Диагностика воспитательного потенциала




Семьи школьника

 

Для изучения воспитательного потенциала (ВП) семьи школь­ника имеется специально разработанная диагностическая мето­дика. В ее основу положена содержательная характеристика ВП семьи, описанная в разделе 11.1. Выделены семь параметров для анкеты среза уровня развития ВП семьи (табл. 26), в которой эти параметры представлены в трехмерной шкале оценок, что позво­ляет намного упростить диагностическую процедуру. Это было необходимо потому, что в данной диагностике в основном при­меняется метод самооценки, т.е. родителям самим предоставляет­ся возможность при помощи этой шкалы оценить ВП.

 

Таблица 26

Анкета уровня развития воспитательного потенциала семьи

 

Компоненты ВП семьи Характеристики уровней развития компонентов ВП
низкий (н) средний (с) высокий (в)
Понимание целей и задач воспитания в семье Отсутствие цели и задач семейного воспитания Цели и задачи семейного воспитания чаще ставятся не в соответствии с требованиями педагогической науки, а вытекают из представлений данной семьи Правильно понимаются цели и задачи воспитания в семье
Уровень педагогической культуры Имеют низкий уровень психолого-педагогических знаний. От посещений занятий педагогического всеобуча уклоняются, посещая их только после неоднократных приглашений учителя и родительского актива Знания по педагогике и психологии имеют отрывочный характер. Занятия педагогического всеобуча в основном посещают, но часто не придают должного значения полученным знаниям. Самообразованием не занимаются. Имеют хорошую подготовку по вопросам педагогики и психологии. Активно занимаются самообразованием, повышением уровня имеющихся знаний.
Умения применять на практике методы и средства воспитания Не умеют целенаправленно использовать педагогические средства и методы воспитания детей. Не всегда умело применяют теоретические знания на практике. Педагогические методы чаще используют интуитивно. Правильно и осознанно применяют соответствующие методы и приемы воспитания ребенка в семье.
Наличие ответ­ственности роди­телей за воспи­тание детей Недостаточно ответственно, а в ряде случаев без­ответственно от­носятся к воспи­танию своих де­тей. Не проявля­ют должных тре­бований к ним, плохо контроли­руют учебу и по­ведение, не при­вивают положи­тельных привы­чек Стараются ответ­ственно отно­ситься к воспи­танию детей в семье, однако в силу занятости, недостаточной педагогической грамотности или ряда причин внутрисемейного характера допус­кают отдельные ошибки в воспи­тании ребенка Осознают ответ­ственность перед обществом в вос­питании детей. Систематически занимаются вос­питанием, осу­ществляют кон­троль за поведе­нием детей, соз­дают в семье не­обходимые усло­вия для успеш­ного воспитания
Характер внутри семейных отно­шений Внутрисемейные отношения носят дезорганизован­ный, конфликт­ный, а в ряде случаев и амо­ральный харак­тер. Видимых конф­ликтов во вну­трисемейных отношениях не наблюдается, однако проявля­ются отдельные случаи отсутствия взаимопонимания между членами семьи. Полная согласо­ванность внутри­семейных отно­шений. Наличие взаимопонима­ния между чле­нами семьи.
Наличие приме­ра и авторитета родителей Родители или один из них ока­зывают отрица­тельное влияние на формирова­ние личности ребенка Возможны про­явления мещан­ства, вещизма, ложного авто­ритета и другие отклонения в нравственном примере роди­телей Родители являют собой высоко­нравственный пример для де­тей и пользуются у них авторите­том
Согласованность семьи и школы в воспитании детей Не поддержи­вают контактов со школой или поддерживают их только под на­жимом учителя. К советам учите­ля либо прояв­ляют равноду­шие, либо со­противляются требованиям школы. В воспи­тательной рабо­те класса не участвуют Согласованность только в отдель­ных случаях. Час­то с доверием относятся к шко­ле, но сами ак­тивного участия в воспитательных делах класса не принимают Согласуют свои воспитательные воздействия с требованиями школы, прислу­шиваются ко всем советам учителя и стара­ются реализовать их на практике. Отзывчивы, ини­циативны, актив­ны в воспитании ребенка

 

 

Работа по данной методике строится следующим образом.

Педагог, ответственный за ее проведение, организует цикл бесед с родителями по проблемам воспитания ребенка в семье. Завершается этот цикл знакомством с содержанием анкеты.

Каждый родитель учащихся определенного класса получает за­дание — изучить в домашних условиях совместно с другими чле­нами семьи содержание анкеты и методом коллективного обсуж­дения отметить тот или иной уровень развития каждого парамет­ра, окончательный результат сообщить педагогу.

Педагог совместно с представителями родительского комитета класса обобщает эти результаты, по мере необходимости (при наличии конкретных фактов) корректирует ответы и составляет «Диагностическую карту воспитательного потенциала семьи уча­щихся класса». Подобная карта представлена в таблице 27.

По диагностической карте можно определить общий индекс ВП каждой семьи и в какой-то мере сравнить их, выделить хоро­ших родителей, организовать обмен опытом, создавая тем самым стимул для других родителей. Эта же карта позволяет наметить примерную тематику бесед с родителями в последующей совмест­ной работе.

 

1.


[1] См.: Щуркова Н.Е. Новое в воспитательной работе школы - М., 1991. - С. 59-69.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-07 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: