И не имеет в устах своих ответа.




Ибо на Тебя, Господи, уповаю я;

Ты услышишь, Господи, Боже мой» (Пс 37,13-16).

 

Ввиду распространенных эсхатологических представлений о Небесном храме, который принесет с собою Мессия, нам понятен в допросе и следующий шаг первосвященника, который наконец взял все дело в свои руки. Он задал Иисусу прямой вопрос, не Мессия ли Он.

2. Вопрос первосвященника: «Ты ли Христос, Сын Благословенного?». В этом вопросе следует отметить некоторые моменты:

Наименование Бога «Благословенным» необычно среди христиан, но было принято среди иудеев, которые так иногда заменяли непроизносимое Имя Божие. Заменителей Имени Божия было очень много: Господь, Крепкий, Вседержитель, Небеса, Святой, в том числе и Благословенный.

И еще: в обетовании, данном Нафану о Давиде, среди прочего сказано: «Он построит дом имени Моему, и Я утвержу престол царства его на веки. Я буду ему отцом, и он будет Мне сыном» (2 Цар 7,13-14). В одном кумранском комментарии к этому месту из Второй книги Царств говорится: «Я буду ему отцом, и он будет Мне сыном: это сказано об отпрыске Давида, который явится вместе с учителем закона, и который будет на Сионе в конце дней» (4 Qflor 1,11). То есть, согласно иудейским представлениям, Мессия (как Сын Давидов) должен быть Сыном Божиим (разумеется, в смысле усыновления, как приемный сын).

Таким образом, вопрос первосвященника сформулирован в Евангелии по-иудейски. Поэтому у нас нет оснований сомневаться, что он был поставлен первосвященником именно так. И этот вопрос окончательно и бесповоротно подготовил почву для осуждения Иисуса. Совершенно ясно, что Иисус, понимая, что пора положить конец позорному спектаклю, в котором Он будет осужден, что бы Он ни сказал, не колеблясь, ответил, что да, Он – Мессия. В типичной для Него манере Он разъяснил этот титул другим наименованием Мессии – Сын Человеческий:

«Иисус сказал: Я;

И вы узрите Сына Человеческого,

Сидящего одесную силы

и грядущего на облаках небесных».

Да, Он –Мессия, посланный Богом, чтобы установить на земле Царствие Божие. И они «узрят» Его посланничество, увидят, что Он сидит одесную Силы (то есть Бога), и грядет с облаками небесными. При этом Иисус Христос, чтобы ни у кого не оставалось никаких сомнений, кратко цитирует знаменитое место из книги пророка Даниила: «Видел я в ночных видениях, вот, с облаками небесными шел как бы Сын человеческий, дошел до Ветхого днями и подведен был к Нему. И Ему дана власть, слава и царство, чтобы все народы, племена и языки служили Ему; владычество Его — владычество вечное, которое не прейдет, и царство Его не разрушится» (Дан 7,13-14).

Ответ Иисуса был достаточным основанием для того, чтобы первосвященник обвинил Его в богохульстве, оскорблении Бога: «Вы слышали богохульство; как вам кажется?». С первосвященником согласились все прочие члены Синедриона: «Они же все признали Его повинным смерти». Так Синедрион добился того, чего хотел. Он мог выдвинуть обвинение, за которое полагалась смертная казнь. Все остались довольны.

 

b) Издевательства над Иисусом и отречение Петра (14,65-72) (Мф 26,69-75; Лк 22,55-62; Ин 18,15-18.25-27).

 

65 И некоторые начали плевать на Него и, закрывая Ему лице, ударять Его и говорить Ему: прореки. И слуги били Его по ланитам.

66 Когда Петр был на дворе внизу, пришла одна из служанок первосвященника 67 и, увидев Петра греющегося и всмотревшись в него, сказала: и ты был с Иисусом Назарянином. 68 Но он отрекся, сказав: не знаю и не понимаю, что ты говоришь. И вышел вон на передний двор; и запел петух. 69 Служанка, увидев его опять, начала говорить стоявшим тут: этот из них. 70 Он опять отрекся. Спустя немного, стоявшие тут опять стали говорить Петру: точно ты из них; ибо ты Галилеянин, и наречие твое сходно. 71 Он же начал клясться и божиться: не знаю Человека Сего, о Котором говорите. 72 Тогда петух запел во второй раз. И вспомнил Петр слово, сказанное ему Иисусом: прежде нежели петух пропоет дважды, трижды отречешься от Меня; и начал плакать.

 

Повествование о Страстях Иисуса для раннего христианства было чем-то бóльшим, чем просто рассказ о суде над Ним. Всякий, кто узнавал об этих Страстях, должен был прочувствовать ужас и несправедливость всего происходящего. Именно этой цели служат отрывки, которые повествуют об издевательских насмешках над Иисусом и об отречении от Него одного из самых близких друзей.

Мы читаем об оплевании, избиении, издевательствах над Иисусом. «И некоторые начали плевать на Него и, закрывая Ему лице, ударять Его и говорить Ему: прореки. И слуги били Его по ланитам» (14,65), и несколько далее: «Воины отвели Его внутрь двора, то есть в преторию, и собрали весь полк, и одели Его в багряницу, и, сплетши терновый венец, возложили на Него; и начали приветствовать Его: радуйся, Царь Иудейский! И били Его по голове тростью, и плевали на Него, и, становясь на колени, кланялись Ему» (15,16-19). – Эти описания тотчас напоминали своим слушателям другие, библейские тексты, которые тоже говорили о преследовании праведника беззаконниками. Достаточно вспомнить «Песнь об Отроке Господнем» из книги пророка Исаии:

«Он был презрен и умален пред людьми,



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: