Тема: Точные и приближённые значения величин.




(Урок введения нового знания)

Цели:

– ознакомиться с понятием округления числа;

– учиться получать приближённые значения величин.

Символы:

Н

П

М

Этапы урока Ход урока Формирование УУД, ТОУУ (технология оценивания учебных успехов)
I. Этап актуализации знаний и постановка проблемы. 1. Организационный момент. 2. Проверка домашнего задания. 3. Индивидуальная работа. 1 2 6 3 4 5 У доски или по карточкам работают 3–6 учащихся. Дидактический материал. С. 109, № 11. 4. Введение нового знания. Задание № 1. Текст в рамке. 5. Открытие нового знания. Задание № 2. Текст?!, текст рамке. Задание № 3. Текст?!, текст рамке. – Посмотрите на разворот учебника. Как вы думаете, что нам сегодня необходимо делать на уроке? – Давайте составим план урока.   Познавательные УУД Развиваем умения: 1. ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг; 2. отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников; 3. добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.); 4. перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать математические факты и объекты;
II. Повторение и закрепление изученного. 3 4 3 2 1 6 7 2 Фронтальная работа. Задание № 4, 5. – Какова цель задания? – Удалось ли правильно решить поставленную задачу? – Вы сделали всё правильно или были ошибки, недочёты? – Вы решили всё сами или с чьей-то помощью? – Какого уровня сложности было задание? – Оцените свою работу.   Задание № 6. 5. делать выводы на основе обобщения умозаключений; 6. преобразовывать информацию из одной формы в другую; 7. переходить от условно-схематических моделей к тексту. Коммуникативные УУД Развиваем умения: 1. доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи (выражение решения учебной задачи в общепринятых формах) с учётом своих учебных речевых ситуаций; 2. доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы; 3. слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения; 4. читать про себя тексты учебников и при этом ставить вопросы к тексту и искать ответы, проверять себя, отделять новое от известного, выделять главное, составлять план; 5. договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).   Личностные результаты 1. придерживаться этических норм общения и сотрудничества при совместной работе над учебной задачей; 2. в созданных совместно с педагогом на уроке ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, как себя вести.     Регулятивные УУД Развиваем умения: 1. самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения совместно с классом 2. совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему; 3. составлять план решения отдельной учебной задачи; 4. работая по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки с помощью класса;
III. Итог урока. – Что нового сегодня узнали? – Чему ещё учились? (Учились ставить цели работы, планировать свою работу, работать в соответствии с заданным планом, оценивать результат своей работы.) – Всё ли получалось? – Над чем ещё надо поработать?   5. в диалоге с учителем и другими учащимися учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев.
IV. Возможное домашнее задание. По усмотрению учителя.  

 

Дата:2.12

Тема: Образ «идеального ребёнка» в детских стихах А. Шишкова, в рассказе «Можно исправиться, когда твёрдо

того захочешь».

Цели:

высказывать и аргументировать своё отношение к прочитанному, в том числе к художественной стороне текста (что понравилось из прочитанного и почему);

видеть в художественном тексте сравнения, эпитеты, олицетворения;

самостоятельно прогнозировать содержание текста по заглавию, фамилии автора, иллюстрации, ключевым словам;

по ходу чтения представлять картины, устно выражать (рисовать) то, что представили;

Этапы урока Ход урока Формирование УУД, ТОУУ (технология оценивания учебных успехов)
Ι. Актуализация знаний.   2 3 1. Беседа с учащимися. – В 1858 году, когда Аксакову было 67 лет, он заканчивал работу над автобиографической повестью «Детские годы Багрова-внука» и решил освежить в памяти детские впечатления от чтения журнала Новикова. Пролистав комплект «Детского чтения», Аксаков написал одному из современников: «Ровно через 60 лет взял в руки эти драгоценные тогда для меня книжки – и поражён был изумлением…» – Итак, прочитав спустя 60 лет знакомые с детства журналы, Аксаков был удивлён… Чем? Какими могли показаться ему эти тексты? – Какими они кажутся вам, современным читателям?   2. Обсуждение сочинений учащихся в стиле нравоучительной статьи. – Сумели ли вы в своих работах сохранить простоту, безыскусность жанра? Познавательные УУД 1.Преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты. 2. Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя. 3.Ориентироваться на развороте учебника. 4.Находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях.
II. Развитие умений. 2 4 2 3 1 2 3 4 Работа с текстом. Работа с текстом до чтения. Знакомство с новым автором. – Могла ли детская литература этого периода быть иной? Чем определялся её характер? – Чего вы ждёте от встречи с новым автором, если известно, что: а) его книги (в том числе и периодику) любил читать Серёжа Аксаков, а детские песенки этого автора называл прелестью; б) он прославился во время войны со Швецией. За командование фрегатом «Николай» царь пожаловал его званием генерал-адъютанта; в) был министром народного просвещения России, президентом Российской академии наук; г) составлял славянский словарь, комментировал древние памятники, в частности «Слово о полку Игореве». Выступал против засилья иностранных слов, называл русский язык простым, чистым, ясным. Писал, что надо говорить не аристократия, а вельможедержатие; не оратор, а (образуйте русское слово) краснослов; д) впервые его имя упоминается в учебнике на с. 61. Высказывания учащихся об их ожиданиях. Работа с текстом во время чтения. 1) Самостоятельное чтение учащимися текстов А.С. Шишкова (с. 79–83). – В чём ваши ожидания оправдались? – Что удивило, оказалось неожиданным? 2) Чтение вслух «Песенки на купание». Беседа после чтения. – Удачно ли выбрано слово «песенка» (вместо «песня»?) – Кто поёт песенку? Почему вы так думаете? – Сколько ребят с удовольствием меняет работу в поле на купание? – Что можете сказать о герое-рассказчике? – Какие строчки захотелось выучить? – Как звучит песенка? (Обратить внимание на две последние строки строф.)   3) Выразительное чтение басни «Ягнёнок». Вопросы до чтения. – Почему меняется тональность чтения? – Что главное в этом тексте? О чём он? – Что напоминает вам это стихотворение? – К кому оно обращено?   4) Выборочное чтение текста «Можно исправиться, когда твёрдо того захочешь». – Найдите в тексте признаки нравоучительной статьи, зачитайте соответствующие фрагменты. Работа с текстами после чтения. – Что объединяет все тексты А.С. Шишкова? – О каком идеальном ребёнке он мечтал? (Создание словесного образа на основе текстов.) – Какими вы их услышали? – Что беспокоило в первую очередь создателей книг для детей Н.И. Новикова и А.С. Шишкова?   – Какой же была детская литература XVIII и XIX веков? – Сравните свой вывод с мнением С. Аксакова, когда он разъясняет, что же его изумило в знакомых книгах спустя 60 лет: «Я нигде не видывал такого отсутствия понимания предмета, как тут, а между тем книжки производили сильное и благотворное впечатление».   – Что мы делали? (Читали текст, отвечали на вопросы по тексту, выказывали своё отношение к героям.) – Какое умение формировали?   Личностные результаты 1.Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать эмоции. 2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией. 3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.   Коммуникативные УУД 1. Развиваем умение слушать и понимать речь других. 2. Выразительно читать и пересказывать текст. 3. Оформлять свои мысли в устной и письменной форме. 4. Умение работать в паре и в группах.   Регулятивные УУД 1. Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя. 2. Проговаривать последовательность действий на уроке. 3. Учиться высказывать своё предположение на основе работы с иллюстрацией учебника. 4.Учиться работать по предложенному учителем плану.    
ΙΙΙ. Итог.   – Как бы вы оценили свою работу на уроке?    
IV. Домашнее задание. Чтение авторского текста, с. 84–85 учебника. Выучить наизусть любой поэтический текст А.С. Шишкова (можно отрывок).    

 

 

Дата:7.12

Тема: Приручение огня

Цели:

– Сформировать представление об ископаемом топливе и его роли в жизни человека.

Оборудование: иллюстрации с изображением способов добычи и использования ископаемого топлива, коллекции «Каменный уголь и его применение», «Нефть и нефтепродукты», «Торф и его применение».

Этапы урока Ход урока Формирование УУД и технология оценивания учебных успехов
Ι. Актуализация знаний и постановка учебной проблемы. 4 3 Беседа. – Что приводит тела в движение или вызывает их изменение? – В каком виде можно запасти и сохранить энергию? – Когда и при каких условиях выделяется энергия? Отвечают на вопросы. – Прочитайте диалог на с. 104. О чём в нём идёт речь? Какой у вас возникает вопрос? – Попробуйте определить тему сегодняшнего урока. –Откуда берётся энергия в хозяйстве человека? –«Топливо». Давайте составим план работы на основе этих вопросов. План. 3   Учитель вместе с детьми составляет план урока. – Что мы сейчас с вами делали? (Планировали нашу деятельность.) –Какое умение формировали?   Познавательные УУД 1.Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов. 2.Представлять информацию в виде схемы. 3. Выявлять сущность, особенности объектов. 4. На основе анализа объектов делать выводы. 5. Обобщать и классифицировать по признакам. 6. Ориентироваться на развороте учебника. 7. Находить ответы на вопросы в иллюстрации.
ΙΙ. Совместное открытие знаний. 4 5 6 7 2 4 3 1. Работа в учебнике. – Как получают и на что тратят энергию растения, животные и человек? (Растения получают энергию солнца, животные и человек получают энергию питательных веществ. Организмы тратят энергию на рост, развитие, движение и другие процессы, связанные с жизнедеятельностью.) – А может ли человек получать и использовать энергию вне своего организма? (Да. Сжигая уголь или дрова, человек получает тепло.) – Выполните задание на с. 104. – Удобно ли пользоваться костром для приготовления пищи и обогрева? (Нет.) Выполняют задание. – Какие приспособления появились у людей для приготовления пищи, обогрева? (Газовые и электрические плиты, печки и обогреватели.) (См. рисунок на с. 104.) – Только ли для домашних нужд необходим огонь? Где ещё он используется? (Человек использует огонь на заводах и фабриках, электростанциях, для движения.) – Что сейчас использует человек для получения огня? Выполните первое задание на с. 105. Выполняют задание. 2. Работа с коллекциями «Торф», «Нефть», «Уголь» (можно по группам) по плану: – Как выглядит полезное ископаемое? – Как оно образовалось? – Как его добывают? Рассматривают коллекции, обсуждают ответы на вопросы плана, выполняют задание. – Почему топливо называют ископаемым? Что получают из ископаемого топлива? (Работа с коллекциями.) – Ископаемое топливо образовалось глубоко под землёй, очень давно. В нём запасена энергия солнца, полученная планетой много лет назад. – Бесконечны ли запасы ископаемого топлива? Что делать человеку, когда эти запасы истощатся? – Как мы ответим на вопрос урока? – Запасы ископаемого топлива когда-нибудь закончатся. Человек будет искать новые виды топлива. – Человек перерабатывает разные виды топлива и получает энергию. – Что мы сейчас делали? – Какие умения формировали? Личностные результаты 1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции. 2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией. 3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности. Регулятивные УУД 1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника. 2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей. 3. Прогнозировать предстоящую работу (составлять план.) 4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
ΙΙΙ. Самостоятельное применение знаний. 4 3 7 2 3 4 3 2 1. Работа по учебнику. Вопросы на с. 106. 2. Работа в рабочей тетради. Два-три задания на выбор в рабочей тетради. Отвечают на вопросы. Выполняют задания. 3.Игра. – Смог бы самолёт летать на паровом двигателе? Почему? – Как бы двигалась машина или паровоз (тепловоз, электровоз) на реактивном двигателе? – Смогла бы ракета взлететь на двигателе внутреннего сгорания? Играют по цепочке: один задаёт вопрос, другой объясняет. 4. Проверочная работа № 15. Задания, которые вызвали у детей затруднения, после замечаний учителя или одноклассников можно выполнить ещё раз в виде другого варианта. Вопросы к ученику, выполнявшему работу (начало формирования алгоритма самооценки): – Что тебе нужно было сделать? – Удалось тебе выполнить задание? – Ты сделал всё правильно или были недочёты? – Ты составил всё сам или с чьей-то помощью? – Какой был уровень задания? – Какие умения формировались при выполнении этого задания? – Сейчас мы вместе с … (имя ученика) учились оценивать свою работу. Коммуникативные УУД 1.Развиваем умение слушать и понимать других. 2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами. 3. Оформлять свои мысли в устной форме. 4. Умение работать в паре и в группах.  
ΙV. Домашнее задание. Чтение учебника (тема 23.) Одно-два задания на выбор. Вопрос: как попадает тепло в твою квартиру? – Посоветуйся с родителями.  
V. Итог урока. 4 Обмен мнениями по результатам выполнения заданий. – Что нового вы узнали на уроке? – Какое топливо и как использует человек?   – Какую работу мы сейчас выполняли? – Чему научились? – Кто с ней справлялся легко? – Кому пока было трудновато? – Кто или что вам помогло справиться? – Кто доволен сегодня своей работой? – Кто хотел бы что-нибудь исправить? Что? Что для этого нужно сделать? – Какую бы отметку вы себе поставили?  

Возможные ответы на задания рабочей тетради.

В задании 1 ученики напишут, что энергия для разведения огня и горения костра была запасена в древесине (усвоенная солнечная энергия в прошлом.)

Выполнив задание 2, школьники получат следующую таблицу.

 

 

На вопрос задания 4 о том, чем уголь лучше дров, ученики могут ответить, что при сжигании уголь даёт больше тепла.

В задании 5 они напишут, что из нефти можно сделать топливо для двигателя внутреннего сгорания, более сильного и мощного, чем паровой двигатель (кроме того, нефть удобнее транспортировать, а главное – её удаётся разделить на отдельные вещества, каждое из которых используется по-разному: бензин, керосин.)

В задании 6 ребята должны доказать, что газ лучше нефтепродуктов. Они могут написать, что газ при сгорании меньше загрязняет воздух.

Выполняя задание 7, ученики могут выделить следующие причины, заставляющие людей искать новые виды топлива: 1) требуется всё больше топлива для техники; 2) требуется топливо, которое не загрязняет природу; 3) запасы многих видов ископаемого топлива истощаются.

В задании 8 школьники должны объяснить, почему не делают самолёты с паровым двигателем. Основная причина этого – малая эффективность парового двигателя, но ребятам проще ответить, что паровому двигателю потребуется так много дров, что самолёт не сможет взлететь.

 

Выполняя задание 9, ребята раскрасят рельс, кирпич, воду (древесина, бумага и керосин горят).

В задании 10 ученики могут написать: «Не оставляй печь открытой – может возникнуть пожар» (рисунок слева); «Не отходи от плиты во время приготовления пищи – она может залить огонь» (средний рисунок); «Не храни горючие материалы дома» (рисунок справа).

 

 

Возможные ответы на задания проверочной работы № 15.

Вариант 1. Необходимый и Повышенный уровни. Парусное судно – сила ветра. Пароход – уголь. Теплоход – солярка. Моторная лодка – бензин. Максимальный уровень (например). Лошадь и сено в прошлом, автомобиль и бензин в настоящем. Печь и дрова в прошлом, котёл и природный газ в настоящем. Мышечная сила (растягивание лука) и еда

в прошлом, ружьё и порох в настоящем.

Вариант 2. Необходимый и Повышенный уровни. Мазут – завод. Солярка – трактор. Керосин – самолёт. Бензин – грузовик. Максимальный уровень (например). Свеча и жир в прошлом, лампочка и уголь в настоящем. Печь и дрова в прошлом, котёл и природный газ в настоящем. Мышечная сила (гребля) и еда в прошлом, моторная лодка и бензин в настоящем.

Дата:10.12

Тема: Как нам жить?

Эта тема – заключительная не только в данном учебнике, но и во всей естественно-научной части курса «Окружающий мир». Она посвящена одной из главнейших проблем, стоящих перед человечеством, – взаимному существованию человека и природы. От решения проблемы рационального природопользования зависит будущее человечества. Но ребята должны не только понимать, как им следует поступать, когда они вырастут. Уже с младшего школьного возраста человеку надо привыкать жить по законам согласия с природой, и поэтому мы сочли возможным и необходимым дать учащимся конкретные рекомендации по природосберегающему поведению. Таким образом, данная тема имеет большое воспитательное значение.

Цели:

– научить учеников находить противоречия между хозяйством человека и природой и предлагать способы их устранения;

– сформировать понятие об экологическом типе хозяйства, гармонично сочетающемся с природой.

Оборудование: иллюстрации с примерами разумного сочетания достижений цивилизации и целостности природы.

 

Этапы урока Ход урока Формирование УУД и технология оценивания учебных успехов
Ι. Актуализация знаний и постановка учебной проблемы. 4 3 Беседа. – Прочитайте диалог на с. 122. О чём рассуждают наши герои? Какой у вас возникает вопрос? – Как нам жить? Прежде чем ответить на проблемный вопрос, надо выяснить с учениками, что они уже знают. – Почему в природных экосистемах животные каждый год, снова и снова, находят достаточные запасы пищи? – Что делают люди, чтобы обеспечить себя пищей? Какими способами они добиваются высоких урожаев? – Как сказываются на жизни людей достижения науки и техники? Оцените различные достижения: чем они полезны, чем плохи и какие опасности таятся в их использовании. Отвечают на вопросы. – Попробуйте определить тему сегодняшнего урока. –«Как нам жить? » Давайте составим план работы на основе этих вопросов. План. 3 Учитель вместе с детьми составляет план урока. – Что мы сейчас с вами делали? (Планировали нашу деятельность.) –Какое умение формировали?   Познавательные УУД 1.Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов. 2.Представлять информацию в виде схемы. 3. Выявлять сущность, особенности объектов. 4. На основе анализа объектов делать выводы. 5. Обобщать и классифицировать по признакам. 6. Ориентироваться на развороте учебника. 7. Находить ответы на вопросы в иллюстрации.
ΙΙ. Совместное открытие знаний. 4 5 6 7 2 4 3 1. Работа в учебнике. – Чем занимались древние люди? (Охотой, собирательством, рыболовством.) – Отличались ли они от животных по способу добычи пищи? Чем? (В случае затруднения можно обратиться к тексту учебника.) (Они, как и животные, искали готовую пищу в природе.) – Если древние люди присваивали готовые природные богатства, то их хозяйство называлось... (Присваивающим.)   – Почему позже люди научились разводить домашних животных и выращивать растения? (Население Земли увеличивалось, и ему требовалось больше пищи. Такой способ обеспечить себя пищей более надёжен, так как люди меньше зависят от природы.) – Где люди стали жить? Как изменились их занятия? (В случае затруднения можно обратиться к тексту учебника.) (Люди стали жить в сёлах и деревнях. Их основными занятиями стали земледелие и скотоводство.) – Если люди стали сами производить пищу, то их хозяйство можно назвать... (Производящим.) – Что входило в производящее хозяйство? Приведите примеры. (В случае затруднения можно обратиться к тексту учебника.) (Обработка земли, выпас скота.) – Поле, сад, огород, птичник, животноводческая ферма – это пример какой экосистемы? Почему? (Это искусственная экосистема, так как она создана человеком и поддерживается им.) – Почему она неустойчива? (Круговорот веществ в ней не замкнут.) – Что требуется для её устойчивости? (Надо замкнуть круговорот веществ.) – Кто в этой экосистеме главный потребитель? (Человек.) 2. Работа в рабочей тетради. – Выполните задание 1 в рабочей тетради. (Выполняют задание.) – Какие возможности получил человек, создав искусственные экосистемы? (Независимость от природы, решение проблемы с продуктами.) – В каком соотношении стали находиться естественные и искусственные экосистемы? Почему? (Искусственные экосистемы стали увеличиваться, а природные – сокращаться. Человек берёт из природы одни вещества, а возвращает в неё другие. Круговорот веществ в природе получается незамкнутым.) – В чём заключается сила человека? (Ум, мышление, знания – сила человека.) – Всегда ли это шло на пользу человеку и окружающей природе? (Нет, не всегда.) – Что происходит под влиянием хозяйствования человека? (Сокращение плодородия земли; нехватка топлива; рост загрязнения окружающей среды; исчезновение животных и растений и т.п.) – Выполните задание 2 в рабочей тетради. Выполняют задание. – Какие мы наблюдаем последствия от неразумного применения человеком силы, которой он обладает? – Сейчас часто случаются природные катастрофы. (Приводят примеры.) – К чему приводит неразумная деятельность человека? – Нарушается круговорот веществ, а это угрожает будущим поколениям. – Что необходимо исправить? (Ограничить добычу природных богатств, повторно использовать уже добытые и переработанные, не загрязнять среду, в которой живём.) – Если круговорот станет замкнутым, то такой тип хозяйства можно назвать... (Экологическим.) – Можем ли мы помочь природе? Придумайте правила нашего поведения. (Работа с рисунками на с. 126.) – Как ответим на вопрос урока? Предлагают свои примеры правил поведения. Делают вывод по уроку. – Что мы сейчас делали? – Какие умения формировали? Личностные результаты 1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции. 2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией. 3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности. Регулятивные УУД 1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника. 2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей. 3. Прогнозировать предстоящую работу (составлять план.) 4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
ΙΙΙ. Самостоятельное применение знаний. 4 3 7 2 3 4 3 2 1. Работа по учебнику. Вопросы на с. 125. 2. Работа в рабочей тетради. Два-три задания на выбор в рабочей тетради. Отвечают на вопросы. Выполняют задания. 3. Проверочная работа № 17. Задания, которые вызвали у детей затруднения, после замечаний учителя или одноклассников можно выполнить ещё раз в виде другого варианта. Вопросы к ученику, выполнявшему работу (начало формирования алгоритма самооценки): – Что тебе нужно было сделать? – Удалось тебе выполнить задание? – Ты сделал всё правильно или были недочёты? – Ты составил всё сам или с чьей-то помощью? – Какой был уровень задания? – Какие умения формировались при выполнении этого задания? – Сейчас мы вместе с … (имя ученика) учились оценивать свою работу.   Коммуникативные УУД 1.Развиваем умение слушать и понимать других. 2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами. 3. Оформлять свои мысли в устной форме. 4. Умение работать в паре и в группах.  
ΙV. Домашнее задание. Чтение учебника (тема 24.) Одно-два задания на выбор.  
V. Итог урока. Обмен мнениями по результатам выполнения заданий. – Что нового вы узнали на уроке? – Почему могущество человека – большая угроза всему окружающему миру?     – Какую работу мы сейчас выполняли? – Чему научились? – Кто с ней справлялся легко? – Кому пока было трудновато? – Кто или что вам помогло справиться? – Кто доволен сегодня своей работой? – Кто хотел бы что-нибудь исправить? Что? Что для этого нужно сделать? – Какую бы отметку вы себе поставили?    

 

 

Возможные ответы на задания рабочей тетради.

В задании 1 ученикам предлагается вспомнить материал 1-го класса и решить, что «жизненный путь» гвоздя, карандаша, пластмассовой игрушки начинается в природе.

Задание 2 более сложное. Для его выполнения нужно вспомнить материал 3-го класса, вписать в таблицу нужные слова, и тогда легче будет ответить на вопрос, каких звеньев не хватает в искусственных экосистемах.

 

 

 

Сделаем некоторые комментарии к этому заданию. Прежде всего, нужно договориться, считаем ли мы основного потребителя – человека частью сельскохозяйственной экосистемы (входит ли питающийся пшеницей человек в экосистему поля). Лучше, на наш взгляд, для простоты этого не делать. Но в таком случае в большинстве сельскохозяйственных производящих экосистем будет не хватать потребителей. Так, например, в поле не живут люди, которые едят пшеницу (и даже коровы в полях не живут). Лишь при натуральном хозяйстве всё производится и потребляется в одной экосистеме.

В городе образуется очень много мусора, его нужно кому-нибудь перерабатывать. Эту роль могут играть разрушители, но они едва ли справятся с огромным объёмом работы. К тому же в городе не хватает и производителей, так как растений в городе сравнительно мало, а кислорода потребляется очень много.

В рыборазводном хозяйстве нет хищных потребителей, которые питаются рыбой (потребляющие рыбу люди не живут в рыборазводных хозяйствах).

На животноводческой ферме живут лишь домашние животные, но не растут растения и, как правило, не хватает разрушителей.

В парке растительность сохраняется, а вот количество животных невелико, так как далеко не все из них могут ужиться с человеком.

Особенно заметно сокращается число хищных потребителей (в том числе и насекомоядных птиц), которые питаются растительноядными насекомыми, поэтому мы можем добавить в парк хищных потребителей.

Кроме того, в парке не хватает разрушителей, ведь люди обычно сами убирают листья, не оставляя их перегнивать.

В задании 3 ребята могут написать, что за время существования человека стало меньше чистого воздуха, воды, растений и животных, полезных ископаемых; зато стало больше мусора, загрязнения воды и воздуха.

Выполняя задание 4, ученики могут написать, что число людей на Земле в будущем будет расти (так, скорее всего, и произойдёт, ведь доэтого численность населения всегда росла), а могут написать, что числолюдей будет сокращаться (ведь в развитых странах рождаемость продолжает падать, да и в Китае она резко сократилась). Следует спроситьучеников, как они рассуждали при этом.

В задании 5 школьники могут написать, что во многих крупных городах мира в безветренную погоду людям не хватает кислорода, так как его потребляют машины и люди, а растений (которые производят кислород) в городе почти нет.

Задание 6 ребята выполнят по собственному усмотрению. При оценке его выполнения следует учесть рассуждения учеников.

В задании 7 нужно поставить цифры таким образом: 1 – газета, 2 – консервная банка, 3 – полиэтиленовый пакет.

В задании 8 следует, конечно, подчеркнуть роль разрушителей, которая в будущем будет важнее в искусственных экосистемах, ведь в них тоже должен замыкаться круговорот веществ.

Возможные ответы на задания проверочной работы № 17.

Вариант 1. 1. Необходимый уровень. Нет. (Школьники должны объяснить, что современный человек не может отказаться от своих завоеваний. Например, с возвращением к первобытному образу жизни ему придётся перестать пользоваться услугами современной медицины.) Повышенный уровень. У племён Амазонки (оленеводы Чукотки

и жители городов – производящее хозяйство). 2. Необходимый уровень. Из древесных опилок и коры можно сделать бумагу, материал для мебели (ДСП); из металлической стружки – выплавить металл; из навоза – получить удобрение для растений (примеров может быть больше, их оценивает учитель). Повышенный уровень. Слева направо: 5 (пищевые отходы разрушаются быстрее всего), 4, 3 (обожжённая банка разрушается быстрее), 2, 1. Максимальный уровень. Правильность ответа оценивает учитель.

Вариант 1. 1. Необходимый уровень. Придётся отказаться от всех достижений современного общества (цивилизации). Например, с возвращением к первобытному образу жизни людям придётся перестать пользоваться услугами современной медицины. Повышенный уровень. В саваннах Африки, где ещё охотятся на львов и зебр. У американских

эскимосов (ловля рыбы, охота). 2. Необходимый уровень. Из старой бумаги, тряпок можно сделать картон, упаковочную бумагу; из стеклянных бутылок – стекло; из металлолома – металл. Повышенный уровень. Слева направо: 3, 1, 2, 2, 1 (школьники могут оценивать иначе, важно, чтобы они объяснили свои взгляды). Максимальный уровень. Правильность ответа оценивает учитель.

 

Дата:16.12

Тема: Запись цитаты в виде предложения с прямой речью

– Приобретать опыт нахождения цитаты в тексте, оформления её в виде предложения с прямой речью, включения цитаты в собственную речь.

П – повышенный уровень



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: