Психологические основы подготовки к военной службе




Слово солдат в русском народе всегда ассоци­ировалось с отвагой, мужеством, мудростью, на­ходчивостью, веселым юмором. Солдат вопло­щал в себе характер русского народа: глубокую любовь к Отчизне, которую он защищал, не щадя «живота своего» во время войн, веселое лукавст­во во время отдыха, размеренную готовность к любым непредвиденным обстоятельствам, спо­собность минимальными средствами решать са­мые сложные жизненные головоломки и разга­дывать хитрости врагов.

Наша современность, с одной стороны, помо­гает солдату в несении службы при помощи раз­ных технических средств, но в то же время

предъявляет к нему большие требования по рая* витию его умственных, физических и духовных качеств. Во все времена солдат должен был отли­чаться высоким уровнем выдержки и воли, что необходимо даже в мирное время. Перечень тре­бований к солдату любого рода войск и вида во­енной службы объемен. Давайте разберемся, по­чему для любого молодого человека служба в Во­оруженных Силах — психологически сложный этап жизни, особенно в наш бурный век техниче­ского прогресса и быстрого протекания полити­ческих, экономических и социальных процессов.

Призыв на военную службу как стрессовая ситуация

Как показывают многочисленные современ­ные социологические и социально-психологиче­ские исследования, для многих молодых людей служба в армии представляется нежелательной, навязываемой. Поэтому в ожидании призыва в Вооруженные Силы они испытывают сегодня разные по силе проявления стрессовые состоя­ния. Эти состояния проявляются по-разному в зависимости от темперамента человека: от по­давленности до агрессивности.

В психологии существует такое мнение: то, что хорошо понято и принято индивидом, помо­гает ему справиться с любой затруднительной ситуацией.

Поэтому давайте сначала разберемся, что та­кое стресс, хорошо это или плохо, почему в наше время служба в армии, даже само ожидание при­зыва, для некоторых оказывается стрессом, ко­торый они сами не всегда осознают.

Стресс — это не просто нервное напряжение. Многие склонны отождествлять биологический стресс с нервной перегрузкой или сильным эмо­циональным напряжением, а это прежде всего

реакция организма на появление угрожающих или неприятных факторов жизненной ситуации. Стресс — не всегда результат повреждения. «Лю­бая нормальная деятельностьигра в шахматы или страстное объяснениеможет вызвать значительный стресс, не причинив никакого вреда», — пишет Ганс Се лье в своей книге «Стресс без дистресса». Д ист­рессом называют вредоносный или неприятный стресс. Деятельность, связанная со стрессом, мо­жет быть приятной или неприятной. Дистресс всегда неприятен.

Стресса не нужно избегать. Независимо от то­го, чем мы заняты или что с нами происходит, всегда есть потребность в энергии для поддержа­ния жизни, отпора воздействию постоянно ме­няющихся внешних факторов. Если молодой че­ловек переживает призыв в армию как стрессо­вую ситуацию (далее мы будем использовать привычный термин «стресс», подразумевая «ди­стресс»), то, следовательно, в силу недостаточ­ности, неопределенности или даже враждебности информации, а возможно, из-за особенностей своего характера или темперамента, он представ­ляет себе эту ситуацию опасной. В этом случае можно предложить воспользоваться некото­рыми практическими советами по подго­товке к любому стрессогенному событию или жизненной ситуации.

1. Прежде всего необходима достаточная информация о происходящем.

2. Не спешите делать преждевременные скоро­палительные выводы, не принимайте решений
сгоряча, в состоянии нервозности или истерии дотого, как ожидаемые события начались. Не пы­
тайтесь, исходя из своих предположений, делать поспешные умозаключения.

 


Очень важно иметь достаточный запас энер­гии и силы воли для решения сложных ситуаций: это одно из условий активной сопротивля­емости стрессу. По возможности не поддавайтесь
панике и не впадайте в беспомощность.

3.

 

 

4. Вам необходимо понять и принять, что серь­езные перемены, в том числе и негативные, —
неотъемлемая часть жизни.

5. Помните, что стрессогенными жизненными ситуациями быстрее и лучше овладевают те, кто
умеет использовать методы расслабления (релак­сации), с которыми вы уже познакомились
в младших классах.

6. Для ослабления негативного воздействия стрессовой ситуации необходимы надежные эмо­
ционально положительные тылы (в семье, среди друзей, старших товарищей), помогающие обрес­
ти чувство уверенности в себе и обеспечивающие моральную поддержку.

7. Важно научиться распознавать в себе при­знаки стрессового состояния, а именно:

• невозможность сосредоточиться на чем-то,
частые ошибки в делах;

• ухудшение памяти;

• слишком часто возникающее чувство уста­лости;

• очень быстрая речь;

• мысли улетучиваются;

• появляются боли в голове, спине, области желудка;

• повышенная возбудимость;

• любимые занятия не доставляют обычной ра­дости;

• потеря чувства юмора;

• если вы курите, возрастает количество выку­риваемых сигарет;

• появляется желание выпить алкогольные напитки;

• постоянно хочется есть или, наоборот, про­падает аппетит, вообще теряется вкус к еде

 

Что нужно делать, чтобы справиться со стрессом

.

Практические рекомендации о том, как спра­виться со стрессом, содержатся в схеме

Вопросы

1. Что такое стресс и дистресс, какая между ними разница? 2. Каким образом можно подготовиться к стрессогенному событию или ситуации? 3. Назовите наиболее характерные признаки стрессового состоя­ния. 4, Что нужно делать, чтобы справиться со стрес­сом?


Личность и социальная роль военного человека

Готовясь к службе в Вооруженных Силах, же­лательно глубже разобраться в себе, в психологи­ческих механизмах своего поведения.

Известно, что чем сильнее личность (а понятие «личность» не тождественно понятиям «чело­век», «индивид»; не случайно мы ведь часто го­ворим, что тот или другой человек состоялся как личность или не состоялся, кого-то называем яр­кой личностью, а кого-то серой личностью), тем более стойко она переносит всякие житейские не­приятности, необычные ситуации и обстоятель­ства, часто полностью изменяющие ее образ жиз­ни, как, например, переход от гражданской вольной жизни к условиям армейской службы, жестко регламентированной воинскими устава­ми. Сильная личность — это прежде всего чело­век с высокоразвитым сознанием, способный на основе своих широких знаний о действительнос­ти самостоятельно формировать свое мировоззре­ние, оценивать значимость событий и самого се­бя, пересматривать свои потребности, регулиро­вать их, осмысливать мотивы и последствия своих поступков, выискивать значимое «раци­ональное зерно» в каждом деле и самостоятельно принимать решения о своем общественно полез­ном поведении в тех «принудительных» обсто­ятельствах, в которые иногда ставит его жизнь.

С этих позиций служба в армии для каждого молодого человека — это не только предмет его обстоятельных размышлений о долге, чести и со­вести гражданина России, но и самовоспитание его чувств в этом отношении. Об этом нужно по­говорить особо.

Под социальной позицией понимают функциональное место, которое может занимать человек по отношению к дру­гим людям в обществе. Например, в семье вы — сын, брат; в школе ученик; и техникуме или институте — студент; в транспорте — пассажир; в армии вы защитник своей страны и ее граждан. Это зависимости от того, в какой социальной полиции вы в этот момент находитесь, вы соответственно и ведете себя, потому что так принято, потому что сама эта позиция диктует вам правила пове­дения. Если вы с этим не считаетесь, то неизбеж­ны конфликты, потому что люди, по отношению к которым вы занимаете разные позиции, ждут от вас веками выработанного в обществе соответ­ствующего типа поведения, и в случае, когда вы «обманываете» их ожидания, выражают свое не­довольство.

Для социальной позиции характерна прежде всего совокупность прав и обязанностей, кото­рые зафиксированы в соответствующих доку­ментах. В армии это военная присяга, уставы, положения, наставления, приказы и т. д. Заняв эту позицию, человек должен выполнять соци­альную роль, т. е. осуществлять систему дейст­вий, которых от него ожидает окружение (в са­мом воинском коллективе — командиры всех рангов, товарищи по службе, а в обществе — гражданское население). Для того чтобы моло­дой человек, призванный на военную службу, не испытывал чрезмерных напряжений, связанных со своей новой социальной ролью, не похожей на все предыдущие (сын, ученик, студент, друг и др.), он должен быть заранее хорошо осведом­лен о требованиях, предъявляемых социальной позицией и ролью военнослужащего и, образно говоря, врасти в нее, сделать ее частью своей личности.

Для иллюстрации перестройки личности под влиянием новой социальной роли воспользуемся примером, который приводит известный психолог Яков Коломенский в своей книге «Беседы о тайнах психики».

Генуя, 1944 год. Темное время гитлеров­ской оккупации. В руки гестапо попадает игрок и жулик Бертоне. До войны он во­семь раз осуждался за мошенничество, об­ман, торговлю наркотиками и даже за двое­женство.

Эсэсовский офицер Мюллер обещает Бер­тоне жизнь и деньги за то, чтобы он сыг­рал в тюрьме роль крупного деятеля Сопро­тивления генерала Делла Ровере, убитого в момент высадки на итальянскую терри­торию.

Бертоне быстро усваивает внешний ри­сунок роли. По тюремным камерам разно­сится слух о появлении генерала. И поли­тические заключенные, и надзиратели относятся к Бертоне как к генералу, му­жественному борцу за свободу. Бертоне все глубже вживается в роль патриота, и постепенно происходит подлинное пере­рождение личности. Бывший мошенник и любитель легкой наживы уже не только ведет себя так, как, по мнению окружаю­щих, должен вести себя итальянский ге­нерал, который ненавидит фашистов, он умирает, как герой, так и не выдав руко­водителя Сопротивления... Таким обра­зом, то, что было маской, стало внутрен­ним содержанием личности.

Первые этапы принятия социальной роли во­енного человека сопровождаются переживания­ми, связанными с внешними атрибутами — признаками, символами этой ролевой позиции: значками, формой и экипировкой. Юноша бес­покоится, как он будет выглядеть в глазах зна­чимых для него людей. Если эти переживания

имеют позитивную эмоциональную окраску (удовольствие, радость, гордость), то на после­дующих этапах они уступают место тому, что воинская служба становится частью личности солдата.

Но иногда многие проблемы в армии оборачи­ваются для молодых людей чуть ли не трагедией, поскольку военная служба — один из наиболее сложных и трудных видов человеческой деятель­ности.

В связи с этим необходимо обладать опреде­ленным уровнем знаний о стрессе и дистрессе, а также о своих психологических особенностях: темпераменте (сангвиник, холерик, флегматик, меланхолик), направленности своей личности (важно осознать свои потребности, ценности в жизни, идеалы, интересы).

С познания себя начинаются самовоспитание и самоподготовка, которые помогают молодому человеку быстрее и эффективнее адаптироваться: в новых для него условиях.

Вопросы

1. Как вы понимаете термин «сильная личность»? 2. Что такое социальная позиция? 3. Какие показате­ли характеризуют социальную позицию? 4. Каким об­разом под влиянием новой социальной роли может произойти перестройка личности?

Психологические свойства в структуре личности

Главное ведущее психологическое свойство в структуре личности любого человека — ее на- правленность, представляющая собой сочетание жизненных целей, мотивов деятельности, пове­дения и отношений к выбору определенного об­раза жизни и его активному осуществлению.

Если вы осознали требования общества, в ко­тором вы живете, потребность окружающих вас


людей в мирной жизни как свою собственную, а также то, что служба в армии поможет вам стать сильнее, выносливее и физически, и психо­логически, то тогда у вас появятся внутренняя уверенность и сила, помогающие вам достойно отнестись к службе в армии.

Важный элемент направленности личности — мировоззрение, т. е. система взглядов на окру­жающую действительность и место человека в ней, а также его отношение ко всему происхо­дящему в природе и обществе, включая армей­скую службу.

В военных коллективах, как и во всех осталь­ных, бывают победы и конфликты, достижения и недостатки, сплоченность и межличностная на­пряженность. Это нормальное явление.

В армейской жизни к тому же неизбежны стрессовые и напряженные состояния, которые мешают не только нести службу, но и просто нор­мально жить в условиях военной действитель­ности, вызывают озлобление, агрессивные реак­ции, нередко сохраняющиеся у молодых людей и после увольнения в запас. Молодые люди час­то психологически не готовы подчиняться стро­гой воинской дисциплине и проявлять волевую активность, преодолевая различные трудности. Вот почему, помимо приобретения знаний, важ­но научиться проводить самоанализ, самонаблю­дение и самооценку своих психологических осо­бенностей — познавательных психических про­цессов (внимания, ощущений, восприятия, памяти, мышления и речи, воображения), эмо­ций и чувств, воли, темперамента, характера, способностей. Если молодой человек тверд в убеждениях относительно важности и необхо­димости службы в Вооруженных Силах своего Отечества, ему будет значительно легче и инте­реснее проходить ее.

В наше сложное время мировоззрение боль­шинства молодых людей недостаточно сформи­ровано и противоречиво, оно может включать от­рицательные взгляды в отношении воинской службы. Причины этого коренятся не только в объективных трудностях, переживаемых Рос­сией, а следовательно, и ее армией, но и в распро­страняемых нелепых слухах и искаженной ин­формации об армейской действительности.

Вопросы

1. Что вы понимаете под направленностью личнос­ти? 2. Что такое мировоззрение? 3. Как можно оха­рактеризовать мировоззрение современных молодых людей?

Слухи и искаженная информация

В настоящее время, когда из-за экономиче­ских, политических и социальных причин про­изошло резкое сокращение выпуска многих во­енных журналов и газет, доступных широкому КРУГУ читателей, люди удовлетворяют свою по­требность в информации об армии путем знаком­ства с сомнительными фактами и различными слухами. Они психологически удовлетворяют информационный голод как самих рассказчиков, так и слушателей. Еще лет 15—20 назад на экра­нах кинотеатров демонстрировалось достаточно много кинофильмов о повседневной жизни сол­дат и офицеров, на основании которых широкая аудитория могла почерпнуть интересующую их информацию, сегодня же тема армейской жизни довольно однобоко и мрачно представлена в ки­нофильмах, на экранах телевизоров и на страни­цах периодической печати.

Как показывают социально-психологические исследования, деятельность по распространению негативных слухов в России вообще и в отношении ее армии в частности была возведена в неко­торых странах в ранг государственной политики, а научно-исследовательскую работу в этом на­правлении щедро финансировали. Как пишет американский теоретик психологической войны Пол Лайнбарджер, пропаганда посредством рас­пространения слухов состоит в планомерном их использовании для воздействия на умы и чувства людей с определенной, имеющей общественное значение целью — военной, экономической или политической.

Психологи выделяют несколько типов слухов в соответствии с тем, что в них хотят выразить заинтересованные лица: слухи-желания, слу­хи-пугала, агрессивные слухи, которые наибо­лее опасны, потому что порождают подозритель­ность и сильную игру воображения, ведущие к нарушению нормального психологического со­стояния. В качестве профилактики воздействия слухов на формирование отрицательного миро­воззрения молодых людей в отношении воин­ской службы можно рекомендовать им и тем, кто их окружает, вырабатывать у себя критиче­ское отношение к разного рода рассказам, даже если рассказчик ссылается на «достоверные ис­точники».

Нужно иметь в виду некоторые психологиче­ские закономерности распространения слухов. Так, сам процесс рассказывания служит для ут­верждения личности рассказчика. Поэтому, рас­сказывая, человек (иногда бессознательно) стре­мится создать у слушателей впечатление, что он имеет источники информации, недоступные для других. Он ассоциирует себя с важными персона­ми и растет в собственных глазах. Удивление, ис­пуг, восхищение, которые рассказчик может прочесть на лицах слушателей, служат ему до­полнительной наградой и стимулом.

Сообщение о том, что информация исходит из надежного источника, придает слуху видимость достоверности, а ссылка на то, что его содержа­ние разделяется большинством, заставляет лю­дей верить ему как факту.

Мотивами для распространения агрессивных слухов нередко служат личное озлобление, враж­дебные чувства по отношению к чему-либо или кому-либо, например, к тем же военным, от об­щения с которыми у человека могли сохраниться отрицательные эмоции. Желательно, чтобы мо­лодые люди, получающие любую негативную ин­формацию об армии и службе в Вооруженных Силах, учитывали все это и не спешили с вывода­ми и своими эмоциональными реакциями.

Вопросы

1. Какие типы слухов вы знаете? 2. Какие из слу­хов наиболее опасны и почему? 3. В чем заключаются психологические закономерности распространения слухов? 4. Какие мотивы для распространения слухов выделяют специалисты?



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: