экон и соц полка в рсфср




Декрет о мире – принят II Всероссийским съездом Советов 26 октября (8 ноября) 1917 г.:- прекращение империалистической войны- заключение всеобщего демократического мира без аннексий и контрибуций

Ленин – лидер большевиков: - немедленное заключение сепаратного мира с Германией на любых условиях, т.е. идея «мирной передышки»«Уступить пространство, чтобы выиграть время»

Бухарин – лидер движения «левых коммунистов»: - лозунг революционной войны, которая должна разжечь мировую революцию - «передышка» - иллюзия Троцкий: «войну прекращаем, армию демобилизуем, но мира не подписываем»Большинство партийных организаций – против подписания мира брест делег возглав троцкий Итог: договоренность об объявлении перемирия на Восточном и русско-турецком фронтах Итог Брестского мира: - отторгалась территория общей площадью 780 тыс. кв. км с населением 56 млн. человек (до революции здесь проживало 40% промышленных рабочих) - развал правительственной коалиции с левыми эсерами - переход в оппозицию к большевикам всех политических сил ноябрь 1918 г. – договор аннулирован Под «военным коммунизмом» подразумевается комплекс экономических и социально-политических мероприятий Советского государства в первые годы его существованияЦель политики «военного коммунизма» - сохранение революции.Меры: 1) продразверстка в деревне 2) ускорение национализации и централизации промышленного производства 3) отмена товарно-денежных отношений 4) введение всеобщей трудовой повинности приины гражд войны:) Экономические и социально-политические мероприятия советского правительства, которые оттолкнули от большевиков демократические слои общества 2) Стремление свергнутых классов сохранить свое привилегированное положение 3) Принятие в январе 1918 г. закона о социализации земли 4) Создание однопартийной политической системы Своеобразие войны: 1) война носила классовый характер 2) внутриполитическая борьба слилась с иностранной интервенцией 3) охватила всю Россию 4) началась в условиях первой мировой войны почему большевики победили:1) «белое движение» не имело широкой социальной базы внутри страны2) Белая власть не имела определенной экономической программы3) Недовольство крестьян земельной политикой белой власти4) Политика всех белых правительств была направлена на подавление профессиональных союзов, разгром рабочих организаций5) Лозунг «единая и неделимая Россия» разочаровал национальную интеллигенцию6) Во главе белого движения не политики, а генералы7) Разобщенность сил в белом стане

Нэп.

В условиях голода, разрухи, народных восстаний в марте 1921 г. X съезд РКП(б) принял решение о прекращении политики военного коммунизма с его жёстким централизованным руководством экономикой и начале новой экономической политике (нэп). Нэп рассматривался как временная, хотя и длительная (по словам Ленина, «всерьез и надолго») уступка обстоятельствамФинансовая реформа: - восстановлен единый Государственный банк - появились кооперативные банки - кредитные и страховые товариществ - восстановлена система налогообложения - устойчивая валюта – червонец - 1925 г. – отмена продналога и замена его денежным налогомАграрный сектор: - снят запрет на аренду земли зажиточными хозяевами - на наем рабочей силы - разрешено выходить на хутора и отруб - поощрялась переселенческая политика - развитие кооперации - поощрялась зажиточность крестьянина Промышленный сектор: - реорганизация крупной промышленности на основе хозрасчетных трестов и синдикатов - быстрые темпы легкой ромышленности - медленнее тяжелая индустрия - участие рабочих в управлении производствомНациональный вопрос: - объединение РСФСР с ЗСФСР, УССР и БССР - 30 декабря 1922 г. – образование СССР - январь 1924 г. – конституция СССР прич сверт:*Главный упор на командно-административные методы *Главная задача «наведение порядка»*Перенос центра тяжести с середняка на бедняка*Опора на не очень грамотный, но энергичный актив молодых рабочих, не имевших опыта политической борьбы

 

Нэп оздоровил экономику страны. Исчезла угроза голода, стали развиваться мелкая и средняя торговля, сфера обслуживания, сельское хозяйство (нэп прежде всего был уступкой крестьянству). Однако государство и местные власти из идеологических соображений тормозили рост кулацких хозяйств, которые давали основную часть товарного хлеба. Инвестиции из-за рубежа были незначительными, ибо большевики отказались вернуть долги царского правительства. Промышленных товаров не хватало, и крестьяне придерживали хлеб, т.к. на выручку от него нечего было купить. В 1928 г. власти стали изымать хлеб силой, обвиняя крестьян в саботаже. Государство трижды обрушивало курс червонца, чтобы ограбить предпринимателей. С началом индустриализации и коллективизации нэп был свёрнут.

Обр сср

25 октября 1917 г. 2 съезд: дикреты о мире, земле, отмене крепостного права, декларация прав народов

10 янв. 1918 г. 3 съезд. Через три дня к ним присоединился съезд Советов крестьянских депутатов, тем самым завершилось объединение Советов в единую государственную систему. Съезд принял “Декларацию прав трудящегося и эксплуатируемого народа”, Россия было провозглашена Российской Советской Федеративной Социалистической Республикой. III съезд Советов принял “Основной закон о социализации земли”, утверждавший принципы уравнительного землепользования. Сложным оставался вопрос о войне. 7 нояб. 1917 г. народный комиссар по иностранным делам Троцкий обратился к правительствам всех воюющих держав с предложением о заключении всеобщего демократического мира. Согласие начать переговоры дала только Германия. По логике большевистских принципов пора было начинать революционную войну. Однако, став главой государства, Ленин настоятельно потребовал немедленного заключения сепаратного мира с Германией, так как в условиях развала армии и кризиса экономики немецкое наступление грозило неминуемой катастрофой для страны, а значит, и для советской власти. В оппозицию к Ленину стала группа большевиков (левые коммунисты) во главе с Бухариным, которые выступали за продолжение революционной войны. Они считали, что германские и европейские рабочие немедленно их поддержат. Троцкий выдвинул несколько иную формулу: “Ни мира, ни войны, армию распустить”. Он расчитывал на то, что Германия не в силах провести крупных наступательных операций на Восточном фронте, даже в том случае, если русской армии будет дан приказ о демобилизации. 10 Февраля Троцкий декларировал на переговорах: “Мы выходим из войны, но вынуждены отказаться от подписания мирного договора”. 18 февраля Германия начала наступление, заняв за следующие 6 дней Минск, Полоцк, Оршу, Таллин и др. города. Реально германцам противостояли несколько отрядов в 40 – 50 чел. матросов, красногвардейцев и добровольцев из числа солдат. Но это было явно недостаточно для противодействия незначительным силам германцев. Фронт окончательно рухнул. Ленин добился принятия германского ультиматума и резолюции ЦК большевиков в пользу подписания мира с немцами и их союзниками. Решение о “похабном” мире бельшевики приняли 23 февраля 1918 г. Ультиматум содержал колоссальные территориальные и материальгные требования. Все они были приняты. 3 марта мир был подписан в Бресте и вскоре ратифицирован очередным съездом Советов. Ленин укрепил свое положение во властных структурах партии и нового государства. Его влияние упрочилось“Крестьянская армия”, которую он опасался, перестала существовать. Левые эсеры перешли в оппозицию, покинули правительство, но сохранили мандаты в Советах. Обострению отношений между большевиками и левыми эсерами способствовала проводимая большевиками антикрестьянская политика (занижение цен на хлеб, принудительная монополия на торговлю хлебом, карательные акции большевистских продотрядов, расстреливавших крестьян за утайки и обрекавшие волости на голодную смерть). Столкновение большевиков и эсеров стало неизбежным. В качестве предлога они использовали июльские события 1918 г. (правые эсеры попытались свергнуть большевиков, а они объявили и левых эсеров мятежниками). В июле 1918 г. большевики сумели отстранить от власти всех серьезных конкурентов и однопартийная диктатура обрела законный вид. Реальная власть сосредоточилась в руках большевистских партийных комитетов, которые подменили Советы при решении любых вопросов. Эти партийные решения не всегда проводились через Советы.

 

Индустрил

Индустриализация - это процесс создания крупного машинного пр-ва во всех отраслях н/х и в первую очередь в промышленности. Необходимость индустриализации: экономическая: крупная пром-ть определяет экономическое развитие страны в целом. Социальная - без индустриализацииневозможно развитие экономики, а, следовательно, и социальной сферы. Военно-политическая - без индустриализации невозможно обеспечить технико-экономическую независимость страны и ее оборонную мощь. Проблемы создания индустриализации стали первоочередными в конце 1925г. Были определены ее осн. задачи:1. ликвидация технико-экономической отсталости страны. достижение экономической независимости3. создание мощной оборонной промышленности4. первоочедное развитие базовых отраслей промышленности (топливной, химической, машиностроительной).

Выполнение задач тормозилось отсутствием необходимых материалов и финансовых средств.

Источники индустриализации: внутренние накопления: внутренние займы, выкачивание средств из деревни, доходы от внешней торговли, дешевая рабочая сила, энтузиазм трудящихся, труд заключенных.Негативные моменты индустриализации: товарный голод, продовольственные карточки, снижение заработной платы, нехватка высококвалифицированных кадров, миграция населения и обострение жилищных проблем, трудности с налаживанием нового пр-ва, массовые аварии и поломки.

В 1929-1932 гг. состоялась первая пятилетка, в 1933-1937 гг.— вторая. Были реконструированы старые предприятия и построены сотни новых. Выполнение заданий второй пятилетки превратило страну из аграрной в мощную индустриальную державу, экономически независимую от др. стран. Индустриализация обеспечила технико-экономическую независимость страны и оборонную мощь страны, индустриализация превратила СССР из аграрно-индустриальной страны в индустриальную.

 

Коллект

В 1927 г. XV съезд партии принял решение о проведении коллективизации. Ее начало подхлестнули трудности с хлебом в 1928 г. Введение коллективных хозяйств (колхозов) упростило принудительный сбор зерна с крестьян. «Сплошная» коллективизация началась в 1929 г. Государство стало повышать налоги на единоличников. К вступлению в колхоз крестьян призывали рабочие, специально отправленные в деревню. Чтобы не сдавать скот в колхозы, крестьяне забивали его. Бухарин, Рыков, Томский, возражавшие против чрезмерного давления на крестьян, были обвинены в «правом уклоне» и выведены из Политбюро.В январе 1930 г. коллективизацию решили провести быстрее, в 1-2 года. Но сопротивление крестьян побудило И. В. Сталина сбавить темпы. В статье «Головокружение от успехов» он обвинил местные власти в перегибах. Селянам стали оставлять приусадебные участки, часть скота, птицу. Для помощи колхозам создавались машинно-тракторные станции (МТС). Многие колхозы распались. Но в целом коллективизация продолжалась. В 1933 г. страну поразил голод. Были введены паспорта для крестьян, без них они не могли передвигаться по стране. За кражу колхозного имущества карали вплоть до расстрела. Формально колхозы считались кооперативами, т. е. общественными организациями. Посему колхозникам не полагалась пенсия. Они подвергались жестокой эксплуатации. Политика грубой эксплуатации и незаинтересованность крестьян в труде привели к упадку сельского хозяйства.Коллективизация создала необходимые условия для осуществления планов индустриа-лизационного скачка, предоставила в распоряжение города, огромное количество рабочих рук, попутно ликвидировав аграрное перенаселение, позволила, при значительном уменьшении числа занятых, поддерживать произ-во с/х продукции на уровне, не допускавшем длительного голода, обеспечила пром-ть необходимым сырьем, уничтожила последний островок рыночной экономики – частнособственническое х-во. Но скачок в развитии тяжелой промышленности был куплен ценой отставания др. отраслей экономики (легкой пром-ти и аграрного сектора). В стране утвердилась командно-административная хозяйственная модель.

 

Соц вопр ссср

Увеличение численности рабочего класса. Увеличилась численность городского населения. Приток некваллифицированных крестьян на стройки привел к падению дисциплины, травматизму. Исчезли батраки и кулаки. 90% крестьян в колхозах. Высокие цены на продукты из-за форсированной индустриализации. Перебои с продовольствием. Ухудшение материальных условий. Велась борьба с инакомыслием. Конституция 1936 г. Соц. Основа государства – союз рабочих и крестьян с диктатурой пролетариата. Гарантия права на труд, отдых, образование.

Кул преобр ссср

20 гг. ликвидация массовой неграмотности. Миллионы взрослых прошли подготовку в школах по ликвидации неграмотности (ликбезах), создавалась сеть изб-читален, библиотек. Новая система образования строилась на принципах единой трудовой школы. Обязательным было сначала четырехклассное начальное, а затем и семиклассное образование. (безурочная система, безоценочное обучение, лабораторный метод, самоуправление и др.). В 30-е гг. ситуация в школьном образовании изменилась: были восстановлены традиционные формы обучения (уроки, предметы, оценки, строгая дисциплина), опыт предыдущего десятилетия осужден как «перегиб».К 20-м гг. относится создание так называемых рабфаков, факультетов по подготовке специалистов с высшим образованием из числа рабочих и крестьян. Особое внимание уделялось подготовке преподавателей общественных наук для высшей школы. В конце 20-х — 30-е гг. прошел целый ряд кампаний по изгнанию из университетов и институтов профессоров и преподавателей, по мнению властей, не освоивших марксистское учение. Жертвами репрессий вместе с педагогами были и студенты.Борьба за «идейную чистоту» предопределила особенности развития гуманитарных наук. В сфере точных и естественных наук ситуация была несколько иной. Выдающиеся открытия были сделаны В. И. Вернадским, А. Ф. Иоффе, П. Л. Капицей, Н. И. Вавиловым И. В. Курчатовым и др. Государство, особенно с началом индустриализации и в условиях нарастания военной угрозы, вкладывало в развитие точных и естественных наук значительные средства, стремилось повысить материальный уровень жизни ученых. Но репрессии 30-х гг. не обошли ученых-естественников стороной. Был арестован и замучен в лагерях выдающийся генетик Н. И. Вавилов,К началу 20-х гг. из страны эмигрировали многие выдающиеся писатели, художники, музыканты (И. А. Бунин, А. И. Куприн, репин)Немало выдающихся деятелей русской культуры остались в России (А. А. Ахматова, М. М. Пришвин, Н. С. Гумилев, расстрелянный в 1921 г., В. Э. Мейерхольд и др.). До середины 20-х гг. в искусстве царил дух творческого поиска, попыток найти необычные, яркие художественные формы и образы. Существовало множество творческих объединений, исповедовавших различные взгляды на сущность и предназначение искусства (Пролеткульт, группа «Серапионовы братья», «Литературный центр конструктивизма», «Левый фронт искусств», Ассоциация художников революционной России, Общество московских живописцев и др.). С 1925 г. идеологическое давление на деятелей культуры усилилось. К середине 30-х гг. общеобязательным для советского искусства художественным методом был объявлен метод социалистического ре ализма (изображение действительности не такой, какова она есть, а такой, какой она должна быть с точки зрения интересов борьбы за социализм). Решающими в этом смысле событиями были создание в 1934 г. Союза советских писателей и ряд идеологических кампаний, осуждавших, например, музыку Д. Д. Шостаковича. Творческие союзы, по существу, превратились в часть партийно-государственного аппарата. Внедрение единых художественных канонов осуществлялось в том числе репрессивным путем. Тоталитарный строй уничтожал свободу творчества, духовного поиска, художественного самовыражения — последовательно и методично: «Меня, как реку, суровая эпоха повернула. Мне подменили жизнь» (А А. Ахматова). И все-таки писателями, художниками, композиторами, деятелями театра и кино в эти годы были созданы талантливые и даже выдающиеся произведения: «Тихий Дон» М. А. Шолохова, «Разгром» А.А.Фадеева, «Белая гвардия», «Мастер и Маргарита» М. А. Булгакова, «Реквием»

 

Констит 1936

Претензии Ленина по сути политические:

- «небольшевизм» Троцкого

- «неслучайность октябрьского эпизода» Каменева и Зиновьева

- недостаточная выученность диалектике Бухарина

- прямолинейное администраторство Пятакова

- Сталин – грубость и нетерпимость к товарищам

к весне 1925 2групировки:троцкий ака сталин каменев зиновьев

предпосылки возникновения сталинизма:

1. Монопольная власть одной партии

2. Изменение состава партии в 20-е гг.

3. Диктатура пролетариата превратилась в диктатуру партии

4. Сформировалась система, контролировавшая политические настроения граждан (ОГПУ, с 1934 г. НКВД)

5. Установление культа личности вождя

6. Исчезла видимость коллективного руководства

Утверждена 5 декабря 1936 г. VIII Чрезвычайным Всесоюзным съездом Советов

Основные положения:

1) закреплена руководящая роль ВКП(б) в государстве

2) отменялись ограничения прав граждан по классовому признаку

3) неприкосновенность личности

4) тайна переписки

5) изменена избирательная система: всеобщее, равное, прямое избирательное право при тайном голосовании

6) федеративное объединение республик

7) государственный народнохозяйственный план

выс орг власти- верх совет ссср: совет союза, совет национальностей

полит основа ссср-советы депутатов трудящхся

экон основа - соц исма хозяйствов, соц собст на средства производства

Полка сср пораж кр ар

Внутренняя политика.Развитие СССР определялось заданиями третьего пятилетнего плана (1938-1942), утвержденного 18-м съездом ЦК ВКП(б) в марте 1939. Был выдвинут политич. лозунг – догнать и перегнать развитые капиталлистич. страны. Эта установка исходила из завышенных показателей итогов выполнения 2-го пятилет. плана. Главн. усилия были направлены на развитие отраслей промышленности, обеспечивающих обороноспособность страны. Были осуществлены спец. мероприятия. На Урале, в Сибири, Средн. Азии ускорен. темпами развивалась топливно-энергетич. база, завершено строительство Нижнетагильского металлургич. комбината. В сельск. хоз-ве также учитывались задачи укреплен. обороноспособности: расширялись посевы технич. культур и тд. Многие предприятия переводились на производство военной продукции. Вместе с тем политика в обл. вооружений имела отстающий характер по сравнению с Западом (производилась устаревшая техника, производство нов. затягивалось). Соц. мероприятия также обусловлены нуждами обороны. В 1940 была принята программа развития гос. трудовых резервов, переход на 8-часовой рабоч. день и 7-дневн. рабоч. неделю, закон о судебной ответственности (тюрьма за прогулы и опоздания).Уделялось особ. внимание созданию бронетанковых и механизированных частей, развитию ВВС. В то же время проводились массовые репрессии среди государственных, хозяйственных и военных руководителей. Уделялось особ. внимание патриотич. воспитанию народа. Продолжали активно культивироваться моральн. принципы, основанные на коммунистич. идеологии. Внешняя политика.Осн. принципы и направления.Борьба за создание системы коллективной безопасности (34-39): 1) 1935 – договор СССР, Франции и Чехословакии о военно-экономич. взаимопомощи в случае агрессии; 2) переговоры СССР, Франции и Англии о создании системы коллективной безопасности в Европе => крах политики коллективн. безопасности -> взаимное недоверие СССР и европейск. держав.Военно-политич. сближение с Германией (37-39): 1) 1937 – первые переговоры; 2) соглашение о ненападении (пакт Молотова-Риббентропа) => отсрочка военного столкновения, фактическое разделение сфер влияния между СССР и Германией в Европе.Советско-финская война (30.11.1939 – 12.03.1940):

*Война за укрепление границ и расширение территории;Оч тяжёлая победа Красной Армии, показавш. слабую боевую и технич. подготовку войск;Исключение СССР из Лиги Наций как гос-ва, совершившего агрессию.Вывод: политика СССР в 30-е годы носила противоречивый, неоднозначный характер.

Причины поражения в начальный период:Репрессии в армии накануне войны среди командного состава;Ошибки и просчёты в отношении сроков начала войны;Военная доктрина, предусматривавшая военные действия только на чужой территории;Опоздание с приведением войск в боевую готовность;

Демонтаж старых и отсутствие новых укреплений на границе.

Этапы вов41-45

Первый период войны. 22 июня 1941- ноябрь 1942 гг.оборонительный. нападение Германии на СССР,блокада Ленинграда, всеобщее отступление. Контрнаступление под Москвой. Второй 18 ноября 1942-конец 1943 переломный. Контрнаступление под Сталинградом, Переход стратегической инициативы к советским войскам. Наступление по всему фронту. Третий нач. 1944- 9мая 1945г. изгнание фашистских войск с территории СССР, освобождение кучи стран, капитуляция германии. 8 мая 45 – 2 сентября 45 – разгром Японии.

Сопр фаш

Уже в период битвы под Москвой на оккупированной территории нашей страны действовали около 2 тыс. партизанских и подпольных групп. По всей территории, занятой фашистами, партизаны нарушали коммуникации противника, готовили диверсии, нападали на тыловые объекты германской армии и военной администрации, расправлялись с предателями, срывали отправку советских людей в Германию. Созданный в мае 1942 г. партизанское движение охватило всю занятую фашистами землю, особенно лесные районы Брянщины (там возник Партизанский край, неподвластный оккупантам), Смоленщины, Орловщины, Белоруссии, украинского Полесья, Крыма.

В Белоруссии действовало свыше 400 партизанских отрядов численностью до 50 тыс. человек. Под Оршей воевала бригада, командиром которой был К.С.Заслонов. Комсомольская подпольная организация «Молодая гвардия» возникла в Краснодоне. Знаменитым был рейд кавалерийских партизанских соединений (3 тыс. человек) под командованием С.А.Ковпака и А.Н.Сабурова, предпринятый осенью 1942 г. по Брянщине. Широкую известность приобрели действия партизан под командованием Д.Н.Медведева в Орловской, Смоленской, Могилевской, Ровенской и Львовской областях, П.М.Машерова – в Белоруссии и др.

Оккупанты жестко карали вооруженное сопротивление советских граждан. Погибли десятки тысяч партизан и тех, кого фашисты подозревали в связях с ними. Немцы безжалостно сжигали целые селения за связь с партизанами.

 

Соц поб ссср

Мобилизация миллионов людей. Всеобщее обучение военному делу. Трудовая мобилизация населения. Использование женского и подросткового труда. Карточная система питания. Натуроплата за труд. Возможность продавать продукты на колхозных рынках. Укрепление патриотизма, прославление героического прошлого. Призыв к единению народов. Примерение с Православной церковью. Антифашистская литература, кинематограф. Концерты артистов на фронте. Художники, рисовавшие плакаты и каррикатуры. В науке: новые твердые сплавы и стали для танковой промышленности. Исследования радиоволн. Теория движения квантовой жидкости – Ландау. Борьба на оккупированной территории, движение партизан.

Реш соц проб в вов

Мобилизация миллионов людей. Всеобщее обучение военному делу. Трудовая мобилизация населения. Использование женского и подросткового труда. Расширена сеть ФЗУ. Выделялась земля под коллективные огороды. Карточная система питания. Натуроплата за труд. Возможность продавать продукты на колхозных рынках. Укрепление патриотизма, прославление героического прошлого. Призыв к единению народов. Примерение с Православной церковью.

Итоги уроки вмв

Итоги:*Огромные людские (~50млн) и материальные потери в войне. Экономическая разруха.*Ликвидация угрозы порабощения человечества фашизмом.*Возрастание международного авторитета СССР. Превращение СССР в сверхдержаву.*Рост антиколониального движения в мире. Усиление соперничества и противостояние стран-союзниц в борьбе за сферы влияния в Западной Европе и на Востоке. ******* Изменения в расстановке политических сил в мире после разгрома блока Фашистких государств:*Социалистический переворот и установление просоветского режима в странах Восточной Европы. *Великобритания перестает быть мировой державой: вследствие тяжелой послевоенной ситуации ей приходится признать независимость целого ряда своих колоний, доминионов и протекторатов (Индия, Канада, Ирландия, Биома и т.п.) Образованное «Содружество» лишь смогло сохранить экономическое единство и партнерство стран с незначительным влиянием Англии на новые страны. *США, которая вступила в антифашистский союз и в войну позже остальных – пострадала меньше всех: с помощью грамотной экономической и внешней политики, она смогла не только сократить людские, но и материальные потери. Она заработала внешних займах, золотовалютный фонд Западной Европы был отдан на сбережения от рук фашистов, программы лендлиза и т.п. США становится новой сверхдержавой как и СССР.*В 1947 была сформирована ООН, созданная для поддержания и укрепления международного мира и безопасности, развития сотрудничества между государствами.*в 1949 создан североатлантический союз (НАТО) странами: США, Канада, Исландия, Великобритания, Франция, Бельгия, Нидерланды, Люксембург, Норвегия, Дания, Италия и Португалия. Это «трансатлантический форум» для проведения странами-союзниками консультаций по любым вопросам, затрагивающим жизненно важные интересы его членов, включая события, способные поставить под угрозу их безопасность, и обеспечивает сдерживание любой формы агрессии в отношении территории любого государства-члена НАТО или защиту от неё. Позже его состав неоднократно расширялся (с 1952 по 2004 – пять расширений).*Организация Варшавского договора (ОВД) – документ, оформивший создание военного союза европейских социалистических государств при ведущей роли Советского Союза. Заключение договора явилось ответной мерой на присоединение ФРГ к НАТО, а также отклонением предложения СССР вступить в НАТО. Договор подписан Албанией, Болгарией, Венгрией, ГДР, Польшей, Румынией, СССР и Чехословакией 14 мая 1955.*Разделение Германии на ФРГ и ГДР, вступление ФРГ в НАТО, а также антисоветская направленность в политике Запада и одновременное желание Союза осуществить мировую революцию привело к противостоянию стран НАТО и ОВД, США и СССР – «холодная война».*****Причины возникновения «холодной войны»:*Ядерная бомбардировка Хиросимы и Нагасаки – демонстрация силы и оружия массового поражения, расценивается СССР как угроза ее границам. Начинается разработка советского оружия массового поражения. Гонка вооружений.*конфликты с США и Западной Европы насчет будущего Германии -> образование ФРГ (прозападная) и ГДР (просоветская). Возведение Берлинской стены.*отказ СССР со стороны США, Англии и Франции о вступлении в НАТО. Присоединение к НАТО ФРГ – расценивается Союзом как угроза и агрессия против советского социалистического режима. Образование ОВД. Конфронтация НАТО и ОВД.*Расторжение ряда договоров с западными странами, активный поиск новых союзников в странах третьего мира, образование военных баз на границах просоветских стран. Борьба двух сверхдержав за сферы влияния, рынки сбыта.

Разв в послевоен г

На эти годы приходится апогей сталинизма: укрепление административно-командной системы и тоталитарно-бюрократической структуры власти. Цели: 1) восстановление разрушенного хоз-ва было основано на: а) трудовой героизм народа; б) вера в светлое будущее; 2) идеологич. закрепощение общественного сознания: а) курс на коммунистическое строительство; б) партийно-государственное давление на художественную интеллигенцию. Данные цели достигались с помощью нового витка репрессий: а) «Ленинградское дело»; б) «Дело врачей»; в) ГУЛАГ для военнопленных.Внешняя политика.*Обострение международных отношений, начало «Холодной войны»;*Создание социалистического лагеря, борьба двух общественно-политических систем (социализм и капитализм).Восстановление и развитие народного хоз-ва, 4-ый пятилетний план -> план восстановления и развития экономики СССР:* Восстановлено и построено 6200 промышленных предприятий.*Довоенный уровень промышленного производства достигнут в 1949.*Акцент на прирост показателей по производству металла в ущерб производству товаров народного *потребления*Денежная реформа и отмена карточной системы в декабре 1947.Довоенный уровень сельско-хозяйственного производства был достигнут только в 50-х.

Реф хрущ

Реформы в сфере сельского хоз-ва.Цели: обеспечение населения продовольствием, легкой промышленности – сырьем.1953 – на пленуме ЦК КПСС утверждены основы новой аграрной политики. Центральное место занимали в ней: повышение гос. закупочных цен на сельхозпродукцию, увеличение финансирования отраслей агросферы, совершенствование налоговой политики. В 56 размер направляемых в агросферу средств составил 18%. Несколько раз повышались цены на сдаваемую гос-ву сельхозпродукцию. Были снижены налоги с личных подсобных хоз-в крестьян, вводилась новая система налогообложения. С 54 началось освоение целинных и залежных земель. В 58 была проведена реорганизация МТС, колхозы получили право покупать у МТС технику. Но, несмотря на все эти меры, коренного улучшения в развитии сельского хоз-ва не произошло. Реорганизация МТС, выкуп сельскохозяйственными предприятиями у МТС техники на кабальных условиях подорвали экономику многих хоз-в. Колхозы укрупнялись, неперспективные деревни сселялись. После 1959 всем хоз-вам рекомендовалось переходить к посеву кукурузы. Результатом непродуманных мер стало обострение продовольственной проблемы. В связи с сокращением гос. резервов зерна СССР начал регулярно покупать его за рубежом.

Реформа управления промышленностью.Восстанавливался принцип приоритетного развития производства средств производства, что нашло отражение в планах шестой пятилетки и семилетки (1956-1960). Состоявшийся в июле 55 Пленум ЦК партии обратил внимание на необходимость улучшения внедрения в производство новейших достижений науки и техники. В 57 был принят Закон о перестройке управления промышленностью и строительством. В соответствии с ним отменялась прежняя отраслевая система руководства, осуществлявшаяся через министерства и ведомства. На смену им пришли Советы народного хоз-ва – совнархозы. Все предприятия и стройки на их территории, передавались в ведение местных совнархозов. Предполагалось, что переход к территориальной системе управления снимет барьеры на пути развития промышленности, укрепит экономические связи внутри регионов и республик. Но этого не произошло. Административные методы хозяйствования сохранялись. Более того, была нарушена единая техническая и технологическая политика внутри промышленных отраслей.

53.преод кул личн сталина Предпосылки: Победа в войне не принесла политической свободы общества и улучшения жизни народа;Смерть Сталина ослабила страх перед гос-вом и репрессиями;Восстания в системе ГУЛАГа (1953-1956), назревание соц. протеста в обществе.Осуждение культа как средства борьбы за власть в высших эшелонах власти -> ХХ съезд КПСС, доклад Хрущёва о культе личности + постановление ЦК КПСС от 30 июня 56 «О культе личности и преодолении его последствий» => 1) критика культа, но не системы, его породившей; определялись дозволенные рамки критики деятельности Сталина и сталиновщины; 3) репрессии против людей, выходящих за рамки дозволенной критики

Соц полка 50-60

*Повышение минимальной заработной платы на 35%*Увеличение размера пенсий по старости в 2 раза и снижение на 5 лет пенсионного возраста*Развертывание массового жилищного строительства и поощрение создания жилищных строительных кооперативов*Введение денежной оплаты труда колхозникам*Восстановление 7-часового рабочего дня

 

Разв ссрв70е

Концепция внешнеполитического курса СССР очень противоречива: с одной стороны мирное сосуществование с государствами с различными мировыми системами (в том числе и капиталистические), что предполагало начало мирных переговоров по сокращению вооружений и сотрудничество с Западом; в тоже время правительство проводила политику взаимопомощи братским социалистическим странам, признавая особенности строительства социализма в этих странах, но, не допуская в эти страны никакие средства и структуры капиталистических стран; также шло активное расширение социалистического лагеря странами 3-го лагеря (Иран, Ирак. Вьетнам, северная Корея и тп). Ввод войск в Афганистан в 1979.

т енденции изменения международного положения социалистических стран: *улучшение экономических, политических связей с Западом*истощение советской системы в борьбе за паритет в гонке ядерных вооружений, в следствие были переговоры с западом о сокращении ядерных, тактических и стратегических вооружений (ОСВ-1 в 1971, ОСВ-2 в 1978), однако ни одно из соглашений не выполнялось ни одной из сторон добросовестно. В итоге холодная война набирала обороты.*Кризис социалистического лагеря. Борьба стран социализма за освобождение от диктата СССР. Противостояние Китая и СССР с начала 60ых. Кризис советской власти в Польше, антисоветские выступления в странах восточной Европы.

Социально-экономическое развитие СССР: Большинство реформ проведенных в с/х, промышленности и социальной сфере были малоэффективными, устаревшими неактуальными на данный момент, имели «догоняющий характер» или «половинчатый характер», и в результате не могли закрепить свои первоначальные успехи. Это привело к:*Снижение темпов экономического роста. 70ые- ½ 80 «эпоха застоя».*крайне слабое развитие наукоемких отраслей производства (за исключением военно-промышленного комплекса): микроэлектроники, биотехнологии, информатики.*сохранение экстенсивных методов хозяйствования (распахивание целины), что во многом способствовало формированию затратной экономики.*превращение страны в сырьевой придаток мировой системы хозяйствования (вывоз сырья и закупка продовольствия, дефицит)*формирование теневой экономики

*снижение жизненного уровня населения*«остаточный» принцип финансирования сфер медицины, образования, науки, культуры, жилищного строительства*накопление критического потенциала в обществе: сомнения в «загнивающем капитализме», правильности пути, выбранного старшими поколениями

Ссср успехи техн

Особенности: развитие НТР преимущественно в рамках военно-промышленного комплекса.Достижения:

Освоение космоса: а) 4 октября 57 – первый искусственный спутник Земли; б) 12 апреля 64 – первый полет человека в космос.Атомная энергия: а) испытание водородной бомбы – 1953; б) первая в мире атомная электростанция в г. Обнинске – 1954; в) атомный ледокол «Ленин» - 1959.

Развитие химической промышленности (появление синтетических материалов и использование их как в легкой, так и в тяжелой промышленности).Реформа в сфере образования 1958.Цель: укрепление связи школы и производства.Осн. направления: Ликвидация обязательного семилетнего и полного десятилетнего образования;Введение обязательного восьмилетнего обучения. Получение среднего образования чер



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: