Ситуационная специфичность симптома.




Характеристика основных трудностей развития дошкольника

Психологи, работающие с детьми, часто сталкиваются со случаями осложнений психического развития, большая часть из которых является отклонением от нормы, а не симптомом психического заболевания.

Некоторые трудности в поведении носят возрастной характер и связаны с переживанием ребенком одного из кризисов развития (1 года, 3 и 7 лет). Эти периоды в жизни ребенка, несмотря на его очевид­ную трудновоспитуемость, свидетельствуют о нормальном ходе процесса психического и личностного развития. Воспитатель­ные воздействия на ребенка, переживающего кризис разви­тия, должны быть направлены не столько на коррекцию его поведения, сколько на перестройку всей сложившейся к этому времени системы отношений взрослого и ребенка.

Лечение тяжелых психических и нервных заболеваний ни коим образом не входит в компетенцию практического психолога, работающего с дошкольниками. Мы остано­вимся на характеристике только тех нарушений развития, которые можно считать типичными для здоровых детей.

М. Раттер (1987) предлагает следующие критерии оценки возмож­ного отклонения в любом поведении.

1. Нормативы, соответствующие возрастным особеннос­тям и половой принадлежности ребенка

Ряд особенностей поведения является нормальным толь­ко для детей определенного возраста. Так, мокрые пеленки младенцев и даже детей до 4—5 лет мало тревожат родите­лей, в то время как для десятилетнего ребенка подобные случаи рассматриваются как отклонение от нормы.

Поведение мальчиков и девочек во многом совпадает, и это нормально. Однако достаточно редко у мальчика встречается весь «набор» жен­ских особенностей поведения, и поэтому такой случай яв­ляется ненормальным.

2. Длительность сохранения расстройства

У детей довольно часто отмечаются различные страхи, припадки, другие расстройства. Однако случаи длительного (в течение месяцев или лет) сохранения этих состояний ред­ки и, естественно, должны вызывать тревогу у взрослых.

3. Жизненные обстоятельства

Временные колебания в поведении и эмоциональном состоянии детей - явление обычное и нормальное, так как развитие никогда не происходит гладко, а временный рег­ресс встречается довольно часто. Однако все эти явления и колебания в одних условиях происходят чаще, чем в дру­гих, поэтому важно принимать во внимание обстоятельст­ва жизни ребенка. Так, регрессом в поведении многие дети реагируют на появление младшего брата или сестры, а ростом тревожности - на перемену детского сада или группы. Вообще, стресс усиливает имеющиеся у ребенка эмоцио­нальные или поведенческие трудности.

4. Социокультурное окружение

Дифференциация нормального и аномального поведе­ния не может быть абсолютной. Поведение должно оцени­ваться с точки зрения норм его непосредственной социо­культурной среды. Культурные различия, существующие в обществе, значительно влияют на вариативность в целом нормального поведения.

5. Степень нарушения

Отдельные симптомы встречаются гораздо чаще, чем це­лый ряд симптомов одновременно. Более пристального вни­мания требуют дети с множественными эмоциональными и поведенческими расстройствами, особенно если они одновременно касаются разных сторон психической жизни.

6. Тип симптома

Одни симптомы бывают обусловлены неверным воспи­танием ребенка, другие - психическим расстройством. Так, грызение ногтей — привычка, одинаково часто встречаю­щаяся как у нормальных, так и у психически больных де­тей, поэтому сам по себе этот симптом, хотя и насторажи­вает, но еще ни о чем не говорит. В то же время нарушение отношений со сверстниками значительно чаще бывает свя­зано именно с психическим расстройством и поэтому тре­бует более пристального внимания.

7. Тяжесть и частота симптомов

Умеренные, изредка возникающие трудности поведения для детей более обычны, нежели серьезные, часто повто­ряющиеся расстройства. Очень важно выяснить частоту и длительность проявления неблагоприятных симптомов.

8. Изменение поведения

Анализируя детское поведение, следует сравнивать его проявления не только с теми чертами, которые характер­ны для детей вообще, но и с теми, которые являются обычными для данного ребенка. Следует относиться внимательно к изменениям в поведении ребенка, которые трудно объяснить законами нормального развития и созре­вания.

Ситуационная специфичность симптома.

Считается, что симптом, проявление которого не зави­сит от какой бы то ни было ситуации, отражает более се­рьезное расстройство, чем симптом, возникающий только в определенной обстановке.

Таким образом, решая вопрос об отклонении поведения ребенка от нормы, следует принимать во внимание комбинацию всех вышеназванных критериев.

Среди наиболее часто встречающиеся трудностей в поведении и развитии детей дошкольного возраста можно выделить нарушения поведения (агрессивность, вспыльчивость, пассивность, гиперактивность), отставание развитии и различные формы детской нервности (невропатия, неврозы, страхи).

Работа с детьми, имеющими те или иные неврологические отклонения, не е входит в компетенцию практического психолога, ибо требует специальных профессиональных знаний в области медицины и детской психиатрии. Однако психолог должен уметь дифференцировать подобные случаи для того, чтобы своевременно направить ребенка к психоневрологу.

Осложнения психического и личностного развития ребенка обусловлены, как правило, двумя факторами: ошибками воспитания и определенной незрелостью или минимальными поражениями нервной системы. Зачастую оба этих фактора действуют одновременно, поскольку взрослые нередко недооце­нивают или игнорируют (а иногда и вовсе не знают) те особенности нервной системы ребенка, которые лежат в ос­нове трудностей поведения, и пытаются «исправить» ребенка различными неадекватными воспитательными воздействиями. Очень важно, поэтому уметь выявить истинные причины поведения ребенка, тревожащего родителей и воспитателей, я наметить соответствующие пути коррекционной работы с ним. Для этого необходимо ясно представлять себе симпто­матику указанных выше нарушений психического развития детей, знание которой позволит психологу не только правильно построить работу с ребенком, но и определить, не переходят ли те или иные осложнения в болезненные формы, требую­щие квалифицированной медицинской помощи.

Нарушения поведения

Каждое такое наруше­ние имеет в своей основе не только педагогические про­счеты взрослых, но и определенную слабость центральной нервной системы, обусловленную как ее возрастной незре­лостью, так и весьма нередкими случаями минимальных мозговых поражений вследствие неблагополучного проте­кания беременности или родов, обычно преодолеваемыми


при правильном воспитании к 7—8 годам.

Работа с детьми, имеющими те или иные нарушения поведения, может осуществляться в разных формах. Одним из наиболее популярных сегодня методов является психо­терапевтическая работа с группой детей, поведение кото­рых характеризуется определенной трудностью. Однако сами по себе занятия в группе не способны изменить тип пове­дения ребенка, они могут лишь «раскачать» ситуацию, обо­стрить и выявить истинную проблему, лежащую в основе возникшего осложнения.

Дальнейшая работа с ребенком по формированию у него желательного типа поведения ложится на плечи взрослых, на его роди­телей и воспитателей. Психолог же задает основное направ­ление этой работы, определяет общую тактику, корректи­рует и регулирует ход воспитательного процесса, оказывая постоянную консультативную помощь.


Агрессивность

Многим маленьким детям свойственна агрессивность. Переживания и разочарования ребенка, которые взрослым кажутся мелкими и незначительными, оказываются весьма острыми и труднопереносимыми для ребенка именно в силу незрелости его нервной системы, поэтому наиболее удов­летворительным для ребенка решением может оказаться и физическая реакция, особенно при ограниченности спо­собности ребенка к самовыражению.

Выделяются две наиболее частые причины агрессии у де­тей. Во-первых, это боязнь быть травмированным, обиженным, подвергнуться нападению, получить повреждения. Чем силь­нее агрессия, тем сильнее стоящий за ней страх. Во-вторых, это пережитая обида, или душевная травма, или само нападе­ние. Очень часто страх порождается нарушенными социаль­ными отношениями ребенка и окружающих его взрослых.

Физическая агрессия может выражаться как в драках, так и в форме разрушительного отношения к вещам. Дети рвут книги, разбрасывают и крушат игрушки, ломают нужные вещи, поджигают их. Иногда агрессивность и разрушитель­ность совпадают, и тогда ребенок швыряет игрушки в дру­гих детей или взрослых. Такое поведение в любом случае мотивировано потребностью во внимании, какими-то дра­матическими событиями.

Агрессивность необязательно проявляется в физических действиях. Некоторые дети склонны к так называемой вер­бальной агрессии (оскорбляют, дразнят, ругаются), за которой часто стоит неудовлетворенная потребность почувствовать себя сильным или отыграться за собственные обиды. Иногда дети ругаются совершенно невинно, не понимая значения слов. В других случаях ребенок, не понимая смысла бранного слова, тем не менее, использует его, желая огорчить взрослых или досадить кому-либо. Бывает и так, что брань является средст­вом выражения эмоций в неожиданных неприятных ситуа­циях: ребенок упал, расшибся, его поддразнили или задели. В этом случае ребенку полезно дать альтернативу брани - слова, которые можно с чувством произнести в качестве раз­рядки («елки-палки», «пропади пропадом»).

Если психолог приходит к выводу, что агрессия ребенка не носит болезненного характера и не наводит на мысль о более тяжелом психическом отклоне­нии, то общая тактика работы состоит в том, чтобы посте­пенно научить ребенка выражать свое неудовольствие в социально приемлемых формах. Основные пути работы по преодолению детской агрессивности подробно рассматри­ваются Д. Лешли (1991). Это не конкретная программа, а та тактика поведения взрослых, которая в конечном итоге способна привести к устранению нежелательных форм по­ведения ребенка.

Первым шагом на этом пути является попытка сдержи­вать агрессивные порывы ребенка непосредственно перед их проявлением. В отношении физической агрессии это сде­лать легче, чем в отношении вербальной. Можно остано­вить ребенка окриком, отвлечь его игрушкой или каким-то занятием, создать физическое препятствие агрессивному акту (отвести руку, удержать за плечи).

Если акт агрессии предотвратить не удалось, надо обя­зательно показать ребенку, что такое поведение абсолютно неприемлемо. Проявивший агрессивную выходку ребенок подвергается суровому осуждению, в то время как его «жер­тва» окружается повышенным вниманием и заботой взрос­лого. Такое положение может ясно показать ребенку, что сам он только проигрывает от таких поступков.

В случае разрушительной агрессии взрослый обязательно должен кратко, но однозначно выразить свое недовольство подобным поведением. Очень полезно каждый раз предлагать ребенку устранить учиненный им разгром. Чаще всего ребе­нок отвечает отказом, но рано или поздно он может отклик­нуться на слова: «Ты уже достаточно большой и сильный, чтобы все порушить, поэтому я уверена, что ты поможешь мне прибрать». Уборка как наказание за содеянное неэффек­тивна; лейтмотивом доводов взрослого должна быть уверен­ность в том, что «большой» мальчик должен нести ответст­венность за свои дела. Если ребенок все же поможет убрать­ся, он обязательно должен услышать искреннее «спасибо».

Вербальную агрессию предотвратить трудно, поэтому почти всегда приходится действовать после того, как акт агрессии уже свершился. Если обидные слова ребенка ад­ресуются взрослому, то целесообразно вообще проигнори­ровать их, но при этом попытаться понять, какие чувства и переживания ребенка стоят за ними. Иногда взрослые могут превратить ос­корбления ребенка в комическую перепалку, что позволит снять напряжение и сделать саму ситуацию ссоры смеш­ной. Если же ребенок оскорбляет других детей, то взрос­лые должны посоветовать им, чем ответить.

Работая с агрессивными детьми, всегда нужно иметь в виду, что любые проявления страха у окружающих перед агрессивным выпадом ребенка могут его только стимули­ровать. Конечная цель преодоления агрессивности ребенка состоит в том, чтобы дать ему понять, что есть иные спосо­бы проявления силы и привлечения аудитории. Таким детям очень важно пережить удовольствие от демонстрации нового навыка поведения перед благожела­тельной аудиторией.

Для преодоления и предупреждения агрессивного по­ведения маленьких детей можно использовать коллектив­ные игры, способствующие выработке у них терпимости и взаимовыручки.

Вспыльчивость

Ребенка считают вспыльчивым, если он склонен по лю­бому, даже самому незначительному с точки зрения взрослых поводу устроить истерику, расплакаться, разозлиться, но аг­рессии при этом не проявляет. Вспыльчивость - это скорее выражение отчаяния и беспомощности, чем проявление характера.

Тем не менее, она причиняет и взрослым, и самому ребенку массу неудобств.

Как и в случае с агрессивной вспышкой, приступ вспыль­чивости необходимо попытаться предупредить. В одних слу­чаях удается отвлечь ребенка, в других, наоборот, целесооб­разнее покинуть его, оставив без аудитории. Детей постарше можно побуждать выражать свои чувства словами.

Если же ребенок уже вспылил, то урезонить его не удаст­ся. Успокаивающие слова не будут действовать. Здесь ва­жен спокойный эмоциональный тон. Когда приступ прой­дет, понадобится утешение, особенно если ребенок сам напуган силой своих эмоций. На этой стадии старший до­школьник уже может выразить свои чувства словами или выслушать объяснения взрослого. Взрослый не должен ус­тупать ребенку только ради того, чтобы не вызвать припад­ка, однако важно оценить, действительно ли запрет взрос­лого имеет принципиальное значение, не борется ли он с пустяком и не является ли это лишь ложной принципиаль­ностью и самоутверждением.

Пассивность

Нередко взрослые не видят никакой проблемы в пас­сивном поведении ребенка, считают, что он просто «тихо­ня», отличается хорошим поведением. Тем не менее, тихие дети испытывают разнообразные и далеко не са­мые приятные эмоции. Ребенок может быть несчастным, подавленным или застенчивым. Подход к таким детям дол­жен быть постепенным, ибо может пройти немало време­ни, прежде чем появится ответная реакция.

Нередко тихое поведение ребенка - реакция на невни­мание или неурядицы дома. Впадая в такое поведение, он изолируется в собственном мире. Проявлениями этого яв­ляются посасывание пальца, царапание кожи, выдергива­ние у себя волос или ресниц, раскачивание и пр. Это помогает ребенку справиться с ду­шевным состоянием. Более эффективным будет все то, что поможет ему выразить эмоции. Необходимо также выяснить, какие события или обстоятельства вызвали у ребенка такое состояние. Если позволяет возраст (стар­ше 4 лет), можно простимулировать ребенка выразить свои чувства в игре или доверительной беседе.

Основные направления работы с таким ребенком — помочь выразить заболевания раннего возраста (тяжелый диатез, свои переживания в иной, более приемлемой форме, до­биться его доверия и расположения, разрешить в непосред­ственном контакте с родителями ту ситуацию, которая вы­зывает у ребенка столь тяжелые переживания.

Другой причиной тихого, пассивного поведения ребен­ка могут быть страх перед незнакомыми новыми взрослыми, малый опыт общения с ними, неумение обратиться ко взрос­лому. Такой ребенок может и не нуждаться в физической ласке или вообще не переносить физических контактов.

Всегда есть риск, что ребенок слишком сильно привя­жется к взрослому, вытащившему его из «скорлупы». Не­обходимо помочь ребенку приобрести уверенность в себе, только тогда он сможет выйти из-под опеки одного взрос­лого, которому доверяет, и научится сам сходиться с новы­ми людьми — сверстниками и взрослыми.


Гиперактивность

Если описанные выше виды нарушений поведения яв­ляются в большей степени результатом погрешностей в вос­питании и в меньшей - следствием общей возрастной не­зрелости центральной нервной системы, то в основе гипердинамического синдрома могут лежать микроорганические поражения головного мозга, возникшие в результате ослож­нений беременности и родов, истощающие соматические заболевания раннего возраста(тяжёлый диатез, диспепсия), физические и психические травмы. Никакая другая дет­ская трудность не вызывает так много нареканий и жалоб родителей и воспитателей детских садов, как эта, весьма распространенная в дошкольном возрасте (Гарбузов В. И., 1990).

Основные признаки гипердинамического синдрома - отвлекаемостъ внимания и двигательная расторможенность. Гипердинамичный ребенок импульсивен, и никто не риск­нет предсказать, что он сделает в следующий миг. Не знает этого и он сам. Действует он, не задумываясь о последстви­ях, хотя плохого не замышляет, и сам искренне огорчается из-за происшествия, виновником которого становится. Он легко переносит наказания, не помнит обиды, не держит зла, поминутно ссорится со сверстниками и тут же мирит­ся. Это самый шумный ребенок в детском коллективе.

Самая большая проблема гипердинамичного ребенка - его отвлекаемостъ. Заинтересовавшись чем-то, он забывает о предыдущем и ни одно дело не доводит до конца. Он любопытен, но не любознателен, ибо любознательность предполагает некоторое постоянство интереса.

Пик проявлений гипердинамического синдрома - 6- 7 лет. В благоприятных случаях к 14—15 годам его острота сглаживается, а первые его проявления можно заметить уже в младенчестве.

Огвлекаемость внимания и двигательную расторможенность ребенка необходимо настойчиво и последовательно преодоле­вать с самых первых лет его жизни. Необходимо четко разгра­ничивать целенаправленную активность и бесцельную подвиж­ность. Нельзя сдерживать физическую подвижность такого ребенка, это противопоказано состоянию его нервной систе­мы. Но его двигательную активность надо направлять и орга­низовывать: если он бежит куда-то, то пусть это будет выпол­нением какого-то поручения. Хорошую помощь могут оказать подвижные игры с правилами, спортивные занятия. Самое глав­ное - подчинить его действия цели и приучить достигать ее.

В старшем дошкольном возрасте гипердинамичного ре­бенка начинают приучать к усидчивости. Когда он набега­ется и устанет, ему можно предложить заняться лепкой, рисованием, конструированием, причем нужно обязатель­но постараться сделать так, чтобы интерес к такому заня­тию побуждал ребенка довести начатое дело до конца. На первых порах требуется настойчивость взрослых, которые порой буквально физически удерживают ребенка за сто­лом, помогая ему закончить постройку или рисунок. По­степенно усидчивость станет для него привычной и, посту­пив в школу, он сможет усидеть за партой весь урок.

Если коррекционная работа с гиперактивным ребенком проводится настойчиво и последовательно с первых лет его жизни, то можно ожидать, что к 6—7 годам проявления син­дрома будут преодолены. В противном случае, поступив в школу, гиперактивный ребенок столкнется с еще более серьезными трудностями. К сожалению, такого ребенка зачастую считают про­сто непослушным и невоспитанным и пытаются воздейст­вовать на него строгими наказаниями в виде бесконечных запретов и ограничений. В результате ситуация только усу­губляется, так как нервная система гипердинамичного ре­бенка просто не справляется с подобной нагрузкой и срыв следует за срывом. Особенно сокрушительно проявления синдрома начинают сказываться приблизительно с 13 лет и старше, определяя судьбу уже взрослого человека.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: