования;

· Формирование системы оценки качества и востребованности образовательных услуг с участием потребителей, участие в международных сопоставительных исследованиях.

 

Модернизация образования — это масштабная программа государства, в рамках которой разработан и уже реализуется план конкретных мероприятий. Среди них выделим те, которые относятся к общеобразовательной школе:

1) обновление содержания образования и совершенствование механизмов контроля за его качеством;

2) разработка и принятие государственных стандартов общего образования; разгрузка содержания образования;

3) введение единого государственного экзамена;

4) введение профильного обучения на старшей ступени общеобразовательной школы.

Стратегическое значение для модернизации российского образования имеют и ра­нее принятые документы: «Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года» (2011), «Стратегия национальной безопасности Российской Федера­ции до 2020 года» (2009) и «Концепция долгосрочного социально-экономического развития Рос­сийской Федерации на период до 2020 года» (2008), представляющая собой первый вариант «Стратегии-2020».

Непосредственно в сфере образования стратегический характер носят на современ­ном этапе Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» (2012), вступивший в силу с 1 сентября 2013 г., а также «Программа развития образования до 2020 года» (2012) и Распоряжение Председателя Правительства РФ Д.А. Медведева № 2620 «Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности образования и на­уки» (2012), получившее название «дорожной карты».

В анализируемых документах формулируется ряд стратегических принципов, на основе которых должна осуществляться модернизация образования. В целом стра­тегия модернизации системы образования Российской Федерации трактуется в этих документах как официально признанная система стратегических приоритетов, целей и мер в сфере образования, констатирующих состояние системы российского образования и определяющих основные направления развития системы образования на долгосрочную перспективу.

В новом законе, как и в предыдущем, предусматривается обеспечение прав каждого гражданина России на БЕСПЛАТНОЕ дошкольное, общее среднее (в том числе, начальное и основное) и средне-профессиональное и образование. На конкурсной основе можно будет получить бесплатно и высшее образование, но только в том случае, если студент получает образование данного уровня впервые.

Единственные отрасли образования, которых коснулись изменения в плане общедоступности и бесплатности, это начальное профессиональное и послевузовское профессиональное образование - если в старом законе статья 5 гарантировала бесплатность этих отраслей, то в новом законе они уже не упоминаются. Но есть и хорошая новость, новый закон гарантирует не только бесплатность среднего профессионального образования, но и его получение не на конкурсной основе. Другими словами, новым законом создаются максимально благоприятные условия для получения рабочих специальностей, недостаток которых ощущается сегодня на рынке труда особенно остро.

Впервые на законодательном уровне закреплено внедрение и освоение современных образовательных программ, технологий, форм и методов обучения (в том числе, сетевого и электронного обучения на всех уровнях образования). То есть, данные формы обучения, а также дистанционные технологии образования, перешли из разряда "экспериментальных" в полноценные формы обучения, которые не только могут, но и должны внедряться в современных учебных заведениях (кстати, само понятие "учебное заведение" упразднено - вместо него появилось понятие "образовательная организация"). Соответственно новый закон предусматривает использование в образовательном процессе не только печатных, но и электронных ресурсов.

До 1 сентября 2013 года общее образование в России включало в себя три ступени: начальное, основное и полное среднее образование. При этом получить общее среднее образование можно было только в школах (если, конечно, у ребенка не имелось противопоказаний по состоянию здоровья). В новом же законе "Об образовании" программы дошкольного, начального, основного и среднего общего образования признаны преемственными, а получить общее образование можно в любой образовательной организации, осуществляющей образовательную деятельность, а также в форме семейного образования. При этом допускается получение среднего общего образования и в форме самообразования, с правом прохождения промежуточной и итоговой государственной аттестации в образовательных организациях.

Отметим, что если раньше форма получения общего образования регулировалась только на государственном уровне, то сейчас форму обучения определяют родители (или законные представители) несовершеннолетнего обучающегося на основе своих возможностей, требований к образовательной программе и мнения самого ребенка.

 

Правовые аспекты вхождения российского образования в мировое образовательное пространство

Мировое образовательное пространство объединяет национальные образовательные системы разного типа и уровня, значительно различающиеся по философским и культурным традициям, уровню целей и задач, своему качественному состоянию.

В мировой системе образования XX века выделяют следующие тенденции:

1. стремление к демократической системе образования, то есть доступность образования всему населению страны и преемственность его ступеней и уровней, предоставление автономности и самостоятельности учебным заведениям;

2. обеспечение права на образование всем желающим (возможность и равные шансы для каждого человека получить образование в учебном заведении любого типа, независимо от национальной и расовой принадлежности);

3. значительное влияние социально-экономических факторов на получение образования (культурно-образовательная монополия отдельных этнических меньшинств, платные формы обучения, проявление шовинизма и расизма);

4. увеличение спектра учебно-организационных мероприятий, направленных как на удовлетворение разносторонних интересов, так и на развитие способностей учащихся;

5. разрастание рынка образовательных услуг;

6. расширение сети высшего образования и изменение социального состава студенчества (становится более демократическим);

7. в сфере управления образованием поиск компромисса между жесткой централизацией и полной автономией;

8. образование становится приоритетным объектом финансирования в развитых странах мира;

9. постоянное обновление и корректировка школьных и вузовских образовательных программ;

10. отход от ориентации на «среднего ученика», повышенный интерес к одаренным детям и молодым людям, к особенностям раскрытия и развития их способностей в процессе и средствами образования;

11. поиск дополнительных ресурсов для образования детей с отклонениями в развитии, детей-инвалидов.

 

Сегодня в сфере образования наблюдается открытость на международном уровне, интеграционные процессы в образовании, науке, культуре преобразовывают национально-ориентированные потребности в образовании в наднациональные, способствуют удовлетворению не только государственных интересов, но и индивидуально - гражданских. Меняется ситуация и в России.

В сфере среднего образования это организация на постоянной основе обмена учащимися и учителями с зарубежными учебными заведениями; учеба и отдых в летних школах за рубежом; организация совместных с представителями из-за рубежа программ обучения в традиционных школах, учеба в международных школах.

Российские школьники активно принимают участие в международных программах. Одной из самых крупных таких программ является “Международный бакалавриат” International Baccalaureate (IB). Данная программа разработана в Швейцарии в 1968 году, с тех пор получила широкое распространение в мире. Это идеальная модель предуниверситетского образования, единая для всех стран.Ее смысл обеспечить эквивалентность предуниверситесткого образования, полученного в разных странах. Студентов, имеющих аттестат IB, принимают сегодня без экзаменов многие университеты США и Канады, Великобритании и Ирландии, Франции и Бельгии, а также других стран. IB предусматривает возможность несколько циклов подготовки, начиная с детского сада и заканчивая двумя выпускными классами средней школы. Преподавание может вестись на английском, французском или испанском языках.

Новой серьезной тенденцией является интернационализация высшего образования. Из года в год растет число студентов, исследователей и преподавателей, которые получают образование, работают, живут и общаются в интернациональной среде. Сегодня мировую систему высшего образования можно охарактеризовать как открытую социальную систему. Интеграция в системе высшего образования привела к множественности взаимосвязанных структур и уровней образования.

Серьезный вклад в развитие необходимых современному специалисту компетенций в России вносит Интернет-образование. Интернет сегодня предлагает виртуальные курсы, колледжи, университеты, академии, аспирантуру, библиотеки, обучающие порталы, электронные ресурсы разных стран. Новые современные технологии с их инфраструктурой, делающей доступным для информации практически каждый уголок земного шара, обеспечивают трансляцию знаний, обучение образовательными учреждениями, находящимися в разных частях света. Отличительной особенностью сегодняшнего дня является также новый статус учебного туризма в России, который выступает одним из важнейших элементов в структуре наднационального образования. У учебного международного туризма сегодня несколько направлений: обмены между учащимися и специалистами в рамках инициатив международных организаций и учебных заведений разных стран, лагеря для молодежи за рубежом, подготовка к поступлению в вузы, поступление и обучение в вузах за рубежом. Международный учебный туризм включает практически весь набор образовательных услуг, предоставляемых в сфере образования каждой конкретной страной своим гражданам.

Присоединение России к Болонской декларации (2003 г.), принятой большинством европейских стран, означает движение нашей страны в направлении сближения образовательных систем. Цель Болонской декларации - установление европейской зоны высшего образования, а также активизация европейской системы высшего образования в мировом масштабе. Но проблема в том, что национальные системы высшего образования весьма разные, привести их к единообразию весьма трудно.

Среди основных задач, сформулированных в Болонской конвенции, особое значение придается введению в действие таких механизмов осуществления заявленных целей, как

- переход на двухуровневую систему подготовки - бакалавр (undergraduate) и магистр (graduate);

- введение системы кредитов по типу ECTS (европейская система зачетных единиц);

- внедрение Общеевропейского приложения к диплому о высшем образовании для обеспечения возможности трудоустройства европейских граждан и повышения международной конкурентоспособности европейской системы высшего образования;

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: