Качество товара взаимосвязано с его показателями, которые выражаются количественной величиной. Показатель качества – совокупность характеристик продукции, влияющая на создание и эксплуатацию изделия.
Показатели распределяются по нескольким категориям:
- По количеству свойств;
- По свойствам;
- По виду выражения;
- По определению;
- По оценке;
- По этапу определения.
По количеству свойств показатель делится на единичный и комплексный. В первом случае характеризуется одно свойство продукции, а во втором – совокупность.
По свойствам товар характеризует надежность, эргономические факторы, эстетика, безопасность, технологичность, транспортабельность, стандартизация, экономика. От них зависят потребительские свойства.
Способ выражения бывает безразмерным и размерным. Первый вид измеряется в натуральных единицах: градусах, литрах, джоулях. Второй вид рассчитывается относительными показателями качества.
Товары определяют на соответствие качеству несколькими методами:
- Измерительный. Проводится анализ информации, которая исходит от технических средств. К ним относится масса, форма, размеры и т. д. Такой способ позволяет точно определить параметры продукции. К минусам относят сложность и длительный период обработки информации, что невозможно сделать без профессионального оборудования и подготовленных сотрудников.
- Регистрационный. Основан на наблюдении и расчете количества затрат, отказов и дефектов изделий. Метод считается трудоемким и длительным.
- Расчетный. Проводится анализ информации, полученный расчетным методом. Для этого используются математические формулы, чтобы определить важные параметры вещи.
- Опытная эксплуатация. В этом случае выявляется надежность, экологичность и безопасность. Для этого набираются испытуемые, которые осуществляют эксплуатацию продукции. Метод относится к числу точных.
- Органолептический. Специалист проверяет товар на качество на основе органов чувств: по цвету, вкусу и запаху. Метод считается одним из простых и быстрых. Но он отличается субъективностью, и проводить его должен только профессионал.
- Экспертный. Информация о продукции и ее показатели определяются учеными-экспертами. Итоги их работ часто необоснованны, а правдивость зависит от уровня квалификации специалиста.
- Социологический. Метод используется в маркетинговых исследованиях. Качество продукции анализируют потребители, для чего и проводятся опросы.
- Статистический. Метод основывается на использовании теории вероятностей и математической статистики. Он используется на этапе проектирования, производства и использования. Благодаря им точно определяется качество изделий.
При контроле качества товара часто используется совокупность методов. Также производится оценка качества. Базовые показатели используются чаще всех других.
Этапы проверки качества:
- Прогнозирование. На основе информации об изделии выполняются прогнозы по поводу значимости для потребителя.
- Проектирование. Работа выполняется на этапе разработки. Учитываются условия эксплуатации, тип товара и класс. В основу берется мнение потребителей и лучшие примеры изготовления.
- Производство. Процесс изготовления проходит все требуемые технологические стадии.
- Эксплуатация. Проводить эту работу можно только в период использования изделия, на основании чего товар определяется на качество.
Изучение спроса покупателей, ознакомление с рекламной работой в магазине, оформление витрин, размещение товаров с использованием основ дизайна и мерчендайзинга.
Практически во всех розничных фирмах решения, связанные с мерчендайзингом, называют огромное влияние на результаты работы фирмы.
Все мероприятия мерчандайзинга направлены на повышение конкурентоспособности магазина (марки), формирование лояльности, управление процессом продажи товаров, экономию бюджета при их продвижении, эффективное размещение и демонстрацию и, как следствие, увеличение объемов реализации.
Если конкретизировать задачи мерчандайзинга, то их можно разделить на два основных блока: внешние и внутренние. К первому относится организация эффективного запаса, расположение торговых марок, а также оформление и продвижение товара. Ко второму – разработка концепции мерчандайзинга, ее внедрение, формирование структуры (подразделения) и обучение. Внешние задачи менее изучены, поэтому представляют наибольший интерес.
Создавая свою философию мерчандайзинга, розничная компания намечает роли мерчандайзеров и «внутреннего» персонала магазина. В это время определяются обязанности и функции обеих сторон.
Выполняемые функции зависят также от уровня формальности, степени централизации и источников персонала, т.е. ото всех параметров, перечисленных в определении закупочной организации.
Таким образом, становится ясным, что основные функции мерчандайзинга заключаются в следующем:
-обеспечение торговой точки продукцией и ее доступности для потребителей;
-привлечение внимания к продукту среди аналогичных групп товаров и других производителей-конкурентов;
-грамотное использование площади торгового зала и полочного пространства;
-представление продукции наилучшим образом.
Для осуществления данных функций используются такие инструменты, как:
-Размещение рекламных материалов;
-правильное оформление ценников к каждому товару;
-выкладка товара по планограмме, составленной специалистами с учетом всех нюансов продукции;
-наличие какого-либо дополнительного торгового оборудования.
При выкладке товаров на оборудовании следует руководствоваться принципом, что товар – не декорация. полому не следует составлять из товаров пирамиды и другие не фигурные сооружения, так как это создает неудобства для покупателей при их отборе.
Цели использования выкладки едины для всех торговых марок:
-добиться, чтобы товар вошел в доверие к потребителю и стал любимым;
-увеличить объем продаж;
-быть сильным конкурентом для одноименных товаров других производителей;
-увеличить воздействие товара на потребителя;
-заслужить признание благодаря идеальному представлению изделий.