Танцевально-ритмическая гимнастика.




В танцевально-ритмическую гимнастику входят: игроритмика, игрогимнастика и игротанец. В последнее время в дошкольных учреждениях все чаще стали применять нетрадиционные средства физического развития детей. Наиболее популярной считается ритмическая гимнастика, в которой сочетается игровая гимнастика и ритмический танец.

Существует несколько программ по танцевально-ритмической гимнастике. К одной из таких методик относится программа по ритмической гимнастике для детей «Ритмическая мозаика» А.И.Бурениной. Цель программы – развитие ребенка, формирование средствами музыки и ритмических движений, разнообразных умений, способностей, качеств личности. Первой отличительная особенность данной программы в выявлении индивидуального стиля деятельности и в связи с этим коррекция содержания работы «на себя», «на взаимодействие с детьми». Вторая особенность – это использование в качестве музыкального сопровождения целостных произведений – в грамзаписи и при непосредственном, «живом» исполнении. Третья особенность данной программы – это акцентирование внимания педагогов на анализе внутренних процессов, которые являются регулирующей основой движения под музыку.

Данная программа использовалась инструктором по физической культуре при составлении программы по ритмике «Легкий шаг» для детей 4-7 лет. Чтобы учебный процесс у детей был эффективным, на занятиях по ритмике, максимально используем ведущий вид деятельности ребенка-дошкольника – игру. Использование игровых упражнений, имитационных движений, сюжетно-творческих зарисовок усиливает эмоциональное восприятие музыки детьми и помогает полнее и всестороннее решить поставленные задачи.

Отдельные игровые упражнения могут быть использованы на занятиях в качестве динамических пауз – физкультминуток – в том случае, если достаточно большая часть занятия проводится сидя на стульях; или же наоборот – для отдыха – если всё занятие проводится в достаточно большом темпе и подразумевает много движений.

Оздоровительно-развивающая программа «Са-Фи-Дансе» Е.Г.Сайкиной и Ж.Е.Фирилевой по танцевально – игровой гимнастике рассчитана на четыре года обучения – от трех до семи лет. Содержание программы взаимосвязано с программами по физическому и музыкальному развитию. В программе представлены танцевально-ритмическая гимнастика, нетрадиционные виды упражнений и креативная гимнастика.

На каждую возрастную группу у нас составлен отдельный комплекс, соответствующий данному возрасту. Для такой гимнастики мы подобрали современные детские песни, которые имеют образный характер («Часики», «Веселые поросята», «Облака», «Божья коровка»). Стараемся подбирать песни, в которых присутствует куплет и припев, так как на припев движения обычно повторяются и дети чувствуют себя уверенней, а под музыку со словами легче запомнить то или иное движение. Гимнастику проводим по показу педагога, а это для детей наглядный пример правильности выполнения движений. На такой зарядке дети с удовольствием превращаются в часики, изображая движение стрелочек руками, «катаются по небу на облаках», или изображают озорных поросят, или становятся легкими воздушными «божьими коровками». Благодаря такой гимнастике, каждый новый день в детском саду дети начинают с веселого танца и получают огромный заряд бодрости.

Ещё одной современной программой является «Музыка с мамой», разработанная Сергеем и Екатериной Железновыми. Сюда входят серия компакт – дисков для физического и музыкального развития детей от рождения до школы. Выполняя упражнения со взрослыми ребенок испытывает положительные эмоции, на основе которых и возникают более глубокие чувства: радость, восхищение, восторг.

«Топ-топ» - ритмическая гимнастика под музыку и пение для детей от 2-х до 5-ти лет.

«Прыг-скок» - игровая гимнастика для детей от 3 до 5 лет под музыкальное сопровождение. В предлагаемые комплексы включены как физкультурные, так и сюжетно-образные движения.

Материалы этой программы широко используем при проведении бодрящей гимнастики, динамических пауз, физкультминуток.

 

Игроритмика является основой для развития чувства ритма и двигательных

способностей занимающихся, позволяющих свободно, красиво и координационно правильно выполнять движения под музыку, соответственно ее структурным особенностям, характеру, метру, ритму, темпу и другим средствам музыкальной выразительности. В этот раздел входят специальные упражнения для согласования движений с музыкой, музыкальные задания и игры. Проводится 1 раз в неделю в форме кружковой работы. Во время занятий у детей развивается музыкальный слух, чувство ритма, гибкость и пластичность, формируется правильная осанка. Обращаем внимание на художественную ценность, величину физической нагрузки и её соразмерность возрастным показателям ребёнка. В этот раздел входят специальные упражнения для согласования движений с музыкой, музыкальные задания и игры. Например, «Топай - хлопай», «Раз, два, три – на носочки».

Игрогимнастика с лужит основой для усвоения ребенком различных видов

движений, обеспечивающих эффективное формирование умений и навыков. Это упражнения строевые, общеразвивающие, дыхательные, акробатические; упражнения на расслабление и укрепление мышц (например, «Кошечка», «Змейка», «Ёжик», «Мостик», «Корзиночка» и т.п.).

Игротанец направлен на формирование у воспитанников танцевальных

движений, что способствует повышению общей культуры ребенка. Танцы имеют

воспитательное значение и доставляют эстетическую радость детям. В этот раздел

входят танцевальные шаги, элементы хореографических упражнений,

танцевальные формы (историко-бытовой, народный, современные ритмические танцы). Например, «Полька – хлопушка», «Маленькие утята», «Если весело живется…» и др.

Ритмопластика – овладение свободой движения под музыку.

Если характеризовать движения, которые входят в систему упражнений, то можно сказать, что детям предлагается освоить все возможное разнообразие пластических средств: это и основные, общеразвивающие движения, разнообразные жесты, танцевальные движения и т.д. Некоторые композиции предлагаются детям как этюды, другие – как образно-игровые и ритмические танцы.Проводится не раньше чем через 30 минут после приема пищи, 2 раза в неделю по 30 минут со среднего возраста. Следует обратить внимание на художественную ценность, величину физической нагрузки и ее соразмерность возрастным показателям ребенка. Проводит ритмопластику инструктор по физической культуре, музыкальный руководитель или педагог дополнительного образования.

Креативная гимнастика это – музыкально-творческие игры, образно-игровые движения (упражнения с превращениями), специальные задания, способствующие развитию выдумки, творческой инициативы, для развития созидательных способностей детей, их познавательной активности, мышления, свободного самовыражения. Она предусматривает целенаправленную работу по применению нестандартных упражнений, специальных заданий, творческих игр, направленных на развитие выдумки, творческой инициативы. Благодаря этой форме работы создаются

благоприятные возможности для развития способности детей, познавательной

активности, мышления, свободного самовыражения и раскрепощенности.

В нее входят музыкально-творческие игры, специальные задания, например,

«Выставка картин», «Ай, да я!» и др. (Дети строятся в круг, водящий в центре

демонстрирует танцевальные движения под музыку. С окончанием музыки,

водящий говорит: «Ай, да я!» - и указывает на любого, спрашивая: «А ты?» и

меняются местами). Образно-игровые движения, например «На бабушкином

дворе», «Лесная зверобика», «Сказочные герои», «Веселый зоосад».

Игропластика основывается на нетрадиционной методике развития мышеч-ной силы и гибкости занимающихся. Здесь используются элементы древнегимнастических движений и упражнения стретчинга, хатха-йоги, выполняемые в сюжетной игровой форме без музыки. Кроме радостного настрое-ния и мышечной нагрузки эти упражнения дают ребенку вволю покричать, погримасничать, свободно выражая свои эмоции, открытость и внутреннюю свободу. Положительное воздействие на улучшение памяти, мышления, развивают фантазию. Такие технологии отличаются высоким эмоциональным фоном, способствующим развитию мышления, воображения, эмоционально-двигательной сферы и творческих способностей детей. Например, «Лодочка», «Ёжик», «Гимнаст» и др. Проводится 1 раз в неделю в форме кружковой работы. Во время занятий у детей развивается музыкальный слух, чувство ритма, гибкость и пластичность, формируется правильная осанка. Обращается внимание на художественную ценность, величину физической нагрузки и её соразмерность возрастным показателям ребенка.

 

Игровой самомассажявляется основой закаливания и оздоровления

Детского организма. Главная ценность массажа заключается в том, что он, прежде всего, положительно влияет на нервную систему малыша, помогает ребенку снять общую усталость, помогает всем органам и системам работать бесперебойно и эффективно. Все упражнения выполняются на фоне позитивных ответных реакций ребенка. Выполняя упражнения самомассажа в игровой форме, дети получают радость и хорошее настроение. Например, самомассаж «Петушок», «Улитка», «Веселые носики» и др., обязательно сопровождается стихами.

Такие упражнения способствуют формированию у ребенка сознательного стремления к здоровью, развивая навык собственного оздоровления. Игровой массаж проводим с детьми старшего дошкольного возраста. Рекомендуется проводить игровой самомассаж в виде отдельного пятиминутного занятия ежедневно в виде динамической паузы. Упражнения самомассажа гармонично сочетаются с общеразвивающими упражнениями, поэтому их мы вводим в комплексы утренней гимнастики, гимнастики после дневного сна, а также выполняем при организации непосредственно образовательной деятельности по физической культуре, физкультминутках.

Таким образом, каждая из рассмотренных технологий превращает оздоровительный процесс в увлекательную игру. Основным результатом в нашей работе считаем то, что дети с радостью бегут на занятия, где получают заряд бодрости и хороший эмоциональный подъем.

Методические источники:

1. А.И.Константинова «Игровой стретчинг». Учебно-методический центр «Аллегро» Санкт-Петербург, 2004г.

2. Е.В.Сулим «Занятия по физкультуре в детском саду. Игровой стретчинг», Санкт-Петербург, 2009г.

3. Н. Соломенникова, Т.Машина «Формирование двигательной сферы детей 3-7 лет. Фитбол-гимнастика». М., ННОУ Центр «Фитбол», 1998г.

4. Журнал «Инструктор по физкультуре» №4 – 2009 год «Степ-гимнастика в детском саду» Ю.М.Машукова;

5. Н.Ч.Железняк «Занятия на тренажерах в детском саду» М., 2009г.

6. Кузина И. Степ-аэробика для дошкольников// Дошкольное образование, 2008 №5

7. Долгорукова О. Фитнес-аэробика// Обруч 2005 №6

8. Белова Т. А. Использование степ-платформы в оздоровительной работе с детьми// Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения 2009 №7

9. Барабаш Т. Л. Речедвигательная гимнастика «Шаг к слову» с использованием степов// Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения 2011 №12

 


 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-10-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: