Особенности жостовской росписи




Роспись производится обычно по чёрному фону (иногда по красному, синему, зелёному, серебряному) причем мастер работает сразу над несколькими подносами.

Основной мотив росписи — цветочный букет простой композиции, в котором чередуются крупные садовые и мелкие полевые цветы.

По назначению подносы делятся на две группы: для бытовых целей (под самовары, для подачи пищи) и как украшение.

По форме подносы бывают круглые, восьмиугольные, комбинированные, прямоугольные, овальные и др.

Ведущие художники жостовского промысла — А. И. Лезнов, И. С. Леонтьев, Д. С. Кледов, Н. П. Антипов, Е. П. Лапшин

№8 Ломоносовская школа (холмогорская)

Искусство резьбы по кости было развито в Холмогорах еще в XVII в. В этот период вырабатывали изделия с крупным гравированным орнаментом из цветов, трав, архитектурных мотивов. В XVIII в. узор становится более рельефным, легким и мелким. Искусство холмогорских косторезов данного времени достигает наивысшего расцвета. Определились основные приемы холмогорской резьбы по кости: сочетание ажурного орнамента с сюжетными рельефными изображениями, цветная гравировка, окраска пластины кости, подкладка под ажурный узор разноцветной фольги.

Пришедшее в упадок во второй половине XIX в. косторезное искусство возрождается после Великой Октябрьской социалистической революции в Холмогорской косторезной артели Холмогорского района Архангельской обл. Впоследствии артель была преобразована в Фабрику художественной резьбы по кости имени М. В. Ломоносова (село Ломоносовское, Холмогорский район), где в настоящее время трудятся искусные мастера резьбы по кости.

Более 400 лет живет уникальное искусство холмогорской резьбы по кости. С давних времен северяне добывали в полярных морях тюленей, «рыбий зуб», моржовую кость, собирали по берегам Ледовитого океана ископаемую мамонтовую. Для нужд косторезов привозили из-за границы дорогую слоновую. В руках искусных мастеров становилась похожей на благородную простая трубчатая коровья кость (цевка).

Первое письменное упоминание о холмогорских резчиках относится к XVII веку, когда местный «гребенный мастер» Евдоким Шешенин и его брат Семен были вызваны в Москву для работы в Оружейной палате. Братья Шешенины стали лучшими косторезами Оружейной палаты. XVIII век — период расцвета холмогорского промысла. Искусно выполненные предметы из моржовой, слоновой и мамонтовой кости — браслеты, декоративные кубки, шкатулки, табакерки и коробочки, гребни, миниатюрные секретеры, пластины с портретами пользовались большим спросом, были широко распространены по всему Северу и дальше — по всей России. Изысканные по форме, сочетающие орнамент с сюжетными рельефными изображениями, цветной гравировкой, изящные по технике исполнения изделия пользовались огромным спросом.

Русские цари почитали это старинное искусство. Согласно протоколам Верховного Тайного Совета императрица Екатерина I хранила свои личные вещи в двух холмогорских ларцах. Достоверно известно, что у холмогорского резчика Осипа Дудина неоднократно покупались шахматы для наследника царского престола великого князя Павла Петровича.

В тематике ломоносовских ходожественных изделий из кости преобладают северные мотивы. Сюжетом являются фигурки животных Севера — оленей, лосей, куниц, а также бытовые сценки

№9 Тобо́льская резна́я кость — изделия русского народного художественного промысла.

Резьба по кости известна в Тобольске с начала XVII века. Родоначальниками данного вида искусства стали сосланные шведские офицеры, взятые в плен во время Северной войны. Пребывая в Тобольске они зарабатывали себе на жизнь различными ремеслами. Одним из таких ремесел было изготовление точеных табакерок из кости. Большой спрос на табакерки в высших кругах Сибирской Столицы простимулировал дальнейшее развитие этого ремесла. Продолжателями заложенных шведами ремесленных традиций уже в XIX веке стали ссыльные поляки. На этом этапе ассортимент резных изделий пополнился женскими украшениями, образами Святых.

До конца XIX века косторезы работали небольшими группами. Первая сибирская мастерская изделий из мамонтовой кости С. И. Овешковой открылась только в 1874году. Вслед за нею открывались и другие мастерские, самая крупная из них - "Образцовая Сибирская мастерская Ю. И. Мельгуновой" (учреждена в 1893 году). Работы её талантливых мастеров отмечены серебряной медалью на выставке в Нижнем Новгороде и золотой медалью на франко-русской выставке в Петербурге в 1898 году. Изделия Тобольских косторезов в промышленном масштабе начали поступать в Санкт-Петербург, Москву, Казань, Киев, Нижний Новгород. К середине 1870-х годов тобольская резьба по кости практически становиться промыслом со всеми присущими ему особенностями организации производства и сбыта. В начале XX в. костерезный промысел в Тобольске приходит в упадок и возрождается после установления Советской власти.

После Октябрьской революции со сменой общественного строя изменился и формат деятельности косторезов. В конце 1920-х — начале 1930-х годов организуется артель «Коопэкспорт», объединившая мастеров резьбы по кости. Коренные изменения, происшедшие в жизни народов Сибири, отразились и в скульптуре тобольских резчиков. В ассортименте тобольского промысла получают развитие многофигурные композиции. Каждая из скульптур — деталей композиции вырезалась отдельно и прикреплялась к плоской прямоугольной подставке.

С образованием в 1960 году Тобольской фабрики художественных косторезных изделий происходит этапное событие: меняется традиционный подход к поделочному материалу. Дело в том, что для тобольской резьбы характерна круглая скульптурная форма сырьём для которой являлись дефицитные бивни мамонта и зуб кашалота. Для увеличения выпуска товарной продукции было принято решение о запуске в производство кости-цевки. Этот рубеж был преодолен благодаря сотрудничеству с научно-исследовательским институтом художественной промышленности[2].

На Тобольской фабрике художественных косторезных изделий все работы выполняются вручную. К каждому изделию осуществляется индивидуальный подход.

№10 Чукотская школа

Природные особенности моржового клыка обусловили характер произведений косторезного искусства древней Чукотки. Это было искусство «малых форм» - мелкая пластика, рельефные изображения и графические композиции на
предметах охотничьего вооружения, орудиях труда, деталях костюма… Древние резчики узнаваемо передавали головы хищников – белого медведя, тюленя, моржа. Вместе с тем они наделяли их фантастическими чертами в соответствии с первобытными верованиями, представлениями о злых и всесильных духах, которые воплощались в фигурках животных.
Одной из интереснейших особенностей пластики древней Чукотки является полиэйкония, или многообразность. В зависимости от угла зрения менялся ракурс, в котором можно было видеть объемное изображение. Благодаря этому фигура белого медведя превращалась в моржа, морж становился ликом человека и т.д.

На протяжении столетий чукотская резная кость сохранила анималистическое направление. В скульптурных композициях чукотских мастеров часто фигурируют герои национальных
сказок.

В XX веке в чукотском искусстве появилась новая яркая страница – гравировка на клыке моржа. Косторезы стали использовать традиционную технику орнаментальной гравировки для создания сюжетных изображений на поверхности отполированных моржовых клыков. Первоначально гравировка была черно-белой: граверы использовали в качестве красителя сажу жирников, которыми отапливались и освещались яранги. Позднее изображения стали многоцветными: художники стали использовать графит цветных карандашей. Особое место в косторезной продукции занимает образ пеликена с выпяченным голым животиком. Это культовая скульптура древних эскимосов и чукчей – «охранитель» или «фигурка предков».

Чукотскому косторезному искусству две тысячи лет, но оно и по сей день несет тепло и радость людям.

№11 Русские текстильные промыслы текстиль

Вологодское кружево — русское кружево, плетёное на коклюшках (деревянных палочках); распространено в Вологодской области с XVI—XVII века. Все основные изображения в сцепном вологодском кружеве выполняются плотной непрерывной, одинаковой по ширине, плавно извивающейся тесьмой, они чётко вырисовываются на фоне узорных решёток, украшенных насновками в виде звёздочек и розеток.

  • Елецкое кружево — вид русского кружева, которое плетётся на коклюшках. Существует с начала XIX века. Центр — город Елец (Липецкая область). Считается, что елецкие кружева более тонкие и лёгкие, чем вологодские.

Первые рисунки для кружевных узоров были привезены из Европы — из Германии, Бельгии и Франции, но вскоре появились местные художники и свой самобытный стиль.

Кружево отличается мягким контрастом мелкого узора (растительного и геометрического) и тонкого ажурного фона.

  • Мценское кружево — вид русского кружева, которое плетётся на коклюшках, развитый в городе Мценске Орловской области.
  • Оренбургский пуховый платок — вязаный платок из пуха оренбургских коз и основы (х/б, шёлка или др.). Пуховязальный промысел зародился в Оренбургском крае в XVIII веке. Паутинка и палантин — это очень тонкие, как паутина, платки. Тонкие паутинки имеют, как правило, сложный узор и используются как украшение. Тонкость изделия нередко определяют по 2 параметрам: проходит ли изделие через кольцо и помещается ли в гусином яйце.
  • Павловопосадские шали — набивные шерстяные платки традиционно черного или красного цвета, с объемным цветочным узором. Производство было создано в середине XIX века в г. Павловский Посад.

№12 Великоустю́жское черне́ние по серебру́

 

— русский народный художественный промысел, сложился в XVII веке в Великом Устюге(ныне — районный центр в Вологодской области). Заключается в украшении черненёнными рисунками различных серебряныхизделий (например, портсигаров, подстаканников, столовых и посудных наборов).

Основа технологии чернения заключается в следующем:

· В изделии гравируются, чеканятся или протравливаются небольшие углубления.

· В получившийся узор вплавляют сплав, состоящий из серебра, меди, свинца и серы.

Известны различные вариации приготовления сплава, его наложения и оплавления.

Чернение на Руси появилось в X веке, однако широкое развитие получило только в XVII.

А со второй половины XVII века Великий Устюг занимает в этом искусстве ведущее положение в России.

Наибольшего расцвета искусство чернения в Великом Устюге достигает в XVIII веке,

В 1762 году в городе открываются фабрики братьев Поповых.

 

С середины XVIII века в устюжских работах начинает ощущаться влияние распространённого в то время в Европе барокко. Характерные для мастеров Устюга сложные сюжетные композиции оформляются пышным обрамлением. Популярность приобретают охотничьи и пасторальные сюжеты.

 

Но уже с 80-х годов XVIII века в работах начинают превалировать сюжеты, характерные для строгого классицизма, в соответствии с канонами которого оформление становится также гораздо строже, часто используются практически документальные изображения городов и даже географических карт.

 

Наряду с этими изменениями происходят и другие: один из известных мастеров того периода, Жилин, заменяет использование лучеобразно расходящихся линий на сплошной узор из маленьких звёзд и букетиков.

 

В середине XIX века в произведениях ведущих мастеров (например, М. И. Кошкова) часто используется сплошь покрывающий поверхность изделия растительный узор, с использованием резких контрастов. Однако к концу ХIХ века, частные ремесленники Великого Устюга оказались не в состоянии конкурировать с крупными столичными фабриками, что ознаменовало закат устюжского чернения.

 

№13 Ростовская финифть

Финифть - изготовление художественных произведений с помощью стекловидного порошка, эмали, на металлической подложке, вид прикладного искусства.

Эмаль приобретает нужный цвет после обжига

Сейчас термин «финифть» используется лишь применительно к ростовскому художественному промыслу, мастера которого трудятся на фабрике «Ростовская финифть».

История финифти берет свое начало в XII веке. техника изготовления которых была заимствована из Византии.

Живопись по эмали, сравнительно поздняя технология художественного эмалирования, появилась в России в конце XVII века. В Ростове эмали стали расписывать с середины XVIII столетия.

Центром производства финифти в Ростове стал Яковлевский монастырь и слобода при монастыре

Мастера украшали эмалью различные изделия церковного характера. Изначально финифть использовали для церковной утвари и облачений священнослужителей.

Мастера брали сюжеты почитаемых икон, разрабатывали библейские мотивы, готовили эмалевые вставки для украшения церковной утвари, богослужебных книг, окладов.

После 1917 года спрос на церковные изделия упал. Ассортимент выпускаемых изделий изменился – здесь начали работать над созданием ювелирных изделий и предметов быта: брошей, пудрениц, коробочек, шкатулок с орнаментальной и сюжетной росписью по эмали.

Артель после великой отечественной войны реорганизовалась в Фабрику «Ростовская финифть».

Основой финифтяного изделия служит медная пластинка, ее с двух сторон покрывают эмалью.

Подготовленная таким образом пластина обжигается в муфельной печи Затем на пластинку наносится рисунок. После нанесения рисунка на грунт выполняется роспись – эмалевыми красками. Первый слой красок кладётся самыми широкими кистями – это «малёвка». Затем следует обжиг в муфельной печи. Потом наступает очередь снова наносить роспись, и снова следует обжиг. И так несколько раз.

Филигрань (скань) — это сочетание двух элементов, из которых создается оправа: тонкая скрученная проволока и мельчайшие шарики (зернь). Материалом для изготовления скани служат как чистые металлы (золото, серебро, медь), так и их сплавы. Оправа для финифти припаивается серебряным припоем.

№ 14 Тувинский резной камень

2.1 О волшебном камне "агальматолит"

Горы Бай-Тайги, окрестности древнего Тээли богаты залежами цветного агальматолита, который тувинцы называют "Чонар даш" - камень, который можно резать.

Агальматолит -это непрозрачный декоративный поделочный камень, разновидность минерала пирофиллита. Из агальматолита режут различные фигурки и украшения.

Агальматолиты бывают белыми, серыми с зеленоватыми и желтоватыми оттенками. Реже встречаются камни красного и даже темно-вишневого цвета. Благодаря гладкой, мыльной" поверхности агальматолит называют "восковым камнем" или "жировиком".

Помимо Юго-Восточной Азии месторождения агальматолитов есть на Южном Урале, в Узбекистане, на Украине, в Чехии, Румынии и США. Обширные месторождения агальматолита существуют на территории Монголии и Тувы.

Сюжет и тематика тувинского камнерезного дела

Сюжет и тематика тувинской скульптуры закреплены многолетней традицией. Прежде всего – это изображения животных, обитающих в горах и степях края: конь, горный козел – серге, верблюд, тувинский як (сарлык), олень.

В них декоративная стилизация сочетается с реалистической достоверностью, великолепным знанием повадок зверей, анатомии их тела.

Подчеркивая отдельные формы (например, удлиняя или круто завивая рога серге, усиливая выпуклость могучей шеи сарлыка), мастер придает им дополнительную выразительность, чему также способствует резной орнаментальный узор, воспроизводящий завитки шерсти или гриву.

Излюбленными персонажами тувинской пластики являются фантастические, сказочные создания, восходящие к мотивам древней мифологии. Наиболее часто попадается изображение "арзылана" (льва), который с настоящим львом (в Туве не встречающимся) имеет мало общего. Представление об "арзылане" издавна проникли в Туву из Китая и смешались с вымыслами, легендами и мифами.

В изображении этих "арзыланов" тувинские мастера особенно щедры на выдумку. Широко распространен образ сказочного дракона, извергающего пламя. 3

Значительную долю изделий составляют такие предметы как шахматы с их специфической восточной иконографией (например, "арзлан" - ферзь, верблюд – шахматный слон, буддийский монах, лама – король), а также чернильные приборы, карандашницы, пепельницы и многие другие мелкие предметы.

Проникают в народную скульптуру сюжеты из истории и современности, изображение людей - всадников, пастухов, охотников, встречаются даже портреты.

№15 вопрос



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: