Охота у волков - это культура и традиция




ТВОИ СОСЕДИ ПО ПЛАНЕТЕ

Мероприятие в библиотеке «Фолиант» МБУК ТБК к 4 октября - Всемирному Дню защиты животных. Информ-досье «Между волком и человеком», посвященное исследовательской деятельности грузинского ученого-натуралиста Ясона Бадридзе. Презентация книжной выставки - инсталляции «Твои соседи по планете». Фоторепортаж

«Человечность определяется не по тому, как мы обращаемся с другими людьми. Человечность определяется по тому, как мы обращаемся с животными». Это высказывание принадлежит современному писателю Чаку Паланику, а в календаре есть специальная дата, которая отмечается 4 октября как Всемирный день защиты животных. В историю она вошла как день памяти святого Франциска, католического священника, жившего на рубеже 12 - 13 веков и являвшегося покровителем животных.

В канун Всемирного дня животных, 3 октября 2017 года, в библиотеке «Фолиант» прошло информ-досье «Между волком и человеком», посвященное исследовательской деятельности грузинского ученого-натуралиста Ясона Бадридзе. Читатели посмотрели документальный фильм «Человек-волк», послушали рассказ библиотекаря о двухгодичном пребывании натуралиста в стае волков, узнали о том, что в России Всемирный день животных, инициированный Международным фондом защиты животных, в 2017 году отмечается уже в 17 раз; что он призван обратить внимание человечества на проблемы остальных обитателей планеты. Причем это касается защиты не только диких животных, но и домашних, поскольку примеров жестокого обращения с ними в последние годы становится все больше.

В этот же день состоялась презентация книжной выставки - инсталляции «Твои соседи по планете». В ее подразделах с говорящими названиями («Они такие разные, бывают и опасные!», «Жители водной стихии», «Чудо в перьях», «Жужжащая гвардия» и «Четвероногие друзья наши») представлены книги о змеях и крокодилах, рыбах, дельфинах и китах, о птицах и насекомых, а также о домашних питомцах - собаках и кошках.

Животные - настоящие учителя жизни. Многое из того, что мы переживаем с ними, оказывается нужным и в отношениях с людьми. Во многих западноевропейских странах считается, что домашние животные - это часть семьи, и они имеют такие же права, как и другие ее члены. Наша страна прочно удерживает второе место в мире (после США) по численности домашних животных, в каждой третьей российской семье живут «братья меньшие». Мы с ними общаемся, дружим, заботимся о них. А еще мы проецируем на них все наши комплексы и предрассудки. А они учат нас быть более гибкими и доверчивыми, понимать без слов, наслаждаться моментом.

 

МЕЖДУ ВОЛКОМ И ЧЕЛОВЕКОМ

Ясон Бадридзе - один из самых удивительных людей на свете. Он несколько лет прожил в стае волков, рассказал людям о культуре зверей, а их научил от нас спасаться. Его рассказы похожи на сказку - потому что Ясон спускается в те пласты сознания, в которых были созданы древние мифы и в которых люди и звери еще умели слышать друг друга.
Родился Ясон Константинович 26 января 1944 в г. Тбилиси. В 1967 году окончил биологический факультет Тбилисского государственного университета. После окончания вуза работал в Институте физиологии АН Грузинской ССР, исследовал нейрофизиологические механизмы поведения. Затем перешёл в Институт зоологии АН Грузии, где со временем возглавил сектор поведения и экологии животных.

В 1987 году он защитил кандидатскую диссертацию на тему «Онтогенез пищевого поведения волка», а в 1997 году - докторскую «Интродукция в природу выращенных в неволе крупных хищных млекопитающих - проблема и метод»

Двадцать лет своей жизни Я. Бадридзе изучал поведение волка.

Опубликовал книгу: «Волк. Вопросы онтогенеза поведения, проблемы и метод реинтродукции», где показал необходимые условия содержания животных и формирование их поведения, включая способность к рассудочной деятельности в пределах нормы, характерной для вида. В 70-хгодах ХХ века Ясоном Бадридзе был изобретён электронный ошейник для экспериментальной работы с волками.

О жизни и научной деятельности Я. Бадридзе снято несколько документальных фильмов, а также написана художественная биография, изданная отдельной книгой. Последние годы исследователь живет в своей квартирке в Тбилиси. На заре джипует по окрестным горам, наблюдая за стаями собак и метисов (полуволков-полусобак, которых сейчас там очень много расплодилось), иногда возит в лес студентов, пишет воспоминания. Научная база находится в России, а визу ему не дают.

Итак.

С чего все началось?

 

Однажды осенью, когда Ясону было лет пять, отец взял его с собой в Боржомское ущелье. Там они жили на опушке леса, из леса доносились странные звуки. И когда мальчик спросил, что это, хозяева ответили, что это олени кричат.
- Почему они кричат?
- Ну, вот сейчас кричат, а весной будут оленята…

Ребенку не могли объяснить, почему они кричат. Ну а Ясон знал, что детей находят в капусте. Подумал, что в лесу капусты нет - значит, находят в кустиках. Он высказал свое мнение - все стали смеяться, Ясон был страшно оскорблен…
Потом они с отцом пришли в лес и услышали вой волка. На мальчика это произвело страшное и потрясающее впечатление, в его душе все перевернулось. И до сих пор, уже став взрослым, Ясон при звуках воя приходит в какое -то волнение, ему хочется куда-то бежать…

Вот с этого эпизода все и началось. И когда вопрос встал ребром, чем заниматься, Ясон выбрал волков, а позже два года прожил в волчьей стае. Но случилось это не сразу. Сначала он был экспериментатором, изучал физиологию поведения. Однако вскоре осознал, что люди изучают механизмы того, смысла чего не понимают. В то время жизнь зверя в природе была почти неизвестна, публикаций о волке почти не было. Ясон попробовал заняться групповым поведением собак - но очень скоро понял, что они, живя рядом с нами, потеряли многие поведенческие черты. И тогда он решил пожить с волками. Поехал туда же, в Боржомское ущелье, нашел одну семью. Его интересовало, как формируется поведение, как волки обучают волчат охоте…

 

Жизнь на конфликте


Прежде всего Ясону нужно было определить основные волчьи тропы. «Тропить», или идти по следу исследователь умел, в молодости даже охотой увлекался, потом, узнав волков поближе, бросил. Выяснил тропы, взял старые детские пеленки, поносил на себе, чтобы его запахом пропитались, и начал на тропах стелить эти кусочки. Белая материя контрастирует с окружающей средой, а у волков очень сильно развита неофобия, они боятся всего нового. А, с другой стороны, им очень хочется это новое исследовать. Вот на таком конфликте все время живут.

Сначала волки обходили тряпки издалека. Интересно было наблюдать, как расстояние постепенно сокращалось, и в конце концов они стали рвать куски ткани на части. Тогда Ясон начал подкладывать туда кусочки мяса. Когда волки стали его подъедать, это означало, что они привыкли к запаху человека. Привыкание длилось около четырех месяцев.
Все это время Ясон жил в лесу. Палатку не брал, но бурка, рюкзак, котелки у него были.Если нужно было разжечь костер, уходил за речку, потому что ток воздуха в горах идет по ручью. В этом случае дым костра волков не беспокоил. На этом этапе Ясон уже знал все их тропы; знал, где дневное лежбище и где рандеву-сайт, но к волкам пока еще не ходил, чтобы не напугать. А потом решил встретиться.

 

Первая встреча

 

Как-то утром исследователь по следу увидел, что прошли матерые волки, самец и самка. Они подыскивали логово для волчат. Ясон остался их ждать метрах в пятидесяти от тропы. В полдень звери возвратились. И когда волки увидели человека, то самка остановилась, а матерый самец пошел прямо на него. Метров на пять подошел и просто смотрел в глаза. Ясон был без оружия - и волк это знал: волки запах оружия чуют прекрасно.
Вот как Ясон позже объяснял, почему при нем не было оружия:

- От оружия человек наглым делается. Он идет на риск, на осложнение ситуации - зная, что у него за спиной оружие. Я знаю, у меня дома целый арсенал был, у отца коллекция была потрясающая, я с детства привык с оружием обращаться. И отец в свое время меня учил: от зверя убегать - хуже ничего нет, все равно догонит.

Так волк стоял, смотрел, смотрел, потом рявкнул, развернулся, пошел на тропу и спокойно ушел вместе с самкой. А Ясон еще языком ворочать не мог, как будтоего отсидел, и думал:

- Ну, пронесло, реально пронесло. Волк испробовал меня - как я отреагирую. Увидел, что нападать не буду, но и убегать тоже не собираюсь.

Жизнь в стае


И вот после этого Ясон стал с ними ходить. Они идут - он на расстоянии пятидесяти или ста метров за ними. Куда они - туда и он, а при нем бурка, котелки и всякие штучки в рюкзаке. Благодаря отцу исследователь пребывал в хорошей форме. Отец руководил местной школой каскадеров, и сын с детства занимался акробатикой, умел владеть своим телом - как прыгать, куда падать. Но все равно, конечно, ему было трудно угнаться за животными. А волки вообще махнули на человека рукой, первое время до оскорбления игнорировали, как будто его и не существовало на свете.
Вот так Ясон все время с ними вместе ходил. Где они останавливались, там и он спать оставался. Как-то спал на рандеву-сайте, завернутый в бурку, слышит, вода журчит, на бурку льется что-то. Выглядывает: матерый с поднятой ногой стоит: пометил его, значит.
По воспоминаниям Ясона, волчья стая была замечательной, лучшей из всех. Старшим там считался волк-старик, потом в волчьей иерархии шла пара матерых - отец и мать, трое переярков (выросшие щенки прошлых лет), а уж потом волчата. Старик уже не охотился, на рандеву-сайте маленький пригорок был, и он все время на нем лежал, потому что оттуда был хороший обзор. Еду ему приносила волчица - отрыгивала после охоты.

У волков есть интересная способность - они умеют регулировать секрецию желудка. Если мясо нужно для запасания или чтобы отрыгнуть взрослому, оно не переваривается абсолютно и находится в слизистой оболочке. Слизь эта бактерицидная - мясо в земле не портится, в худшем случае, немножко подсохнет. А щенкам они приносят полупереваренное, причем уже через полчаса после охоты.

Старика кормили матерая волчица и один из переярков - Гурам. Его Ясон так назвал в честь своего ближайшего друга - натуралиста, с которым они вместе занимались альпинизмом. Он считал, что этот волк был реально похож на его погибшего друга - высокий, светлый, намного светлее остальных. И характер у переярка был хороший: между молодыми довольно часто случаются драки, в них Гурам всегда побеждал, но при этом сам их никогда не провоцировал.
Гурам и самого Ясона подкармливал, когда тот болел. Исследователь сильно повредил ногу, лежал в лесу, не имея сил сопровождать волков на охоту. И вот, когда звери возвращались, Гурам, бывало, подходил к нему, смотрел в глаза - и оп! – отрыгивал мясо в полуметре от человека.

После первой встречи взрослые волки Ясона приняли, переярки понаблюдали за родителями и тоже поняли, что человек не опасен. А потом щенки родились - они вообще не знали, что Ясона там раньше не было. Все так удачно получилось еще потому, что волки человека увидели намного раньше, чем он их. Пока он их следы изучал, они его физиономически уже знали. И волки интуитивно поняли, что присутствие человека обеспечивает им жизнь, спокойную от егерей. В тех местах браконьерство было жуткое: на волков постоянно ставили капканы, гонялись за ними, за шкуру убитого волка давали пятьдесят рублей. Ясон договорился с егерями (под угрозой мордобоя): пока он с волками, его зверей не трогать.

 

Волчьи порядки


Как же живут волки? Чем занимаются? Когда спят? Как охотятся и как договариваются друг с другом?

Порядочное количество времени они просто отдыхают, потому что должны минимизировать затраты энергии. На дневках, где собирается вся семья, волки, в основном, лежат и переглядываются, матерые кобель и сука могут облизывать друг друга. У взрослых нет никакой игры, а молодые очень много играют. Игра, отдых и охота - больше они ничем не занимаются.
Когда именно волки лягут спать, заранее предсказать невозможно. Это зависит от ситуации. Если хорошую добычу завалят, например, большого оленя, могут сутками валяться. Но сначала сами нажрутся вволю, накормят щенков или суку, которая после родов не охотится, остатки закопают, кладовые сделают.
Отношения у волков между собой очень хорошие, при этом животные всегда четко определяют свой статус. Переярки потрясающе заботятся о щенках. К старикам тоже все подходят, вылизывают, блошат. Молодые часто дерутся, сначала до крови доходит; а потом, года в полтора, когда они входят в социальную систему старших, обучаются ритуализировать агрессию. У взрослых состояние агрессии тоже есть, но оно ритуализировано: взрослый волк может клыки показать, схватить, но царапин не оставит. Это, по мнению исследователя, очень важно.
Охотятся волки так. Старик вскакивает, садится и начинает подзывать других. Они подходят, трутся носами. Матерый разворачивается, уходит метров на пятьдесят, прислушивается, возвращается, опять контактируют все вместе, трутся носами, смотрят друг другу в глаза, «совещаются» и уходят на охоту. Спускаются по тропинке, останавливаются, опять смотрят друг другу в глаза, потом все расходятся. Функции на охоте всегда распределяются заранее: один лучше бегает, он загоняет, второй лучше в засаде, значит, нападает. Если есть огромный луг, то волчица с дочкой уходят в лес, на опушку, матерый атакует оленя и гонит, кто-то ему тропу перекрывает. Всей стаей пытаются загнать его ближе к опушке, а там волчица вылетает и нападает.
Ясон Бадридзе считает, что у волков есть разные виды коммуникации - звуковая, запаховая, визуальная. Но есть и еще какая-то невербальная связь, телепатическая. Это очень хорошо видно перед охотой - хищники вроде как совещаются, в глаза друг другу смотрят. Взгляд становится фиксированным, потом зверь разворачивается, идет и делает то, что, оказывается, адекватно делать в данный момент.

Когда между Ясоном и волками все барьеры пропали, у него это свойство тоже появилось. Он выходил с животными на охоту, матерый волк разворачивался, смотрел ему в глаза, и вот уже человек бежал туда, куда надо. А потом оказывалось, что он правильно бежал и закрывал оленю тропинку (в чащу олень не пойдет, запутается рогами, волки его там вмиг настигнут).

 

Закопать… и забыть

Каждая четвертая охота была удачной, туши оленя хватало на несколько дней. Известно, что волки делают кладовые, но для натуралиста стал большой новостью тот факт, что они, оказывается, не помнят про существование своих кладовых. Тогда зачем их делать?

Ясон ставил эксперименты и выяснил, что функция этих кладовых - не себя прокормить, а создать максимально стабильную кормовую базу для щенков, потому что вероятность случайного нахождения своих или чужих кладовых настолько велика, что запоминать не нужно. Это хорошо, что они их не помнят, - а то бы сами съели, а надо оставить щенкам, чтобы не голодали. Если волчата недоедают, они вырастают психически больными, возбудимыми, и у них агрессия не ритуализируется, всегда остается реальной. Когда волчица на сносях, семья начинает интенсивно закапывать добычу. Закопают и забудут.
Буквально месяцев через восемь исследователь мог уже точно описать, что делает каждый волк у него за спиной, потому что напряжение все же сохранялось: волки - звери дикие, ситуацию всегда нужно было контролировать. И, видимо, это напряжение пробудило так называемый третий глаз.

За два года жизни в стае накопилась уйма вопросов, на которые нужно было экспериментальным путем ответить. Это была пища для ума, для экспериментальной работы.

 

Охота у волков - это культура и традиция

 

И первое, что исследователь хотел понять, это как волки обучают волчат охоте.
Все крупные хищники учат детей охотиться, от рождения малыши этого делать не умеют. Куницы, например, охотятся на грызунов, там у них один прием, он генетически детерминирован. Как только молодая куница ушла из гнезда, она может охотиться, родители ее не обучают. А волчонок может в игре убить крысу, тут же потеряет к ней всякий интерес и может рядом с этой крысой умереть с голоду.
Это происходит потому, что у крупных хищников видовое разнообразие жертв очень большое. Какие-то врожденные инстинктивные элементы у них есть: положительная реакция на запах крови, преследование движущихся объектов, но до умения охотиться это далеко. Если необученный волк попадет в стадо овец, он просто будет в панике. Он понятия не имеет, что это пища.

Охота у волков - это культура, традиция. Причем, у каждой семьи она своя. В одной и той же местности могут жить семьи, которые умеют охотиться только на лося или только на оленя. С одной стороны это шикарное разделение, чтобы не конкурировать, но с другой, это - классический пример традиции. Если волчонка не учить охотиться на лося, он сам не научится, он даже запаха его не знает.
Там, где Ясон жил со своими волками, в николаевские времена находилось императорское охотничье хозяйство. И в то время у волков был описан один необычный прием охоты. Вообще в норме они пытаются пустить оленя под уклон, а он пытается наверх уйти. У оленей это инстинктивная реакция: наверху им легче спастись, а пойти под уклон - это стопроцентная смерть. А тут волки специально его загоняли на подъем - который кончался пропастью. Олень туда срывался, а они спокойно обходили эту гору и там его добывали. Тот же самый прием на этом же конкретном месте был и при Ясоне, т.е. он передавался из поколения в поколение.

 

Умеют ли звери мыслить?


Но, по мнению исследователя, абсолютно стандартных ситуаций не бывает. Чтобы старый опыт применить в новой ситуации, надо подумать. Натуралиста всегда интересовало: способны звери к мышлению или нет.

Ясон ставил эксперименты на применение старого опыта в новых условиях. В разных экспериментах все выглядело по-разному - и визуально и физически. Но животные вполне были способны было поймать логику самой задачи. По мнению Бадридзе, на охоте без способности думать зверь вообще ничего сделать не может. Этому мышлению надо учиться, волк из зоопарка не научится, а дикие волки способны даже прогнозировать результат своих действий, они умеют действовать целенаправленно. У исследователя были эксперименты, которые это доказывают.
Потом Ясон выяснил, что волки умеют считать - до семи и кратно семи. Им часто приходилось решать задачи, состоящие из большого числа множеств, и они это делали.. Найти, скажем, третью миску в пятом ряду они могли легко, но, если число было больше семи, сбивались.
Ученый пришел к выводу, что волки все время думают. Например, если что-то на охоте получилось, достаточно одного раза, чтобы они и потом начали применять этот прием. Как-то косуля залезла в кустарник, и уже двинуться там не могла. Волки моментально ее задавили. В следующую охоту они целенаправленно пытались загнать косулю в кустарник.

 

За школьной партой


Волчат они учат так. Сначала приносят куски мяса, потом куски мяса со шкурой - приучают щенков к запаху добычи. Причем, делают они это строго в соответствии с возрастом. В четыре месяца взрослые начинают подзывать волчат к добыче. Добудут оленя и воем подзывают, показывают, как он выглядит. Потом учат брать след и тропить. Первое время щенки не понимают, в какую сторону по следу бежать, но через несколько дней уже тропят правильно. Однако, если догонят оленя, убегают. В возрасте до девяти месяцев они испытывают непреодолимый страх перед оленем. Потом начинают ходить на охоту вместе со взрослыми. Сначала просто рядом бегают, боятся еще, дальше начинают загонять, потом прикусывать. И постепенно, примерно, к полутора годам, осваивают приемы. Приемы у каждого свои, они зависят от силы и характера. Кто-то на круп бросается, кто-то на бок. Если волк слабее, он будет выбирать тактику, где меньше усилий, если трусливый - будет действовать, как безопаснее. И роли в стае складываются: один гонит, другой направляет, третий сидит в засаде...
И, кроме того, волчата все время играют друг с другом. Если сравнить, как волчонок атакует во время игры и потом на охоте, выясняется, что одинаково. Заодно они учатся чувствовать, понимать друг друга. А потом эти навыки оттачиваются на реальных объектах. Волчата начинают охотиться с маленького зверя, с зайца. Учатся тому, как его проще схватить. Причем обучение идет с одного раза: один раз ошибся - второй раз не повторит.

 

Ген агрессивности


Пока Ясон жил в стае, он изучал изменение волчьей семьи. Был случай, когда волки одного переярка выгнали, потому что у того был очень тяжелый характер. Все время возникали какие-то конфликты, и стая этого волка выгнала.

- Казалось бы, агрессивный индивидуум должен был стать доминантом, - объясняет такое поведение волков исследователь.- Но если эта агрессивность переходит какую-то грань, то вся социальная система, со всеми низкоранговыми индивидами объединяется и изгоняет его. Это такой механизм, он купирует чрезмерную агрессию, и этот изгнанный зверь уже никогда не сможет найти полового партнера. Таким образом, если это - ген агрессивности, он иссекается.

Агрессивного волка стая выгнала за пределы территории. У волков территории не соприкасаются, система не замкнутая. Граница от границы в двух-трех километрах, есть нейтральные зоны, чтобы особи могли выходить. Семья не может расти бесконечно. Размножается только одна пара, доминирующая, матерые волк и волчица, а у переярков даже течка не наступает. Чтобы размножаться, им надо или уйти, или дожидаться, когда родители состарятся. Но все равно пометы большие, и примерно раз в четыре года семья достигает критической численности, им становится тесно.

У всех млекопитающих существует потребность в реализации определенного количества социальных контактов. И как только это количество выходит за пределы нормы, в группе начинается шумок, возникают конфликты. Увеличивается дистанция во время сна - это первый показатель (в норме они близко спят). Увеличивается количество агрессивных взаимодействий, социальная дистанция - и образуются группировки. Одна группа мало контактирует с другой, и, в конце концов, кто-то должен уйти. Остается доминирующая группа.
Те, кто уходят, могут зайти на чужую территорию, и их убьют. Но бывает, что присоединяются к другим, малочисленным группам, которым не хватает социальных контактов. Третий вариант: выходят к человеку, начинают резать овец.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-10-25 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: