Новые цели и задачи образования




Ценность образования в современном обществе

Образование ценилось во все времена. И сегодняшний день ни в коем разе нельзя назвать исключением. Образование – это явный и абсолютно адекватный показатель результативности обучения. Образованным человеком можно называть тех, кто владеет каким-либо определенным объемом знаний, которые он постоянно поддерживает в четкой системе и дополняет. Кроме всего вышеперечисленного, образованный человек должен мыслить логически, уметь выделять главное и побочное, причины и последствия. Одним из главных критериев образованности является системность информации и знаний, а также рациональность мышления, которое проявляется в самостоятельной работой по саморазвитию и расширению кругозора. В зависимости от объема, который предоставляется в процессе обучения, образование делят на начальное, среднее и высшее. Качество образования можно качественно измерить, например специалисты компании menes.ru могут провести независимую экспертную оценку оказываемых образовательных услуг. По своему характеру и направленности образование подразделяется на профессиональное, общее, а также политехническое. Общее образование дает основные объемы необходимой информации об окружающей среде, природе, самом человеке, обществе, в котором он живет, а также формирует мировоззрение. После получения общего образования человек способен адекватно понимать и осознавать общие закономерности развития общества. Политехническое же направление образования проводит довольно глубокое знакомство обучающегося с самыми распространенными и общепринятыми принципами промышленного производства товаров, помогает выработать умения по эксплуатации различных орудий труда, применяемых как в повседневной жизни, так и на производстве.

Глобальные тенденции развития в образовании

Одной из главных задач в современной системе образования является воспитание мыслящих творчески специалистов, которые бы обладали высоким творческим потенциалом. Эта задача актуальна и потому, что на данный момент в мире постоянно возрастает цена технологий, оборудования, сырья, ухудшается экологическая обстановка, в результате чего возникают глобальные социальные проблемы в обществе.

Чтобы решить эти проблемы требуется создать новую технологическую волну, новые знания и идеи, новые способы постоянного обновления знаний и нового мышления. При этом нужно учитывать важные изменения в системе образования. Вместе с развитием демократичности общества поэтапно реализуют философию открытого образования, в значительной мере базирующегося на экстернате и дистанционном обучении. Такие виды и технологии обучения характеризуются сниженной интерактивностью, применяются в особой социальной и психологической среде, существенно меньшей, нежели существующей при традиционном образовании.

Необходимость готовить творчески мыслящих специалистов всегда присутствовала в системе образования. Выдающиеся педагоги разрабатывали различные методы и теории активизации творческой деятельности, применяя их в образовательных технологиях. На протяжении двух последних десятилетий такие работы сопровождались государственной поддержкой. Открылось несколько межвузовских программ, посвященных деятельному, проблемному, интенсивному обучению, которые предполагают эффективное развитие творческого потенциала в процессе обучения.

Практический опыт показал, что построенное на деятельном подходе обучение, которое основано на решении задач творческих, способно активно развивать творческий потенциал учеников и выступать самой действенной мотивацией обучения. Чтобы эффективно решить проблему развития творческих способностей требуется существенно преобразовать всю систему образования, сформировать новые подходы информационного и научно-методического обеспечения учебного процесса, новые педагогические технологии, которые бы позволяли обучаемым в процессе обучения приобретать значимые практические и научные результаты, давали им возможность генерировать новые знания. Значительную роль в решении данных задач играет широкое применение информационных технологий.

Новые цели и задачи образования

Общество в значительной мере развивалось вместе с эволюцией образования, на разных этапах его определяли специфические формы, средства и модели отношений в системе учитель-ученик и в системе носитель знаний — пользователь знаний. Эти отношения эволюционировали глобально, исторически можно разделить этот процесс на три революции образования, которые заключались в таком переходе функций образования:

  1. переход от традиций и культуры к культуре слова (от естественного отца к духовному);
  2. от культуры слова переход к культуре книги (автор речи – функция высказывания);
  3. от книжной культуры к экранной (от знаний как конечной истины к различной информации).

На данный момент происходит третья революция, при которой экранная культура содействует небывалой диверсификации источников образования, поэтому претендует на роль авторитетного источника знаний не только учитель, но и различные представители СМИ. Это приводит к переходу образования от передачи знаний в качестве конечной истины к получению обучаемыми разнообразной информации. При этом главное изменение – это смена ведущего субъекта процесса образования: теперь это не обучающий, а обучаемый. Отношения между ними, которые ранее носили характер патерналистских, теперь становятся партнерскими, а прерогативой обучающегося становится право судить о необходимости и достоверности обретаемых знаний. Это происходит в формах образования, которые все больше развиваются – дистанционном и заочном обучении, экстернате, интерпретирует знания по большей мере обучаемый.

Другими словами такой переход образовательных функций означает что принцип «следуй за мной» сменяется принципом «веди себя сам». Доказательства теперь оцениваются не истиной, а ее условием, то есть такими условиями, которые были бы истинными. Это определяет и основное направление деятельности образовательной системы – создание таких условий.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: