Французский исторический роман (В. Гюго)




Французская модель исторического романа отличается от английского образца. Здесь акцент делается не на масштабные события и личности, а на анализ нравов, психологию и нравственные проблемы. Французский приоритет – вопрос о нравственном смысле истории (Виньи «Сен-Мар», Бальзак «Шуаны», Гюго «Собор Парижской Богоматери», «Человек, который смеётся», «93-ий год» и др., Мериме «Хроника времён Карла IX»).

 

В 1831г. В. Гюго создал роман «Собор Парижской Богоматери ». В нём он обращается к средневековью – действие отнесено к XV веку. Но собственно исторического материала (события, герои, факты) в романе практически нет.

1) Концепция истории: историю Гюго толкует как борьбу вечных начал – Добра и Зла, Любви и Ненависти, Жестокости и Милосердия.

2) Исторические личности занимают второстепенное место, а главные герои – вымышленные персонажи. Именно с ними и связаны исторические обобщения автора.

3) Роман имеет чёткую и яркую композицию. Все события строятся вокруг любви к девушке Эсмеральде трёх героев - это архидьякон Собора Клод Фролло, звонарь Квазимодо, аристократ капитан Феб де Шатопер. Кроме этой существует ещё одна важная «линия» романа, связанная с «двором чудес» – парижским кварталом бедноты.

Центральная фигура романа – символический образ Собора, олицетворяющего Средневековье, Религию, Догму. Все герои романа так или иначе связаны с Собором, к нему ведут все сюжетные линии романа.

4) Все характеры строятся на контрастах, прежде всего это контраст внешнего и внутреннего: Клод Фролло выглядит и ведёт себя как аскет, но в душе его бурлят страсти и тайные желания; Квазимодо – уродлив, но имеет доброе и бескорыстное сердце; Феб – красив внешне, но уродлив душой. Сами персонажи также противопоставлены друг другу.

5) Одной из центральных проблем романа становится критика религиозного фанатизма и аскетизма. Эти начала убивают всё человеческое в человеке, деформируют его чувства и желания. В образе Клода Гюго демонстрирует крах аскетизма и догматизма.

Жанры американского романтизма

Основные формы – роман (представители Купер, Готорн, Мелвилл, Бичер-Стоу, Брет-Гарт и др.) и рассказ.

Ведущим жанром становится «короткий рассказ»/новелла, в котором сконцентрированы приметы американской идентичности и эстетические поиски.

Одним из теоретиков и практиков жанра стал Э. По. Основные положения его эстетической теории (и теории рассказа) изложены в работах «Поэтический принцип», «Философия творчества», «Дважды рассказанные истории Готорна» (все – 1840-е гг.)

Произведения самого По принадлежат к типу романтической новеллы и почти все – к психологической разновидности жанра (новеллы). Сам автор выделил одну жанровую модификацию – «логический рассказ» ( не детективный!! Понятия ещё не было)

«Логический рассказ» - разновидность жанра «короткого рассказа»/новеллы, разработанная Э. По и развитая в его творчестве. «Логический рассказ» стал прообразом, затем основой детективного жанра, в первую очередь, в его англо-саксонской традиции.

По теории Э. По, рассказ как жанр малой прозы вообще предпочтителен, так как краткость, лаконичность способствуют «целостности эффекта или впечатления», тем самым ведут к наиболее адекватному восприятию произведения. Всё в произведении должно быть подчинено этой цели, продумано и пропорционально выстроено. Этот рациональный подход сочетается у По с фантастическими, экзотическими, исключительными элементами.

К «логическому» жанру относятся 3 рассказа Э. По, объединённые фигурой сыщика-любителя Огюста Дюпена, к ним примыкает рассказ «Золотой жук », обыгрывающий типично американскую тематику (поиски клада).

В рассказах о Дюпене Эдгаром По «открыты» различные элементы, ставшие затем отличительными для детективного жанра в целом: в центре – криминальная тайна, которую гениальный сыщик разгадывает как математическую задачу, ядром разворачивания сюжета, таким образом, становится логический процесс, интеллектуальная игра; действие разворачивается «от конца» (с факта преступления – к его разгадке), позволяя читателю «разворачивать» клубок фактов самостоятельно; напряженность сюжетного действия, возникающая не только путём «нанизывания» деталей, но и с помощью возбуждения любопытства читателя; две основные фигуры – гения-интеллектуала, сыщика не по профессии, а по призванию, противопоставленного социуму, и его спутника-рассказчика, глазами которого даны действие и сам сыщик, обычного человека, с которым идентифицирует себя читатель.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-21 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: