Определение смысложизненных ориентаций студенток с различным семейным статусом




ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ СМЫСЛОЖИЗНЕННЫХ ОРИЕНТАЦИЙ СТУДЕНТОК С РАЗЛИЧНЫМ СЕМЕЙНЫМ СТАТУСОМ

Организация, психодиагностический инструментарий исследования

 

Для подтверждения выдвинутой гипотезы было организовано и проведено исследование показателей смысложизненных ориентаций студенток с различным семейным статусом. В процессе проведения исследования была сформулирована гипотеза: существуют различия в смысложизненных ориентациях у студенток с различным семейным статусом. Для проверки гипотезы был использован следующий инструментарий: «Тест смысложизненых ориентаций» Д.А.Леонтьева.

Тест смысложизненных ориентации является адаптирован­ной версией теста «Цель в жизни» (Purpose-in-LifeTest, PIL) Джеймса Крамбо и Леонарда Махолика. Методика была раз­работана авторами на основе теории стремления к смыслу и логотерапии Виктора Франкла и пресле­довала цель эмпирической валидизации ряда представлений этой теории, в частности представлений об экзистенциаль­ном вакууме и ноогенных неврозах. Суть этих представлений заключается в том, что неудача в поиске человеком смысла своей жизни (экзистенциальная фрустрация) и вытекающее из нее ощущение утраты смысла (экзистенциальный вакуум) являются причиной особого класса душевных заболеваний — ноогенных неврозов, которые отличаются от ранее описан­ных видов неврозов. Первоначально авторы стремились пока­зать, что а) методика измеряет именно степень «экзистенци­ального вакуума» в терминах Франкла; б) последний характерен для психически больных и в) он не тождествен просто психической патологии. «Цель в жизни», которую диагностирует методика, авторы определяют как переживание индивидом онтологической зна­чимости жизни.

Исследование проводилось на базе МГУ им. А.А. Кулешова, на факультете педагогики и психологии детства, выборка составила 40студенток с различным семейным статусом – 20 замужних и 20 незамужних.

Для установления достоверности различий смысложизненных ориентаций замужних и незамужних студенток был применен U-критерий Манна-Уитни.

Была разработана программа психологической коррекции по целеполаганию. Для оценки эффективности программы из группы студентокс низкими значениями по шкалам опросника случайным образом было отобрано 7 человек, которые составили экспериментальную группу и подверглись психологическому воздействию, и 7 человек, которые составили контрольную группу и не подвергались психологическому воздействию. Полученные данные в контрольной и экспериментальной группах сравнены с помощью Т-критерия Вилкоксона.

 

 

Определение смысложизненных ориентаций студенток с различным семейным статусом

В результате проведения исследования по выявлению смысложизненных ориентаций студенток с различным семейным статусом были получены следующие данные:

Таблица 2.1

Смысложизненные ориентации у незамужних студенток

Цели в жизни Процесс жизни Результативность Локус контроля-Я Локус контроля-Жизнь Общий показатель осмысленности
  14(2) 16(2) 15(3) 13(4) 17(3) 75(4)
  17 (3) 19(3) 17(4) 12(3) 17 (3) 82(4)
  15(2) 20(3) 12(2) 13(4) 18 (3) 78(4)
  16(2) 12(1) 13(2) 12(3) 16(2) 69(3)
  14(2) 16 (2) 12 (2) 13 (4) 21(4) 76 (4)
  22(4) 24(4) 30(8) 26(8) 23(4) 125(8)
  27(5) 24(4) 28(7) 22(7) 24(4) 125(8)
  26(5) 23(4) 18(4) 20(6) 24(4) 111(7)
  23(4) 25(5) 19(4) 16(5) 25(5) 108(7)
  29(5) 23(4) 20(5) 18(5) 27(5) 117(7)
  16(2) 30(6) 20(5) 17(5) 23(4) 116(7)
  22(4) 29(6) 19(4) 16(5) 27(5) 113(7)
  24(4) 26(5) 20(5) 18(5) 32(6) 120(8)
  30(6) 29(4) 29(7) 22(7) 30(6) 134(9)
  27(5) 30(6) 25(6) 19(5) 26(5) 127(8)
  18(3) 20(3) 17(4) 13(4) 20(3) 88(5)
  33(6) 32(6) 19(4) 16(5) 32(6) 132(9)
  14(2) 16(2) 15(3) 11(3) 18(3) 74(4)
  18(3) 17(3) 14(3) 11(3) 16(2) 76(3)
  16(2) 20(3) 16(3) 12(3) 16(2) 80(4)

 

Таблица 2.2

Смысложизненные ориентации у замужних студенток

Цели в жизни Процесс жизни Результативность Локус контроля-Я Локус контроля-Жизнь Общий показатель осмысленности
  27(5) 25(5) 26(6) 18(5) 30(6) 126(8)
  24(4) 26(5) 19(4) 18(5) 27(5) 114(7)
  32(6) 22(4) 22(5) 16(5) 32(6) 124(8)
  13(2) 13(2) 17(4) 13(4) 14(2) 70(3)
  16(2) 17(3) 14(3) 13(4) 16(2) 76(4)
  23(4) 23(4) 25(6) 23(7) 20(3) 114(7)
  16(2) 16(2) 15(3) 11(3) 22(4) 65(3)
  23(4) 24(4) 27(7) 20(6) 23(4) 117(7)
  24(4) 26(5) 28(7) 22(7) 23(4) 113(7)
  16(2) 18(3) 17(4) 11(3) 20(3) 82(4)
  30(6) 32(6) 26(6) 21(6) 31(6) 105(6)
  32(6) 30(6) 29(7) 24(7) 23(4) 138(9)
  31(6) 30(6) 22(5) 14(4) 23(4) 120(8)
  27(5) 30(6) 18(4) 17(5) 24(4) 116(7)
  16(2) 15(2) 14(3) 14(4) 14(2) 73(3)
  22(4) 26(5) 30(8) 25(8) 24(4) 127(8)
  32(6) 32(7) 23(5) 20(6) 32(6) 139(9)
  30(6) 35(7) 28(7) 23(7) 33(7) 116(7)
  23(4) 26(5) 33(8) 34(9) 22(4) 138(9)
  28(5) 24(4) 24(6) 18(5) 27(5) 102(6)

 

Распределение баллов у замужних студенток

1.Цели в жизни

xi        
ni        
wi

По полученному распределению построим полигон частот:

 

Таким образом, 70 % данных находится в границах [2;5], что соответствует низкому и среднему уровню осмысленности.

 

2.Процесс жизни

xi            
ni            
wi

По полученному распределению построим полигон частот:

Таким образом, 65 % данных находится в границах [4;6], что соответствует среднему уровню осмысленности.

3.Результативность

xi            
ni            
wi

По полученному распределению построим полигон частот:

Таким образом, 75 % данных находится в границах [4;7], что соответствует среднему уровню осмысленности.

4. Локус контроля-Я

xi              
ni              
wi

По полученному распределению построим полигон частот:

Таким образом, 80 % данных находится в границах [4;7], что соответствует среднему уровню осмысленности.

5. Локус контроля-Жизнь

xi          
ni          
wi

По полученному распределению построим полигон частот:

Таким образом, 65 % данных находится в границах [2;4], что соответствует низкому уровню осмысленности.

6. Общийпоказатель осмысленности

xi            
ni            
wi

По полученному распределению построим полигон частот:

Таким образом, 65 % данных находится в границах [7;9], что соответствует высокому уровню осмысленности.

 

Распределение баллов у не замужних студенток

1.Цели в жизни

xi          
ni          
wi

По полученному распределению построим полигон частот:

Таким образом, 90 % данных находится в границах [2;5], что соответствует низкому и среднему уровню осмысленности.

2.Процесс жизни

xi            
ni            
wi

По полученному распределению построим полигон частот:

Таким образом, 75 % данных находится в границах [2;5], что соответствует низкому и среднему уровню осмысленности.

3.Результативность

xi              
ni              
wi

По полученному распределению построим полигон частот:

Таким образом, 80 % данных находится в границах [2;5], что соответствует низкому и среднему уровню осмысленности.

4. Локус контроля-Я

xi            
ni            
wi

По полученному распределению построим полигон частот:

Таким образом, 80 % данных находится в границах [3;5], что соответствует среднему уровню осмысленности.

5. Локус контроля-Жизнь

xi          
ni          
wi

По полученному распределению построим полигон частот:

Таким образом, 70 % данных находится в границах [3;5].

6. Общий показатель осмысленности

xi            
ni            
wi

По полученному распределению построим полигон частот:

Таким образом, 80 % данных находится в границах [4;8], что соответствует среднему и высокому уровню осмысленности.

 

Таким образом, у замужних студенток выявлены низкие баллы по шкалам «цели в жизни», «локус контроля-жизнь», средние баллы по шкалам «процесс жизни», «результативность жизни», «локус контроля-Я», высокие баллы по шкале «общий показатель осмысленности.У незамужних студенток выявлены низкие баллы по шкалам «цели в жизни»,«процесс жизни», «результативность жизни», средние баллы по шкалам «локус контроля-жизнь», «локус контроля-Я», высокие баллы по шкале «общий показатель осмысленности.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-07 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: