Методика диагностики семьи




Лекция 25-26

Тема: «Социально-педагогическая работа с родителями детей группы риска».

План

1. Методика диагностики семьи.

2. Методика работы социального педагога с различными категориями семей.

Методика диагностики семьи

Диагностика семьи - постоянно присутствующий элемент в деятельности социального педагога. Учитывая сложность проблем, которые переживает современная семья, постоянную изменчи­вость ее структуры и характеристик, в настоящее время необхо­димо перейти от единичных диагностических процедур к осуще­ствлению социально-педагогического мониторинга семьи.

Социально-педагогический мониторинг семьи - это научно обо­снованная система периодического сбора, обобщения и анализа социально-педагогической информации о процессах, протекаю­щих в семье, и принятие на этой основе стратегических и такти­ческих решений.

Основные принципы мониторинга: достоверность, полнота, системность информации; оперативность получения сведений и их систематическая актуализация; сопоставимость получаемых данных, которая обеспечивается единством избранных позиций при сборе и анализе информации; сочетание обобщающих и диф­ференцированных оценок и выводов.

Сущность социально-педагогического мониторинга семьи со­стоит в комплексном использовании всех источников данных о процессах и событиях семейной жизни, как носящих естествен­ный характер (информация, предлагаемая членами семьи по соб­ственной инициативе; непосредственное и опосредованное на­блюдение, сочинения и графические работы детей о семье и т.д.), так и полученных в ходе специально организованного исследова­ния (опрос, анкетирование, метод экспертных оценок, биогра­фический метод, психологические методики на выявление пока­зателей внутрисемейных отношений и т.д.).

Важную роль в осуществлении социально-педагогического мониторинга играет умение социального педагога систематизи­ровать сбор информации и полученные результаты. Способов си­стематизации может быть несколько. Рассмотрим один из них.

Поскольку семья - это сложная система, социальный педагог принимает во внимание подсистемы внутри семьи, отношения между индивидами и подсистемами.

Брачная подсистема (муж-жена). Социальному педагогу важно видеть особенности взаимоотношений между мужем и женой в семье, способность супругов оценивать и поддержи­вать друг друга.

С одной стороны, данная подсистема во многом определяет микроклимат семьи; с другой - это фактор, который в дальней­шем будет играть существенную роль в выстраивании ребенком собственных полоролевых взаимоотношений.

Данная подсистема - одна из наиболее сложных для изуче­ния, она во многом скрыта от глаз посторонних. Непременным условием результативной диагностики является установление дру­жеских и/или партнерских отношений социального педагога с суп­ругами (опора на точку зрения одного из них может послужить источником предвзятой, искаженной информации). Действенным средством выступает наблюдение. Возможно обращение за кон­сультацией к практическому (школьному) психологу.

Родительская подсистема (мать-отец). Социальный педагог концентрирует внимание на взаимодействии брачной пары в ка­честве родителей ребенка (детей), принятые в семье нормы взаи­моотношений: мать-дети, отец-дети, стиль родительского от­ношения.

Воспитательный потенциал семьи во многом определяется содержанием и характером функционирования родительской под­системы. Ошибки, которые допускают родители, их искаженные ценностные установки, противоречия в системах требований и многие другие факторы в итоге определяют десоциализирующее влияние семьи на ребенка.

Подсистема «братья—сестры». Социальный педагог концент­рирует внимание на отношениях детей, особенностях исполне­ния социальной роли каждым ребенком, установившимся в се­мье разделении обязанностей между братьями — сестрами.

Отношения между детьми в семье — незаменимый опыт обще­ния и взаимодействия длительного характера, когда обязательны распределение обязанностей, терпимость, умение разрешать и предупреждать конфликты, делить проявляемую по отношению к ним заботу и внимание взрослых, и многое другое. Для большин­ства детей данные отношения на длительный период приобрета­ют характер наиболее значимых. Однако здесь скрыт значитель­ный потенциал десоциализирующего влияния (отношения под­чинения, «семейная дедовщина», моральное и психологическое насилие, конкурентное противостояние и многое другое).

Для изучения системы отношений и взаимодействий «братья-сестры» также могут быть использованы психологические и педа­гогические методики межличностного общения.

Подсистема «родители-дети». Социальный педагог стремится определить специфические черты взаимодействия между родите­лями и детьми, границы власти, свободы и ответственности, став­шие нормой этих отношений.

Взаимодействие и отношения ребенка с родителями - один из наиболее частых предметов социально-педагогической заботы и внимания. Именно здесь скрыт источник большинства кон­фликтов, нарушающих нормальное течение как семейной жизни в целом, так и жизнедеятельности ребенка как самостоятельного существа. Вместе с тем эти отношения допускают возможность косвенного влияния на ребенка со стороны социального педагога (например, в ситуациях коррекции поведения, социальной реа­билитации и др.).

Необходимо сочетать методы прямого действия (преимуще­ственно психологические методики) и косвенного (например, метод экспертных оценок, игровые методики моделирования отношений, решения жизненно смысловых задач и ситуаций в рам­ках специальных занятий, биографический метод и др.).

Важно учитывать роль родственников, которые могут и не жить с семьей под одной крышей (бабушка, дед, тетя и т.д.), и лиц, которые не являются родственниками по крови, но оказывают влияние на семью и отдельных ее членов.

В ходе изучения отдельной семьи социальный педагог может составить своеобразную «карту семьи», куда желательно включить:

· список всех членов семьи с указанием их имен, дат рождения (смерти);

· краткие характеристики членов семьи;

· наиболее важные для каждого члена семьи события;

· анализ того, чем держится семья (сплоченность и разделенность ее членов, внутрисемейные правила и нормы, эмоциональный климат);

· описание и анализ внешней среды (жилищные условия, соседство, местная демографическая, экономическая, экологическая, коммуникативная ситуация);

· сведения о социальном статусе семьи и ее членов, об их национальной и религиозной принадлежности, образовательном и социокультурном уровне;

· анализ проблем и потребностей семьи (реалистичны ли ожидания перемен, каковы возможности и ограничения в удовлетворении потребностей и решении проблем);

· оценку и заключение, почему семья нуждается в социальной помощи, в какой именно.

В практике работы социальных педагогов сложился опыт соци­ально-педагогической паспортизации семей. «Паспорт» выступает одной из форм «карты семьи», позволяющей систематизировать базовую информацию о семье в лаконичной (стандартизирован­ной) форме. В отличие от «карты» он не предпо­лагает регулярного обновления (за исключением каких-либо кар­динальных изменений в структуре и характеристиках семьи), вся оперативная информация накапливается в приложениях к пас­порту.

Основное назначение диагностики и мониторинга (как сис­темной формы) - составление заключения о состоянии кон­кретной семьи и тенденциях, свойственных семьям, обслуживае­мым социальным педагогом. Используемые диагностические ме­тодики традиционны: наблюдение, анкетирование, опросы, тес­тирование и т.п.

На основе полученной информации осуществляется диффе­ренциация семей, позволяющая разработать стратегию и тактику социально-педагогической работы в отношении конкретной се­мьи и с семьями в целом, обеспечить адресность и результатив­ность социально-педагогической поддержки и помощи.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: