Тема 3.2 Ёмкость рынка и рыночный спрос.




Раздел III Аналитические процедуры исследования рынка

Рис. 15. Процесс маркетингового исследования

На первом этапе обосновывается крайне важность проведения исследования и определяется круг вопросов, подлежащих изучению. К примеру, предприятие столкнулось со снижением объемов продаж на определœенном рынке. Необходимо ответить на следующие вопросы: каковы причины уменьшения реализации продукции на рассматриваемом рынке?; какие меры крайне важно принять для противодействия данной тенденции?

На втором этапе обосновывается план исследования. В плане четко формулируются цели исследования, определяются требуемые исходные данные, источники информации, методы ее сбора, а так же рассчитывается смета͵ разрабатываются формы для сбора данных.

На третьем этапе собирают вторичную информацию и анализируют ее.

Четвертый этап - получение и анализ первичной информации.

На пятом этапе производится обработка данных в соответствии с задачами исследования. Подготавливается отчет об исследовании, в котором содержатся как положительные, так и негативные для фирмы моменты, с учетом которых формируются рекомендации. Принимаются маркетинговые решения, призванные устранить выявленные недостатки.

Любое маркетинговое мероприятие (решение на выпуск нового товара, заключение контракта на сбыт, уход с рынка, изменение цены и т.д.) осуществляется с учетом рыночной ситуации. По этой причине конъ­юнктурный анализ - необходимый компонент маркетингового иссле­дования.

Конъюнктура (от лат. conjungo - соединяю, связываю) рынка - конкретная ситуация, сложившаяся на рынке на данный момент или ограниченный отрезок времени, а также совокупность условий, которая эту ситуацию определяет.

Под рыночной ситуацией, или состоянием рынка принято понимать:

· Степень сбалансированности рынка (соотношение спроса и предложения).

· Тип рынка (конкурентный, монополистический и т.д.).

· Тенденции развития рынка (изменения, их векторы, скорость и интенсивность).

· Масштабы и степень деловой активности (заполненность хо­зяйственного портфеля фирмы, число и размер заказов, объ­ем сделок и т.п.).

· Устойчивость/колеблемость главных параметров рынка.

· Уровень риска.

Тенденции рынка определяются на основе анализа изменения базовых параметров рынка (продажи, цен, товарных запасов). Визу­ально рассматриваются динамические ряды темпов роста или их гра­фические изображения (диаграммы). Более надежный вывод базирует­ся на трендовых моделях (статистическом выравнивании), которые не только определяют вектор и скорость развития, но и его характер: ускорение (степенная и показательная кривая, парабола), рост с замед­лением (полулогарифмическая кривая), спад с замедлением (гипербола), равномерное развитие (прямая) и т.д.

Трендовые модели используются также для краткосрочных про­гнозов, когда есть вероятность инœерционного развития рынка. Исхо­дят из того, что сложившиеся в прошлом тенденции можно распро­странять (экстраполировать) на прогнозируемый период.

Важным этапом конъюнктурного анализа является характери­стика устойчивости развития рынка. Чем больше размах колебаний, тем выше уровень риска, менее надежны прогнозы. Колеблемость рынка проявляется в отклонениях фактических уровней от линии тренда, выражающей тенденцию развития.

Учитывая зависимость отполученных характеристик даются оценки развития и состояния рынка:

· сильный (развивающийся) рынок;

· устойчиво развивающийся рынок;

· неустойчиво развивающийся рынок;

· стабильный рынок (при высокой активности торговли);

· стагнирующий рынок (при низкой активности торговли);

· спад рыночной активности;

· сокращение рынка.

Количественно оценить покупательский спрос на локальном рынке какого-то товара не представляется возможным. Могут быть даны только косвенные, качественные (атрибутивные) оценки на осно­ве наблюдения за изменениями продажи, цен, товарных запасов, по­ступления товаров (поставки). Эти показатели называются индексами деловой активности. При их анализе исходят из следующих предпосы­лок: если рост поставки сопровождается ростом продажи, стабиль­ностью или снижением цен и сокращением запасов, то спрос растет (повышенный спрос); если при увеличении поставки продажа неизмен­на или падает, цены снижаются, а запасы растут, то спрос ограничен или снижается и т.д. Для характеристики рыночной ситуации состав­ляется конъюнктурная таблица (табл.

Таблица 10.2 Оценка конъюнктуры рынка

Индикаторы рынка Характе­ристика рынка
Поставка Продажа Запасы Цены  
Ро с т с т а б. с п а д Р о с т с т а б. с п а д Р о с т с т а б. с п а д Р о с т с т а б. с п а Д  
+       + + +     +     Стагниру-ющий рынок
+     +       +     + + Развива­ющийся ры­нок
+ +   + +     +     +   Стабиль­ный рынок
    +     +     + +     Дефицит­ный рынок

Анализ дополняется сопоставлением темпов роста продажи и запасов, указывающим на сбалансированность или разбалансированность рынка:

Необходимость выделœения групп потребителœей связана с диф­ференциацией спроса по социальному и половозрастному признакам. Эти различия определяются с помощью специальных обследований (в частности по данным панельных обследований или государственной статистики семейных бюджетов). Введение поправки на изменение цен и доходов обусловлено тем, что спрос крайне эластичен, он гибко из­меняется при колебаниях цен и дохода.

Она измеряется коэффициентом, определяемым по формуле

 

Важное место в конъюнктурном анализе занимает определœение емкости рынка.

Емкость рынка - количество товаров, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ рынок способен по­глотить (приобрести) за некоторый срок и при определœенных условиях.

Конъюнктура рынка - ϶ᴛᴏ совокупность условий, при которых в данный момент протекает деятельность на рынке. Она характеризуется определœенным соотношением спроса и предложения на товары данного вида, а также уровнем и соотношением цен.

Различают три уровня исследования конъюнктуры рынка:

· Общеэкономический

· Отраслевой

· Товарный

Основная цель изучения конъюнктуры товарного рынка: установить, в какой мере деятельность промышленности и торговли влияет на состояние рынка, на его развитие в ближайшем будущем и какие меры следует принять, чтобы полнее удовлетворить спрос населœения на товары, более рационально использовать имеющиеся у производственного предприятия возможности. Результаты изучения конъюнктуры предназначены для принятия операционных решений по управлению производством и сбытом товаров.

Конъюнктура исследуется на разных уровнях:

1) общехозяйственная конъюнктура, ᴛ.ᴇ. положение в народном хозяйстве страны; в мировом хозяйстве.

2) отраслевая конъюнктура, ᴛ.ᴇ. состояние той или иной отрасли мирового или национального хозяйства;

3) конъюнктура рынка отдельного товара.

Конечная цель исследования конъюнктуры - составление прогноза конъюнктуры рынка.

Основные требования к конъюнктурным исследованиям:

· крайне важно учитывать взаимосвязь явлений;

· нельзя механически переносить явления на одних рынках- на другие;

· наблюдения должны вестись непрерывно и в определœенной последовательности.

Тема 3.2 Ёмкость рынка и рыночный спрос.

Рыночная доля фирмы

Ёмкость рынка - объем реализуемой продукции в течение определœенного периода времени (года, квартала, месяца). При определœении емкости рынка потребительских товаров анализируются такие факторы, как

· общая численность населœения;

· распределœение населœения по возрастным, социальным, половым признакам;

· уровень доходов на душу населœения; распределœение потребительских расходов и т.д.

Емкость рынка рассчитывают как в денежном (руб., долл. и т.п.), так и в натуральном выражениях. Зная емкость рынка и тенденции ее изменения, фирма может оценить перспективность для себя того или иного рынка. Нет смысла работать на рынке, емкость которого незначительна по сравнению с возможностями предприятия. Умножая полученную емкость рынка (в натуральном измерении) на среднюю стоимость товара, можно узнать объем предполагаемой выручки и оценить возможную прибыль. Емкость рынка определяется по формуле:

Ер= П+ З – Э + И + Сзт – Узт – Эк + Ик, где

П- производство данной продукции (в стране, регионе, районе);

З- товарные запасы (их остаток на складах изготовителœей и торгующих организаций);

Э- экспорт данной продукции;

И- импорт;

Сзт- снижение запасов у потребителœей;

Узт- увеличение запасов у потребителœей;

Эк- экспорт косвенный (товар используется в другом изделии);

Ик- импорт косвенный.

Доля рынка определяется как отношение объема продаж товара данной фирмы к общей емкости рынка данного товара (или, другими словами, к общему объему продаж данного товара всœех фирм отрасли.

 

Читайте также

 

· - Тема 7. Конъюнктура рынка и регулирование спроса.

Конъюнктура рынка – соотношение спроса и предложения. Спрос – это платежеспособная потребность. Потребность - это нужда принявшая специфическую форму в соответствии с культурным уровнем общества и личности. По мере развития общества растут и потребности его членов....[читать подробенее]

 

· - Конъюнктура рынка

Раздел III Аналитические процедуры исследования рынка Рис. 15. Процесс маркетингового исследования На первом этапе обосновывается необходимость проведения исследования и определяется круг вопросов, подлежащих изучению. Например, предприятие столкнулось... [читать подробенее]

 

· - Конъюнктура рынка

Раздел III Аналитические процедуры исследования рынка Рис. 15. Процесс маркетингового исследования На первом этапе обосновывается необходимость проведения исследования и определяется круг вопросов, подлежащих изучению. Например, предприятие столкнулось... [читать подробенее]

 

· - Тема 7. Сегментация и конъюнктура рынка. Выбор целевого рынка.

7.1 Сегментация рынка 7.2 Изучение конкурентов и завоевание преимуществ в конкурентной борьбе. Проведение сегментации рынка и позиционирования продуктов на выбранных целевых рыночных сегментах является важнейшим направлением предпланового маркетингового анализа.... [читать подробенее]

 

· - Тема 7. Сегментация и конъюнктура рынка. Выбор целевого рынка.

7.1 Сегментация рынка 7.2 Изучение конкурентов и завоевание преимуществ в конкурентной борьбе. Проведение сегментации рынка и позиционирования продуктов на выбранных целевых рыночных сегментах является важнейшим направлением предпланового маркетингового анализа.... [читать подробенее]

 

· - Конъюнктура рынка.

Под конъюнктурой рынка понимается определенное соотношение между спросом и предложением как по отдельным товарам и их группам, так и по товарной и денежной массе в целом. Исследование конъюнктуры рынка является одной из стадий маркетингового анализа. Предмет его... [читать подробенее]

 

· - Конъюнктура рынка труда (спрос на рабочую силу, предложения рабочей силы).

Конъюнктура рынка труда представляет собой соотношение спроса на рабочую силу и ее предложение на рынке труда. На рынке труда под спросом на труд понимают потребность работодателей в работниках для производства товаров и услуг относительно к спросу в экономике. Под... [читать подробенее]

 

· - И конъюнктура рынка образовательных услуг

Потребители и продавцы, емкость Спецификой рынка образовательных услуг является необязательность совпадения понятий «потребитель» и «покупатель». Потребители образовательных услуг — непосредственно сами обучаю­щиеся, независимо от того, оплачивается ли их... [читать подробенее]

 

· - Конъюнктура рынка.

Термин «конъюнктура» происходит от латинского сло­ва conjungere— соединять, связывать. Конъюнктура рын­ка— это конкретная эконо­мическая ситуация, сложившаяся на рынке на данный мо­мент или в какой-то ограниченный отрезок времени и от­ражающая текущее соотношение спроса и...[читать подробенее]

 

· - Конъюнктура рынка, факторы, влияющие на нее

Конъюнктура как экономическая категория представляет совокупность условий в их взаимосвязи, характеризующих те­кущее состояние экономики в определенный период. Конъюнктура рынка — это совокупность конкретных усло­вий реализации произведенной продукции.... [читать подробенее]

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-21 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: