Формирование региональных систем расселения




Т

| Комплексный прогноз развития региона

 

 

               
Социально-       Территориальная
демографичес-   Экологический   организация
кий прогноз   прогноз   межотраслевых
        комплексов
Прогноз   Технологичес-   Рационализация
природно-   кий   транспортпо-
ресурсного   прогноз   экономических
потенциала       связей
Экономичес-   Информацион-   Формирование
кий прогноз   ный   региональных
    прогноз   систем
        расселения
               
     

Формирование региональных систем расселения

|______ Выбор стратегии регионального развития_____ |

Рис.16. Структура комплексного прогноза развития региона


 


332


333


Прогнозирование регионального развития

Инструментальная связь возникает в случае необ­ходимости построения трендовых моделей.

Характер связей в выделенных группах мето­дов неодинаков: если методы моделирования имеют как односторонние, так и многосторонние причин­ные связи, то методы экстраполяции - только пер­вый тип связей; при экспертных оценках связи ус­танавливаются на основе субъективных суждений.

Рассмотрим далее специфику и сферы приме­нения названных групп методов прогнозирования.

Методы экстраполяции основываются на предвидении будущего как непосредственного про­должения настоящего. Главная их отличительная черта - односторонний тип связи: показатель -время. Поэтому они применяются только в тех слу­чаях, если развитие объекта (явления) может быть охарактеризовано плавной траекторией - трендом, а общие условия, определяющие тенденции разви­тия в прошлом, не претерпят существенных изме­нений в будущем. Иначе говоря, методы экстрапо­ляции могут дать положительный результат только в том случае, если процесс обладает достаточной инерционностью, то есть его внутренние параметры являются достаточно устойчивыми или изменяются медленно.

Поскольку степень инерционности социально-экономических систем зависит от уровня их агре-гированности, а также от скорости эволюции про­цесса, региональные социально-экономические

334


 


Прогнозирование регионального развития

Методы экстраполяции

Методы моделирования

Методы экспертных оценок
2в, 3

Экономико-статистические модели

2г,3

Экономико-математические модели

Обозначения:

1, 2а, 26, 2в, 2г, 3 - информационные связи (1 - оценка пока­зателя для предварительного этапа экспертизы, 2а - оценка прогнозных значений факторов-определителей экономико-статистических моделей, 26 - оценка значений параметров и ограничений структурных уровней экономико-математичес­ких моделей, 2в, 2г — оценка коэффициентов — функционалов экономико-статистических и экономико-математических мо­делей на основе методов экстраполяции, 3 - корректировка доверительных интервалов, получаемых с помощью методов моделирования на основе методов экспертных оценок); 4 и 5 - инструментальные связи (4 - математико-статистическое обеспечение процедуры обработки данных экспертизы, 5 -математическое обеспечение методов экстраполяции)

Рис. 17. Взаимодействие методов прогнозирования

335


Прогнозирование регионального развития

системы подвержены более сильным изменениям, чем хозяйство страны в целом. Достаточно ввести в эксплуатацию несколько крупных предприятий, чтобы повлиять на темпы роста и структуру произ­водства в регионе, на направление и эффективность его экономических связей. Предвидение и учет по­добных изменений в развитии региона позволяют внести соответствующие коррективы в прогноз, вы­полненный на основе методов экстраполяции, и получить достаточно достоверные результаты.

Методы экстраполяции подразделяются на две группы. Одна из них основывается на априорно заданном виде функций и включает методы наи­меньших квадратов, экспотенциального сглажива­ния, средних огибающих кривых. Другая группа не требует априорного задания вида функции, включа­ет такие методы, как графический, сглаживания простой и взвешенной скользящей средней, гармо­ничных весов и др. Обе группы методов лучше все­го использовать на начальных этапах прогнозиро­вания, когда определяются самые общие контуры явления, при разработке прогнозов на относитель­но короткий период. Что касается долгосрочных прогнозов, то они должны опираться на другие ме­тоды прогнозирования.

Методы экспертных оценок направлены на прогнозирование будущего состояния объекта (явле­ния) путем систематизированного опроса специали­стов (экспертов), обладающих опытом практической

336


Прогнозирование регионального развития

работы, способных оценить важность вопроса, вы-брать один из альтернативных путей его решения. Эти методы применяются при отсутствии необхо­димой информации, ограниченности времени и средств для решения вопроса на основе формали­зованных методов.

Приступая к прогнозированию на основе ме­тодов экспертных оценок, необходимо подобрать соответствующих специалистов, составить опросные листы (анкеты), разработать способы и процедуру опроса, провести сам опрос, проанализировать по­лученную информацию и синтезировать ее с целью подготовки оценок, необходимых для характери­стики объекта (явления).

Различают два вида экспертных опросов: ин­дивидуальный и групповой. Первый обычно ис­пользуют для анализа и обобщения результатов, представленных другими экспертами; второй - при предварительном обсуждении вопроса с последую­щим открытым или закрытым голосованием, а так­же в виде свободных высказываний без обсуждения и голосования.

Широко распространен метод «Дельфа». Ис­ходным его пунктом является формулирование це­ли и задач программы экспертной оценки. Затем эта программа разбивается на подпрограммы, после чего составляется перечень средств достижения цели. Оп­рос экспертов проводится в несколько туров с опре­деленными интервалами. Каждый тур завершается

337


Прогнозирование регионального развития

корректировкой ответов. Опрос продолжается до тех пор, пока не будет выработано обобщенное мнение группы.

При региональном прогнозировании может быть с большой пользой использован метод кбй*т лективной генерации идей - «мозговой атаки». На его основе определяется выбор одного из альтерна­тивных решений, например, при размещении хо­зяйственных объектов. Коллективное обсуждение того или иного вопроса может быть организовано путем созыва научно-практической конференции, оперативных совещаний.

Методы моделирования подробно были рас­смотрены в главе 3. Поэтому здесь обратим внима­ние только на взаимосвязь экономико-математичес­ких и экономико-статистических моделей регио­нального развития (рис. 18.).

Заметим также, что поскольку моделирование регионального развития должно осуществляться с учетом общегосударственных задач, следовательно, оно проводится после того, как уже определены направления развития макроэкономики страны. Но в то же время возможна и обратная последователь­ность: на основе обобщенной местной информации разрабатываются региональные модели и их резуль­таты становятся основой макроэкономического мо­делирования. Эта, последняя, очередность имеет место, например, при прогнозировании природно-ресурсной базы экономического развития.

338


Прогнозирование регионального развития

67. Социально-демографический прогноз. Цель этого первоочередного прогноза состоит в опреде­лении естественного и механического движения на­селения в перспективном периоде, занятости эко-нрмически активного населения, повышения уровня жизни населения. Данная целевая установка опре­делила последовательность и содержание прогноза (рис. 19.).

Основополагающее значения для прогнозиро­вания численности и занятости населения имеют сведения о населении на базовый год, анализ тен­денций естественного и механического движения населения. Наиболее простой метод определения численности населения на перспективу - метод экстраполяции. Обычно он применяется при малых масштабах внешней миграции и отсутствии резких изменений в структуре и темпах развития регио­нальной экономики.

Численность населения на перспективу п) определяется по формуле:

ТТ ТГ • Г*М

Пп — Пб Л,

где Нб - население на базовый год; Xй ~ среднего­довой темп роста населения за определенный пе­риод (и).

Допустим, что численность населения региона в базовом году составляла 5,8 млн. человек, а 10 лет назад - 5,4 млн. человек. Темп роста численности населения за этот период - 107,1 %, среднегодовой

339


Прогнозирование регионального развития


Прогнозирование регионального развития


 


 

 

         
  Прогноз регионального развития  
               
         
  Прогноз   Прогноз      
  социально-   природно-   Прогноз  
  демографическо-   ресурсного   экоомического  
  го развития   потенциала   развития  
  региона:   региона:   региона:  
  а) модели   а) модели   а) однопродукто-  
  прогнозирования   прогнозирования   вая  
  численности и > природно- ■» макромодель  
  занятости   ресурснои   развития  
  населения;   базы;   региона;  
  б) модели про-   б) модели прогно-   б) модель регио-  
  гнозирования   зирования освое-   нального межот-  
  уровня жизни и   ния и использова-   раслевого баланса  
  социального   ния природных «■ производства и  
  обеспечения   ресурсов   распределения  
  населения       продукции  
  , т . т 1 Т
  Оптимизационные межотраслевые и межрайонные модели  
  экономического и социального развития регаона  
Рис. 18. Система моделей прогнозирования
развития региональной экономики
                       

Социально-демографический прогноз региона

НЕ

Модель про­гнозирования миграции населения
Модель расчета численности и занятости населения на перспективу

Исходная база данных о ми­грации и есте­ственном дви­жении населе­ния

1

Возрастно- половая структура населения

Модель прогно­зирования

есте­ственного движения населения

Таблицы смерт­ности

Трудоспособное население

Работающие пенсионеры и подростки
Повозраст­ные коэффи­циенты рождае­мости

Экономически активное население

Занято в различных формах собствен­ности
Само­занятость населения

Учащиеся 16 лет и старше, обучающиеся с отрывом от производства

-И Модели занятости населения

Рис. 19. Структура и система моделей социально-демографического прогноза региона


 


340


341


Прогнозирование регионального развития________

темп роста; определенный на основе таблиц сложных процентов (такие таблицы составлены А. М. Айрапетовым, 1979) - 1,007. Численность населения на предстоящие 10 лет составит: 5,8 • 1,00710 = 5,8 • 1,07 = 6,2 млн. человек. "'

Более точным является так называемый метод передвижки возрастов, который также применяется при отсутствии значительных внешних миграций. Он основан на расчете коэффициентов дожития определенной возрастной группы населения и пе­редвижки ее в следующую группу перспективного периода.

Возможны три разных подхода к использова­нию коэффициентов дожития. Один из них предла­гает единые для страны коэффициенты, другой -специально исчисленные для данного региона ко­эффициенты, третьи - проведение типологии эко­номико-демографической обстановки в регионах-субъектах РФ. Такая дифференциация подходов обусловлена имеющимися различиями в темпах роста численности и условиях формирования насе­ления по регионам страны.

Численность возрастных групп на прогнози­руемый период определяют путем последовательного умножения численности проживающей в данном ре­гионе возрастной группы на соответствующие ко­эффициенты дожития, исходные (базовые) данные передвигают на шаг расчета. Рассчитывая число ро­дившихся, исходят из средней численности женщин

342


_______ Прогнозирование региомаяыюго развитш

в фертильном возрасте я коэффициентов повозра­стной рождаемости женщин. Совокупность родив­шихся является интервальной совокупностью. Ее переводят в моментальную совокупность живущих на конец года, умножив число родившихся на ко­эффициент дожития новорожденных. Распределе­ние по иолу производят, исходя из доли мальчиков (0,52 %) или доли девочек <0,48 %) среди родивших­ся. Определяя поправку на миграцию, принимают во внимание интенсивность повозрастной мигра­ции, то есть отношение количества мигрантов дан­ной возрастной группы к численности той же воз­растной группы населения, проживающего в дан­ной регионе.

Гипотезы изменения рождаемости, смертно­сти и механического движения населения прини­маются в ходе анализа демографической ситуации. При краткосрочном прогнозе повозрастные показа­тели естественного движения населения оставляют на сложившемся уровне, а при долгосрочном про­гнозе вводят поправки к коэффициентам рождае­мости и смертности.

В зависимости от периода прогнозирования применяются два подхода к составлению баланса экономически активного населения: демографи­ческий и экономический. При первом подходе развитие региональной экономики прогнозируется в зависимости от естественного прироста населе­ния, при втором подходе зависимость обратная:

343


Прогноз ирование регионального развития____

потребности в рабочей силе определяются исходя из намечаемых темпов роста региональной эконо­мики. Демографический подход предпочтителен при долгосрочном прогнозировании, экономический — при краткосрочном прогнозировании.

Полученные данные о численности и занято­сти населения являются исходной базой для расче­тов объемов и структуры потребления, доходов и расходов населения. Сопоставление этих величин дает возможность составить представление о жиз­ненном уровне населения региона. Соответственно уровню жизни должен быть обеспечен товарный фонд, а также соответствующий уровень сферы ус­луг. Иначе говоря, уровень жизни населения наи­более полно отражает объемы потребления и сте­пень удовлетворения материальных и духовных благ населения. К числу основных показателей от­носят реальные и денежные доходы населения, объем реализации услуг, потребление основных продуктов питания («потребительская корзина») и непродовольственных товаров.

Основную часть прогнозирования темпов роста потребления можно сформулировать сле­дующим образом: как должно расти потребление данного вида продукции, чтобы на определенный перспективный период оно достигло рациональ­ной нормы, или, наоборот, сколько потребуется лет для достижения рациональной нормы потреб­ления при сложившихся в прошлом темпах его


Прогнозирование регионального развития

роста? В первом случае неизвестной переменной выступает потребление, во втором - время. В каче­стве параметра в обоих случаях задается рацио­нальная норма, являющаяся пределом роста по­требления.

В социальном прогнозе отражаются также процессы социальной стратификации (разделение общества по социальным слоям), сопряженные с формированием рыночных отношений, выявляются условия, при которых общество получает устойчи­вое развитие и такое негативное явление, как люм­пенизация (появление деклассированных слоев в обществе - бродяг, нищих, уголовных элементов и т. д.). В краткосрочном и среднесрочном прогнозах устанавливаются уровни социальной напряженно­сти, неудовлетворенности, активности или апатии. Если по названным позициям выявляется неблаго­приятная ситуация, то по основным (узловым) про­блемам разрабатываются социальные программы.

Достоверность социальных прогнозов возраста­ет, если они дифференцируются в разрезе городов и сельской местности, а также в разрезе различных слоев населения. Особенно важно дифференциро­вать население по уровню доходов - для 10 % наи­более богатых и 10 % наиболее бедных слоев насе­ления. Снижение разрыва в уровнях доходов - одна из главных задач государственной региональной политики.


 


344


345


Прогнозирование регионального развития

68. Прогноз природно-ресурсного потенциала.

Природные ресурсы являются материальной осно­вой развития экономики, их запасы и качество опре­деляют структуру хозяйства, место региона в терри-г ториальном разделении труда. Изучение особенно­стей состояния и использования природных ресур­сов имеет важное значение для прогнозирования развития региональной экономики.

В процессе оценки состояния и прогноза ис­пользования природных ресурсов выявляется есте­ственный базис производства: земля как основное средство производства в сельском хозяйстве и как территория под застройку; пресная вода как важней­шее условие жизнедеятельности и необходимый элемент многих технологических процессов, а в ря­де регионов и как энергетический ресурс; минераль­но-сырьевые, топливно-энергетические и биологиче­ские ресурсы как важнейшие материальные пред­посылки развития производства, его сырьевая и энергетическая основа.

Прогнозирование состояния и использования природных ресурсов региона осуществляется в оп­ределенной последовательности:

1) экономическая оценка природных ресурсов,
оказывающих существенное влияние на региональ­
ную экономку;

2) выявление важнейших проблем в освоении и
использовании природных ресурсов;

346


Прогнозировшие регионального развития

3) установление степени обеспеченности сырьем
и топливом перспективных потребностей региона;

4) выработка путей решения технических и ор­
ганизационных проблем, которые предстоит реали­
зовать для улучшения использования природных
ресурсов;

5) определение экономического эффекта от
улучшения использования природных ресурсов (или
определение потерь от недостатков в их использо­
вании).

При оценке природных ресурсов проводят их классификацию, устанавливают запасы по катего­риям (прогнозные, балансовые, промышленные) и видам сырья, определяют характер природопользо­вания, выполняют геолого-экономическое картиро­вание. В этих целях необходимо учитывать много­образные связи и зависимости, технический про­гресс, структуру и уровень развития региональной экономики. Необходимо учитывать, что с развити­ем научно-технического прогресса в перспективе может измениться круг источников энергии и сырья, а с ростом уровня развития экономики - и исполь­зование их физико-химических свойств.

Подходы к оценке отдельных видов природ­ных ресурсов неодинаковы. Так, по полезным иско­паемым определяются запасы по категориям сырья, содержание попутных компонентов, вредных веществ, условия залегания и добычи и т. д. Лес­ные ресурсы оценивают по лесопокрытои площади,

347


______ Прогнозирование регионального развития_________

общим и эксплуатационным запасам, величине расчетной лесосеки, породному составу, бонитету. Земельные ресурсы дифференцируют по видам землепользования - сельскохозяйственным, отчуж­денным, резервным и другим землям. По водным ресурсам определяют суммарные запасы, гидро­энергетический потенциал, водохозяйственный ба­ланс. Количественную оценку рекреационных ре­сурсов осуществляют на основе экспертизы, балль-но-индексного метода.

Сопоставлением количественных и качест­венных характеристик природных ресурсов региона с аналогичными данными по стране завершается первый этап данного вида прогнозирования. Иначе говоря, на этом этапе устанавливается место регио­на по отдельным составляющим природно-ре-сурсного потенциала страны.

На следующем этапе осуществляют анализ и оценку факторов, воздействующих на эффектив­ность освоения и использования природных ресур­сов. К числу общих факторов относят условия сре­ды и производства, в которых осуществляется при­родопользование. Это - климатические условия, экономико-географическое и геополитическое по­ложение, хозяйственная освоенность территории, ценность (дефицитность) природных ресурсов и др. При более детальном исследовании оценивают частные и специфические факторы.

348


_______ Прогнозирование регионального разви тия

Для полезных ископаемых частными факто­рами являются горногеологические условия, мощ­ность источника, сравнительное качество ресурса. Лесные ресурсы характеризуются по общим и экс­плуатационным запасам, породному составу, каче­ству древесины; земельные - по площади и~ струк­туре землепользования, плодородию, урожайности культур. Для водных ресурсов определяют объемы поверхностного и подземного стоков, балансы во-допотребления, общий и точечный гидроэнергети­ческий потенциал; для рекреационных - количест­во солнечных дней в году, розу ветров, годовую сумму температур и амплитуду годовых и суточных колебаний, наличие водно-климатических, баль­неологических и грязевых ресурсов, разнообразие пейзажей и т. д.

Одним из важных нерешенных вопросов про­гнозирования природно-ресурсного потенциала ос­тается экономическая оценка ресурсов. В настоя­щее время в РФ взимаются платежи за пользование не всеми, а лишь некоторыми природными ресур­сами. Назовем их:

- плата за право пользования недрами, платежи на
воспроизводство минерально-сырьевой базы;

- лесной доход (лесные подати), отчисления на
воспроизводство и защиту лесов;

- плата за забор воды промышленными предпри­
ятиями;

- земельный налог с землепользователей;

349


Прогнозир ование регионального развития____

— плата за разрешение на отстрел промысловых животных.

Порядок взимания каждого вида платы опре­деляется соответствующими федеральными законаг ми: «О недрах», «О плате за землю», «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» и др. Этими же законами определен порядок перерас­пределения части средств в федеральный и мест­ный бюджеты.

Последующие стадии прогнозирования при-родно-ресурсного потенциала тесно связаны с на­учно-техническим прогнозом (на уровне страны), а также с экономическим и технологическим «бло­ками» регионального прогноза. Исследование пер­спектив развития хозяйства региона позволяет вы­явить потребность в тех или иных видах сырья, то­плива, а анализ развития науки и техники - усло­вия добычи и использования их в прогнозируемом периоде.

Экстраполяция тенденций роста добычи и ис­пользования природных ресурсов на основе совер­шенствования методов разведки и добычи, внедре­ния новых технических средств позволяет соста­вить представление о наличных запасах и возмож­ностях вовлечения природных ресурсов в хозяйст­венный оборот. Большое значение при этом имеет сопоставление ряда технико-экономических пока­зателей по региону и в целом по стране.

350


Прогнозирование.'региональногораштпия

Прогнозирование использования природных ресурсов необходимо осуществлять не только с точ­ки зрения хозяйства, экономики, но и с позиций ре­гулирования условий жизни на Земле. Выявление возможных последствий воздействия добывающей и перерабатывающей промышленности на состояние воздушного -и водного бассейнов, растительного мира и животного мира особенно важно в местах концентрирования добычи, переработки, прожива­ния людей.

69. Экономический прогноз. Прогноз развития ре­гиональной экономики разрабатывается с учетом результатов прогнозирования по предыдущим бло­кам системы регионального прогноза, и в то же время сам влияет на содержание прогнозов в от­дельности и в целом. Так, на основе прогноза чис­ленности населения, экономически-активной его части определяются потенциальные ресурсы труда, возможности интенсификации труда. Прогноз раз­ведки и освоения природных ресурсов позволяет определить степень обеспеченности потребностей района, страны и экспорта в важнейших видах сы­рья и топлива. Результаты экономического прогно­за вместе с прогнозом численности населения со­ставляют основу разработки социального прогноза. В условиях большой сложности определения приоритетов развития региональной экономики (как части более обширного экономического про­странства) разработка экономического прогноза в

35/


Пр огнозирование регионального развития____

регионе нацеливается на выбор приоритетов без из­лишней «жесткости» показателей. Одинаково опас­ны две крайности: увлечение макроэкономическими показателями и дробление хозяйства на отрасли и производства. В первом случае теряется конкрет­ность прогноза, во втором - его системность.

Главными составляющими экономического прогноза являются перспективные параметры на­ционального богатства, воспроизводственных про­порций, отраслевой структуры, инфраструктуры, труда и разделения труда. При этом прогнозируется не только движение товаров и услуг, но и капита­ла. Специальный раздел отводится хозяйственному механизму: развитию форм собственности, совер­шенствованию механизма хозяйствования на регио­нальном уровне и механизма управления террито­риальной хозяйственной системой.

Экономический прогноз, как и три других ви­да прогноза - экологический, технологический и информационный, в условиях рыночной экономики не всегда «подвластны» местным органам управле­ния. Они имеют самостоятельное значение, поэто­му офаничимся лишь кратким обзором их содер­жания и сфер использования.

70. Экологический прогноз. На региональном уров­не он направлен на выявление взаимосвязи в систе­ме «хозяин - дом», где под «хозяином» понимает­ся население, а под «домом» - региональная соци­ально-экономическая система. Здесь определяются

352


_______ Прогнозирование регионального развития

параметры воздействия производства на окружаю­щую среду, экологической емкости и устойчивости природной среды.

На основе сопоставления желательных и фак­тических величин состояния окружающей среды устанавливаются лимиты на природопользование, то есть офаничения по объемам предельных выбро­сов и сбросов зафязняющих веществ в окружаю­щую природную среду, а также по размещению от­ходов производства. В. пределах этих лимитов вво­дят плату за зафязнение окружающей среды. За сверхлимитное загрязнение размеры платы резко повышаются.

Необходимо отметить, что используемые в настоящее время санитарно-гигиенические и сани-тарно-противоэпидемические нормативы и правила не гарантируют нормативного обеспечения эколо­гической безопасности жизнедеятельности. Поэто­му проведение дополнительных обоснований эко­логических нормативов актуально как на феде­ральном, так и на региональном уровнях. Причем региональные нормативы должны учитывать спе­цифику местности, исходить из требования обеспе­чения экологического равновесия.

В качестве основной формы компенсации ущер­ба нанесенного зафязнением окружающей среды, вы­ступает плата за выбросы, сбросы, размещение отходов. Предусмотрены два базовых норматива платы: 1) в пределах установленных нормативов,

353

12 Зак. 189


______ Прогнозирование регионального развития____

2) за сверхлимитное загрязнение. На основе базо­вых нормативов органами исполнительной власти утверждаются дифференцированные ставки платы.

Платежи за загрязнение окружающей среды -эффективный рычаг воздействия на природопользо-вателей. Оно заставляет их оценить в денежной форме собственный вклад в загрязнение окружаю­щей среды, позволяет выявить реальную отдачу от внедрения природоохранных мероприятий и тем самым способствует обеспечению рационального природопользования.

Одной из составляющих механизма охраны окружающей среды является договор на комплекс­ное природопользование между администрацией региона и природопользователем. Такой договор за­крепляет права и обязанности природопользовате-ля, регламентирует условия воздействия на окру­жающую среду, определяет размеры платежей за использование природных ресурсов. Но главное -он повышает ответственность сторон. Посредством договора администрация региона, используя эконо­мические рычаги платы за природные ресурсы и платы за загрязнение, проводит обоснованную эко­логическую политику.

В договоре на комплексное природопользова­ние решаются следующие задачи:

- закрепляется право хозяйствующего субъекта на природопользование на условиях, определенных лицензией на комплексное природопользование;


Прогнозирование регионального развития

- устанавливаются размеры платежей за приро­
допользование, за воздействие на окружающую сре­
ду и порядок внесения платежей;

- определяются перечень, объемы и сроки вы­
полнения природоохранных мероприятий, осущест­
вляемых природопользователем;

- устанавливаются другие условия пользования
природными ресурсами, не противоречащие дейст­
вующему законодательству.

Основанием для заключения договора на ком­плексное природопользование служит лицензия на комплексное природопользование. В ней устанав­ливаются требования и ограничения на использова­ние природных ресурсов, загрязнение окружающей среды.

На случай экологического и стихийного бедст­вия, аварий и катастроф для предприятий, учрежде­ний, организаций, а также граждан, объектов их собственности и доходов устанавливается экологи­ческое страхование. Страховое событие - это воз­мещение внезапного, непреднамеренного ущерба окружающей природной среде, возникшего в резуль­тате аварии, приведшего к неожиданному выбросу загрязняющих веществ в атмосферу, либо загрязне­нию земной поверхности, сбросу сточных вод. Страховые платежи осуществляют страхователи по тарифным ставкам, которые устанавливаются в про­центах от размера годового оборота предприятия.


 


354


12*



______ Прогнозирование регионального развития____

Региональные органы управления правомочны осуществлять экологическое лицензирование. Ли­цензии выдаются на:

- утилизацию, складирование, перемещение, раз­
мещение, захоронение, уничтожение промыш­
ленных и иных отходов (материалов, веществ);

- проведение экологической паспортизации, сер­
тификации, экологического аудирования;

- осуществление видов деятельности, связанных с
работами (услугами) природоохранного назна­
чения.

В компетенцию региональных органов входит вьщача лицензий российским и иностранным фи­зическим и юридическим лицам на виды деятель­ности, которые осуществляются на подведомствен­ной им территории. При осуществлении мероприя­тий по охране окружающей природной среды, обес­печению рационального природопользования на тер­ритории нескольких субъектов РФ вьщача лицензий производится природоохранными органами страны.

В ряде регионов России в порядке экспери­мента ведутся рабо<



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-07 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: