Контрольная работа по сказу Николая Лескова «Левша»
Вариант 1
I. Ответь на тестовые вопросы.
1.Какой подзаголовок носит рассказ «Левша»:
а) «Легенда о стальной русской блохе» б) «Цеховая легенда...»
в) «Сказ о тульском косом левше и о стальной блохе»
2. Кто из героев сказал эти слова: «... мы русские, со своим значением никуда не годимся»:
а) донской казак Платовб) император Александр Павлович
в) император Николай Павлович
3. Кому из героев принадлежит следующая мысль: «...наши на что взглянут - все могут сделать, но только им полезного ученья нет»:
а) казаку Платову б) государю Николаю Павловичув) Левше
4. Как поступил государь Николай Павлович с тульским Левшой, увидев подкованную блоху:
а) за волосья отодралб) обнял его и поцеловал
в) схватил за шиворот и кинул его к себе под ноги
Почему англичане решили оставить у себя Левшу?
а) за большую образованностьб) за искусные руки
в) за то, что прельстился на их жизнь
Кто сказал о Левше: «хоть шуба овечкина, да душа человечкина»
а) тульские мастера
б) казак Платовв) английский полшкипер
Подбери цитаты к иллюстрациям
А) | Б) |
II. Язык Лескова
В своем сказе Лесков применяет любимый им прием каламбура, игры слов. Рассказчик - человек из мастеровых, так же как и сам Левша. Именно поэтому в его речи легко сочетаются и технические термины и просторечные выражения. Часто он переиначивает иностранные слова на «свой лад», переделывает их под свое понимание.
Например, двухместную коляску он переделывает в «двухсестную» - двоим сесть можно.
8. Попробуй дать толкование следующим словам, которые использует рассказчик:
«Платов держит свою ажидацию» (стр.283)
«публицейские ведомости » (стр. 302)
«Перед каждым на виду висит долбица умножения » (стр. 306)
Подбери еще 2-3 примера образования таких слов
III. Национальная тема в сказе «Левша»
10. Прочитай цитаты и ответь, о каком государе идет речь:
«Государь … был в своих людях очень уверенный и никакому иностранцу уступать не любил»;
«Я на своих надеюсь, что они никого не хуже. Они моего слова не проронят и что-нибудь сделают»;
«Я знаю, что мои меня не могут обманывать. Тут что-нибудь сверх понятия сделано»
«Глядите, пожалуйста, ведь они, шельмы, аглицкую блоху на подковы подковали»;
Ответь письменно, как эти цитаты характеризуют названного тобой императора?
Англичане долго уговаривали Левшу остаться в Англии. Почему Левша не согласился. Приведите примеры его доводов.
Прочитай высказывание
Аннинский Л.А писал: «Лескова спрашивали: так русский народ у Вас хорош или плох? Так Вы над ним смеетесь или восхищаетесь? Так Вы за народ или против народа?»
А как считаете вы: сказ о Левше - это насмешка над русской необразованностью или восхищение народными умельцами.
Докажите свою мысль развернутым рассуждением (не менее 8-10 предложений)
Контрольная работа по сказу Николая Лескова «Левша»
Вариант 2
I. Ответь на тестовые вопросы.
1.Какой подзаголовок носит рассказ «Левша»:
а) «Сказ о тульском косом левше и о стальной блохе»
б) «Цеховая легенда...»
в) «Легенда о стальной русской блохе»
2. Кто из героев сказал эти слова: «... я на своих надеюсь, что они никого не хуже»:
а) донской казак Платовб) император Александр Павлович
в) император Николай Павлович
3. Кому из героев принадлежит следующая мысль: «...наша русская вера самая правильная, и как верили наш праотцы, точно так же должны верить и потомцы»:
а) казаку Платову б) государю Николаю Павловичув) Левше
4. Как поступил донской казак Платов с тульским Левшой, не увидев работы, выполненной тульскими мастерами:
а) за волосья отодралб) обнял его и поцеловал
в) схватил за шиворот и кинул его к себе под ноги
Что интересовало Левшу во время поездки в Англию?
а) условия, в которых живут и работают английские мастера
б) в каком состоянии у англичан старые ружьяв) как выучить «долбицу умножения»