По использованию методической разработки в учебно-воспитательном процессе




Содержание

 

1. Аннотация к учебно-методической разработке

 

2. План урока

 

3. Структура и содержание урока

 

4. Конспект урока

 

5. Заключение с рекомендациями по использованию методической разработки

 

 

Аннотация к учебно-методической разработке

 

Цель: содействие формированию у обучающихся положительного эмоционального отношения к системе налогообложения и воспитание экономически грамотного, отвечающего за свои решения гражданина.

Задачи: сформировать умения выбирать наиболее эффективное решение и высказываться по заданной теме; обогатить знания обучающихся новыми экономическими понятиями.

Адресат: обучающиеся всех профилей подготовки, реализуемых в образовательной организации.

Актуальность: необходимость приобретения обучающимися знаний и умений в области экономики и финансов, которые они будут использовать в своей повседневной жизни, выступая в качестве налогоплательщиков, покупателей, продавцов, вне зависимости от дальнейшей профессиональной деятельности.

Условия реализации: тема урока включена в экономическую дисциплину, реализуется также в рамках внеклассных мероприятий.

Содержание: разработка урока раскрывает понятия: виды налогов, налоговая ставка, налоговая база, порядок уплаты налогов физических лиц.

 

План семинара

Тема урока: «Налоги в нашей жизни»

Цели:

1. Ознакомить обучающихся с сущностью, видами и структурой налогов, их функциями в современном обществе;

2. Формировать у обучающихся основ налоговой культуры, развитие у них аналитического и логического мышления.

3. Развить творческие способности обучающихся, выявление индивидуальных умений личности.

4. Сформировать положительное эмоциональное отношение к системе налогообложения и воспитание экономически грамотного, отвечающего за свои решения гражданина.

Задачи:

 

1. Обогатить знания обучающихся экономическими понятиями, позволяющими лучше осмыслить экономические реалии: налоги, их виды, функции; налоговые системы.

2. Продолжить формирование умений выбора решений и высказывания своих мыслей на заданную тему.

3. Совершенствование умений анализировать, сравнивать и обобщать.

Задачи: Ожидаемые результаты:

студенты должны знать:

1. виды и структуру налогов;

2. принципы налогообложения, строение налоговой системы Российской Федерации, теоретическую сущность основных видов налогов;

должен уметь:

1. различать налоги по видам классификации.

Применяемая педагогическая технология: интерактивная лекция

Применяемые педагогические методы: объяснительно иллюстративные (словесные, наглядные), практические

Формы познавательной деятельности: фронтальная, самостоятельная

Оснащение учебного занятия: компьютер, мультимедиапроектор, экран, презентации, раздаточный материал, тест

 

Наименование структурного элемента

Деятельность педагога.

Деятельность обучающихся

Организацион-ный момент

1. Приветствие.

2. Подготовка рабочих мест.

3. Активизация внимания обучающихся

Занимают места, готовятся к лекции.

 

Начальная мотивация

Вступительное слово преподавателя. Сообщается тема урока, цели, ставится проблемное задание: «Что подразумевается под понятием «налог»?

Слушают, анализируют полученную информацию, отвечают на вопрос, высказывают предположения.

 

Сообщение новых знаний

Знакомит с понятием, значением налога, рассматривает виды и сущность налогов.

Слушают, делают краткий опорный конспект

 

Рефлексия

Проводит фронтальный опрос обучающихся, тест

Слушают, отвечают на вопросы преподавателя и теста

 

Подведение итогов

· Подведение итогов лекции в целом, итогов работы отдельных обучающихся;

· выяснение степени удовлетворенности обучающихся занятием и полученными знаниями через проведение анкетирования. Дает задание составить синквейн на слово «налог»

Слушают, высказывают свои мнения, делятся впечатлениями,

 

 

Конспект семинара

 

1. Организационный момент. Приветствие, проверка готовности, активизация внимания обучающихся.

2. Начальная мотивация. Преподаватель: Современный мир, цивилизованное общество, человеческий опыт, на сегодняшний день не знает более эффективного способа собирания государством денежных средств, чем налоги. В любом государстве налоги составляют большую часть доходов государственного бюджета. Налоги и сборы: почему их нужно платить и почему их платят не все? Ответы на эти вопросы могут быть разными. Но сколько бы раз мы не задавали себе эти вопросы, история общества может дать один точный ответ: «В истории развития общества еще ни одно государство не смогло обойтись без налогов, поскольку для выполнения своих функций по удовлетворению нужд и потребностей населения ему требуется определенная сумма денежных средств». Следовательно, без сбора налогов бессмысленным является существование самого государства.

Налоги имеют столь же древнюю историю, что и государство. В прошлые века правители проявляли большую изощренность и коварство, чтобы пополнить свою казну. В истории разных стран существовали самые неожиданные объекты налогообложения: певчие птицы и скаковые лошади, меха и кружева, фортепиано и холостяки. Всем известна изобретательность в налогообложении Петра I, который ввел налог на ношение бороды. Этим он хотел убить сразу двух зайцев: чтобы и деньги в казну потекли, и подданные европейский вид приобрели. Вообще же петровские экономические и военные реформы требовали очень больших средств, и в России тогда действовало более сорока различных видов налогов.

3. Сообщение новых знаний. В современной России налоговая система как необходимое условие построения цивилизованных рыночных экономических взаимоотношений предприятий и граждан с государством, начала формироваться с 1990 г.

Преподаватель: Что подразумевается под термином «налог»?

Ответы обучающихся.

Преподаватель: Налоги периодические принудительные платежи граждан из их имуществ и доходов, идущие на нужды государства и общества и установленные в законодательном порядке.

Характерные черты налога как платежа исходя из положений п. 1 ст. 8 Налогового кодекса РФ следующие:

· обязательность;

· индивидуальная безвозмездность;

· отчуждение денежных средств, принадлежащих организациям и физическим лицам на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления;

· направленность на финансирование деятельности государства или муниципальных образований.

Вопрос: Зачем нужно платить налоги?

Ответы обучающихся.

Преподаватель: Налоговая политика государства — одна из приоритетных и стремительно развивающихся сфер его жизни, так как именно от налоговых поступлений зависит жизнедеятельность государства. Все перечисления налогоплательщиков поступают в государственный бюджет — кассу государства, откуда потом распределяются на различные нужды.

Расходы бюджета (бюджетные ассигнования) можно представить схематично в следующем виде:

Статья 69 Бюджетного кодекса РФ подробно регламентирует такие ассигнования.

Можно выделить несколько направлений расходования бюджетных средств:

1) финансовое обеспечение правоохранительных органов государства (МВД, ФСБ и др.);

2) содержание государственных учреждений (больниц, школ, детских домов и др.);

3) обеспечение безопасности государства, в частности содержание армии;

4) финансирование государственных программ («Одаренные дети», «Дети и семья») и национальных приоритетных проектов («Здоровье», «Образование» и др.);

5) субсидирование, предоставление дотаций и ссуды для жилищно-коммунального хозяйства;

6) содержание аппарата управления государством (выплата зарплат госслужащим);

7) содержание и обеспечение функционирования государственного сектора экономики;

8) строительство и благоустройство социальных объектов и территорий;

9) пенсионное обеспечение;

10) организация отдыха и спортивных мероприятий и т.д.

В настоящее время виды налогов и сборов как важнейшей составляющей налоговой системы весьма разнообразны. Налоги можно классифицировать по разным признакам.

Все налоги, действующие на территории РФ, в зависимости от уровня установления подразделяются на три вида:

· федеральные:

· региональные;

· местные.

Федеральные налоги устанавливаются, отменяются и изменяются НК РФ и обязательны к уплате на всей территории РФ.

Региональные налоги устанавливаются НК РФ и обязательны к уплате на всей территории соответствующих субъектов РФ. Правительство субъектов Федерации наделено правом вводить или отменять региональные налоги на своей территории и изменять некоторые элементы налогообложения в соответствии с действующим федеральным законодательством.

Местные налоги регламентируются законодательными актами федеральных органов власти и законами субъектов РФ. Органам местного самоуправления в соответствии с НК РФ предоставлено право вводить или отменять на территории муниципального образования местные налоги и сборы.

Классификация налогов в РФ в зависимости от уровня установления

 

Уровень установления

Налоги

Федеральные

· Налог на добавленную стоимость;

· Акцизы;

· Налог на доходы физических лиц;

· Налог на прибыль организаций;

· Налог на добычу полезных ископаемых;

· Водный налог;

· Сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов

· Государственная пошлина.

Региональные

· Налог на имущество организаций;

· Транспортный налог;

· Налог на игорный бизнес.

Местные

· Земельный налог;

· Налог на имущество физических лиц.

 

При введении в действие на территории соответствующего субъекта РФ налога на недвижимость прекращается действие налога на имущество организаций, налога на имущество физических лиц и земельного налога.

В зависимости от метода взимания налоги подразделяются следующим образом:

· прямые;

· косвенные.

Прямые налоги устанавливаются непосредственно на доход или имущество налогоплательщика, владение и пользование которым служит основанием для налогообложения. К прямым налогам относятся:

· налог на доходы физических лиц;

· налог на прибыль организаций;

· налоги на имущество как юридических, так и физических лиц.

Косвенные налоги нередко называются налогами на потребление, непосредственно включаются в цену товара (работы, услуги) в виде надбавки и уплачиваются потребителями. Эти налоги предназначены для перенесения реального налогового бремени на конечного потребителя. При косвенном налогообложении субъектом налога является продавец товара (работы, услуги), а носителем и фактическим плательщиком данного налога выступает потребитель. К косвенным налогам относятся:

· налог на добавленную стоимость;

· акцизы;

· таможенные пошлины и др.

Косвенные налоги — наиболее простые для государства с точки зрения их взимания, но достаточно сложные для налогоплательщика с точки зрения укрывательства от их уплаты. Привлекательны для государства эти налоги еще и потому, что их поступления в казну прямо не привязаны к финансово-хозяйственной деятельности субъекта налогообложения и фискальный эффект достигается в условиях падения производства и даже убыточной работы организаций.

Вместе с тем государство в силу этих особенностей косвенного налогообложения вынуждено использовать и прямые налоги, чтобы под налоговое воздействие подпало как можно большее число объектов деятельности налогоплательщика. Все это в комплексе создает достаточную устойчивость налоговых поступлений и одновременно усиливает зависимость размера уплачиваемых налогоплательщиком налогов от эффективности его деятельности.

Нередко на практике проводят разделение налогов в зависимости от их использования:

· общие;

· специальные.

К общим налогам относятся большинство взимаемых в любой налоговой системе налогов. Их отличительная особенность заключается том, что после поступления в бюджет они обезличиваются и расходуются на цели, определенные в соответствующем бюджете.

В отличие от них специальные налоги имеют строго целевое предназначение и «закреплены» за определенными видами расходов. В частности, в РФ примером специальных налогов могут служить:

· транспортный налог;

· налог на воспроизводство минерально-сырьевой базы.

В зависимости от установленных ставок налогообложения налоги бывают:

· твердыми;

· процентными (пропорциональными, прогрессивными и регрессивными).

В зависимости от финансово-экономической целесообразности и отражения в бухгалтерском учете налоги классифицируются следующим образом:

· включаемые в продажную цену товаров (работ, услуг);

· относимые на издержки обращения и затраты производства;

· относимые на финансовые результаты;

· уплачиваемые за счет чистой прибыли, остающейся в распоряжении налогоплательщика.

В зависимости от принадлежности к уровню бюджета налоги можно подразделить так:

· закрепленные;

· регулирующие.

Закрепленные налоги непосредственно и целиком поступают в конкретный бюджет или во внебюджетный фонд. Среди них выделяют налоги, поступающие в федеральный, региональный и местные бюджеты.

Регулирующие налоги поступают одновременно в бюджеты разных уровней в пропорции, определенной бюджетным законодательством.

Классификация налогов в РФ в зависимости от субъектов налогообложения

Субъект налогообложения

Налоги

Налоги, уплачиваемые юридическими лицами

· Налог на прибыль;

· Налог на имущество организаций.

Налоги, уплачиваемые физическими лицами

· Налог на доходы физических лиц;

· Налог на имущество физических лиц.

Смешанные налоги

· Налог на добавленную стоимость;

· Транспортный налог;

· Налог на игорный бизнес.

 

Особая категория налогов — так называемые специальные налоговые режимы. В НК РФ предусмотрена возможность установления четырех таких режимов.

Специальные налоговые режимы в соответствии с НК РФ:

· система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности;

· упрощенная система налогообложения;

· система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей;

· система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции.

Особенность этих налогов состоит в том, что со дня их введения на территории соответствующих субъектов Федерации с налогоплательщиков, как правило, прекращается взимание большинства налогов, предусмотренных НК РФ.

Вывод: Налоги играют ведущую роль в жизни современного общества и государства. Они выполняют важнейшие функции по формированию доходов государственной или муниципальной казны, по регулированию социально – экономических процессов, а также, по осуществлению контроля над финансово-хозяйственной деятельностью предприятий, организаций и граждан.

В современном обществе налоги - основная форма доходов государства. Помимо этой сугубо финансовой функции налоговый механизм используется для экономического воздействия государства на общественное производство, его динамику и структуру, на развитие научно-технического прогресса.

4. Рефлексия. После изложения темы преподаватель проводит рефлексию путем фронтального опроса и теста.

1. Опрос:

- Что такое налог?

- Какие виды налогов?

- Зачем нужно платить налоги?

2. Тест:

1. Налог – это:

а) обязательный, индивидуальный, безвозмездный или возмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц;

б) обязательный, индивидуальный, безвозмездный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц;

в) обязательный, индивидуальный, безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц;

г) обязательный, индивидуальный, безвозмездный взнос, взимаемый с организаций и индивидуальных предпринимателей.

2. Налогоплательщиками или плательщиками сборов могут быть признаны:

а) только юридические лица;

б) организации и физические лица;

в) юридические лица и их обособленные подразделения, имеющие отдельный баланс и расчетный счет;

г) организации и индивидуальные предприниматели.

3. К федеральным налогам относятся:

а) налог на имущество физических лиц;

б) налог на прибыль организации;

в) транспортный налог;

г) земельный налог.

4. Сущность налога – это:

а) изъятие государством в пользу общества части прибыли, полученной в результате хозяйственной деятельности организации;

б) изъятие государством в пользу общества части стоимости валового внутреннего продукта в виде обязательного платежа;

в) изъятие государством в пользу общества части добавленной стоимости;

г) изъятие государством в пользу общества части дохода, полученного юридическими и физическими лицами.

5. К региональным налогам относятся:

а) водный налог;

б) земельный налог;

в) налог на игорный бизнес;

г) налог на добавленную стоимость.

6. К специальным налоговым режимам относятся:

а) освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика по налогу на добавленную стоимость;

б) система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности;

в) предоставление инвестиционного налогового кредита;

г) создание оффшорных зон.

7. Кто ввел впервые ввел налог на бороду:

а) Людовик XII;

б) Елизавета I;

в) Генрих VIII;

г) Петр I.

8. К прямым налогам относится:

а) акцизы;

б) транспортный налог;

в) налог на добавленную стоимость;

г) налог на доходы физических лиц.

9. Куда поступают перечисления налогоплательщиков:

а) на расчетные счета граждан страны;

б) государственный бюджет;

в) в кассу организаций;

г) никуда не поступают.

 

10. Какой документ регулирует налоговую политику Российской Федерации:

а) ТК РФ;

б) ГК РФ;

в) УК РФ;

г) НК РФ.

 

Просит ответить на вопрос: «Считаете ли вы, что платить налоги необходимо?». Слушает высказывания обучающихся, подводит итоги лекции в целом, результаты работы отдельных обучающихся; выясняет степень удовлетворенности обучающихся занятием и полученными знаниями через проведение анкетирования. Дает задание составить синквейн на слово «налог».

Синквейн (от фр. cinquains, англ. cinquain) — это творческая работа, которая имеет короткую форму стихотворения, состоящего из пяти нерифмованных строк.

Синквейн – это не простое стихотворение, а стихотворение, написанное по следующим правилам:

1 строка – одно существительное, выражающее главную тему cинквейна.

2 строка – два прилагательных, выражающих главную мысль.

3 строка – три глагола, описывающие действия в рамках темы.

4 строка – фраза, несущая определенный смысл.

5 строка – заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом).

Пример:

Жизнь.

Активная, бурная.

Воспитывает, развивает, учит.

Дает возможность реализовать себя.

Искусство.

8. Подведение итогов. Преподаватель подводит итоги урока:

· выясняет степень удовлетворенности обучающихся занятием и полученными знаниями и умениями;

· дает объективную количественную и качественную оценку работы на уроке обучающихся;

· задает задание на дом; сообщает тему следующего занятия; благодарит за урок.

 

Заключение с рекомендациями

по использованию методической разработки в учебно-воспитательном процессе

Методическая разработка урока включена в экономические дисциплины общепрофессионального цикла программ подготовки специалистов среднего звена:

- Основы экономики организации - 23.02.03 Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта;

- Основы экономики, менеджмента и маркетинга – 19.02.08 Технология мяса и мясных продуктов; 19.02.10 Технология продукции общественного питания;

- Основы экономики организации и правовое обеспечение профессиональной деятельности – 15.02.08 Технология машиностроения.

Может дополнительно использоваться вне сетки учебного времени, в рамках проведения внеклассных мероприятий, классных часов, тренингов, дебатов, семинарских занятий, направленных на повышение финансовой грамотности студентов.

Целевая аудитория слушателей – студенты предвыпускных и выпускных курсов (в соответствии с учебным планом). Тема урока у них находит живой отклик, так как направлена на формирование компетенций, востребованных в повседневной и профессиональной деятельности.

Цель разработки - сформировать положительное эмоциональное отношение к системе налогообложения и воспитание экономически грамотного, отвечающего за свои решения гражданина.

Содержание разработки урока включает в себя раскрытие понятий: виды налогов, налоговая ставка, налоговая база, период уплаты налогов.

Урок включает в себя оптимально подобранные структурные элементы: организационный момент, начальную мотивацию, сообщение новых знаний, рефлексию, подведение итогов.

Преимуществом методической разработки урока является то, что преподаватель выступает не просто в качестве инструктора, транслятора знаний и умений, материал подается в готовом виде, а в качестве модератора, помощника, консультанта, организатора самостоятельной познавательной деятельности студентов. Процесс обучения трансформируется в процесс научения, статус обучающихся – в статус самообучающихся. Устанавливается эффективное диалогическое сотрудничество: педагог-обучающиеся. Формулируются проблемные вопросы. К презентации нового материала в качестве тьюторов привлекаются студенты-старшекурсники, которые уже изучили данную тему и могут пояснить расчетные действия, аргументированно ответить на вопросы студентов-слушателей. Таким образом, достигается определенное снижение барьера восприятия нового материала. Практика показала, что задать уточняющие вопросы обучающимся бывает легче своему ровеснику, нежели преподавателю.

Задачи: В ходе проведения урока достигаются следующие результаты:

студенты - обучающиеся знают значение налогообложения как физических, так и юридических лиц; принципы налогообложения, строение налоговой системы Российской Федерации, теоретическую сущность основных видов налогов, различать налоги по видам классификации.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: