Психология индивидуального стиля управления




Одной из наиболее изученных вопросов в сфере руководства и лидерства является проблема стиля управления. Под стилем управле­ния понимается устойчивая система способов, методов и форм воздействия руководителя, создающая своеобразный почерк управлен­ческого поведения. Проблемой стиля управления в организациях ста­ли серьезно интересоваться относительно недавно - в начале этого века.

Рубеж XIX и XX веков был ознаменован бурным развитием произ­водства. Пристальное внимание к руководителям разного уровня на производстве - к менеджерам, уделяют не только производственни­ки-практики, но и представители различных направлений науки о Че­ловеке. Стимулирующим фактором явилось выявление следующей закономерности: производительность труда во многом объясняется теми конкретными формами и методами управления, которые исповедуют различные руководители. Все это заставило психологов пристальнее взглянуть на всю систему управления и на место в ней руководителей различных рангов.

Наиболее плодотворно в этом направлении работал известный немецкий психолог К.Левин. Основные усилия он и психологи его школы сосредоточили на исследованиях социально-психологических явлений групповой жиз­ни. Важное место в этих исследованиях занимала проблема роли и значения руководителя в различных групповых процессах.

Объектом изучения К.Левина были группы детей-подростков (мальчики 11-12 лет), которые под руководством взрослых лепили маски из папье-маше. В соответствии с логикой экспериментов, они были разделены на три группы. Во главе каждого группы стоял взрослый, демонстрировавший разные стили руководства, для просто­ты названных "авторитарным", "демократическим" и "попуститель­ским" (последний иногда переводится как "анархический", что сов­сем неточно, хотя и "попустительский" достаточно вольный перевод термина, предложенного Левиным).

Название трех стилей связано с личной биографией и позицией Левина. Эксперименты были осуществлены им после эмиграции из фа­шистской Германии в США, во время начавшейся второй мировой войны. Демонстрируя свою антифашистскую позицию, Левин употребил термины "авторитарный" и "демократический" как имеющие определен­ный политический смысл. Однако это были своего рода метафоры, и наивно было бы думать, что в чисто психологических экспериментах отыскивались черты авторитаризма или демократизма в том их значе­нии, которое они имеют в политической жизни.

Основываясь на выводах и закономерностях, выявленных в ходе экспериментов, Левин дал характеристику каждого из этих класси­ческих стилей управления: авторитарного, демократического и по­пустительского. В литературе встречаются различные их названия: авторитарный называют директивным, попустительский - анархичным, нейтральным, формальным, разрешительным, либеральным. При раскры­тии содержания каждого из этих стилей мы будем использовать сле­дующий понятия: "авторитарный", "демократический" и "либеральный".

К каким же выводам пришел К.Левин на основе своих экспери­ментов? Он и его сотрудники ус­тановили, что для той конкретной ситуации наиболее целесообразным стилем руководства является демократический. Во-первых, этот стиль создает более благоприятную атмосферу и способствует более активному включению членов группы в совместную дея­тельность. Во-вторых, при этом стиле руководства группа отличается наивысшей удовлетво­ренностью, стремлением к творчеству. Наконец, в-третьих, этот стиль обеспечивает установление наиболее благопри­ятных взаимоотношений между руководителем и группой.

При авторитарном стиле руководства группа выполняла больший объем работы, чем при демократическом стиле, но имела более низ­кую мотивацию, оригинальность действий и дружелюбие. В таких группах отсутствовало групповое мыш- ление, проявлялось больше аг­рессивности. Она демонстрировалась как по отношению к руководите­лю, так и по отношению к другим участникам группы. Наблюдались признаки большей подавленности и тревоги, зависимого и покорного поведения.

В сравнении с демократическим стилем руководства, при либе­ральном стиле объем работы уменьшался, ее качество снижалось, проявлялось больше игры, и в опросах фиксировалось предпочтение де­мократического лидера. На основании исследования К.Левин дал примерную характеристику каждого стиля и целесообразности его использования.

1. Авторитарный стиль. Решение принимает руководитель едино­лично. Он действует по отношению к подчиненным властно, жестко закрепляет роли участников, осуществляет детальный контроль, сос­редоточивает в своих руках все основные функции управления.

Этот стиль наиболее эффективен в хорошо упорядоченных (структурированных) ситуациях, когда деятельность подчиненных но­сит алгоритмизуемый характер (по заданной системе правил). Ориен­тирован на решение алгоритмизуемых задач.

2. Демократический стиль. Решения принимаются руководителем совместно с подчиненными. При таком стиле лидер стремится управ­лять группой совместно с подчиненными, предоставляя им свободу действий, организуя обсуждение своих решений, поддерживая инициа­тиву.

Этот стиль наиболее эффективен в слабо структурированных си­туациях и ориентирован на межличностные отношения, решение твор­ческих задач.

3. Либеральный стиль. Решения навязываются подчиненными ру­ководителю. Он практически устраняется от активного управления группой, ведет себя как рядовой участник, предоставляет участни­кам группы полную свободу. Участники группы ведут себя в соот­ветствии со своими желаниями, их активность носит спонтанный ха­рактер. Этот стиль наиболее эффективен в ситуациях поиска наибо­лее продуктивных направлений групповой деятельности.

В последствии было предпринято много попыток дать психологи­ческую характеристику трех стилей управления. Главным результатом их являлось уточнение и конкретизация как минимум двух сторон: содержания решений, предлагаемых лидером группе, и техник (прие­мов, способов) осуществления этих решений. В самом общем виде психологический рисунок обозначенных трех стилей представлен в таблице 1.

 

 

Формальная сторона Содержательная сторона
АВТОРИТАРНЫЙ СТИЛЬ
Деловые, краткие распоряжения. Запреты без снисхождения, с угрозой. Четкий язык, неприветливый тон. Похвала и порицание субъективны. Эмоции не принимаются в расчет. Позиция лидера – вне группы. Дела в группе планируются заранее (во всем объеме). Определяются лишь непосредственные цели, дальние – неизвестны. Голос руководителя – решающий.
ДЕМОКРАТИЧЕСКИЙ СТИЛЬ
Инструкции в форме предложений. Не сухая речь, а товарищеский тон. Похвала и порицание – с советами. Распоряжения и запреты – с советами. Позиция лидера – внутри группы. Мероприятия планируются не заранее, а в группе. За реализацию предложений отвечают все. Все разделы работы не только предлагаются, но и обсуждаются
ЛИБЕРАЛЬНЫЙ СТИЛЬ
Тон – конвенциальный. Отсутствие похвалы, порицаний. Никакого сотрудничества. Позиция лидера – незаметно в стороне от группы. Дела в группе идут сами собой. Лидер не дает указаний. Разделы работы складываются из отдельных интересов или исходят от нового лидера

 

Таблица 1. Сравнительная характеристика трех стилей управления.

 

Вместе с тем, ни эта таблица, ни какая-либо другая не может охватить все стороны и все проявления стиля управления. Кроме то­го, очевидна предельная категоричность ряда формулировок и попытка подвести всех к однозначному принятию только лишь демократи­ческого стиля управления. Все это усложняет процесс определения наиболее оптимальных черт каждого стиля управления и не всегда служит ориентиром при характеристике стиля управления конкретных руководителей.

Таким образом, стиль управления - это относительно устойчи­вая система способов, методов и форм воздействия руководителя на подчиненных в соответствии с целями совместной деятельности. Это субъек­тивно-личностная характеристика деятельности того или иного руко­водителя, своеобразный психологический почерк работы с подчинен­ными. Один из вариантов группировки основных параметров трех сти­лей управления приведен в таблице 2.

Каждому конкретному руководителю не может быть присущ только какой-либо один стиль. В зависимости от складывающейся конкретной ситуации чаще всего наблюдается сочетание черт различных стилей с доминированием какого-то одного. Какой-то из трех стилей находит свое реальное воплощение в индивидуальном стиле управ- ления. Инди­видуальный стиль выражается в практическом применении руководите­лем современных принципов управления, основных положений теорий управления, использовании стандартов по управлению.

Новые задачи, вставшие перед руководителями, вызвали необхо­димость серьезного совершенствования стиля управления. Методы и формы, которые используются для выработки и реализации принятых решений, отличаются большим разнообразием. Даже в двух совершенно однородных организациях нередко наблюдается столь непохожие стили управления. Ведь у каждого руководителя свое представление об управлении, власти и стиле работы с подчиненными. Выделим ряд важных замечаний в связи с этим:

· в чистом виде изложенные стили руководства встречаются крайне редко. Как правило, наблюдается совмещение различных сти­лей, но преобладают все же признаки какого-то одного стиля;

· среди изложенных стилей управления нет универсального, годного на все случаи жизни, нет плохого или хорошего. Все стили обладают определенными преимуществами и порождают свои проблемы;

 

Параметры стилей управления Виды стилей управления
Авторитарный Демократический Либеральный
1. Принятие решения и определение задач Лично руководителем С учетом предложений подчиненных Одобрение и согласие с мнением подчиненных
2. Способ доведения решения Приказ, категоричное требование Совет, рекомендация, намек Просьба, упрашивание
3.Степень регламентации действия подчиненных Высокая Оптимальная Низкая (максимальная свобода подчиненных)
4. Характер общения руководителя с подчиненными Короткое, деловое, сухое Более продолжительное, не только деловое, но и личностное Может не вступать в общение, если подчиненные не обращаются к нему
5.Характер регуляции поведения и деятельности подчиненных Делает упор на взыскания Делает упор на поощрения Воздерживается от регуляции поведения и деятельности подчиненных
6.Мнение руководителя о подчиненных Категоричность, разделение на плохих и хороших, перевода их одной категории в другую практически не делает Считает всех подчиненных изначально хорошими, гибкость в изменении оценок Оценок подчиненным практически не дает
7. Отношение руководителя к инициативе подчиненных Недоверчивое, негативное Поощрение проявления инициативы Переоценка возможностей инициативы подчиненных
8. Морально-психологический климат в организации Напряженный Оптимальный Крайне изменчив
9. Показатели деятельности организации Высокие количественные, средние качественные Средние количественные, высокие качественные Нестабильные показатели
10. Контроль руководителя за деятельностью подчиненных Повышенный Средний Отсутствует

Таблица 2. Основные параметры трех стилей управления.

 

 

· эффективность руководства зависит в первую очередь от гиб­кости в использовании положительных сторон того или иного стиля и умения нейтрализовать его слабые стороны.

Таким образом, речь может идти лишь об адекватном или неа­декватном конкретной ситуации, конкретным условиям, конкретным потребностям использовании того или иного стиля управления. Нап­ример, в экстремальных условиях жизненно необходим авторитарный стиль руководства. В условиях же повседневной жизнедеятельности, когда имеется дружный и подготовленный коллектив, удачен демокра­тический стиль руководства. Условия творческого поиска диктует целесообразность использования элементов либерального стиля.

Выбор руководителем того или иного стиля руководства определяется рядом объективных и субъективных факторов.

Объективные факторы:

· тип организации (производственная, снабженческо-сбытовая, научная и др.);

· специфика основной деятельности организации (производс­твенная, снабженческо-сбытовая, учебная, научная и др.);

· специфика решаемых задач (простые и сложные; новые и привычные; очередные и срочные; стандартные и нестандартные; текущие и внезапные и др.);

· условия выполнения задач (благоприятные, неблагоприятные, экстремальные и др.);

· способы и средства деятельности организации (индивидуаль­ные, групповые и др.);

· уровень развития организации;

· стиль руководства, формы и методы работы вышестоящего руководителя;

· ступень управленческой иерархии, на которой находится руководитель. Исследования психологов показывают, что чем выше эта ступень, тем больше руководитель склонен к авторитарным действи­ям, но и тем более сложные и завуалированные формы приобретает эта авторитарность.

· совпадение стиля руководства руководителя с теми ожидания­ми, которые выказывают подчиненные. Психологи установили, что в группах с высоким уровнем развития и образования ее членов, преобладают ожидания демократичных действий со стороны руководите­ля. И, наоборот, в группах с низким уровнем развития ее членов, преобладают ожидания более жестких и конкретных действий руково­дителя. Ожидание авторитарного управления происходит также в экс­тремальной ситуации.

 

Субъективные факторы:

· индивидуально-психические особенности личности руководите­ля (характер, темперамент, способности, волевые качества и др.);

· наличие у руководителя авторитета. Авторитетный руководи­тель, как правило, более демократичен, потому что авторитет явля­ется той силой, которая воздействует на подчиненных кроме прямого управленческого воздействия. И наоборот, отсутствие авторитета руководитель пытается компенсировать жесткими, директивными дейс­твиями;

· уровень общей и управленческой культуры, образования (в частности, знание основ теории управления);

· имеющийся общий и управленческий опыт.

Таким образом, факторов влияющих на выбор стиля управления организацией много, все они тесно взаимосвязаны, дополняют друг друга, а иногда и вступают в противоречия между собой. Вот почему нет единого правила, позволяющего руководителю опреде­лить, как следует вести себя в той или иной ситуации. Все зависит от того, насколько профессионально и психологически образован и подготовлен руково­дитель. Высокий уровень профессиональной и психологической компе­тентности поможет ему правильно определить когда, где и как он должен действовать.

2.6. Подготовка и принятие управленческих решений. Делегиро­вание руководителем своих полномочий

Подготовка и принятие управленческих решений. Важной функци­ей руководителя является принятие управленческих решений и дове­дение их до исполнителей. От правильности и своевременности уп­равленческих решений зависит эффективность всей деятельности.

Как правило, имеется цель - идеальное представление желаемо­го состояния объекта управления или результата деятельности. Если фактическое состояние не соответствует желаемому, то имеет место проблема. Средством разрешения этой проблемы и служит управлен­ческое решение. Таким образом, оно представляет собой предписание к действию, перечень мер, позволяющих привести систему в требуе­мое состояние или изменить само требуемое состояние. Процесс при­нятия управленческого решения начинается с возникновения проблем­ной ситуации и заканчивается выбором решения.

Управленческие решения, принимаемые руководителем должны от­вечать следующим требованиям:

· иметь ясную цель, то есть решение должно быть сформулировано ясно, не вызывать двоякого толкования и сомнения у подчиненных;

· быть обоснованным и непротиворечивым, то есть всесторонне согласованным как с внутренними, так и с внешними обстоятельствами, а также с предшествующими и предстоящими решениями;

· быть правомочным, то есть опираться на требования законов, указания и распоряжения руководителя и учитывать обязанности и права руководителя и подчиненного;

· быть конкретным, то есть иметь адресата и сроки исполнения, отвечать на вопросы что, кому, как, когда, где и к какому сроку сделать;

· быть своевременным и эффективным, то есть наилучшим из возможных в отношении ожидаемого итога к затратам.

Подготовка и принятие решения - психологический процесс. Различают три подхода к принятию решений: интуитивный, основанный на суждениях и рациональный. Интуитивное решение принимается на основе ощущения его правильности, без анализа всех "за" и "про­тив". Решение, основанное на суждениях, - это выбор, обусловлен­ный знаниями или накопленным опытом. Достоинством такого подхода к принятию решений является быстрота и дешевизна процесса выбора альтернатив. Недостаток его в том, что он не работает в ситуа­циях, не имевших аналогов в прошлом опыте руководителя. Рацио­нальное решение, в отличие от предыдущего, не зависит от прошлого опыта, оно обосновывается аналитически.

Процесс подготовки и при­нятия рационального управленческого решения предусматривает пять основных этапов:

1). Ориентировочный этап: выявление проблемной ситуации и определение цели решения. Кто-то верно заметил: ни одно решение не бывает правильным или неправильным. Оно бывает только вынужденным.

2). Информационный этап: сбор, обработка и анализ информации по проблеме, а также определение тех ограничений, которые зависят как от него самого, так и от конкретной ситуации.

3). Этап выработки и принятия решения:

· выработка критериев принятия решений (экономичность, на­дежность, оперативность, дизайн и др.);

· формулирование набора альтернативных решений с возможным привлечением исполнителей будущего решения. Это важно в силу действия так называемого закона Р.Ликерта, который гласит, что качество и точность исполнения конкретных управленческих решений тем сильнее, чем больше непосредственные участники выполнения за­даний принимают участие в принятии решений;

· оценка альтернативных решений по степени их достоинств, недостатков и возможных последствий;

· выбор оптимального решения. Здесь актуальна проблема соот­ношения двух параметров: времени, в течение которого необходимо принять решение, и качества управленческого решения. Обычно опти­мальное решение не принимается вследствие отсутствия необходимого времени для просмотра всех возможных альтернатив и информации, связанной с оценкой каждой альтернативы.

Поэтому в силу возможных ограничений руководитель принимает промежуточное решение, которое указывает направление действия, которое в той или иной степени является приемлемым, но не обяза­тельно самым лучшим из возможных. А затем на основе поступающей информации и результатов реализации этого промежуточного решения принимается окончательное решение. В любом случае принятие промежуточного решения, но в срок, гораздо важнее идеального решения принятого с опозданием;

4). Организационный этап: доведение принятого решения и сро­ков до исполнителей, назначение ответственных, инструктаж, орга­низация взаимодействия.

5). Контролирующий этап: учет и контроль выполнения решения. Как правило, поручается той группе, которая готовила решение. Причем оценка труда этой группы не по количеству проверок, а по удельному весу выполненных в срок приказов.

Самые слабые места при подготовке и принятии управленческих решений - их качество (от 33 до 41 % нереализованных решений не выполняется только из-за их низкого качества) и отсутствие конт­роля.

По мнению ведущих специалистов, управленческие решения не выполняются по следующим причинам:

· принимается много решений по одному вопросу, поэтому часть из них не выполняется. Это подрывает авторитет решений;

· вновь принимаемые решения не учитывают предшествующие или дублируют существующий организационный порядок;

· принятие псевдорешений, не несущих конкретного содержания (формулировки типа "обратить внимание...", "усилить...", "заост­рить..." и др.);

· отсутствие процедуры согласования ряда решений с их испол­нителями;

· назначение нереальных ("мобилизующих") сроков и аврал;

· низкий контроль над исполнением управленческих решений.

Делегирование полномочий. Руководитель не имеет возможности сам разбираться со всеми проблемами, поэтому важно умение делегировать полномочия компетентному специалисту. Под делегированием в общем смысле понимается временная передача подчиненному задачи или деятельности из сферы действий руководителя. Проблема делеги­рования полномочий актуальна в современных условиях. По расчетам специалистов, 40 - 60 % рабочего времени руководителей и специа­листов тратится на выполнение той функции, которую могли бы вы­полнять специалисты более низкой квалификации.

Если делегирование полномочий не осуществляется, то у руко­водителя просто не хватает времени все сделать качественно и в срок. Нехватка времени в свою очередь обусловливает принятие им стереотипных или даже ошибочных решений. Малоэффективно и непол­ное делегирование полномочий, когда подчиненному поручается реше­ние проблемы, но не даются права и возможности для ее решения.

Не вызывает сомнений, что не все задачи управленческой дея­тельности можно делегировать своим подчиненным. В любом случае делегируется:

· рутинная, мелочная работа;

· специализированная деятельность;

· частные вопросы;

· подготовительная работа (проекты и т.д.).

 

Не подлежат делегированию:

· важнейшие функции руководителя (выработка идей и политики по развитию организации, контроль результатов и др.);

· руководство сотрудниками, их мотивация;

· задачи высокой степени риска и особой важности;

· необычные, исключительные дела;

· срочные дела, не оставляющие времени для объяснения и перепроверки;

· задачи строго доверительного характера.

У подчиненного по ряду причин может возникнуть сопротивление делегированию (в частности, из-за нехватки знаний и опыта, боязни критики, страха перед ответственностью, боязни чрезмерных требо­ваний и др.). В этом случае необходимо поговорить с ним об этом открыто, попытаться найти причины и прийти к совместным решениям, используя стимулирование.

Обычно алгоритм процесса делегирования полномочий следующий:

· подготовить подчиненного;

· объяснить задачу;

· показать, как ее решать и что делать;

· доверить дальнейшее ее решение под наблюдением, корректируя при этом подчиненного;

· передать сотруднику работу целиком и в дальнейшем осущест­влять только контроль над исполнением.

Практика осуществления делегирования полномочий, опыт многих управленцев выработали ряд правил:

1. Делегируйте тому, кто может и хочет исполнять часть пол­номочий (если он не хочет, добейтесь, чтобы он захотел).

2. Делегируйте не только обязанности, но и права и полномо­чия.

3. Без веских причин не вмешивайтесь в рабочий процесс.

4. Требуйте от подчиненного промежуточных отчетов о ходе ре­ализации задачи и контролируйте лишь конечные результаты поручен­ного дела.

5. Делегируйте задачу по возможности целиком, а не в виде частных изолированных заданий.

Таким образом, подготовка и принятие управленческих решений и делегирование полномочий составляют важную сторону управленчес­кой деятельности любого руководителя. По качеству отработки этих функций судят о личности руководителя, о его способности творчес­ки решать возникающие проблемы.

 

 

2.7. Деловая карьера руководителя: планирование и реализация

В современных условиях серьезное значение приобретает проблема деловой карьеры руководителя (ее планирование и реализация). Карьера (от итал. carriera – бег, жизненый путь, поприще) в широком понимании этого слова означает успешное продвижение в области какой-либо деятельности. В узком понимании карьера означает индивидуальную последовательность важнейших перемен деятельности, связанных с изменением положения руководителя по служебной лестнице. Иначе говоря, карьера руководителяэто индивидуально осознанные и изменяемые позиция и поведение, связанные с трудовым опытом и деятельностью на протяжении его жизни.

Однако понятие карьеры не означает непременное и постоянное движение вверх в рамках организационной иерархии. Вот почему различают горизонтальное и вертикальное продвижение. Горизонтальное продвижение предусматривает рост руководителя в квалификационном плане до признания его профессионалом в своем деле. Ведь в пределах одной должности возможны определенные уровни, связанные с качеством управленческого труда. Вертикальное продвижение предусматривает перемещение руководителя на более высокие должности.

К основным целям деловой карьеры руководителя с точки зрения его жизненных целей обычно относят:

· соответствие профессии и занимаемой должности уровню самооценки руководителя;

· получение морального удовлетворения;

· уважение со стороны социального окружения (родных, близких, знакомых и др.);

· творческий характер деятельности, возможность достижения определенной степени независимости;

· достойная оплата управленческого труда;

· наличие свободного времени, позволяющего продолжать активное обучение и самосовершенствование, воспитание детей, отдых и др.;

· наличие различных льгот, составляющих дополнительный стимул целеустремленной деятельности (см. приложение 10);

· потенциальная возможность достойной жизни после выхода на пенсию.

Обычно различают два вида карьеры: профессиональную и внутриорганизационную. Профессиональная карьера характеризуется тем, что конкретный сотрудник в процессе своей профессиональной деятельности проходит различные стадии развития: обучение, поступление на работу, профессиональный рост, поддержка индивидуальных профессиональных способностей, наконец, уход на пенсию. Эти стадии конкретный работник может пройти последовательно в разных организациях. Таким образом, под профессиональной карьерой понимается становление работника как профессионала, квалифицированного специалиста в своем деле, которое происходит на протяжении всей трудовой жизни работника.

Наряду с профессиональной карьерой следует выделять внутриорганизационную карьеру, то есть продвижение в профессиональном и должностном плане в пределах одной организации. Внутриорганизационная карьера реализуется в трех основных направлениях:

· вертикальное, то есть подъем на более высокую ступень структурной иерархии;

· горизонтальное, то есть либо перемещение в другую функциональную область деятельности, либо выполнение определенной временной роли (например, руководитель временной целевой группы), либо расширение или усложнение задач в рамках занимаемой ступени;

· центростремительное, то есть движение к ядру, руководству организации (например, приглашение работника на недопустимые ему ранее встречи, совещания; доверительные поручения руководства и др.).

Важная задача руководителя – обеспечить согласование, оптимизацию профессиональной и внутриорганизационной карьер. Для этого необходимо:

ü сочетать цели организации и отдельного работника;

ü знать цели, устремления, желания каждого работника;

ü обеспечивать объективность и открытость в кадровых перемещениях, в оценке потенциальных возможностей работника;

ü подготовить и довести до всех работников наглядные и понятные критерии и условия служебного роста.

Планирование карьеры работников. Важнейшим условием создания благоприятного социально-психологического климата в организации, уверенности каждого работника в своих возможностях является планирование карьеры сотрудников организации. Планирование карьеры – это система форм, методов и средств организации планомерного и последовательного продвижения и перемещения работников с учетом их интересов и потребностей организации. Главная цель этого процесса – наиболее рациональное использование творческого потенциала работника, создание условий для самореализации его как творческой личности. Планирование выступает альтернативой стихийным перемещениям работников.

Планирование карьеры – процесс весьма противоречивый. С одной стороны, важно обеспечить потребность работников в повышении профессионализма, самоутверждении, своего социального статуса и др. С другой стороны, руководитель обязан обеспечить решение текущих и перспективных задач организации, развитие ее организационных, управленческих и социальных структур. Вот почему управление процессом планирования карьеры должно гармонизировать цели отдельного работника и цели организации в целом.

Планирование карьеры работников организации предусматривает следующие мероприятия:

· определение потребности в работниках как в текущем году, так и на перспективу;

· прогнозирование перспективной потребности в работниках дефицитных профессий в связи с внедрением новой техники и технологий;

· определение источников удовлетворения потребности в работниках, в том числе за счет работников организации;

· разработку плана (схемы) профессионального продвижения для каждого претендента;

· разработку плана повышения квалификации работников;

· разработку условий перемещения работников на следующие ступени карьеры (требования к кандидатам, сроки между перемещениями, стаж работы по специальности, уровень общего и профессионального образования, повышение квалификации и др.).

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-07 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: