Методы и методики исследования




Глава 2 Организация и методы исследования

Методологические принципы исследования.

 

Методологические принципы исследования

Методологической основой исследования стали работы отечественных ученых педагогов, психологов: Выгодского Л.С., Божович Л.И., Ильина Г.Л., Шадрикова В.Д.

Для работы были значимы идеи Выготского Л.С. о том, что переходный возраст включает в себя два ряда процессов. Процессы биологического созревания организма, включая половое созревание, и социальные процессы, т.е. процессы обучения, воспитания, социализации в широком смысле слова. Процессы эти всегда взаимосвязаны, но не параллельны. А также значима идея различий, существующих и в психическом развитии, в интересах, в умственной зрелости, уровне самостоятельности детей, причем различия эти не исключение, а правило.

Мы ориентировались на идеи Л.И.Божович о том, что к началу переходного возраста в общем психическом развитии появляются новые, более широкие интересы. В течение этого периода ломаются и перестраиваются все прежние отношения ребенка к миру и к самому себе... и развиваются процессы самосознания и самоопределения, приводящие, в конечном счете, к той жизненной позиции, с которой школьник начинает свою самостоятельную жизнь [1, 96].

В работе учитывали идеи Шадрикова В.Д. о значительной дифференциации способностей и интересов обучаемых в подростковом периоде, о формировании и выработке жизненной позиции.[24, 39]

В основе исследования лежит концепция Божович Л.И. о том, в старшем школьном возрасте происходят коренные изменения в содержании и соотношении основных мотивационных тенденций. У подростков выбор профессии (скорее декларируемый, чем обоснованный) еще в значительной степени импульсивен, совершается нередко под влиянием внешних обстоятельств (общественной моды, внешней романтичности и т.п.) или является актом подражания старшим товарищам.

Так же мы принимали во внимание исследования Ильина Г.Л. об учении, которое приобретает личный смысл и превращается в самообразование. Возникновение и становление этого качественно нового и высшего типа учебной деятельности происходит в подростковом периоде. [12, 87]

Существует тесная связь между умением подростка правильно работать над учебным материалом, развитием интеллекта и познавательных интересов. Их развитие имеет огромное значение для формирования перспективы на будущее.

Характеристика выборки

Базой исследования стало Государственное учреждение образования «Средняя школа №2 города Рогачева имени В.М.Колесникова». Школа предоставляет базовое и среднее образование для учащихся.

В школе действует разноуровневая система обучения:

1ступень:

- традиционная система;

2 ступень:

- традиционное обучение с применением компьютерных технологий;

- предпрофильное обучение.

3 ступень:

- традиционное обучение с применением компьютерных технологий;

- профильное обучение.

В исследовании принимали участие ученики 9-классов (14-15 лет) кол-во мальчиков (13 человек) и девочек (17 человек). Практически все они учились в одном коллективе с первого класса.

На момент исследования данный классный коллектив обучался по программе углубленного изучения отдельных предметов на выбор ученика. Таким образом, ребятам предлагались дополнительные занятия по курсу математики, биологии, русского и английского языков, истории. Наибольших успехов достигла группа ребят, изучавших биологию и историю. Среди ребят есть участники областных и республиканских этапов олимпиад среди школьников.

В 9 классе в школе осуществлялось преподавание курса «Мое профессиональное будущее». Для активизации стремления школьника к самопознанию, самосовершенствованию, чтобы при построении своих жизненных и профессиональных планов учащийся в большей мере учитывал свои собственные психические ресурсы, школьным психологом проводились занятия по профильному самоопределению.

Выявление интересов личности осуществлялось на основе специальных анкет, опросников и наблюдения за деятельностью школьников, бесед с учащимся, его родителями и педагогами о предпочитаемых видах деятельности. На основе обобщения результатов первичной психодиагностики делался вывод о предметной направленности, степени выраженности, глубине и устойчивости познавательных и профессиональных интересов и склонностей старшеклассника. Для изучения способностей применялись разнообразные приемы: наблюдение, анализ продуктов деятельности, и тесты.

 

Методы и методики исследования

Для проведения исследования интересов и способностей подростков применялись следующие методы и методики.

Тесты и опросники:

1. Карта интересов (А.Е. Голомшток)

2. «ШТУР» - школьный тест умственного развития (К..М.Гуревич, М.К.Акимова, Е.М.Борисова, В.Г.Зархин, В.Т.Козлова, Г.П.Логинова)

3. Опросник на определение черт характера (ОТК) (Н. И. Рейнвальд)

4. Самооценка силы воли (Н.Н. Обозов)

5. Опросник готовности старшеклассников к профессиональному выбору (Л.Н.Кабардова).

Статистические методы обработки информации:

1. Описательная статистика.

2. Измерение корреляции.

Остановимся на описании методик более подробно.

1. «Карта интересов».

Методика разработана А.Е. Голомшток, направлена на диагностику профессиональных интересов школьника и широко используется в практике профориентационной работе уже на протяжении многих лет. Методика включает 174 вопроса и 29 направлений деятельности. В практике работы в школе психологи пользуются модификациями данной методики. А.А.Реан предлагает к использованию вариант данной методики, состоящий из 78 вопросов и 13 направлений деятельности. Мы же в своей работе использовали вариант опросника из 42 вопросов, отражающих направленность интересов учащихся в 14 сферах деятельности.

2. «ШТУР» - школьный тест умственного развития. Авторами ШТУР являются К.М.Гуревич, М.К.Акимова, Е.М.Борисова, В.Г.Зархин, В.Т.Козлова, Г.П.Логинова. Разработанный тест соответствует высоким статистическим критериям, которым должен удовлетворять любой диагностический тест.

ШТУР состоит из 6 субтестов, каждый из которых может включать от 15 до 25 однородных заданий: «осведомленность» (2 субтеста), «аналогии», «классификации», «обобщение», «числовые ряды».

Два первых субтеста направлены на выявление общей осведомленности школьников и позволяют судить о том, насколько адекватно используют учащиеся в своей активной и пассивной речи некоторые научно-культурные и общественно-политические термины и понятия.

Третий субтест направлен на выявление умения устанавливать аналогии, четвертый - логические классификации, пятый - логические обобщения, шестой - нахождение правила построения числового ряда.

ДОБАВИТЬ про способности к областям знаний

В процессе овладения основами наук вместе с обогащением жизненного опыта и расширением кругозора формируются и развиваются интересы подростков, и прежде всего интересы познавательного характера (интерес к различным отраслям современной физики, астрономии, биологии), интерес к технике (особенно к ракетной технике и космическим аппаратам, новейшей авиационной технике, кибернетическим устройствам, в частности типа «роботов»). Заметно развиваются общественно-политические интересы.

Интересы в подростковом возрасте часто приобретают форму серьезных увлечений, подлинной страсти, которая буквально захватывает школьников, нередко в ущерб всем другим занятиям.

Активная любознательность и любопытство, жадное стремление познать больше, характерные для подростков, могут породить разбросанность и неустойчивость их интересов. Наличие одновременно многих интересов, равно как и частая и неоправданная смена их, обычно приводят лишь к удовлетворению поверхностного любопытства, выработке легкого, несерьезного отношения к различным областям жизни.

В связи с интересами и склонностями под влиянием учебно-воспитательной работы школы и внешкольных учреждений у подростков начинают формироваться и ярко проявляться способности. Раньше проявляются музыкальные, художественно-изобразительные, литературно-творческие способности. Серьезное и систематическое обучение математике ведет к формированию математических способностей. На основе изучения математики и физики очень заметно формирование у подростков-мальчиков конструктивно-технических способностей.

К концу подросткового возраста начинают формироваться интересы к определенной профессии. Однако представление о характере избираемых профессий у большинства школьников пока еще смутное, неопределенное, подростки плохо знакомы с теми требованиями, которые предъявляют различные профессии к человеку. (Крутецкий В.А.)

Тест ШТУР является групповым. Время, отведенное на выполнение каждого субтеста, ограничено и является вполне достаточным для всех учащихся.

3. Опросник на определение черт характера (ОТКЛЭ). Разработан Н. И. Рейнвальд (1987), которая считает главной характеристикой активности личности – ее направленность. В качестве ключевого при рассмотрении направленности личности, наряду с понятием мотива, ею выделяется понятие потребности.

Вопросник имеет 5 шкал, каждая из которых состоит из 20 вопросов и контрольная шкала содержит 15 вопросов. Показателями степени выраженности организованности, трудолюбия, коллективизма, любознательности и эстетического развития служит количество баллов, набранных испытуемым по каждой из пяти шкал. Обработка анкет проводится при помощи ключа.

Организованность. Первая шкала включает вопросы об уровне потребности направлять свои интересы на реализацию целей, на достижение эффективности деятельности, о склонности организовывать режим дня, рабочее место, о легкости (трудности) своевременного переключения с одного вида деятельности на другой, о склонности планировать труд и отдых.

Трудолюбие. Вторая шкала включает вопросы, выявляющие отношение личности к процессу трудовой деятельности, об активности, инициативности, добросовестности, увлеченности и удовлетворенности самим процессом труда, об ответственном отношении к труду, творческом подходе, заинтересованности в достижении наилучшего результата, об осознании красоты и общественной полезности своей деятельности.

Коллективизм. Третья шкала включает вопросы об уровне потребности организовывать взаимоотношения и совместную деятельность с другими людьми, что проявляется в осознанном подчинении личных интересов общественным интересам, в товарищеском сотрудничестве, готовности к взаимодействию и взаимопониманию, взаимопомощи, доброжелательности и тактичности, интересе к проблемам и нуждам друг друга.

Любознательность. Четвертая шкала включает вопросы о потребности познания, интересе к окружающему миру, к новым знаниям, об активном познавательном отношении к отдельным фактам, стремлении познать взаимосвязи окружающего мира.

Эстетическое развитие. Пятая шкала включает вопросы об эстетическом вкусе и эстетическом отношении к действительности, об уровне потребности человека находить, чувствовать, создавать прекрасное в жизни и искусстве, оценивать явления и факты, окружающего мира по законам гармонии и красоты.

В ходе наших исследований мы использовали сокращенный вариант данной методики, предложенный в дидактическом материале по курсу «Как выбирать профессию» (Нагаев Л.Г., Нагаев Л.В., Кингисепп, 2010).

Данный вариант рассматривает три шкалы: ответственность, трудолюбие, коллективизм и включает 30 вопросов.

4. Самооценка силы воли. Тест разработан и описан Н.Н. Обозовым (1997) и предназначен для изучения обобщенной характеристики проявления силы воли. В результате диагностики определяется уровень сформированности силы воли:

5. Опросник готовности старшеклассников к профессиональному выбору. Методика разработана Л.Н.Кабардовой, направлена на оценку степени готовности к профессиональному самоопределению. Опросник состоит из 3 блоков. Первый блок посвящен исследованию степени осмысленности роли профессии в жизни старшеклассника. Второй - направлен на изучение степени осведомленности старшеклассника о будущей профессии. Третий - связан с исследованием степени осведомленности о своих возможностях в рамках выбранной профессии.

Статистические методы

1. Описательная статистика. Данный метод позволяет описывать, подытоживать и воспроизводить в виде таблиц или графиков данные того или иного распределения, вычислять среднее для данного распределения и его размах и дисперсию.

2. Измерение корреляции. Позволяет узнать, насколько связаны между собой две переменные, с тем, чтобы можно было предсказывать возможные значения одной из них, если мы знаем другую. В рамках данного метода мы использовали коэффициент ранговой корреляции Спирмена.

Это непараметрический метод, который используется с целью статистического изучения связи между явлениями. В этом случае определяется фактическая степень параллелизма между двумя количественными рядами изучаемых признаков и дается оценка тесноты установленной связи с помощью количественно выраженного коэффициента.

При использовании коэффициента ранговой корреляции условно оценивают тесноту связи между признаками, считая значения коэффициента равные 0,3 и менее, показателями слабой тесноты связи; значения более 0,4, но менее 0,7 - показателями умеренной тесноты связи, а значения 0,7 и более - показателями высокой тесноты связи.

Мощность коэффициента ранговой корреляции Спирмена несколько уступает мощности параметрического коэффициента корреляции.

Коэффицент ранговой корреляции целесообразно применять при наличии небольшого количества наблюдений. Данный метод может быть использован не только для количественно выраженных данных, но также и в случаях, когда регистрируемые значения определяются описательными признаками различной интенсивности.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-07 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: