Элементы профессионального образования заключенных в исправительные учреждения дореволюционной России до 1917 г.




Глава 1. Развитие профессионального образования

В исправительных учреждениях в истории России

Элементы профессионального образования заключенных в исправительные учреждения дореволюционной России до 1917 г.

 

Каждый этап развития общества, связанный с коренными изменениями форм государственного правления и социально-экономических отношений, ставит перед правоохранительными органами новые задачи по борьбе с преступностью. В процессе научного исследования всегда необходимо отслеживать исторические связи, смотреть на каждый вопрос с точки зрения того, как известное явление возникло в истории, какие главные этапы в своем развитии оно прошло. Поэтому, исследуя проблемы правового регулирования профессионального образования осужденных, представляется необходимым проанализировать зарождение и развитие данного института, так как научный подход к текущему и перспективному решению вопросов, стоящих перед правовой регламентацией данной проблемы, требует учета и использования опыта соответствующей работы в прошлом.

После крестьянской реформы 1861 г. появилась необходимость осуществления и тюремной реформы. Была поставлена цель нравственного исправления преступников, достижение которой обеспечивалось таким средством, как наставление их в правилах христианского благочестия и доброй нравственности. В основу исправления было положено религиозно-нравственное воспитание и элементарное обучение[1].

Вопросы, связанные с исправлением лиц, совершивших преступления, исторически приобрели социальную значимость и актуальность в XIX веке, когда во всем мире изменились взгляды на преступление и наказание, когда возобладала идея гуманного отношения к заключенным в тюрьмах и, прежде всего, к несовершеннолетним[2].

Перенесла сюда – логично, поскольку речь идет о европейских взглядах. Но этот момент надо доработать: насколько общепризнаны выводы Ломброзо? Российские ученые? Углубитесь в теорию вопроса.Ч. Ломброзо по поводу влияния образования на преступность подчеркивает, что большинство преступников совершенно неграмотные, умеющие только читать и писать. Образование в известной степени благоприятствует развитию преступности, однако затем становится уже ее противоядием, уменьшая количество тяжких преступлений, кроме преступлений против нравственности и политических. Влияние просвещения остается постоянным в том, что оно изменяет характер преступлений, делая их менее жестокими (Фейе, Лакассаж, 1886):

1. Неграмотные совершают главным образом детоубийства, кражи, грабежи и поджоги.

2. Малограмотные (едва умеющие читать и писать) чаще всего идут на преступления в виде вымогательств, письменных угроз, шантажа, грабежа и нанесения побоев и ран.

3. Люди со средним образованием совершают преступления против нравственности, они готовы на взяточничество, подлоги и угрозы в письмах.

4. Среди преступлений, совершенных людьми с высшим образованием, более всего распространены подлоги, хищения денег и документов и политические преступления.

«Среди неграмотных преобладает наиболее грубая и жестокая форма преступности, а среди грамотных – наиболее мягкая, – делает вывод Ч. Ломброзо. – Если нельзя сказать, что образование всегда служит уздою для преступления, то еще менее можно принять, будто оно является для него стимулом» (Ломброзо Ч. Преступление. – М., 1994. С. 105.).

Польза и положительное влияние просвещения, по мнению криминологов и пенитенциарных психологов XIX века, особенно очевидны, когда они широко распространяются среди населения, ибо способствуют уменьшению преступности среди малообразованных людей, делая их более мягкими и облагораживая их.

«Использование насилия при решении интеллектуальных задач является хорошим диагностирующим признаком при анализе любой человеческой деятельности. Так, в уголовном мире наиболее интеллектуальными являются никогда не пользующиеся насилием мошенники. На втором месте – воры, особенно карманные. В конце этой шкалы – грабители и насильники, которые свой остаточный интеллект, «идя на дело», нейтрализуют фармацевтически – растворами алкоголя» (Джое В. Новый интеллектуальный жест//Психол. газ. 1997. № 2. С. 91.). Олигофрены, содержащиеся в пенитенциарных учреждениях, как правило, не имеющие никакого образования или только начальное, наиболее злобны, враждебно настроены и склонны к агрессивному поведению.

Кардинальные изменения в пенитенциарной политике стран Западной Европы обусловили реформу отечественной тюремной системы, впервые акцентировавшую внимание на исправлении осужденных посредством установления Тюремной инструкцией от 25 мая 1831 г. режима отбывания наказания[3].

Характерной чертой отечественного пенитенциарного законодательства до середины XIX века являлась неурегулированность порядка исполнения и условий отбывания уголовных наказаний, применяемых в отношении осужденных. До этого момента подростки и взрослые содержались в одних и тех же тюремных заведениях, наравне со взрослыми входили в этапные партии, испытывали при этом неимоверные страдания и лишения, отсутствовало также должным образом урегулированное профессиональное обучение осужденных[4].

Данное положение вещей не способствовало профилактике преступности, а, наоборот, усугубляло проблему. В результате осознания этого в отечественной уголовно-исполнительной политике появилось новое направление: создание специализированных исправительных учреждений для несовершеннолетних преступников и правонарушителей, ориентированных на профессиональное обучение (обучение ремеслу).

Новая система обращения с молодыми преступниками начала применяться в незначительном объеме в нашем государстве с 1848 года, когда впервые было создано воспитательное заведение для нравственного исправления детей в Нарве. Затем, до 60-х годов XIX века, были открыты приюты в Ревеле, близ Петербурга (при Евангелической Лютеранской церкви св. Анны) и в Симоновом монастыре в Москве, а в 1864 году в Петербурге - приют для нравственно-испорченных девочек и исправительная школа для арестантских детей в Москве. Однако всех этих предпринятых попыток было недостаточно. В 1864 году Высочайше утвержденные Судебные Уставы дали указание русскому обществу, что и «… у нас в государстве настала пора, при помощи воспитания и образования, доставить возможность молодым преступникам становиться полезными членами общества, а не врагами его, бесследно пропадающими в Сибири или тюрьмах …»[5].

5 декабря 1866 года Императором Российской империи был утвержден Закон «Об учреждении приютов и колоний для нравственного исправления несовершеннолетних преступников»[6], предоставляющий общественным учреждениям и частным лицам право устраивать ремесленные приюты для нравственного исправления несовершеннолетних, приговариваемых к заключению судебными приговорами. Таким образом, данный нормативный акт обеспечил дифференцированный подход к исполнению наказания в виде лишения свободы, впервые установив возможность раздельного содержания взрослых и несовершеннолетних преступников.

С этого времени в различных регионах России начали учреждаться профессионально ориентированные исправительные учреждения для несовершеннолетних, сначала в Москве и Петербурге, а затем и во многих губерниях. Указанные заведения создавались следующим путем. Сначала формировалось благотворительное общество, которое объединяло заинтересованных людей, собирало средства, приобретало землю, здания и сооружения, подыскивало необходимых людей, разрабатывало устав самого общества и приюта или колонии, состоящего при нем.

Так, например, в марте 1886 года был открыт Вологодский исправительный ремесленный приют для несовершеннолетних мужского пола. Указанное исправительное учреждение действовало в соответствии с утвержденным уставом под покровительством Вологодского общества земледельческих колоний и ремесленных приютов[7].

О положительных результатах функционирования данного типа исправительного учреждения для несовершеннолетних можно судить по следующим цифрам: средний процент рецидива в Рукавишниковском приюте (г. Москва) в 1879-1888 гг. составлял 10%, в 1889—1904 г.г. – 9,2% (против обычных 80-90% после содержания подростков в учреждениях тюремного типа)[8].

Вместе с тем, положение дел с исполнением наказаний в отношении преступников в целом по стране оставалось весьма сложным. Проблема состояла в том, что роль государства в создании приютов была незначительной. Главное тюремное управление отмечало, что «большинство карательных учреждений для в Империи обязаны своим возникновением и процветанию благодаря широкой благотворительности частных лиц»[9].(вы сами работали с отчетом? Если нет, то ссылка дается на автора и работу, откуда вы это взяли) Меры, которые все же принимались правительством, не имели должного положительного эффекта. Объяснением тому служит действовавший социально-экономический уклад жизни российского общества, в котором осужденные не находили поддержки и заботы о повышении уровня их материально-бытового обеспечения, профессионального образования. общекультурного и образовательного развития, что неизбежно вело к ежегодному росту преступности в государстве[10]. Кроме того, хотя на официальном уровне и была признана необходимость дифференцированного исполнения наказания в отношении детей и взрослых, однако реальная жизнь вынуждала содержать их вместе из-за нехватки количества специализированных исправительных учреждений для несовершеннолетних преступников.

В разделе «Меры воспитательного воздействия» Положения о воспитательно-исправительных заведениях (1909 г.)(дайте развернутую характеристику документа) были закреплены основные средства воспитания в исправительных заведениях, в том числе элементарное (общее) образование и ремесленное образование. В нормативных актах определялись и предметы преподавания. Несовершеннолетние преступники обучались ремеслу, Закону Божию, чтению, письму, основным правилам арифметики и другим элементарным наукам.

Педагоги старались пробудить у воспитанников интерес к учению, любознательность, самостоятельность мышления. В обучении широко использовались карты, атласы, чертежи моделей машин, приборы.Грамотные арестанты читали назидательные и полезные, с точки зрения православия, книги. Часто священнослужители, состоящие при тюремных церквях, исполняли обязанности учителей тюремных школ.Какие-то выводы по досоветскому периоду?

Однако значимость образования, в том числе профессионального, и его влияние на исправление преступника были признаны не сразу.

Таким образом, уже в царской России пенитенциаристы приходили к выводу, что при прочих равных условиях положительное влияние повышения общеобразовательного и профессионального уровня на исправление и ресоциализацию осужденныхнесомненно. Образ поведения человека обусловлен не только прирожденными свойствами нервной системы, но и теми влияниями, которые зависят от его постоянного воспитания и обучения. Чем активнее участвует осужденный в учебном и производственном процессе, тем продуктивнее воспитательное воздействие на него.


 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-07 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: