ГЕОПОЛИТИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИИ




Раздел I

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБЩЕЙ ТЕОРИИ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

Глава 1. Безопасность как социальное явление и категория общей теории национальной безопасности..............................15

Глава 2. Сущность, содержание, понятийный аппарат общей теории национальной безопасности ........................................25

Глава 3. Структура системы национальной безопасности ......38

Глава 4. Современные концепции национальной безопасности и динамика их изменений..........................................................49

Глава 5. Концепция национальной безопасности Российской Федерации: структура, содержание, проблемы ........................63

Глава 6. Закон Российской Федерации «О безопасности» ......75

Раздел II СИСТЕМА НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

Глава 1. Социальные интересы личности, общества и государства: сущность, типология..........................................87

Глава 2. Формирование национальных интересов

и ценностей ................................................................................97

Глава 3. Баланс жизненно важных интересов личности, общества и государства как необходимое условие устойчивого развития и безопасности страны ............................................113

Глава 4. Угрозы национальной безопасности: сущность, классификация, содержание.................................................... 128

Глава 5. Внешние и внутренние факторы, влияющие на состоя­ние национальной безопасности Российской Федерации ....144

Глава 6. Реальные и потенциальные угрозы России и человечеству в XXI веке ........................................................150

Раздел III

ОБЕСПЕЧЕНИЕ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В РОССИИ

Глава 1. Политика обеспечения национальной безопасности Российской Федерации............................................................163

Глава 2. Государственная система обеспечения

национальной безопасности Российской Федерации.... .......179

Глава 3. Силовые и ненасильственные методы обеспечения национальной безопасности....................................................198

Глава 4. Негосударственная система обеспечения национальной безопасности России ......................................212

Глава 5. Обеспечение национальной безопасности России на местном и региональном уровне ........................................225

Раздел IV

МЕТОДОЛОГИЯ АНАЛИЗА ПРОБЛЕМ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

Глава 1. Совокупная мощь государства как показатель его возможностей обеспечения национальной безопасности ....239

Глава 2. Механизм принятия решений в области обеспечения национальной безопасности....................................................250

Глава 3. Методология оценки уровня национальной безопасности и ее видов ..........................................................263

Глава 4. Методика оценки уровня социального развития и безопасности..........................................................................277

 

Раздел V

ГЕОПОЛИТИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИИ

Глава 1. Сущность геополитического подхода к анализу условий обеспечения национальной безопасности................291

Глава 2. Современные геополитические модели ....................301

Глава 3. Геостратегия России в условиях глобализации ........310

Глава 4. «Баланс сил» и общность интересов в международных отношениях и обеспечение глобальной безопасности ..........320

Заключение

 

Введение

Геополитическая обстановка в современном мире характери­зуется комплексом острых противоречий исторического, поли­тического, экономического и социального характера. Измене­ния в мире, произошедшие в различных областях в 90-х гг.XX в., повлияли как на международное, так и на внутреннее положе­ние в России. Осуществление внутренних реформ и преобразо­ваний невозможно без учета нового геополитического положе­ния России. Особую важность приобрела проблема обеспече­ния национальной безопасности, без успешного решения кото­рой невозможно успешное реформирование страны.

Обеспечение национальной безопасности является цент­ральной стратегически значимой для развития страны задачей. Для ее решения требуются соответствующие управленческие кадры, специалисты-профессионалы в этой актуальной сфере человеческой деятельности.

Специалисты в области национальной безопасности должны знать:

— особенности геополитического и геостратегического по­ложения современной России, состояние, тенденции изменения военно-политической обстановки в мире и содержание военной политики России, проблемы создания и укрепления систем кол­лективной, региональной и глобальной безопасности;

— теоретические основы национальной безопасности и от­дельных ее видов;

— механизм формирования и содержание национальных интересов, внутренних и внешних угроз этим интересам, харак­тер взаимоотношений между интересами, угрозами и окружаю­щей средой;

— структуру, функции, состав сил и средств системы обес­печения национальной безопасности, законодательные акты и нормативно-правовую базу функционирования системы обес­печения национальной безопасности;

— основы конфликтологии, силовые и ненасильственные методы разрешения военно-политических, региональных, меж­этнических и других социальных конфликтов;

— современные методы анализа и прогнозирования разви­тия политической и социально-экономической обстановки в мире, стране и отдельных ее регионах, динамики угроз интере­сам граждан, общества и государства, современные технологии выработки и принятия управленческих решений.

Специалисты в области национальной безопасности должны уметь:

— творчески применять теоретические знания в своей практической деятельности, аргументированно отстаивать и на­стойчиво проводить в жизнь принимаемые решения, нести за них ответственность;

— анализировать и прогнозировать развитие военно-поли­тической обстановки в мире, социально-политических процес­сов в обществе и регионе, организовывать мониторинг обста­новки, сбор и накопление необходимой информации, в первую очередь, о дестабилизирующих факторах;

— выявлять и целенаправленно формировать интересы личности, общества и государства, выделять из них жизненно важные интересы, ранжировать их по приоритетности и доби­ваться сбалансированной структуры интересов между граждана­ми и отдельными слоями общества и государством;

— анализировать и прогнозировать динамику развития по­тенциальных реальных угроз этим интересам, своевременно вскрывать назревающий переход потенциальных угроз в реаль­ные;

— оперативно разрабатывать и организовывать мероприя­тия, в первую очередь превентивные, по предотвращению и нейтрализации угроз, снижению степени опасности этих угроз, по переводу реальных угроз в потенциальные;


— разрабатывать мероприятия и готовить предложения для принятия решений в области обеспечения национальной безопасности;

— организовывать реализацию принятых решений и про­верку их исполнения, обеспечивать контроль за деятельностью подведомственных структур;

— защищать интересы народа и Родины. К сожалению, в нашей стране работа по подготовке таких специалистов не велась. По этой причине в стране нет и соответ­ствующих учебников и учебных пособий, раскрывающих с еди­ных методологических позиций весь комплекс проблем безо­пасности.

Хотя понятие безопасность как явление в нашем обществе вызывает повышенный интерес — о ней сегодня говорят ученые и политики, журналисты и предприниматели, ее проблемы ос­вещаются в специальных журналах и средствах массовой ин­формации, в школах введен учебный предмет «Основы безопас­ности жизнедеятельности», есть еще немало вопросов, не полу­чивших однозначного решения и требующих углубленной тео­ретической проработки.

При разумном подходе к решению любой проблемы необходима прежде всего глубоко проработанная, научно обоснованная понятийная база. Это требование касается не только науч­ных разработок, но и нормативно-правовой документации, которая должна содержать строгие, теоретически обоснованные определения основных терминов и понятий. Только в этом случае могут быть достигнуты взаимопонимание и единый подход к любой проблеме.

Однако в отечественной литературе можно обнаружить различные формулировки даже самих основополагающих понятий в этой области — «безопасность», «национальная безопасность», «общенациональная безопасность», «государственная безопасность», «общественная безопасность» и т. д. Поэтому необходимо прежде всего сформировать строгий понятийный аппарат и соблюдать терминологическую дисциплину

Все эти проблемы призвана рассматривать общая теория на­циональной безопасности.

Объектом общей теории национальной безопасности является система социальных интересов личности, общества, государ­ства; система национальных интересов России.

Предмет общей теории национальной безопасности деятельность личности, общества и государства по защите нацио­нальных интересов от внутренних и внешних угроз, закономер­ности и принципы обеспечения национальной безопасности.

Цель учебника — систематизированно изложить основные положения общей теории национальной безопасности, являю­щейся ядром формирования и становления новой учебной и на­учной дисциплины. Учебник призван оказать помощь слушате­лям в изучении ряда основополагающих тем в соответствии с программой курса.

 

Раздел I

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБЩЕЙ ТЕОРИИ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

Глава 1

Безопасность как социальное явление и категория общей теории национальной безопасности

Роль и место безопасности в жизнедеятельности человека и общества. Безопасность в системе «природа — человек — общество»

Проблема обеспечения национальной безопасности является сегодня центральной из стратегически значимых для развития страны. В ней фокусируется вся сложность процесса преобразо­ваний в России, являясь и условием, и целью реформирования государства. Условием потому, что глубокие преобразования тре­буют сосредоточения всех сил и средств на решении созидатель­ных задач. Их отвлечение на нейтрализацию или парирование угроз существенно затрудняет, а порой делает невозможным ус­пешное продвижение по избранному пути.

Обеспечение национальной безопасности в определенной степени является целью реформирования, содержание которого должно быть подчинено укреплению суверенитета, территори­альной целостности страны, созданию внутренних и внешних условий, гарантирующих стабильность и устойчивое поступа­тельное развитие личности, общества и государства.

Актуализация в концеXX в. проблемы безопасности, поми­мо прочего, выявила отсталость отечественной теоретической мысли в этой области. Крайне невелики масштабы подготовки специалистов системного характера в этой сфере.

Без ясного осознания того, что представляет собой социаль­ная природа понятия «безопасность», каковы ее источники, движущие силы, цели невозможна дальнейшая деятельность по обеспечению безопасности. Не случайно с древнейших времен лучшие умы человечества бьются над решением задач об устой­чивом, стабильном обществе, о природе угроз безопасности, пу­тях их преодоления.

Стремление к безопасности явилось одной из побудительных причин объединения древних людей в общество. Интенсивность и масштабы этой потребности постоянно росли: безопасность с зарождения цивилизации выступала главнейшей целью деятель­ности отдельных индивидуумов, а в последующем — всего обще­ства и государства. Так, еще в XIX в. русские специалисты отме­чали: «Необходимость в личной и имущественной безопасно­сти вызывает к жизни государство, в этой необходимости госуда­рство находит главнейшее разъяснение своего существования, она же указывает государству основную его цель и назначение» (Энциклопедический словарь Брокгауза и Эфрона. СПб.. 1898. Т. 5. С. 304.).

Это же утверждал и Сократ еще за 400 лет до нашей эры, го­воря о необходимости защиты государства как об одной из по­будительных причин его создания.

Наиболее общее понятие «безопасность» употребляется при­менительно ко многим процессам. Оно отражает не только при­сущие конкретному случаю специфические признаки безопас­ности субъекта, но включает в себя нечто общее, что и позволя­ет использовать это понятие в различных областях.

В Толковом словаре В.Даля «безопасность — отсутствие опасности; сохранность, надежность». В советскую эпоху в ака­демическом Словаре современного русского языка это понятие трактовалось так же, но в несколько урезанном виде: как отсут­ствие опасности, сохранность.

Однако столь упрощенного, чисто лингвистическое толкова­ние понятия безопасности явно недостаточно, поскольку под отсутствием безопасности подразумевается возможность дости­жения подобной идеальной ситуации. Но в реальной жизни всегда существовали, существуют и будут существовать опас­ности самого различного характера. Поэтому категория «безо­пасность» — не абсолютна, а относительна и смысловое значе­ние приобретает только в связи с конкретными объектами или сферой человеческой деятельности и окружающего мира.

Безопасность не существует сама по себе, изолированно, в отрыве от общей человеческой жизнедеятельности. Она тесно связана со всеми сторонами жизни человека и общества, коренной задачей которой является обеспечение своего существова­ния и развития.

В этой связи особую значимость приобретает познание таких развивающихся объектов, как человек, общество и государство, сущность и теснейшая взаимозависимость двух важнейших функций общественного бытия — существования (и развития) и самосохранения (и безопасности) людей. Фактически развитие и безопасность — две стороны процесса жизни общества.

Неразрывность функции развития и безопасности объясня­ется, прежде всего, единством всех процессов человеческой деятельности, деление которых на отдельные сферы, отрасли, направления носит условный характер, облегчающий познание реальности, но не имеющий к ней отношения.

Еще в Древнем Риме четко выделялись эти две коренные функции человека и общества. Цицерон, к примеру, на первое место, видимо, с учетом конкретных условий общественной жизни того времени, выдвигал функцию безопасности. Он говорил: «Прежде всего, каждому виду живых существ природа да­ровала стремление защищаться, защищать свою жизнь... избегать всего того, что кажется вредоносным, и приобретать, и добывать себе все необходимое для жизни» (Цицерон. Об обязанностях, М., 1999. С. 131.).

Первичным является развитие, безопасность — вторична и призвана обеспечить развитие, защитить его от различного вида угроз.

Развитие это необратимое, направленное, закономерное изменение конкретных материальных объектов, ведущее к возникновению их качественно новых состояний или принципиально новых объектов, как целостных своеобразных систем. Только од­новременно наличие всех трех этих свойств отличает процессы развития от других изменений. Это связано с тем, что обрати­мость изменений характеризует процессы циклического воспро­изведения постоянной системы функций, что не имеет отноше­ния к развитию; отсутствие направленности — процесс лишает процесс изменений их накопления и единой внутренне взаимо­связанной траектории, характерной для развития; отсутствие за­кономерности, характерное для случайных процессов катастро­фического типа, вообще не позволяет говорить о развитии (Философский энциклопедический словарь. М., 1983. С. 516).

Понимание развития того или иного объекта как такое его изменение, в результате которого более полно выявляются все присущие данному объекту стороны, характеристики черты, связи, отношения или как говорил Гегель «...движение вперед от несовершенного к более совершенному» (Гегель Г.-В.-Ф. Философия истории. Соч. Т. 8. М.; Л., 1935. С. 54.) служит важнейшей методологической основой для наук об обществе и управлении общественными процессами.

Способность к развитию составляет одно из всеобщих свойств материи и сознания. Анализ механизмов развития об­щества требует глубокого изучения его внутреннего строения, его организации и функционирования.

Законы диалектики как общей теории развития действуют и в обществе, но в специфических формах, еще недостаточно изу­ченных. Социальная форма развития представляет собой выс­ший, наиболее сложный способ развития объективной реаль­ности, отличающийся целенаправленностью, единством объек­тивного (материального) и субъективного (идеального) разви­тия. Социальная форма развития в наиболее отчетливой форме показывает, что развитие есть интегративный процесс роста сложности и богатства содержания как на уровне общественной жизни в целом, так и на уровне развития отдельной личности. Конкретно интегративный характер социального развития про­является в накоплении материального и духовного богатства об­щества, усложнении, возникновении новых элементов, функ­ций, связей, отношений в общественной системе.

Развитие предполагает увеличение возможностей и ресурсов человека, общества и государства в различных сферах бытия. Оно обеспечивается правовыми, политическими, экономичес­кими и другими средствами, не нарушающими выработанных человечеством механизмов функционирования и воспроизведе­ния жизни.

Вторичность безопасности ничуть не умаляет ее роли и зна­чения в объективной действительности.

В концеXIX в. российские специалисты подчеркивали: «Бе­зопасность личная и имущественная является главнейшим за­логом человеческого развития. Отсутствие безопасности лич­ности и собственности равносильно отсутствию всякой связи между человеческими усилиями и достижением целей, для ко­торых они делаются» (Энциклопедический словарь Брокгауза и Эфрона. Т. 5. С. 304.).

Иными словами, без обеспечения-безопасности всякая че­ловеческая деятельность оказывается бесцельной. Поэтому изучение проблем национальной безопасности по сравнению с другими направлениями познания в большей степени соответ­ствует и способствует пониманию общества как единого, нераз­рывного целостного организма. Именно это обстоятельство, с одной стороны, объясняет огромную сложность познания проб­лем обеспечения безопасности и слабую разработанность мно­гих ее теоретических и практических аспектов, а с другой сторо­ны порождает столь высокий интерес к проблемам безопасности со стороны чуть ли не всех отраслей науки, в первую очередь об­щественных.

В наших же теории и практике проблема развития человека и общества, к сожалению, рассматривается в отрыве от проблем безопасности. В результате до сих пор развитие и безопасность существуют в виде независимых, параллельных, непересекаю­щихся направлений человеческой деятельности.

Другой важной особенностью в понимании отношений меж­ду развитием и безопасностью является неумышленное, а чаще продуманное и целенаправленное смешение или подмена этих понятий. Объективная основа для этого есть: многие задачи, стоящие перед нашей страной в области общественного разви­тия и в области обеспечения безопасности, зачастую близки и похожи.

Высокая значимость функции обеспечения безопасности объясняется тем, что она активно влияет на формирование на­правлений и возможные уровни развития в той или иной сфере жизнедеятельности. К тому же в современных условиях уровень безопасности в значительной мере определяется уровнем разви­тия. Безопасность обеспечивается всей совокупной мощью госу­дарства. Но эта зависимость далеко не линейная и детерминиро­ванная. Естественно, чем более развита страна в различных на­правлениях, тем больше у нее возможностей обеспечения своей безопасности. Но реализация этих возможностей на практике может быть далеко не адекватной, и высокий уровень развития еще не гарантирует столь же высокого уровня безопасности.

Более того, по своей сути и содержанию задачи развития и обеспечения безопасности всегда имеют противоположную направленность. Развитие органически требует постоянного расширения, обновления, инноваций в тех или иных сферах де­ятельности общества. Безопасность же требует стабильности су­ществующего положения, ограничения всякого рода новаций, особенно рискованных.

Конечно, реальная взаимосвязь между развитием и безопас­ностью носит более сложный диалектический характер, по­скольку эти две важнейшие функции жизнедеятельности обще­ства тесно связаны между собой и раздельно осуществляться в принципе не могут, являясь как бы двумя сторонами одной ме­дали.

Представляется также, что повышенное внимание к пробле­ме безопасности в настоящее время, небывалый ажиотаж в этой области отражает острейшую необходимость реального позна­ния хотя бы таким путем — через безопасность — нашего обще­ства как единого целого, как сложной системы.

Несмотря на то, что в стране имеется масса научно-исследо­вательских институтов, все они занимаются изучением только отдельных тех или иных областей жизнедеятельности нашего общества, комплексным же изучением страны не занимается ни один научный центр. В то же время в США насчитывается более 150 научных центров, специализирующихся на комплексном изучении нашей страны. В результате они лучше нас разбирают­ся в тех процессах, которые происходят в российском обществе.

Основной причиной такого положения следует признать, что в нашей стране, к сожалению, и до 1917 года, и в советский период фактически не существовало науки об обществе и тем более о человеке, о законах их развития и безопасности.

В соответствии с принципами исторического материализма общественное бытие определялось как совокупность матери­альных общественных процессов, существующих независимо от воли и сознания индивида или общества в целом. Люди были отделены от общественных процессов, независящих от них, несмотря на все попытки признать активную роль деятельно­сти людей, которые являются не только продуктами обстоя­тельств, но и могут активно изменять эти обстоятельства. А ведь именно отсутствие подлинно научного анализа действий госу­дарства в тесной взаимосвязи с содержанием социальных процессов и состоянием общества как сложной развивающейся со­циальной системы в конечном итоге привело к утере Советским государством социально организующих и управленческих свойств. В результате нарушилось взаимодействие между основ­ными звеньями государственных органов и между обществом и государством.

Не допустить подобного в масштабе России — наша общая задача.

Понятие «безопасность» как сложное многогранное соци­альное явление имеет конкретно-исторический характер и тес­но связано со всеми формами и направлениями взаимодей­ствия в системе «природа — человек — общество». При этом наибольшую значимость представляет содержательная сторона разнообразных взаимодействий между элементами данной сис­темы.

Они отражают процессы воздействия различных объектов друг на друга, их взаимную обусловленность, изменение состо­яния, взаимопереход, а также порождение одним объектом дру­гого.

Взаимодействие обусловливает развитие всех объектов окру­жающей действительности. Именно взаимодействие противо­положностей является источником, основой и конечной причи­ной возникновения, самодвижения и развития.

Наиболее сложные формы взаимодействия характеризуют жизнь общества. Более того, как говорил К. Маркс, общество — это «продукт взаимодействия людей» (Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 27, С. 402.).

Категория «взаимодействие» является важной в процессе познания природных и общественных явлений, базой систем­ного подхода к познанию мира и общественной практики во всех сферах жизнедеятельности, в том числе сфере безопаснос­ти. Поэтому применительно к практическим потребностям на­иболее общим следует признать понятие «безопасность жизне­деятельности». Не случайно в нашей стране в программы сред­него и высшего образования введена специальная учебная дис­циплина 330110 именно под этим названием.

 


Безопасность жизнедеятельности это защищенность мате­риального мира и человеческого общества от негативных воз­действий различного характера. Как следует из определения, объектами безопасности жизнедеятельности являются природа, человек и общество. Исходя из данной структуры объектов, бе­зопасность жизнедеятельности можно классифицировать сле­дующим образом.

Безопасность существования человека или личная и имущест­венная безопасность есть защищенность человека от негативных воздействий различного характера, способных нанести ущерб его организму и имуществу.

Этот вид безопасности обеспечивается соблюдением челове­ком определенных инстинктивных или выработанных опытом норм и правил поведения в производственной деятельности, пов­седневной жизни, быту. Сюда относятся противопожарная безо­пасность, безопасность на транспорте, безопасность труда и т. д.

Безопасность окружающей среды это защищенность чело­века и окружающей среды от негативных воздействий природ­ного и техногенного характера. Она обеспечивается изучением и познанием природных явлений и профилактическими мерами на случай стихийных бедствий различного характера.

Названные виды безопасности жизнедеятельности относят­ся к человеку как биологическому существу и отражают необхо­димость защиты заложенных природой его физиологических потребностей, в первую очередь потребности в самосохранении.

Именно эти виды безопасности жизнедеятельности с самого зарождения человека и цивилизации и до сих пор находились и находятся в центре внимания людей, а многими даже полностью отождествляются с общей категорией «безопасность». Обеспече­ние этих видов безопасности жизнедеятельности является об­ластью теоретической и практической деятельности ряда наук и специальных институтов общества и государства. Так, к примеру, Министерство по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий призвано обеспечить безопасность населения и территорий, т. е. именно указанные виды безопасности жизнедеятельности.

Однако биологическая сущность человека имеет социально обусловленный характер, в связи с чем безопасность человека как социального существа и человеческого общества имеет осо­бую значимость. Следует подчеркнуть, что по мере развития че­ловечества, государственного устройства подход к безопасности непрерывно смещался от понимания ее как физического явле­ния к категории социальной, общественной.

Поэтому в настоящее время в структуре безопасности жиз­недеятельности основная определяющая, системообразующая роль принадлежит национальной безопасности или безопаснос­ти нации.

Национальная безопасность или безопасность нации есть за­щищенность жизненно важных интересов личности, общества и государства в различных сферах жизнедеятельности от внут­ренних и внешних угроз, обеспчивающая устойчивое поступа­тельное развитие страны.

При этом под защищенностью понимается способность со­хранения объектом или системой (природа, человек, общество, государство и др.) своей качественной определенности и воз­можности выполнения своих функций в условиях воздействия негативных факторов.

Все три вида безопасности жизнедеятельности находятся в тес­ной взаимосвязи и взаимозависимости, так как безопасность еди­на и неделима (см. схему 1). Данное положение объясняется тем, что в центре всех видов безопасности находится человек. Именно он прежде всего страдает от любых видов угроз. Но в то же время эти угрозы порождены главным образом самим человеком. По­этому человек является самым беззащитным и самым опасным и для себя, и для окружающей среды существом на Земле.

Схема 1. Структура безопасности жизнедеятельности


Вопросы для самоконтроля

1. Каковы основные функции, выполняемые людьми в про­цессе своей жизнедеятельности?

2. Каковы взаимоотношения между категориями «развитие» и «безопасность»?

3. Что такое безопасность жизнедеятельности?

Литература

Закон Российской Федерации «О безопасности» // Ведомос­ти Съезда народных депутатов и Верховного Совета Российской Федерации. 1992. № 15. Ст. 669.

Послание Президента Российской Федерации Федерально­му Собранию. М., 1996.

Прохожее А.А. Человек и общество: законы социального раз­вития и безопасности. М., 2002.

© Прохожев А.А.


Глава 2

Сущность, содержание, понятийный аппарат общей теории национальной безопасности

Сущность и содержание национальной безопасти. Система национальной безопасности. Объекты, субъекты и принципы обеспечения национальной безопасности

Термин «национальная безопасность» появился в теорети­ческой и практической политологии после Второй мировой войны, когда в 1947 г. в США был принят закон «О националь­ной безопасности». Но для нашей страны он практически но­вый.

В Российской империи понятие, «безопасность» стало упо­требляться только с 80-х годов XIX в. и имело весьма специфи­ческую направленность. В основном упор делался на «охране­ние общественной опасности», как деятельности, направлен­ной на борьбу с государственными преступлениями. В «Поло­жении о мерах к охранению государственного порядка и обще­ственного спокойствия» от 14 августа 1881 г. употреблен термин «государственная безопасность» как однопорядковый с терми­ном «общественная безопасность».

Традиции самодержавного правления по обеспечению ин­ститутов государства сохранились и в послеоктябрьский период российской истории. В СССР «безопасность» фактически отож­дествлялась с государственной безопасностью. Законодательное закрепление в июле 1934 г. понятия «государственная безопас­ность» можно считать одним из наиболее ярких признаков ого­сударствления общества. В сферу государственной безопаснос­ти были включены также ситуации, возникающие в духовной жизни общества, связанные с реализацией права граждан на создание объединений, организаций, союзов, с проведением в жизнь конституционного принципа свободы совести и т. д. В целях безопасности широко использовались репрессивные и иные принудительные меры, включая жесткое подавление инако­мыслия, преследование любой критики и проявления недо­вольства политическим режимом и другими условиями жизни общества.

Смена общественного и государственного строя привела к эволюции как в теоретико-правовых понятиях, так и в отноше­ниях к самой проблеме обеспечения безопасности. В 90-х гг. прошлого века появились многочисленные публикации, посвя­щенные социально-политической сущности безопасности лич­ности, общества и государства. При этом подчеркивалось, что понятие «безопасность» как сложнейшее социальное явление объективно имеет конкретно-исторический характер и тесно связано со всеми формами и направлениями взаимодействия в системе «природа — человек — общество».

Первым правовым актом, заложившим основу теоретичес­кой и практической деятельности в сфере обеспечения нацио­нальной безопасности Российской Федерации является утверж­денный Указом Президента России от 5 марта 1992 г. Закон «О безопасности». Хотя термин «национальная безопасность» в нем не употребляется, но основные категории этого понятия присутствуют. Закон 1992 г. вывел понятие безопасности за рам­ки государственно-властных структур и закрепил принципиаль­но новый для нашей страны концептуальный подход к пробле­ме безопасности, что проявилось в прекращении полного игно­рирования интересов личности и общества, по крайней мере, на нормативном уровне. Иными словами, гражданское содержа­ние понятия безопасности расширилось за счет таких новых для России категорий, как «безопасность личности» и «безопас­ность общества».

Положения Закона Российской Федерации «О безопаснос­ти» являются методологически-правовой основой теоретичес­кой и практической деятельности в сфере национальной безо­пасности. Идеи, заложенные в нем, делают его одним из самых прогрессивных в мире, поскольку предусматривают необходи­мость системного подхода к рассмотрению всех проблем нацио­нальной безопасности. Эта системность заключается не только в триаде «личность, общество, государство», но и в сочетании внешней и внутренней безопасности, а также ряде отдельных видов безопасности.

Триада «личность, общество, государство» — не какое-то за­имствование из арсенала современных западных идеологов. Она имеет объективный характер и широко использовалась в теоретических работах русских специалистов еще в XIX в. Так, исходя из особенностей угроз, отмечалось: «Опасности, предуп­реждением которых и создается безопасность в стране, пред­ставляют три категории: некоторые из них могут грозить какоб­ществу и государству (курсив наш. — А.П.), другие — непосред­ственно правительству, третьи — главным образом отдельному гражданину.. Некоторые опасности грозят всему государству, но прямо и непосредственно они проявляются по отношению к правительству» (Энциклопедический словарь Брокгауза и Эфрона. Т. 5. С. 304—305.).

Однако текст Закона 1992 г. имеет ряд изъянов. Так, в данном определении законодатель не указал общий объект безопаснос­ти — нацию, ограничившись констатацией только основных, как сказано в тексте, объектов безопасности — личности, обще­ства и государства, в связи с чем в законе нет самого термина «национальная безопасность». Не отмечено в определении сфер действия этой категории и целевой ее функции. Кроме того, от­сутствие в данном определении качественных характеристик состояния защищенности как бы подразумевает однозначное состояние абсолютной защищенности, чего объективно быть не может. Безопасность всегда относительна и имеет динамичес­кий характер. В каждый конкретный отрезок времени состоя­ние защищенности может иметь различный уровень, определя­емый остротой внутренних и внешних угроз и характером реа­гирования на них управляющей системы.

Из-за подобной нечеткости формулировок Закона в нашей научной и служебной литературе оказался весьма запутанным вопрос о содержании понятия «национальная безопасность», количество определений которого стремится к бесконечности:

сколько авторов, столько и определений. В подобных ситуациях необходимо опираться на терминологию, закрепленную в зако­нодательно-правовых документах, чтобы действовать в едином правовом пространстве.

Термин «национальная безопасность» впервые использован в Федеральном законе «Об информации, информатизации и за­щите информации» 1995 г.

Свое дальнейшее развитие понятие «национальная безопас­ность» получило в «Послании по национальной безопасности Президента Российской Федерации Федеральному Собранию» от 13 июня 1996 г. В нем, в частности, отмечается: «...Безопас­ность личности, безопасность семьи, национальная безопас­ность, состыкованные с региональной и всеобщей коллектив­ной безопасностью, — вот путь развития России в XXI веке. При этом национальная безопасность понимается как состояние за­щищенности национальных интересов от внутренних и внеш­них угроз, обеспечивающее прогрессивное развитие личности, общества и государства» (Послание Президента Российской Федерации по национальной безопасности Федеральному Собранию. М., 1996. С. 8.).

В настоящее время под национальной безопасностью пони­мается защищенность жизненно важных интересов личности, общества и государства в различных сферах жизнедеятельности от внутренних и внешних угроз, обеспечивающая устойчивое поступательное развитие страны.

Поскольку совокупность жизненно важных интересов лич­ности, общества и государства есть национальные интересы, то оба указанных определения понятия «национальная безопас­ность» являются фактически идентичными.





©2015-2018 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных

Обратная связь

ТОП 5 активных страниц!